Сегодня на центральной парковке и вокруг сгоревших почти дотла павильонов «Новой Туры» по-прежнему толпились предприниматели. В основном те, кто потерял в огне свой товар на миллионы рублей. В один миг они остались без единственного источника дохода, с многомилионными кредитами и долгами. К ним сегодня – с предложениями и просто успокоить – приезжали чиновники.

- Мониторинг по всем свободным местам, которые находятся в капитальных строениях на территории Казани, проведен. На сегодняшний день свободно 1425 торговых мест – это торговые комплексы и рынки Казани, – рассказал предпринимателям председатель комитета экономического развития исполкома Казани Сергей Ватанин. – Телефон call-центра - 2991775. Я понимаю, что у вас есть товар, который негде складировать. Наличие свободных мест уточняете по телефону. До конца месяца аренда будет бесплатной.

Ватанин имел в виду места, о которых накануне сообщил заместитель премьер-министра РТ Асгат Сафаров. В числе этих мест – рынки «Бик Зур», Центральный, «Витарус», «Родина» и «Высокая гора».

Но слова представителя исполкома не могли успокоить толпу, из которой полетели разноголосые выкрики: «У нас ничего не осталось, все сгорело!», «Никто нас просто так туда не пустит!», «В «Адмирале» места предлагают за 150 тысяч рублей!» «Вопросы, касающиеся убытков и механизма, согласно которому коммерсанты будут размещаться на казанских рынках, лежат вне моей компетенции», – развел руками Ватанин. Он предложил задать их администрации «Новой Туры», представители которой, впрочем, тоже не смогли успокоить предпринимателей. Генеральный директор технополиса Имран Алиев сообщил окружившим его людям, что на данный момент создана правительственная рабочая группа, но не смог ответить на вопросы, интересовавшие предпринимателей.

5.jpg

Тем временем эмоции толпы зашкаливали. У мужчины, стоявшего напротив Алиева, не выдержали нервы: «Последний срок вам – три дня! Если ничего не будет, я своих детей приведу – их четверо – и положу каждого под машины. Пускай их задавят. Я не знаю, что теперь делать! У меня все сгорело! Верните мне деньги за май и те, что я отдал за въезд в строящийся павильон!»

ЗА ВЪЕЗД ВО ВТОРОЙ ПАВИЛЬОН «ТУРЫ» ОТДАВАЛИ ПО 650 ТЫС. РУБЛЕЙ

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», что при въезде в «Новую Туру» предприниматели отдали за места по 35 тыс. рублей. А за въезд в строящийся павильон, который является копией сгоревшего, администрация рынка потребовала уже по 650 тыс. рублей с каждого.

4.jpg

«За вторую «Туру» с нас собрали по 650 тысяч в декабре. Сейчас говорят, что эти деньги нам вернут, а погорельцев переселят туда. Почему я банку плачу проценты, когда беру кредит, а они прокрутили мои деньги и возвратят столько же? Я больше чем уверена, что если нам и будут возвращать эти деньги, то по частям или в счет аренды, – рассказала газете «БИЗНЕС Online» предприниматель Минзифа Исмаилова. – Вы поймите, здесь есть специфика рынка. Мы не можем пойти работать на другие рынки, как нам предлагают. Мое предложение: правительству поехать в «Адмирал» и всем пофамильно по одному месту раздать. Сейчас все наши клиенты-оптовики, которые приносят нам прибыль, поедут в «Адмирал».

Впрочем, пресс-секретарь «Новой Туры» Вадим Пестряков информацию о столь крупных сборах с предпринимателей не подтвердил. "Я не думаю, что это правда. Это слишком крупная сумма. Может быть, это касалось крупных игроков", - сказал он «БИЗНЕС Online», предложив, впрочем, обратиться за разъяснениями к представителям компаний-операторов торговых площадей технополиса.

По словам Алиева, сумма в 650 тысяч рублей - неправда. "Мы брали с предпринимателей 80 обеспечительных. Это, наверное, на других рынках берут, пытаясь воспользоваться чужим горем. А сейчас мы им предоставляем бесплатно контейнера, чтобы они работали", - эмоционально заявил он «БИЗНЕС Online».

==video1447==

По словам предпринимателя Ливы Мустафаевой, цены за аренду в «Туре» росли как на дрожжах.

«Прежде чем заехать в «Новую Туру», мы заплатили по 35 тысяч рублей. Нам сказали, что январь и февраль мы сможем работать бесплатно, но у нас ничего бесплатно не было, – возмущается Мустафаева. – Первые два месяца обошлись нам по 18 тысяч рублей каждый, март – свыше 20 тысяч. Арендная плата за май, которую мы заплатили заранее, составила уже 30 тыс. рублей. Следующий месяц, как нам сказали, будет стоить 38 тысяч. Когда мы сюда заехали, нам сказали, что аренда будет стоить 15 тысяч, в крайнем случае – 25».

До переезда в «Туру» Мустафаева, как и многие другие, торговала на Центральном рынке. Аренда обходилась ей в 10,5 тыс. рублей. Наибольшая арендная плата на Центральном рынке составляла 17 тыс. рублей. Такую сумму платили торговцы, чьи павильоны располагались «под синей крышей».

3.jpg

Теперь женщина не знает, что ей делать. «На 3,5 млн. у меня товар сгорел! Плюс еще в понедельник я завезла товара из Москвы на 400 тысяч рублей. На мне висят три кредита – на миллион, на 400 тысяч и на 360 тысяч. Что мне делать? Вешаться?».

КАЗАНСКИЕ РЫНКИ ПРЕДЛАГАЮТ ПОГОРЕЛЬЦАМ ПЛАТУ ЗА ВЪЕЗД 300 ТЫС. РУБЛЕЙ

Исмаилова – мать двоих детей, один из которых является инвалидом. Детей растит без мужа. Торговля, которой женщина занимается уже 12 лет, – ее единственный источник дохода. На «Колхозном» рынке она стояла до последнего, а в «Туру» перебралась совсем недавно.

«Я работаю здесь всего 12 дней и весь мой товар на 2,8 млн. рублей сгорел. В «Туре» я сняла место в аренду на 30 тысяч дороже, чем большинство ИП. Дело в том, что администрация рынка продала своим людям по 10 мест, и теперь они сдают эти места с накруткой. При этом мне запретили купить сразу несколько павильонов, чтобы я сама могла сдавать их в аренду. Я не националистка, но большое число мест продавалось администрацией азербайджанцам. Да и все руководство рынка – представители этой национальности. Когда человек ставит своего друга, брата или еще кого-то на ответственную должность, а человек в деле не разбирается, ничем хорошим это не закончится».

2.jpg

Накануне Исмаиловой позвонили из «Адмирала» и предложили въехать туда за 300 тысяч рублей и каждый месяц платить за аренду 50 тысяч. «Здесь у всех кредиты. Кроме того, мы крутим виртуальные деньги – берем товар в Москве, часть его оплачиваем, а часть нам дают под реализацию. Теперь и Москве я должна около миллиона».

А вот Шарафат Хакбердиева, которую корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне застал в слезах, сегодня уже улыбалась. Вчера женщина была вынуждена смотреть на пламя, сжирающее «Новую Туру», и надеяться, что огонь не дойдет до ее павильонов, располагавшихся во втором ряду. Стоит отметить, что всего в «Новой Туре» было 16 торговых рядов. «В живых» остались только 1, 2 и 16-й ряды. «Аллах услышал наши молитвы и помог нам. Половина товара, которая была в пакетах, уцелела. Нам пообещали, что на улице организуют контейнеры для тех, у кого товар уцелел. Здесь мы и будем его продавать».

АЛМАЗ ИСМАИЛОВ: ЭТО БЫЛ ПОДЖОГ

Алмаз Исмаилов арендовал в «Новой Туре» 40 кв. метров и перед самым пожаром оборудовал свои павильоны на 200 тысяч рублей. 16 лет коммерсант занимается рыночным бизнесом. Исмаилов уверен, что «Новую Туру» подожгли.

«Мое личное мнение — это был поджог. Почему это не произошло во вторник, среду или любой другой будний день? Потому что в эти дни здесь много народу. Если бы это был оптовый день, все бы мы увидели, откуда пошел пожар. В понедельник народу очень мало — санитарный день, рынок не работал. К тому же на днях открылся новый рынок в Казани. Обстоятельства сами наводят на определенные мысли».

Исмаилов рассказал, что по понедельникам в здании рынка находится охрана, администрация рынка и те предприниматели, которые принимают новый товар. «Здесь все было нормально, я вообще не ожидал ничего подобного. В летний сезон я продавал солнцезащитные очки, а зимой — кожаные перчатки. У всей «Туры» дела шли очень хорошо, поэтому такая ситуация наступила. Здесь не было ни одного свободного павильона, даже очередь была на места».

Алмаз показывает на гору картонных коробок, лежащих на земле. Ему удалось спасти свой товар стоимостью в 3,5 млн. рублей. «Я нанял пятерых ребят, дал по тысяче рублей каждому. За 45 минут они вытащили мой товар на улицу. В то время горела только та часть (показывает в сторону павильонов 8-го ряда – прим. авт.). Нам разрешили все вытащить — в тот момент дыма здесь не было.

1.jpg

Основная проблема сейчас — реализация товара. У всех предпринимателей «Туры» товар летний. В результате пожара полторы тысячи предпринимателей остались без работы перед самым началом сезона.

О своем горе корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал индивидуальный предприниматель Сараф Каримов. Раньше он работал на «Центральном» рынке, потом перебрался в «Туру». В один миг мужчина лишился единственного источника дохода и теперь не знает, как жить дальше. «О пожаре мне по телефону сообщил знакомый: «Тура горит. Приезжай!». Я приехал, но было уже поздно, все сгорело. Вон видите, откуда дым идет — там мой павильон на 10 кв. метров, - показал на самое густозадымленное место над зданием «Новой Туры» Сараф Каримов. - Там я продавал зонтики, ремни и парфюмерию. Я сейчас в шоковом состоянии. Не знаю, как семью содержать. У меня двое детей, жена. Это мой единственный бизнес, которым я занимался в течение десяти лет. На мне висит кредит в один миллион рублей, товара сгорело на два миллиона. Кроме того, я брал товар в Москве на реализацию — за годы совместной работы мне стали доверять и давали товар на реализацию без предварительной оплаты». Предприниматель уверен, что торговцы, товар которых сгорел в результате пожара, ничего не получат в качестве компенсации. «От этого пожара пострадаем только мы, простые коммерсанты. Само здание «Новой Туры» наверняка застраховано, а мы ничего не получим. У всех моих друзей и знакомых товар полностью сгорел. Некоторые предприниматели смогли что-то вытащить, кто-то не успел».