Сегодня Владимир Путин провел в Сочи совещание о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. Мероприятие, в котором принял участие президент РТ Рустам Минниханов, а с докладом также выступал глава РЖД Владимир Якунин, преподнесло для республики сразу несколько положительных новостей.

Направления Москва – Казань и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер могут стать первыми железнодорожными высокоскоростными магистралями (ВСМ) в стране.

«В настоящее время рассматривается несколько направлений строительства новых высокоскоростных магистралей, – заявил Путин. – Один из них – это Москва – Поволжье, и не просто Поволжье, а конкретный город указывается – это Москва – Казань. Сегодня детально обсудим такую возможность, проанализируем, насколько этот проект актуален и реалистичен с финансовой точки зрения. Имея в виду, что Поволжье – это промышленный район, в целом я имею в виду Поволжье, не только Татарстан и Казань, проживает здесь большое количество наших граждан, регион активно развивается, и он, конечно, нуждается в улучшении связи с центром страны, со столицей».

Путин сообщил, что с ее введением время в пути от Москвы до Казани сократится с 11,5 часов до 3 часов 30 минут (напомним, что под высокоскоростным подразумевается движение поездов со скоростью 200 - 400 км в час, под скоростным – 140 - 200 км в час). При этом глава государства отметил, что на данном направлении речь идет о круглогодичной востребованности. Участок Москва – Казань через пять регионов России с остановками во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах.

Строительство ветки до РТ обойдется в 928 млрд. рублей, причем финансироваться проект должен по принципу частно-государственного партнерства в пропорции 70% государства и 30% частных инвестиций. Тем не менее это станет одним из самых дорогих проектов в новой России.

После строительства высокоскоростной ветки до Казани она может быть проложена дальше – до Екатеринбурга, Уфы, Перми, Челябинска и Самары, сообщил Якунин. Отметим, что первоначально в качестве пилотных проектов называлось направление Москва – Екатеринбург, периодически в различных федеральных изданиях сообщалось, что из-за дороговизны проекта его и вовсе планируют отменить. Но, как видим, для республики все сложилось удачно.

Уже после совещания министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил РИА "Новости", что при начале разработки проектной документации в этом году есть шанс успеть с реализацией этого проекта к чемпионату миру по футболу к 2018 году.

2.jpg

ВЛАДИМИР ПУТИН: «ЦЕНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЕМЛЕМОЙ»

Что касается второго направления Москва – Адлер, то движение по нему сократится до 8 часов. Если эти проекты будут реализованы, в зоне действия сети ВСМ окажется более 100 млн. жителей России.

«В обосновании этих проектов должны содержаться решения по тарифной политике и стоимости билетов. Здесь сразу хочу подчеркнуть – цена на них должна быть приемлемой и доступной для подавляющего большинства граждан», – заявил президент.

«Стоимость проезда на ВСМ будет варьироваться от 1 до 10 рублей за километр пути, в зависимости от класса вагона», – приводит РИА "Новости" слова Якунина.

Такой расчет сделан исходя из данных по тарифной политике в высокоскоростном дорожном движении зарубежных стран. Кроме того, по словам Якунина, цена на проезд должна формироваться с учетом покупательской способности населения и быть конкурентной с другими видами транспорта.

4.jpg

СОЗДАНИЕ ВСМ: БИЗНЕС ПОЛУЧИТ ЗАКАЗЫ НА МИЛЛИАРДЫ

Всего же РЖД предлагает до 2030 года построить в РФ более 4 тыс. км линий высокоскоростных железных дорог и около 7 тыс. км линий скоростного сообщения. Как в своем докладе сообщил Якунин, создание ВСМ может существенно улучшить экономические взаимосвязи между регионами. За счет повышения трудовой мобильности зарплаты в районах, прилегающих к скоростным линиям, возрастут на 30 - 50%, повысится качество и скорость перевозок как в пассажирском, так и в грузовом сегменте, снизится нагрузка на автодорожную сеть.

Путин также заявил, что при строительстве ВСМ подрядчики из России должны иметь преимущество перед иностранцами – это «базовое требование», которое касается и общестроительных работ, и сферы высоких технологий. Правда, глава государства признал, что без помощи иностранных партнеров в строительстве ВСМ не обойтись.

Якунин добавил, что за счет экономического эффекта от проекта государство получит чистый доход в размере 5,3 трлн. рублей. Глава РЖД сообщил также, что при строительстве магистрали российский бизнес получит заказ только на строительную продукцию в объеме более 270 млрд. рублей, еще до 100 млрд. рублей составит заказ на технику и обустройство линии.

РЖД УЖЕ ГОТОВО К ЗАПУСКУ

Руководитель казанского территориального управления Горьковской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") Александр Черемнов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» также отметил положительный экономический эффект для региона от создания ВСМ, при этом дав понять, что сотрудники готовы к эксплуатации таких сложных линий.

«Я считаю, что добавится только дополнительной ответственности, которая ложится на плечи всех специалистов, где пропускаются скоростные поезда. Сложности не добавится, добавится только дополнительная ответственность за эксплуатацию скоростных магистралей», – заявил он.

«Не думаю, что это кардинально отразится на бизнесе, но, конечно же, чем лучше инфраструктура, тем лучше инвестиционный климат, – отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Руслан Зарипов, начальник отдела продаж филиала БК «Открытие». – Людям станет значительно проще ездить из одного города в другой – это огромный плюс».

Сергей Акульчев – генеральный директор ООО «Акульчев», в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» продолжает тему – теперь высококлассные специалисты из Москвы будут охотнее приезжать в Казань или города Татарстана на работу:

«Я считаю, скоростная линия очень сильно поможет Казани стать экономическим центром в числе первой тройки городов. Считайте, если в Казани понадобится топовый специалист (а часто мы сталкиваемся с тем, что хорошие специалисты живут в Москве), то он уже легче примет предложение, зная, что ему не придется перевозить семью. Можно сесть на поезд в пятницу вечером, и 3,5 часа пути москвич даже не почувствует, потому что ему по Москве дольше ехать в пятницу вечером, чем из Казани до своего города. Да и культурный обмен выйдет на новый уровень – столичным артистам, может быть, даже на ночевку оставаться не придется после гастролей. На социальной жизни региона, соответственно, это строительство тоже скажется положительно – кроме, может быть, поднятия цен. Вероятно, все начнет дорожать, поскольку это доступность и престиж, люди потянутся в Казань еще активнее. Экономика будет подниматься – и цены вместе с ней. Во всем остальном сплошные плюсы», – говорит Акульчев, отмечая, что Казань развивается семимильными шагами.

«Получается, что с Москвой будут быстро соединяться Нижний Новгород, Питер и Казань. То есть город не просто как бренд, а реально претендует на третье место в стране, а со временем, может, и на второе, кто его знает…» – говорит он.

Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы», считает, что стоимость ветки явно завышена. «Скорее всего, себестоимость в два раза меньше, а то и больше», – предположил он в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» и отметил, что в этом вопросе важно будет сохранить прозрачность, поскольку триллион рублей – фантастические деньги для налогоплательщиков.

"Конечно, оцениваю эту высокоскоростную ветку как положительное решение. Но на данный момент есть куда более глобальные проблемы, в которые также следует вкладывать значительные средства. Например, хотелось бы, чтобы была высокоскоростная ветка в Сибирь и в другие места, куда довольно проблематично добраться, – отмечает директор инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент» в Казани Раиль Зайнутдинов. – И, может быть, было бы лучше вложиться в перевозку груза по железнодорожным путям".

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

- Начать следует с того, что это не первая ветка. Строительство ВСМ в Казань только рассматривается, а по ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом уже выполнен ряд проектных работ, да и вообще он наиболее проработанный. В данном случае речь не идёт о инвестиционной привлекательности, а о повышении транспортной доступности регионов страны, повышение мобильности населения, увеличения ВВП и ВРП, увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, будут созданы тысячи рабочих мест, улучшится качество жизни. Поэтому реализация сети ВСМ в стране нужна и её можно только приветствовать. В данном случае ВСМ в Казань, это всего лишь часть ветки в Екатеринбург, и не стоит противопоставлять эти города. Просто часть ВСМ от Казани до Екатеринбурга будет реализовываться позднее. Никакого увеличения грузовых потоков быть не может, потому что ВСМ строятся для перевозки пассажиров. Теоретически, возможность увеличения пассажиропотока с введением ВСМ существует, но она будет зависеть от множества факторов, в том числе и от состояния экономики, стоимости проезда, выбора самим населением средства передвижения по стране.