11 ТЫС. «КВАДРАТОВ» НА ПЯТАЧКЕ В ЦЕНТРЕ НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА
Сегодня в Казани должно было состояться открытие магазина международной сети «Леруа Мерлен». Гипермаркет расположился на пересечении проспекта Амирхана и улиц Чистопольская и Сибгата Хакима, недалеко от комплекса «Казанская Ривьера». Однако накануне поздно вечером пресс-служба компании распространила сообщение о том, что открытие магазина для покупателей откладывается по причинам, «связанным с вопросами безопасности и неготовностью документов».
Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Галина Панина – руководитель внешних коммуникаций «Леруа Мерлен Россия», на торговой площади гипермаркета «Леруа Мерлен Казань» на 11 тыс. кв. м расположится 33 тыс. наименований товаров. В ассортименте будет и продукция местных производителей, таких как ООО «Атум» (строительные материалы) и ООО «Сафпласт» (поликарбонат и оргстекло). «В настоящий момент мы работаем над возможностью открытия магазина для жителей Набережных Челнов», – заявила Панина. Напомним, о намерении открыть «Леруа Мерлен» в автограде наша газета писала еще в августе прошлого года. В конце апреля мэр Челнов озвучил возможные сроки запуска магазина – август 2014 года.
Что же касается Казани, то о приходе ритейлера сюда стало известно в начале 2012 года, когда на заседании Казгордумы депутаты утвердили перевод участка площадью 68321 кв. м по ул. Фатиха Амирхана из зоны специального назначения (Д3) в зону обслуживания населения (Д2). Инициатором перевода стал собственник участка – ООО «Интеллект и Право». Компания заявляла, что построит здесь торгово-административный комплекс. В ходе расследования газеты «БИЗНЕС Online» выяснилось, что под объемным понятием «торгово-административный комплекс» подразумевается гипермаркет стройматериалов французской компании «Леруа Мерлен». В октябре 2011 года, согласно данным ЕГРЮЛ, собственником ООО «Интеллект и Право» (основано в 2006 году) стало ООО «Леруа Мерлен Восток». Сам участок, по оценкам участников рынка, обошелся компании в весьма приличную сумму – порядка 500 млн. рублей.
СТРАШНЫЙ СОН ВЛАДИМИРА МАЛЫГИНА
Один из участников рынка рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в тендере «Леруа Мерлен Восток» на казанский подряд принимало участие несколько компаний – «МД-Инжиниринг», «Фортэкс», «Унистрой». Цена вопрос строительства нового магазина общей площадью 16 тыс. кв. м оценивалась в 1 млрд. рублей. Первоначально победителем была признана компания сербского предпринимателя Ристича Драгана – «МД-Инжиниринг», но неожиданно итоги были пересмотрены. По слухам, вмешался административный ресурс и новая интересная цена, в результате чего подрядчиком стал «Фортэкс».
Как известно, «Леруа Мерлен» входит в ритейл-группу «Ашан», которая в Казани уже представлена продуктовым магазином «Ашан» (с покупкой немецкой сети «Реал» в Казани появится второй «Ашан») и супермаркетом спортивных товаров «Декатлон».
Основным конкурентом «Леруа Мерлен» называют крупного местного игрока – «Мегастрой» Владимира Малыгина (в Челнах, к примеру, «Леруа Мерлен» планирует расположить магазин недалеко от своего казанского конкурента). «Мегастрой», к слову, успел до прихода французов открыть в том же микрорайоне магазин DIY - на Гаврилова (он больше французского по площади – более 18 тыс. кв. м). Также среди конкурентов «Леруа Мерлен» - OBI и «Максидом». В то же время недавно на этом рынке произошли изменения – ушел однин из старейших операторов DIY Казани – сеть «Евроинтерьер», закрывшая все свои магазины. Зато место в столице РТ ищет федеральная сеть гипермаркетов «Стройдепо» и екатеринбургская группа «Трест СКМ».
В этих условиях местные сети были вынуждены объединяться с другими игроками.
Напомним, что летом 2012 года 10 региональных сетей, включая казанскую «Агаву» (развивает сеть «Мегастрой»), для противостояния экспансии международных сетей объединились в закупочный кооператив «Союз DIY». Его участники надеются получить до 5 - 10% скидки у производителей и намерены вырабатывать совместные ритейл-технологии. «Наш главный враг зеленого цвета, рядом с ним – враг оранжевого цвета», – заявил председатель совета «Союза DIY», директор екатеринбургской группы «Трест СКМ» Ринат Мухаметвалеев, имея в виду «Леруа Мерлен» и OBI.
КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ CASTORAMA
Газета «БИЗНЕС Online» опросила мнения участников в связи с выходом нового игрока.
Анна Синявская – ведущий аналитик департамента консалтинга РБК, руководитель исследований food/non-food сетей:
- Рынок Казани я бы отнесла к высоко конкурентным, особенно в сегменте крупноформатной розницы. Сейчас здесь работают OBI, «Максидом», «Мегастрой», «Мой дом». Однако «Леруа Мерлен» обладает несомненными конкурентными преимуществами, за счет чего и является лидером российского DIY-рынка. Поэтому у сети большие перспективы на казанском рынке, думаю, что он сможет занять до 15% рынка со временем. По объемам жилищного строительства Казань третий год подряд входит в тройку лидеров среди городов-миллионников и является лидером Приволжского округа, что позволяет рассчитывать на стабильный спрос на товары для строительства и ремонта.
Приход «Леруа Мерлен» обычно снижает доли уже работающих игроков, это уже стандартная ситуация. Однако для потребителей это может иметь положительный эффект, поскольку они получают большой выбор товаров для строительства и ремонта по более низким ценам и высокий уровень сервиса.
Формат «Леруа Мерлен» – дисконтный DIY-гипермаркет. Компания придерживается политики EDLP (низкие цены каждый день). В товарном ассортименте присутствуют разные группы товаров, однако довольно большая их часть продается существенно дешевле, чем у конкурентов, а на 10 - 15% ассортимента устанавливаются заведомо очень низкие цены (товары-аттракторы). Роль таких товаров может играть как брендированная продукция, так и товары под СТМ, доля которых в «Леруа Мерлен» ежегодно растет. Однако основной доход ритейлера обеспечивают товары с более высокой добавленной стоимостью, а группа дешевых товаров выполняет задачу увеличения количества покупателей.
Андрей Васюткин – руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов»:
- Из ведущей тройки международных сетей DIY, представленных в России («Леруа Мерлен», Castorama, OBI), в Казани представлен только один гипермаркет OBI на площади 11,7 тысячи в составе ТРЦ «Мега», открывшийся еще в 2005 году. За прошедшие 6 лет в городе открывались объекты только российских сетей.
На текущий момент из федеральных игроков на рынке работает только питерский «Максидом» и «Старик Хоттабыч» (по одной точке). Среди локальных сетей в городе наиболее активно развита сеть «Агава» (сеть «Мегастрой» – 3 объекта).
Рынок DIY города, как и большинства крупных растущих городов, ненасыщен. В Казани вполне могут сосуществовать все три из крупнейших международных сетей, представленных в России. На рост рынка сегмента товаров для дома помимо прочего будет влиять увеличение доли продаж в цивилизованных форматах торговли за счет закрытия открытых строительных рынков. Приход нового крупного игрока на рынок пойдет только на пользу потребителям. Опыт других городов показывает, что конкуренция между крупнейшими сетями в данном сегменте рынка ведет прежде всего к улучшению сервиса обслуживания, появлению новых допуслуг, предлагаемых покупателям.
Место размещения объекта – лучшее внутри города для развития ритейла. В окружении – наиболее плотнонаселенные районы Казани. В непосредственной близости от планируемого ритейл-парка на Чистопольской – целая группа популярных у населения спортивных объектов, аквапарк.
«НАИБОЛЕЕ ОСТРО ЭТО ОТКРЫТИЕ КОСНЕТСЯ, СКОРЕЕ, «МАКСИДОМА»
Иван Федяков – директор ИА «Инфолайн»:
- Новый гипермаркет – это классический формат «Леруа Мерлен», который открывает магазины на площадях 10 - 15 тысяч квадратных метров и имеет ассортимент в 30 - 40 тысяч наименований. Это тот формат магазинов, который хорошо себя зарекомендовал в других регионах и достаточно эффективно работает в крупных мегаполисах, как например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
Безусловно, на казанском рынке произойдут изменения. Обычно «Леруа Мерлен» открывается в достаточно хороших местах и меняет предпочтения потребителей, их традиционные формы потребления. Это тот случай из немногих, когда с открытием магазина могут произойти какие-то изменения. Не все магазины обладают такой харизмой, инвестиционными способностями, в том числе рекламными возможностями для того, чтобы изменить покупательские предпочтения в регионе. Открытие другого игрока конкуренты могли бы, возможно, и не заметить, но это открытие не заметить будет сложно. Конкуренты ощутят некоторый передел рынка.
Рынок Татарстана достаточно перспективный. Он один из немногих в нашей стране, кто неплохо подрастает. В регионе активно идет строительная деятельность, довольно большой объем выданных ипотечных кредитов. Все это говорит о том, что рынок в ближайшие годы, вероятно, будет расти. В какой-то степени это может положительно повлиять и на других игроков через изменение потребительских предпочтений. Средний россиянин делает ремонт, меняет интерьерные решения гораздо реже, чем европеец. У нас это не принято, есть определенные стереотипы, поэтому оборот на душу населения в сегменте DIY сильно отстает от среднеевропейского. Приход таких мощных игроков с серьезным настроем позволяет изменить потребительские предпочтения и в целом изменить объем категорий за счет работы.
Наиболее остро это открытие коснется, скорее, «Максидома», который также работает в формате big box (коробок). Вряд ли это коснется «Метрики», например. Конкуренция будет происходить между крупными игроками.
Самат Алишев – директор журнала «BLIZKO Ремонт» в Казани:
- Появление в Казани такого сильного игрока, как Leroy Merlin, вполне ожидаем. Город развивается в преддверии многих событий международного масштаба: Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта, Чемпионат мира по футболу, список можно продолжать. Гораздо более удивительно выглядела бы ситуация, когда игроки «большой тройки» (OBI, Castorama и Leroy Merlin) не обратили бы внимания на перспективный казанский рынок.
На наш взгляд, у «Леруа Мерлен» есть все шансы прочно обосноваться в Казани – городе, который еще далеко не перенасыщен крупными строительными магазинами. Однако в Казани большое влияние имеют местные и российские игроки («Агава», «Мегастрой», «Стройдепо», «Максидом»), то есть «Леруа Мерлен» предстоит серьезная конкурентная борьба.
В пользу магазина говорит и его выгодное расположение, а главное – опыт крупного международного игрока с 325 магазинами по всему миру.
Учитывая политику «Леруа Мерлен» по максимальному снижению цен при входе на новые рынки, можем предположить, что с их открытием конкурентная обстановка на казанском рынке DIY обострится.
Айрат Гайнуллин – директор ГК «Колорит»:
- «Леруа Мерлен» – самый грозный представитель рынка DIY в Европе. Его прихода побаиваются все местные и западные сети. Обычно открытие «Леруа Мерлен» – это агрессивная ценовая политика и активная реклама. Безусловно, приход «Леруа Мерлен» – значительное событие для рынка строительных и отделочных материалов Казани. Но, с другой стороны, для Казани это седьмой по счету гипермаркет DIY, так что наших покупателей трудно чем-либо удивить. И ассортимент, предлагаемый всеми магазинами, примерно одинаков, ведь поставщики преимущественно одни и те же у всех ритейлеров. Поэтому после первоначального всплеска интереса магазин станет посещаем в большей степени жителями Ново-Савиновского района. Этому также способствует сложная транспортная обстановка в Казани, а расположение торговой точки в центре населенного района приведет к еще большим проблемам, связанным с трафиком.
Общеизвестно, что для уменьшения транспортных проблем в Европе подобные магазины располагают на выездах из города, но, как говорят, у России свой путь. Ориентировочные вложения в строительство подобного магазина площадью около 11 тысяч квадратных метров – около 300 миллионов рублей плюс примерно столько же на товар и оборудование. Это очень приблизительно и не учитывая расходы на приобретение земельного участка. Для нашей компании открытие «Леруа Мерлен» не приведет к прямой конкуренции. Ведь мы работаем в формате магазина «у дома», где одним из преимуществ является близость к покупателю, и у нас достаточно сильно развитое оптовое направление. Но в любом случае появление нового игрока – это всегда вызов, это сигнал для дальнейшего развития и совершенствования своего бизнеса и поиска новых путей служения и полезности его величеству Покупателю.
«Леруа Мерлен» – международная сеть магазинов DIY. Входит в группу компаний «Ашан», основана в 1923 году во Франции. Объединяет более 300 магазинов, 50 тысяч сотрудников.
В настоящее время компания «Леруа Мерлен» — третья в Европе после Castorama и OBI по объемам продаж товаров для строительства и отделки (рынок DIY — от англ. Do It Yourself — «сделай это сам»). Сеть включает в себя 183 гипермаркета DIY, 107 средних и малых магазинов, 18 дискаунтеров в Греции, Бразилии, Франции, Италии, Польше, Португалии, Испании, России, Китае. Общая численность персонала — свыше 35 тысяч человек (2005). Оборот компании за 2005 — 6,57 миллиардов евро. В 2004 году «Леруа Мерлен» открыла первый магазин в Мытищах. Сейчас (август 2009) гипермаркеты этой сети действуют в Москве и Московской области. В конце 2007 — начале 2008 компания открыла свои гипермаркеты в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре и Новосибирске. В 2009 году компания открыла магазин в Омске, в 2010 году — в Воронеже (30.07.2010), Климовске (28.12.2010), Самаре и Уфе (25.05.2011). Заканчивается строительство магазина в Красноярске (декабрь 2011). Сегодня у сети 25 магазинов в 14 городах России. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 137
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.