5.jpg
Полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич и президент РТ Рустам Минниханов представили сотрудникам аппарата нового главного федерального инспектора по РТ Рената Тимерзянова (слева)

ПОЧЕМУ ПОЛПРЕД НЕ НАЗНАЧИЛ В ТАТАРСТАН ЧЕЛОВЕКА СО СТОРОНЫ

Вчера в Доме правительства полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич и президент Татарстана Рустам Минниханов представили сотрудникам аппарата нового главного федерального инспектора по Татарстану. Как и прогнозировала газета «БИЗНЕС Online», им стал хорошо знакомый в республике Ренат Тимерзянов. Генерал-майор полиции, возглавлявший МВД по Алтайскому краю, сменил на этом посту «варяга» Рустама Идрисова, с начала апреля находившегося в долгосрочном отпуске. О последнем с тех пор никакой информации не было – будто в воду канул…

Как дипломатично намекнул Бабич, кандидатуру выбрали именно в аппарате полпреда.

«Так удачно сложились обстоятельства, что у него (Тимерзяноваприм. ред.) заканчивается работа в МВД – мы использовали этот момент, чтобы перевести его на иную деятельность. У его новой должности значительнее объем труда, это работа уже не правоохранительная, а прежде всего политическая», – отметил Бабич.

Поясним, в конце 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением продлил главе МВД по Алтайскому краю Тимерзянову срок службы сверх установленного предельного возраста на один год. В конце 2012 года такого продления уже не последовало, и 9 мая уже Владимир Путин освободил 58-летнего Тимерзянова от должности главы краевого МВД.

Бабич признался, что при выборе кандидата в Татарстан федералы не руководствовались необходимостью назначить в республику человека со стороны. «Варяга» присылают в случае конфликтной ситуации, если есть разногласия в региональной элите «во власти или около власти».

«Тогда назначается человек, не связанный ни с одной из противоборствующих групп и способный объективно разобраться в ситуации. А в Татарстане ситуация иная. Есть конструктивная работа всех ветвей власти. Здесь нужен человек, напротив, знающий ситуацию изнутри. Здесь не нужен контроль, здесь нужен партнер. Это вопрос доверия к республике», – откровенно заявил Бабич, одномоментно объяснив всю суть этого института в РФ. Это с одной стороны. А с другой стороны, получается, что с начала нулевых, когда в России появился этот институт власти и в Казань прислали двух «варягов» одного за другим (Галимарданова, а потом Идрисова – оба причем генералы), федералы считали, что в РТ не все так просто…

Задачи, которые поставлены перед Тимерзяновым, помимо контроля за реализацией указов президента РФ Путина, есть и специфические: вопросы межрегионального согласия, вопросы противодействия религиозному экстремизму, отметил полпред.

4.jpg
Михаил Бабич: «В Татарстане нужен человек, знающий ситуацию изнутри. Здесь не нужен контроль, здесь нужен партнер. Это вопрос доверия к республике»

ПРЕЗИДЕНТ РТ БЫЛ РАЗОЧАРОВАН, КОГДА ТИМЕРЗЯНОВА ПОВЫСИЛИ

Минниханов, представляя Тимерзянова в новой должности, признался, что «был очень разочарован, когда МВД РФ принимало решение о повышении (перевод на Алтайприм. авт.).

«Я всеми силами пытался его оставить. Но жизнь, она такая… Он все-таки вернулся в нашу республику. Тимерзянов сделал исключительно много для правопорядка в нашей республике. В самое сложное время он возглавлял криминальную милицию», – напомнил глава РТ.

Сам Тимерзянов признался корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что вернулся в Татарстан в том числе и из-за его «ритма жизни»: «Душа всегда ближе к тем местам, людям, с которыми ты прошел долгий путь и жизни, и совместной работы. Конечно, и ритм жизни в Татарстане очень серьезно отличается от ритма жизни в Алтайском крае. А я привык к такому ритму!»

ДВОЙНАЯ РОТАЦИЯ РЕНАТА ТИМЕРЗЯНОВА

Тимерзянов действительно сыграл одну из ключевых ролей в наведении правопорядка в Татарстане в лихие 90-ые, когда «заказывать музыку» пытались лидеры ОПГ. На протяжении 13 лет он работал в команде Асгата Сафарова в должности первого заместителя главы МВД по РТ. Причем он прошел все ступени по карьерной лестнице. Службу в органах внутренних дел начал в 1978 году с должности участкового по делам несовершеннолетних Октябрьского РОВД ТАССР. Впоследствии возглавил это РОВД, а в 1998 году (год призыва в МВД Сафарова) стал первым замминистра внутренних дел РТ, начальником криминальной милиции регионального управления МВД.

Сам Сафаров газете «БИЗНЕС Online» уход своего коллеги назвал большой потерей – «для министерства внутренних дел и лично для меня». «Ренат Закиевич, конечно, – это моя правая рука!» – заявил он. Многие направления и прежде всего направление борьбы с организованной преступностью замкнуты были на Тимерзянове. Сафаров называл его «одним из немногих людей в МВД, которые владеют этой информацией».

Официальной причиной перевода генерал-майора Тимерзянова на Алтай назвали ротацию кадров. 26 июля 2011 года президент РФ Медведев подписал соответствующий указ, согласно которому на посту начальника алтайской полиции выходец из РТ сменил Александра Олдака. Того в свою очередь направили на службу в Ставрополье.

ЧТО ЖДАЛО ТИМЕРЗЯНОВА НА АЛТАЕ?

Отметим также, что Тимерзянов ушел из команды Сафарова в интересное время. Полгода спустя, весной 2012 года, разразился скандал в ОП «Дальний». 9 апреля 2012 года Сафаров был уволен с должности министра внутренних дел Татарстана. Позднее, в мае, Сафаров вновь вошел в команду правительства, заняв должность вице-премьера РТ.

Впрочем, хозяйство Тимерзянову досталось тоже непростое. За полгода до его назначения правоохранительные органы Алтая потрясли два громких коррупционных скандала. В марте 2011 года были возбуждены уголовные дела в отношении подполковника алтайского центра противодействия экстремизму Василия Мандзюка. Его подозревали в вымогательстве взятки с угрозой подбросить наркотики. После чего центр «Э» в том виде, в котором он существовал, был расформирован.

В конце 2010 года был отстранен от должности начальник УВД Бийска Борис Кириченко. Он вместе с бухгалтером подозревался в присвоении и растрате 4 млн. рублей. Уголовное дело поручили отделу по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Алтайскому краю.

Не все было спокойно и в сфере оргпреступности: в Алтайском крае криминальное лидерство несколько лет делили между собой Нурухман Мамыров (Мутай) и Николай Кузьмин (Младенец). В 2010 году «официально» смотрящим на Алтае был авторитет Мутай (занимает высшее место в преступной иерархии Алтайского края), но Младенец постоянно поддерживал свой рейтинг, промышляя рэкетом, «крышеванием», отъемом квартир у неблагополучных семей: подсаживал людей на наркотики, и те в итоге отдавали жилплощадь в счет оплаты долга за дурь. В 2010 году его осудили на 9 лет. А в июле 2011 года суд приговорил и Мутая к 7,5 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. На момент прихода в регион одного из главных борцов с ОПГ в РТ в Алтайский край уже собирались авторитеты, чтобы установить свои правила игры. По-видимому, власти ждали от Тимерзянова расчистки авгиевых конюшен.

ПЕРВЫЕ УДАЧИ ГЕНЕРАЛА ИЗ РТ: УДАР ПО ОПГ

И, с одной стороны, многое сделать удалось. Как сообщил Тимерзянов в интервью газете «МК на Алтае», в 2011 году сотрудники полиции пресекли деятельность 209 (!) лидеров и активных участников организованных групп или преступных сообществ, изобличенных в совершении 363 тяжких и особо тяжких преступных деяний. Были выявлены 2430 преступлений экономической направленности, в том числе 90 налоговых.

В январе этого года после убийства криминального авторитета по прозвищу Дед Хасан Тимерзянов предупредил через местные СМИ, что теперь все регионы могут быть втянуты в криминальную войну за сферы влияния. «Определенная активизация представителей преступного мира есть и в Алтайском крае», – заявил он тогда.

Воров в законе на свободе в Алтайском крае нет, отметил он, но те действуют из мест лишения свободы. Основные сферы деятельности, которые курируются преступными группировками в крае, – это проституция, автоугоны, наркобизнес, незаконная рубка леса, квартирные кражи. Кроме того, генерал сообщил, что правоохранители «накрыли» орггруппу, курирующую проституцию в городе. В суд собирались отправить дело о банде черных лесорубов.

В общем, недовольных деятельностью Тимерзянова могло быть много.

6.jpg
Ренат Тимерзянов: «Душа всегда ближе к тем местам и к тем людям, с которыми ты прошел очень долгий путь. Ритм жизни в Татарстане серьезно отличается от ритма жизни в Алтайском крае, и я привык к нему, он мне ближе»

РЕНАТ ТИМЕРЗЯНОВ: «МЫ ЕЩЕ НЕ ДО КОНЦА ИСКОРЕНИЛИ МИЛИЦЕЙСКУЮ ПРИВЫЧКУ, ЧТО НАМ ВСЕ МОЖНО, ВСЕ ДОЗВОЛЕНО»

Тем более что приход Тимерзянова пришелся на время полицейской реформы, которая заставила рассекретить ранее скрывавшиеся данные по преступлениям сотрудников. Подлил масла в огонь скандал в «Дальнем», который недоброжелатели могли использовали против выходца из РТ.

«Мы не пытаемся приукрашивать действительность и называем вещи своими именами. Наверное, поэтому у людей складывается впечатление, что в органах творится Бог весть что, а полицейские творят беспредел, – говорил местным СМИ Тимерзянов. – На самом же деле, согласно статистике, в этом году количество привлеченных к уголовной ответственности сотрудников полиции и возбужденных в отношении них уголовных дел существенно снизилось».

Тем не менее Тимерзянов признал, что «последние резонансные ЧП с участием сотрудников лишний раз подтверждают, что проблемы в нашей системе действительно есть, а в ходе реформы полицейские не перестроились ни морально, ни психологически». Наконец, по его мнению, сегодняшний рост правонарушений (с участием полицииавт.) – это своего рода «послестрессовая реакция», приведем эту любопытную цитату полностью: «Стоит ли говорить, что в период реформирования все без исключения сотрудники находились в сильнейшем напряжении: оставят ли на службе, если да, то какую должность дадут? И эта стрессовая ситуация длилась не один день. Когда все закончилось, люди волей-неволей расслабились и отчасти потеряли контроль, и командирский состав в том числе. Вожжи ослабили – неуправляемая телега понеслась, набирая скорость. Мы еще до конца не искоренили милицейскую привычку, что нам все можно, все дозволено».

Отметим также, что число зарегистрированных преступлений в Алтайском крае в 2012 году по сравнению с 2011-м увеличилось на 6%. По словам Тимерзянова, в крае за прошедший год были зарегистрированы 45 тыс. преступлений, это почти на 3 тыс. (!) больше показателей 2011 года. Как известно, статистика по раскрываемости преступлений – палка о двух концах. Мало раскрываешь – плохо работаешь, много раскрываешь – криминальная обстановка оставляет желать лучшего.

КАК УХОД ТИМЕРЗЯНОВА ВЫЗВАЛ «НАСТОЯЩЕЕ СМЯТЕНИЕ» В ДУШАХ АЛТАЙСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ

В полпредстве работу Тимерзянова в Алтайском крае оценили исключительно с положительной стороны.

«Я знаю, многие наши алтайские коллеги с сожалением с ним расставались. Его уход вызвал настоящее смятение в душах его коллег, так как алтайские сотрудники почувствовали при его приходе новый темп, новый драйв, который задал Ренат Тимерзянов», – заявил Бабич вчера в Доме правительства.

Сам Тимерзянов в ответ на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» об итогах работы на Алтае дал понять, что оценивает ее результаты положительно, сославшись на факты:

«Оценки дают нам со стороны. Есть понятие критерия эффективности нашей деятельности плюс оценка населения прежде всего. Но факты о себе тем не менее свидетельствуют. И по итогам 2012 года Алтайский край занимал первое место (в своей группе регионов), и по итогам четырех месяцев 2013 года МВД по Алтайскому краю также на первом месте. Я не хочу сказать, что это результат чисто моего труда. Это результат коллектива, который я возглавлял, и говорит о том, что тот курс, который они имели, я с него не сбился и смог сплотить коллектив», – заявил Тимерзянов.

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПОЧТИ НУЛЕВАЯ, НО…

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», не считают влиятельной новую должность Тимерзянова, но при этом отмечают профессионализм последнего.

Павел Сигал – первый вице-президент «ОПОРЫ России»:

- Несколько лет назад я был советником и председателем совета по экономической политике при первом главном федеральном инспекторе РФ по РТ Марселе Галимарданове. То есть я с этим институтом очень тесно сотрудничал, можно сказать, был одним из тех, кто стоял у истоков. Сейчас этот институт стал менее востребован, но в свое время он сыграл достаточно значительную роль. Он был создан для того, чтобы усилить влияние федеральных органов власти, президента России на решения региональных органов, чтобы координировать работу федеральных и региональных министерств и ведомств. Сейчас это менее актуально.

Полномочия федерального инспектора при Галимарданове и сейчас формально остались такими же. Но тогда была другой ситуация – федеральные структуры были значительно слабее, чем сейчас. Допустим, в Татарстане многие министерства и ведомства дублировались. Причем по влиянию, по финансовым ресурсам, по кадровому потенциалу местные министерства и ведомства были намного мощнее, чем федеральные. Со временем, с выстраиванием вертикали власти этот перекос был устранен, и создана достаточно стройная система. Федеральные органы власти остались федеральными, региональные, которые дублировали федеральные, либо трансформировались, либо были реорганизованы.

Шамиль Агеев – председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана:

- Назначение Тимерзянова на пост федерального инспектора – это просто замечательно. Ренат Закиевич – до мозга костей патриот России и Татарстана, и это на редкость удачное кадровое назначение, которое я готов поддержать обеими руками. Роль федеральных инспекторов сегодня почти нулевая, но ведь все зависит от людей. Такой человек, как Тимерзянов, вдохнет в этот институт новую жизнь. Фактически у федерального инспектора очень серьезные рычаги влияния, нужно лишь уметь воспользоваться ими, не оставаясь равнодушным созерцателем.

Алексей Панин – замгендиректора центра политической информации (Москва):

- Можно сказать, что в 1990-е годы должность федерального инспектора становилась хорошим трамплином. Но сейчас я не очень четко вижу, как эта позиция может служить социальным лифтом. Эту должность в определенной степени можно сравнить с должностью полпреда, у них одни и те же проблемы. Но сказать, что федеральный инспектор входит в Топ принимающих решения на уровне региона, конечно, нельзя.

Марат Галеев – председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- Хочу поздравить Рената Закиевича с назначением, насколько я знаю, он очень привязан к республике. Это человек, который глубоко знает Татарстан, на прежних должностях он заработал хорошую репутацию. Федеральный инспектор, который изначально хорошо знает республику, для Татарстана – позитивный фактор. О самом институте федеральных инспекторов можно говорить с разных точек зрения, но, коль скоро эта должность есть, пусть ее занимает человек, хорошо знающий территорию. Не должность красит человека, а наоборот.

Гульнара Сергеева – начальник управления министерства юстиции РФ по Республике Татарстан:

- Во-первых, я рада, что федеральным инспектором будет именно Ренат Тимерзянов, потому что знаю его по прежней работе и отношусь с большим уважением. Это большой плюс, что на это место приходит человек, который знает республику и знает людей. Учитывая, что у нас здесь много федеральных органов, федеральных служб, это будет большая помощь и поддержка, если все мы будем работать во взаимодействии и тесном сотрудничестве. Поэтому на Рената Закиевича я возлагаю большие надежды.

Во-вторых, федеральные инспектора являются представителями президента РФ на местах, поэтому политику, проводимую президентом, доводят именно они. Чисто служебные вопросы, которые могут возникать с субъектом федерации, мы можем решить на уровне федерального инспектора. В частности и мы, если есть какие-то пробелы, которые можно устранить, и предложения по этому поводу, доводим не только до нашего министерства, но и до федерального инспектора. Эффективность федерального инспектора зависит еще и от того, как он построит свою работу. У нас при управлении минюста РФ по РТ есть координационный совет, где мы обсуждаем проблемные вопросы.

Так вот членом этого координационного совета является федеральный инспектор. Например, сегодня на этом совете прозвучала такая тема, что необходимо совершенствование федерального законодательства. И вот в этом случае, когда идет межведомственное сотрудничество, роль федерального инспектора очень важна.

Александр Лаас – врио начальника главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, полковник полиции:

- Он показал себя только с положительной стороны. У него сложились нормальные отношения и с личным составом, и с аппаратом главы субъекта. Сегодня наше главное управление занимает в своей рейтинговой группе одно из первых мест. Все субъекты разделены по группам, мы входим в шестую группу, и на сегодняшний день по итогам четырех месяцев мы занимаем в нашей группе одно из первых мест. Ренат Тимерзянов показал себя работоспособным, ответственным и грамотным человеком, который способен смотреть на несколько шагов вперед. Особенно сильная его позиция – оперативная работа, здесь у него есть чему поучиться. Ну и ряд других. С его приходом мы неплохо стали работать по раскрытию тяжких преступлений в том числе и преступлений прошлых лет. Он проводил оперативные мероприятия, заслушивания сотрудников, намечал ряд мероприятий, создавал следственно-оперативные группы, и по-новому изучались дела.