ПРИЛОЖЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

В российском App Store появились несколько мобильных приложений, приуроченных к грядущей Универсиаде. Одним из них стало приложение Universiade 2013, запущенное в конце апреля и содержащее расписание соревнований. В нем также можно будет ознакомиться с последними результатами, отслеживать изменения в медальной таблице и узнать подробности культурной программы Игр. Примерно в это же время, в конце апреля, в магазине приложений Apple появились две официальные игры – UniCross (разработчик – Данил Бурков, дата обновления – 26 апреля 2013 года) и UniFight (разработчик – AlphaWeb Plus LLP, дата обновления – 30 апреля 2013 года).

Несмотря на разных разработчиков, на самом деле создал игры один и тот же человек – Бурков генеральный директор компании Infinity Games из Казани. «Что же касается UniFight, то она была наполовину проспонсирована AlphaWeb Plus LLP (издателем мобильных игр на платформах iOS, Android, Amazon), поэтому он и указан в App Store», – объяснил он.

фотография.jpg

Как рассказал Бурков корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», игра UniCross на самом деле была сделана в 2010 году, и инициатором ее создания был он сам. «Возможно, сейчас она кажется немного устаревшей, но тем не менее сейчас мы начали ее раскручивать. Сюжет игры придумал я сам, частично привлекались сторонние художники», – сообщил он. По словам Буркова, чтобы разместить приложение в App Store, необходимо иметь статус разработчика. «Для этого происходит регистрация, платятся деньги, заводится аккаунт. Наша компания на рынке мобильных приложений существует с 2010 года, до этого у нас было другое название, и мы занимались компьютерной графикой. UniCross была нашей первой игрой, после этого были созданы другие в том числе еще одна к Универсиаде – UniFight. Мы лично общаемся с Apple, и как только игра вышла, почти сразу попала в топ», – рассказал он.

Создание игр проходило при взаимодействии с дирекцией Универсиады. «Мы показывали им наработки, нам делали замечания, давали указания. Я пришел к ним с предложением идеи этой игры, и мне сказали, давай делать. Дирекция собственно и профинансировала нам эту игру. Некоторые люди говорят нам, мол, отмыли бюджет, но это бред. Мы на свои деньги дорабатывали игру, сейчас поддерживаем ее также на свои деньги, раскручиваем, пиарим самостоятельно», – объяснил Бурков.

фотография1.jpg

При этом он отказался назвать сумму, которую выделила дирекция на игру. В пресс-службе дирекции также не стали отвечать на вопрос о стоимости игры.

РЫНОК НА ПИКЕ

Обе игры в App Store бесплатные, однако внутри есть монетизация. Игры разработаны для платформ iOS и Android. По словам Буркова, в день происходит до 13 тыс. скачиваний.

«За три недели игру UniCross уже скачали примерно 70 тысяч раз. В русском топе бесплатных игр UniCross держится на 20-ом месте», – сообщил он. Говоря о будущих проектах, собеседник нашего издания рассказал, что специально для компании «МегаФон» планируется создание PC-версии игры к Универсиаде, которая будет запускаться на экранах во время самих Игр, и желающие смогут в нее поиграть.

Обе игры достаточно просты. В UniCross цель игры для персонажа Барсика – во время бега собрать как можно большее количество монет. Выбирать можно разные эпизоды, однако бесплатно можно побегать только по китайской местности. В UniFight пользователи, скачавшие игру, могут помочь персонажу (опять же Барсику) выиграть в бою с чудовищем.

Что касается рынка мобильных приложений в России и мире, то в аналитическом отчете компании J’son&Partners Consulting говорится, что на сегодняшний день рынок находится на пике своей популярности. Так, согласно данным J'son&Partners Consulting, за 2012 год рынок мобильных приложений в мире составил $7,83 миллиарда. В России объем рынка мобильных приложений за 2012 год достиг $160 млн., увеличившись на 256% по сравнению с 2011 годом. К 2016 году прогнозируется, что рынок мобильных приложений в России достигнет $1300 млн., увеличившись в 8 раз по сравнению с 2012 годом.

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИГР – ПРОДВИЖЕНИЕ УНИВЕРСИАДЫ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов и игроков рынка оценить стоимость создания игр, варианты монетизации и рост рынка мобильных приложений.

фотография-(1).jpg

Олег Дронов – руководитель департамента цифрового контента J’son&Partners Consulting:

- Стоимость разработки подобных игр составляет от $20 тыс. до $200 тысяч.

Количество скачиваний сильно зависит от качества самой игры, конъюнктуры рынка и ее продвижения, точные цифры очень сильно колеблются. Цифра в 70 тысяч скачиваний выглядит позитивно. Модели монетизации бесплатных игр – это, как правило, реклама в приложении и покупки внутри игры (как в данном случае), то есть для получения дополнительных функций и возможностей игроку предлагается купить либо игровую валюту, либо особые виртуальные предметы и функции, дающие преимущество в игре. Но поскольку главной целью этих двух игр является продвижение Универсиады, то своих целей разработчики добились.

В России много игр, которые разработаны специально для нашей игровой аудитории, к тому же не стоит забывать, что очень популярная в мире игра Cut the rope была разработана в России.

image.jpg

Тимур Хуснутдинов – исполнительный директор ГК Fix:

- В целом сама идея создания игры под мобильные платформы или социальные сети очень интересна. Мы сами предлагали оргкомитету Универсиады пару лет назад разработать под Универсиаду игровое приложение. Игры очень популярны среди пользователей, они привлекают аудиторию, усиливают запоминаемость бренда, в них без лишнего напряга для пользователя можно выдавать полезную или рекламную информацию. С такой компанией, как Infinity Games, мы не знакомы. Насколько я понимаю, эта компания производит приложения в основном под клиентов – бренды. Стоимость создания мобильной игры во многом зависит от способа разработки. Если команда портирует (адаптирует) уже существующую социальную игру под мобильные устройства, то стоимость может колебаться от 150 до 300 тысяч долларов. Если же игра разрабатывается с нуля, включая создание всей необходимой графики, то стоимость может достигать 500 тысяч долларов в среднем по рынку. Если говорить об успешности российских разработчиков бесплатных игр, то можно сказать, что рынок разработки и издания игр сейчас уже сложно делить по региональному принципу. Успешные компании выводят свои проекты на международный рынок, выводят свои приложения в Топ. Все зависит от качества продукта, опыта команды и эффективности расходования маркетингового бюджета. Для успешного проекта, доступного пользователям бесплатно, общее количество скачиваний за первые месяцы после запуска может составлять более трех миллионов.

Игры UniCross и UniFight правильнее называть «условно бесплатными», это так называемая модель Free-To-Play, на мобильных устройствах также называемая Freemium (сочетание слова free и premium). Само по себе приложение бесплатно, что значительно облегчает пользователям процесс ознакомления с продуктом, а значит и повышает процент тех, кто так или иначе зайдет в игру, увидев ее рекламу или иконку в App Store. Далее пользователю становятся доступными различные виртуальные товары или услуги в игре, за которые он платит со своей банковской карты. Чаще всего подобные виртуальные товары ускоряют прогресс пользователя в рамках игрового сюжета, дают дополнительные возможности кастомизации своего игрового персонажа или же города, к примеру. Основным стимулом платить, как правило, является именно экономия времени – можно играть бесплатно, но прогресс занимает значительное время, либо же можно не ждать, но заплатить несколько рублей за это. Также в бесплатных играх разработчик иногда ставят рекламу или интегрируют различные бренды.

Ильдар Аюпов – руководитель студии дизайна «Теория»:

- Сумма разработки данных игр может быть любой. 70 тысяч скачиваний за три недели – вполне реальная цифра для бесплатной игры. Вхождение в Топ-20 – это, скорее всего, только российский App Store. Похожих на данные приложения много, но обычно приложение отличается от других, имеет свою особенность. Есть известные во всем мире российские разработки, например, Cut the Rope. Вариантами монетизации бесплатной игры в App Store могут быть, например, встроенные покупки, окончание бесплатного периода. Сегодня рынок мобильных приложений в России активно растущий. Можно сравнить с развитием сайтов в 2005 - 2010 годах.

Булат Макаров – управляющий партнер компании Advine:

- Стоимость одной игры вполне может составлять миллион рублей. Не исключаю, что стоимость может быть и выше (с учетом продвижения, новых версий).

Если говорить о скачиваниях приложений российских разработчиков, то можно привести в пример успех игры Cut the Rope (несколько десятков миллионов скачиваний), и это не только говорит о том, что география разработчика не важна. Некоторые российские компании работают исключительно на рынок США, так как там привыкли и охотно покупают платные приложения, и рынок там многократно больше российского. Эти компании даже всячески пытаются скрыть, что они из России.

Монетизация бесплатной игры в App Store может выражаться в плате за дополнительные уровни, валюте игры за реальные деньги, «прокачке» героя, рекламе в приложениях и так далее.

Думаю, что Infinity Games – небольшая компания. Собственно, слышал о них только в связи с ЮниКроссом еще в прошлом году. Количество загрузок тоже, к сожалению, не является абсолютным показателем, ведь здесь также существуют «накрутки», а точнее скачивания за деньги, отзывы за деньги и так далее. Заметьте, что, как правило, действительно хорошее приложение получает абсолютное большинство хвалебных отзывов, я с радостью делюсь своим благостным настроением с друзьями и знакомыми. Средние же продукты имеют примерно равное количество добрых (однотипных) и гневных (разномастных) оценок, это неспроста. Хотя не исключаю и того, что некоторым могут искренне нравиться плохие вещи.

Справка

Магазин App Store был запущен 10 июля 2008 года. Сейчас в нем находится более 825 тыс. приложений для iPhone, iPod Touch и iPad, а пользовательская база насчитывает порядка 200 млн. человек. Часть представленных приложений бесплатна, а средняя стоимость большинства платных варьируется от $0,99 до $9,99.

Рейтинг самых популярных платных приложений долгое время возглавляла популярная игра Angry Birds, а бесплатных – мобильная версия социальной сети Facebook.

16 мая этого года в одном из крупнейших электронных магазинов мира App Store была преодолена отметка в 50 млрд. загруженных приложений для различных устройств американской компании Apple.

Infinity Games на рынке мобильных приложений с 2010 года. Компания работает в кросс-платформенной среде (получение единовременно продуктов на iOS, Android, PC, Mac, Web). Среди клиентов – ОАО «МегаФон», дирекция Универсиады в Казани, компания AlphaWeb и так далее. Генеральный директор компании – Данил Бурков.