DSC_7273.jpg

ЛИХИЕ 90-Е КАНУЛИ В ЛЕТУ, НО…

Что на самом деле стало причиной пожара в «Новой Туре», кто виноват – туман с бумагами, криминал или банальная халатность, что происходит сейчас на территории технополиса? С этих вопросов началась сегодняшняя интернет-конференция с руководителем исполкома Зеленодольского района Александром Тыгиным.

Напомним, что Тыгин в ходе пожара технополиса ввел режим чрезвычайной ситуации в Зеленодольском районе. Первым делом все силы и средства пожаротушения района, которыми располагает Зеленодольск, были брошены на ликвидацию ЧП. Зеленодольское УВД расчищало трассу для пожарных машин, зеленодольский гарнизон полиции в первую очередь выставил заслоны у всех входов-выходов горящего павильона. А затем решались вопросы обеспечения питания, обогрева, размещения как личного состава, занятого тушением, так и всех нуждающихся.

Сам сгорел или был поджог павильона? Этот вопрос сейчас волнует всех – от пострадавших предпринимателей и муниципальных властей до следствия и властей республики. Но ответ на этот вопрос может дать только дознание, которое проводится сейчас. По словам Тыгина, назначен целый ряд экспертиз – технических и судебных, и решение о причинах пожара будет основано не на показаниях тех, кто был на пожаре, а на объективных выводах экспертов.

- Это так же верно, как отпечатки пальцев, – добавил он.

Говоря о криминальной версии произошедшего, сразу же выдвинутой владельцами и инвесторами «Новой Туры», глава зеленодольского райисполкома отметил, что этой версией занимаются МВД и прокуратура. Но, по его мнению, времена лихих 90-х давно канули в лету, и криминалитет никак не мог повлиять на один из крупнейших инфраструктурных проектов развития Татарстана.

- Мне кажется, отголоски 90-х годов уже давно не слышны в республике, – отметил Тыгин, в прошлом также работавший в системе МВД. – Татарстан, говоря современным языком, с точки зрения организованной преступности зачищен настолько основательно, на столько поколений криминальных вперед, что о каких-то системных возможностях влияния криминалитета на развитие республики вообще речь не идет. Мы с этим на уровне школ уже не сталкиваемся, не говоря уже о влиянии на какие-то хозяйственные процессы.

Тем не менее Тыгин оговорился, что «Новая Тура» для Зеленодольского района – что-то вроде анклавной субкультуры, ее нельзя назвать выросшей из Зеленодольска.

- Этот проект к нам пришел, и поэтому многих вещей мы просто не знаем, – добавил он.

УЩЕРБ ОТ «НОВОТУРЬИНСКОГО» ПОЖАРА РАЙОНУ, СКОРЕЕ, РЕПУТАЦИОННЫЙ

Что происходит сейчас в «Новой Туре»? Сразу же после пожара в течение четырех суток шла работа с потерпевшими – было опрошено около 600 человек.

- С первых дней мы делали это собственными силами, а также силами полиции, – рассказал Тыгин. – Первоначально мы полагали, что администрация рынка успешно с этим справится, но нежелание самих предпринимателей выйти на прямой контакт с ними привело именно к такому варианту…

Проблем у потерпевших, разумеется, оказалось много. Фактическое нахождение предпринимателя на месте вовсе не означало, что при этом есть полный порядок с документами. Все-таки там почти 1300 торговых мест. Но беседы проводились со всеми, кто понес имущественный ущерб. И самое главное – был определен перечень самых важных моментов по оказанию помощи потерпевшим, потому что помочь им в данной ситуации можно только на уровне республиканских и федеральных властей. Напомним, что ущерб, который понесли порядка полутысячи предпринимателей, оценивается примерно в 1 млрд. рублей. При этом законодательных алгоритмов оказать помощь бизнес-погорельцам в отличие от погорельцев-граждан, считает глава Зеленодольска, за исключением возмездных вариантов, просто нет.

Почему никто не говорит об ответственности владельцев самой «Новой Туры»? Подчеркнув, что любой бизнес все же ведется на свой страх и риск, Тыгин напомнил практику российских судов – суд рассматривает только то, что использовано сторонами процесса. В любом случае гражданское законодательство предоставляет массу возможностей для компенсации нанесенного ущерба независимо от виновности той или иной стороны.

Оценивая ущерб для Зеленодольского района, глава исполкома отметил, что он, безусловно, есть.

- Для республики это крупный проект… И это ущерб для экономики всей республики, не только Зеленодольска. Непосредственно около 30 предпринимателей из Зеленодольска оказались в числе потерявших абсолютно все. На налоговом учете в районе – эти цифры были сверстаны буквально вчера – 81 предприниматель из стран ближнего зарубежья, работавший в «Новой Туре». Доминирующие – это Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, въетнамцев – всего 9 человек. Я говорю сейчас о нерезидентах, не о гражданах России…

Интересно, что бюджетные же поступления от бизнеса в «Новой Туре» в первом квартале 2013 года не достигли даже 100 тыс. рублей.

DSC_7286.jpg

ЧЕРЕЗ ЧАС ПОСЛЕ ПОЖАРА

Вместе с тем малый бизнес, подчеркнул зеленодольский чиновник, не зря имеет репутацию самого оперативного и устойчивого вида экономической деятельности. И это ярко показали события в «Новой Туре».

Уже на второй день после пожара прозвучала идея остаться на пепелище «Новой Туры» и организовать торговлю по временной схеме. Хотя республика, казанские власти мгновенно обозначили готовность предоставить погорельцам места на рынках Казани. Были названы рынки, где можно было быстро развернуть торговые места.

- Но утром следующего дня предприниматели сказали: «Мы не уйдем отсюда», – описал Тыгин происходившие разговоры. – По их мнению, это место удачно для торговли, оно удачно логистически, оно уже известно для клиентов, для оптовиков. И они высказали готовность торговать в любых условиях до открытия терминала №2.

Сроки открытия терминала передвинуты на 1 июля. А пока было принято решение предоставить контейнеры. Сейчас таких контейнеров в «Новой Туре» – более 500, и здесь продолжается работа.

Что же до сгоревшего корпуса, то владельцы, по словам Тыгина, приняли решение восстановить его.

Довольно много вопросов было по поводу ввода в эксплуатацию здания «Новой Туры» – и Тыгин, чтобы поставить точку, прокомментировал ситуацию еще раз.

- Через час после пожара я передал в руки руководителя республики, правоохранительных структур постановление о вводе, экспертизы ГАСН, все остальное, – пояснил он. – Как только этот вопрос возник, я, честно, ответа на него не знал – спросил у коллег в Октябрьском исполкоме. Они сказали: да, все введено. Как и положено, в соответствии с законом 131-ФЗ, это решается на уровне поселения. Но за месяц до пожара, когда у нас стали возникать более мелкие вопросы, мы просто централизовали решение таких вопросов, поскольку нет технической возможности у поселкового исполкома вникать в эти ситуации. Все документы были надлежащим образом получены, сейчас эту ситуацию изучает следственный комитет. Посмотрим…

В течение двух часов беседы Тыгин отвечал на десятки вопросов, поступивших в редакцию. Он описал свои взгляды на роль городской оппозиции и высказал свое мнение по поводу монополий, сложившихся в сфере пассажирских перевозок и ЖКХ. Оценил положение дел с вводом новых инфраструктурных проектов вроде логистического центра ЗАО «Тандер» за 2 млрд. рублей, куда уже идет набор 500 сотрудников, и Свияжского мультимодального логистического центра, который находится на пересечении путей из Дальнего Востока в Европу, из Астрахани в Архангельск, из сердца России – на Ближний Восток. Рассказал о том духе патриотизма, на волне которого тысячи зеленодольцев до трех часов ночи «болели» за победу Дины Гариповой на театральной площади у ДК Родина.

В ходе разговора речь шла о ликвидации аварийного жилья (а район намерен за три года расселить 122 тыс. аварийных кв. м) с обновлением района озера Надежды и вошедших в перечень исторических памятников района «полукамушек», о строительстве дорог на сотни миллионов республиканских рублей. Были затронуты вопросы развития «материкового ядра» городской экономики – таких «китов» зеленодольской промышленности, как завод им. Горького, ПОЗиС, ЗФЗ – ПФМК, а также – развитие Волжско-камского заповедника и поселений, находящихся в его охранной зоне, и о взглядах Тыгина на развитие казанской агломерации, немыслимой без тесной связи Казани и Зеленодольска.

Подробную стенограмму разговора газета «БИЗНЕС Online» опубликует в ближайшее время.