Назир Киреев - советник премьер-министра РТ:
- В Москву приходится ездить часто, добираюсь и самолетом, и поездом. Если поезд до Москвы едет 3,5 часа, это то же самое, что доехать до казанского аэропорта, долететь и из московского аэропорта попасть в город.
Я дважды был в Японии и оба раза ездил на поезде "Синкансэн" - это первый высокоскоростной поезд в мире. Япония - это «вытянутая» страна. "Синкансэн" проложен через основные острова. Представляете, приезжаешь туда, и вдруг, если нужно, из Токио добираешься до южных городов буквально за 2,5 часа. Это же здорово! Поезда очень комфортные, большая скорость не ощущается, разве что, все мелькает за окном, как в очень ускоренном кино. В Японии подавляющее число бизнесменов передвигается на "Синкансэне", несмотря на то, что у них отличные хайвеи и прогрессивное авиасообщение. Кроме того, японцы достигли феноменального технического прогресса, поезд идет со скоростью 230 км/ч, а вы не ощущаете стука колес на стыках, потому что там километровые рельсы. Как они это делают - другой вопрос.
Если такая линия появится на направлении Москва - Казань, то это будет отражением технического прогресса в России, и будет отражаться на качестве жизни. Согласитесь, сесть в поезд и через 3,5 часа оказаться в Москве для многих, особенно занятых в бизнесе, очень удобно.
А что касается самолетов, многие люди избегают полетов. Если скоростную магистраль проложат между Москвой и Казанью, потом она может продлиться дальше.
Пригородом Москвы Казань никогда не станет. Давайте посмотрим на жизнь Казани сегодня. Многие общероссийские и международные конференции проводятся в столице республики, сюда можно пригласить бизнесменов и политиков различного уровня. В этом плане Казань становится самодостаточным современным городом.
Рустам Курчаков - экономист:
- К сожалению, у нас вся страна, по крайней мере ее европейская часть, в последнее время (лет 20 - 30) является пригородом Москвы – особой политико-финансово-экономической зоной. Что же касается технических усовершенствований этой оригинальной геоэкономической ситуации, то я не враг прогресса, но хочу отметить, что его плоды, как обычно, разделятся на вершки и корешки - кому что достанется. Не это ли покажет опрос?
По частным вопросам не могу ответить однозначно, за последние 10 лет у меня было по-разному: было, что жил и работал в Москве более двух лет, потом регулярно ездил ежемесячно, а теперь не помню, когда был в последний раз - особо не тянет, но надо бы съездить по делам и к внукам. Мой случай - нехарактерный.
Если же по-настоящему и по евразийской логике, то Москва по большей части была и есть пригород Казани, за исключением смутного времени. Даже в фильме "Иван Грозный" казанский посол говорит царю - "Казань большой - Москва маленький!"
Мы всегда за хорошие и быстрые коммуникации. На радость нам - на страх врагам. Путин недаром принял это решение - он по крови польский татарин и знает толк.
Марат Бариев - депутат Госдумы, генеральный секретарь Олимпийского комитета России:
- Я в Москву езжу очень часто. И если у скоростного поезда, как заявляется в презентации, время в пути составит 3,5 часа, это будет супер для тех, кто часто пользуется этим маршрутом: для бизнеса, для руководителей, для тех, кому часто надо перемещаться из одного города в другой. Это экономия времени, это экономия сил и это возможность использовать время в пути для каких-то работ. С нетерпением жду реализации этого проекта.
Вот чтобы улететь из Казани в Москву, надо за 40 минут прибыть в аэропорт казанский, там за 40 минут пройти регистрацию, плюс 1,25 часа полета, потом еще, чтобы из любого аэропорта добраться до центра Москвы, нужно 1,5 - 2 часа. И за 3,5 часа из центра Казани доехать в центр Москвы, в дороге можно почитать, провести небольшое совещание при необходимости, или фильм посмотреть, или отдохнуть. Тут преимущества всего: экономия и времени, и сил - и духовных, и физических. В конце концов, это и финансово, наверное, выгоднее. Сейчас билет эконом-класса на самолет стоит пять с чем-то тысяч, а если покупаешь день-в-день, то доходит и до 20 тысяч рублей, плюс добраться с аэропорта – деньги.
Любой подъем экономики связан с коммуникациями, будь то железные дороги, автодороги, авиационные дороги. Со скоростной магистралью появляется возможность коммуникации, возможность ускорять этот процесс. Есть гарантии, что поезд поедет. А у нас то зимой аэропорт не принимает, потому что метель, то в Москве весь август горит торф, дым, опять аэропорты не принимают. А тут есть гарантии. Это отразится на бизнесе, а в итоге - и на экономике. Удобство передвижения очень важно и для тех, кто хочет прийти с инвестициями. Если сравнить Казань с другим регионом, с таким же расстоянием от Москвы, с таким же экономическим развитием, то наш город будет более предпочтительным, если к нему проложат такую магистраль.
"Сапсан" вызовет приток людей. О каком оттоке можно говорить, все с соседних регионов хотят сюда. Кто хочет в Москву, итак туда ездят. Эта железная дорога не даст такого массового отъезда в Москву.
Пригородом Москвы Казань не станет, это исключено. Все-таки 800 километров – это 800 километров.
Азат Хаким - председатель совета директоров ГК «Тулпар»:
- Я думаю, наши клиенты не переметнутся на "Сапсан". И потом у нас в Москву не так много рейсов. «Тулпар» работает на других городах, других направлениях. На нас это сильно не повлияет. Наоборот, я как будущий пассажир приветствую строительство такой магистрали. Что касается других перевозчиков, да, часть пассажиров уйдет. Но это заставит перевозчиков перейти на другие маршруты, на межрегиональные маршруты. Это ненормальная ситуация, когда почти вся Россия летает через Москву. Нигде в мире такого нет.
Строительство магистрали положительно повлияет на Казань. Там где есть хорошая логистика, есть и развитие бизнеса. Есть риски нормального обеспечения безопасности по пути следования этого поезда. Учитывая то, что уже два теракта было совершено на скоростной ветке Москва-Петербург, вопрос системы безопасности будет стоять остро.
Оттока людей в Москву я не предвижу, наоборот, у нас в Казани работают москвичи. Пригородом Казань точно не станет. Это же 800 километров! В мире такого мегаполиса еще нет.
А вот то, что Казань приобретет еще больший вес, это точно. Гостей будет больше, больше будет туристов. Те, кто занимаются туризмом, особенно внутренним, естественно, будут в выигрыше. Кто занимаются гостиницами, кафе, то есть сферой услуг, тоже будут в выигрыше. Торговля вырастет. Одни плюсы, я не вижу минусов.
Евгений Замулин - генеральный директор компании Ironmotors:
- Сам я предпочитаю пользоваться исключительно самолетом. Критерием выбора именно этого средства транспорта выступает, разумеется, скорость. По сравнению с железнодорожным транспортом выигрываю время. Если будет возможность доехать на «Сапсане» до Москвы за 3,5 часа, то, выберу, разумеется, «Сапсан». Вообще, я думаю, с открытием высокоскоростного движения 60 - 70 процентов пассажиров будут выбирать поездки на железной дороге, 30 - 40 процентов - авиаперелеты. Я думаю, это скажется и на развитии бизнеса в Казани. В первую очередь в том, что возможен отток квалифицированного персонала в Москву. Будет сильная миграция, и мы можем потерять кадры, которые здесь есть.
Марат Сафиуллин - директор ГБУ "Центр перспективных экономических исследований при академии наук Республики Татарстан":
- Когда мы в 2010 году формировали стратегию развития транспорта, говорили о том, что высокоскоростная магистраль – это очень важный инфраструктурный проект. Помимо очевидных преимуществ магистрали есть и одна серьезная угроза. Опыт ряда стран, в частности Южной Кореи, показывает, что если рядом есть мощный мегаполис, то создание такой быстрой дороги иногда ведет к обратному эффекту, то есть не к деловой активности, а к тому, что часть населения начинает оттягиваться к мегаполисам. Поскольку сейчас у нас есть время к этому подготовиться, мы должны принять упреждающие меры по развитию новых компетенций и квалификаций для специалистов.
Сергей Пчелкин - директор ООО «Ак Байтал»:
- В Москву езжу редко, предпочитаю пользоваться автомобильным транспортом или самолетом. Автомобиль позволяет сориентироваться самому по времени прибытия и убытия и обеспечивает определенный комфорт. Самолет нужен в случае необходимости быстрого перемещения, допустим, утром улетел, вечером прилетел. Поезд на данный момент дороже и неудобен.
Для развития инфраструктуры строительство высокоскоростной магистрали полезно, будет загрузка рабочих мест, и фактически это просто вложение в экономику нашей страны. Для строительства данной дороги будет использован материал, соответственно, будут развиваться какие-то предприятия, то есть будет загрузка рабочей силы на местах, потому что это затрагивает большое количество регионов. Окупаемость дороги будет достаточно большая, то есть срок большой. А для дальнейшего развития инфраструктуры, да, наверное, это интересно, потому что это маленький участок, который в дальнейшем может соединить Москву с Сибирью, Уралом. То есть это отправная точка для продвижения на восток, к границам Монголии и Китая. Если рассматривать перспективность, да, проект интересный. Ну, как минимум задействуется «пустое» количество рабочей силы.
Это прогресс, движение вперед. Но нужно понимать, что у любой медали есть две стороны. Среди минусов - оборот денег, замораживается достаточно большая сумма, то есть выдергивается из бюджета. Возврат бюджетных средств будет небыстрым. Точка вложения от точки возврата далеко расположена.
Отток людей? По большому счету, Москва сейчас переполнена финансами, но квалифицированная рабочая сила отсутствует. Люди из Москвы разбегаются. Туда едут квалифицированные кадры за деньгами. Реальные силы, которые реально работают, находятся сейчас не в Москве. Возьмите Сколково, наш Иннополис, наука рассредоточивается. Тупая купля-продажа приведет к тупику. Кто-то же должен производить. А чтобы производить продукт нового поколения, нужна научная база. Люди научного труда - далеко не торговцы, у них другой менталитет. Отток из Казани в Москву вряд ли будет спровоцирован.
Скорее всего, Москва станет пригородом Казани. На данный момент Казань занимает одну из ведущих позиций среди развивающихся регионов России. У нас все развивается в совокупности: и торговля, и строительство, и научная деятельность. Количество институтов само за себя говорит. Я считаю, что Казань более гармонична. Люди, как и все живые существа, предпочитают те места, где жизнь более гармонична. Думаю, в Казань приедут люди, которые как минимум заинтересованы в собственном развитии. Москва превращается в большой торговый центр.
Юрий Алаев - советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты РТ:
- Когда мне нужно доехать до Москвы, я пользуюсь поездом: вечером сажусь, утром на месте, и обратно точно так же. Самолетом пользуюсь в крайнем случае, если что-то срочное.
Я поддерживаю строительство, но я не очень уверен, что качество дорожного полотна будет соответствовать требованиям скорости, которые предъявляются к этим высокоскоростным поездам. Ну, и, соответственно, возникает вопрос безопасности. Откуда взять людей, которые обладают навыками высокотехнологичных работ. Для меня это большой вопрос. Протяженность дороги 800 километров. Мы сейчас готовимся к Универсиаде, выглядит это так, как будто страна в состоянии войны, с точки зрения обеспечения безопасности. Надо будет обеспечивать безопасность на 800 километрах пути. Кто в состоянии это сделать? Это одна сторона дела.
Вторая сторона дела. Вот мы видим, как строятся асфальтовые дороги. Надо привезти щебень гранитный, чтобы нормально держало полотно, надо в 6 слоев чередовать эти «сэндвичи». Это кто-нибудь выполняет? Никто, за редчайшим исключением. Если мы позволяем себе нарушать технологии здесь, кто сказал, что мы там будем их идеально выдерживать. А когда поезд летит со скоростью 300 - 360 км/ч, любая промоина, любой плохой стык может сыграть свою роль. Скорей всего, рельсы мы будем закупать где-нибудь в Германии, я не думаю, что у нас в России выпускают бесшовные рельсы. Ну, ладно, рельсы качественные закупят, а вот с полотном возникают вопросы. Во всяком случае, РЖД, коль они такой проект затеяли, должны были дать подробнейшие разъяснения, мы собираемся привлечь такие ресурсы, вот у нас есть такие технологии, есть кадры и оборудование, которые в состоянии эти технологии выдержать. Есть такие сомнения, обжегшись на молоке, дуешь на воду. А сама по себе идея прекрасна, дай Бог, чтобы сделали.
Трудовой миграции, на мой взгляд, не будет. Возможно, будут ездить менеджеры, которых привлекают большие заработки и условия. Но это не десятки тысяч людей, допустим, сотня или несколько десятков. Чтобы преодолеть закоснелость с точки зрения трудовой подвижности, надо строить арендное жилье, тогда люди поедут.
Не станет ли Казань пригородом Москвы? Давайте изменим постановку вопроса. Не является ли Москва «пылесосом» для Казани? Является. Все более или менее молодые подвижные кадры, которые хотя бы на полголовы выше своих сверстников, при возможности уезжают в Москву. Появилась возможность, появилась дырка какая-нибудь, все, его выдуло, высосал этот пылесос, его здесь нет. А еще более успешные также транзитом через Москву летят в Европу. Транзит очевидный. Мы подготовим хорошего выпускника, неважно где, в федеральном университете, КАИ, КХТИ, а лучших эти пылесосы вытягивают.
Игорь Романов - директор «Первой макетной мастерской»:
- Думаю, что быстрая связь между Москвой и Казанью, безусловно, нужна. Добираюсь когда поездом, когда самолетом. Если к этому поезду присоединят грузовой вагон, мне это пригодится. Мы с Москвой очень плотно сотрудничаем. Часто отправляем туда свою продукцию, плюс сейчас многие заказчики из Москвы ориентированы на нас как на производителей.
Возможным минусом высокоскоростного поезда может быть дороговизна билетов, но нужно смотреть, что и как будет устроено. Сейчас удобно поездом пользоваться. Вечером садишься, ночью в поезде выспишься, утром в Москве. А что касается "Сапсана", 3,5 часа – это чистое время в дороге, плюс до поезда доехать надо, после поезда добраться, полдня вылетает. Другое дело, если нужно срочно решить какие-то вопросы, и мне говорят появиться в Москве, я сяду на него и уже после обеда буду на месте. Но я не думаю, что это часто будет случаться.
Хотя к сотовым телефонам сначала отношение тоже было не очень, а сейчас не можем от них отказаться.
Казань пригородом Москвы не станет. Во-первых, между ними большое расстояние, во-вторых, у Москвы своих пригородов хватает. Это так же как Зеленодольск не станет пригородом Казани. Зеленодольск останется Зеленодольском.
Оттока людей не будет. Эта магистраль не решает вопросов жилья, стоимость билета будет забирать всю зарплату работника. Тем более, есть тенденции перемещения промышленности в регионы, а не сосредоточение их в таких больших городах, как Москва. Более того, возможен приток в Казань людей из Москвы.
Юрий Бродниковский - президент федерации парусного спорта РТ:
- Я считаю, что развитие инфраструктуры страны это в любом случае очень хорошо. Например, когда такой высокоскоростной поезд появился между Барселоной и Мадридом, к сожалению, практически умерло авиасообщение. Тут есть компромисс интересов. Сейчас все стали самолетами летать, это удобнее и дешевле, чем на поезде. Если это будет сделано качественно, я только за.
На автомобиле добираться в Москву – ад, из всех видов транспорта предпочитаю самолет. Утром улетел, вечером прилетел. Достаточно много рейсов.
Мне часто приходится быть в разъездах, в том числе и за рубежом. По Европе перемещался на высокоскоростном поезде. Думаю, строительство магистрали повлияет на Казань. Это ускорение движения. У нас есть предложения, когда по 100 человек-москвичей хотят приехать на субботу-воскресенье, походить по нашим водным акваториям. Думаю, высокоскоростной поезд – это замечательный вариант добраться.
У нас какое построение страны? Есть Москва и все остальное окраины. Думаю, поезд позволит распределить функции по регионам. Хотя, этап эгоцентризма скоро будет закончен. С приходом кризиса федеральная власть отдаст полномочия регионам, когда захлебнется и от денег, и от проблем.
Провоцирует ли это отток людей из Казани? Я думаю, произойдет обратный процесс. Лучше бы Казань стала пригородом Нью-Йорка, хотя Москва тоже подойдет на этот случай. Это знаете как, появляется дорога, а рядом появляются различные кафе, инфраструктура. Раньше все развивалось у рек. Если были реки, развивались города. Сейчас такую роль играют дороги. Тенденции одни и те же. В мире ничего нового не придумывают. Вот появился сотовый телефон, я не знаю, хорошо это или плохо. Сейчас многие понимают, что плохо. Например, в Европе, особенно в Ницце, в Каннах, разговаривать по телефону где-нибудь в ресторане уже не принято.
Ольга Трифонова - директор по Приволжскому федеральному округу рекрутинговой компании «Бигл»:
- Учитывая, что центральный офис нашей компании находится в Москве, несколько раз в год я езжу в столицу в командировки. Это обучение, рабочие встречи, годовые собрания, клиентские и корпоративные мероприятия.
Как правило, выбираю поезд, реже самолет. Все зависит от ситуации, рабочего графика и потребности сэкономить время. Несмотря на то, что сам перелет занимает немного времени, тратить время на переезды до аэропорта и далее, регистрацию и ожидание, очень жаль. В поезде же есть возможность эффективно поработать и подготовиться к встрече за время пути.
Казань активно развивается, потому скоростное сообщение позволит приблизить к нам центр и обеспечит населению мобильность. Деловые поездки станут более комфортными, а доступность и скорость обеспечат рост деловой активности.
Плюсы магистрали очевидны. В первую очередь это экономия времени. Кроме того, удобство и комфорт во время пути, что немаловажно. В выигрыше будет и внутренний туризм, поскольку возможности для перемещения людей станут более привлекательными.
Не секрет, что заработная плата в Москве примерно в два раза выше зарплат в регионах. Потому при сохранении приемлемой для большинства граждан цены на билеты, трудовая миграция возможна, но не масштабная и, скорее, в сегменте специалистов и персонала начального уровня для работы вахтовым методом в столице. Ежедневные же поездки на работу в столицу будут не только затратны по времени, но и просто невыгодны.
Андрей Акзигитов – генеральный директор федеральной сети "Угона.Нет":
- В Москву нечасто, но ездим. В зависимости от срочности выбираем либо самолет, либо поезд. 3,5 часа – это круто! С точки зрения бизнес-командировок, этот поезд на меня влияния не окажет. А если он будет перевозить корреспонденцию, какие-то мелкие грузы, то это очень здорово поможет бизнесу. И потом, это позволит работать москвичам в Казани и казанцам в Москве. Москвичи едут на работу четыре-пять часов, до Казани можно будет добраться за то же время. Другое дело, сколько это будет стоить.
Не думаю, что Казань станет пригородом Москвы. Как это вообще? Пригород – это 50 - 100 километров.
Мне сложно оценить выгоду от затрат на это строительство. Я как гражданин России, считаю эту сумму просто невероятной. Думаю, имеет смысл направлять средства на более важные проблемы, которые есть у страны, например, дороги, здравоохранение.
Андрей Савельев - член Совета гильдии риэлторов РТ:
- При поездках в Москву я чаще всего выбираю все-таки железнодорожный транспорт. Иногда – самолет. Железнодорожный транспорт удобнее и проще, дешевле. На развитие бизнеса в Казани пуск высокоскоростной магистрали скажется, на мой взгляд, только положительно. 3,5 часа до Москвы – это просто прекрасно! Если мне что-то нужно сделать в Москве, я могу утром выехать, а вечером вернуться. Это очень удобно. С другой стороны, это может сказаться на рынке труда. Возможно, будет какая-то трудовая миграция. Но я не думаю, что она будет массовой. По крайней мере, те специалисты, которые работают в Москве, а сами родом из Казани, станут у нас бывать чаще. Если говорить о повышении цен на казанскую недвижимость, то сам по себе пуск «Сапсанов» такой роли не сыграет. Но инвестиционная привлекательность города из-за этого повысится и это косвенно может сыграть на повышение цен.
Сергей Пасечник - генеральный директор туристической компании CompanionSP:
- Когда отправляюсь в Москву, чаще летаю самолетом. Сейчас неплохой выбор авиакомпаний и можно выбрать аэропорт назначения в соответствии с дальнейшим перелетом. А поездом в последнее время езжу реже, потому что не самые комфортные у нас поезда, да и ночь теряешь. Но если можно будет доехать за 3,5 часа – это будет повод задуматься о смене предпочтений. На развитии Казани этот скоростной поезд скажется однозначно и, прежде всего, на приезде гостей в Казань из Москвы, куда чаще всего приезжают иностранные туристы. В Европе скоростные поезда активно используются – на них, думаю, будет спрос и у нас. На моем бизнесе это тоже скажется положительно – увеличится поток гостей нашего города, это создаст для них дополнительные удобства. Потому что из Казани прямых рейсов в Европу не так много. На рынке труда, это, я думаю, вызовет эффект сообщающихся сосудов – будет и приток в Казань и отток в Москву. У Казани на это время есть планы по строительству и развитию иннополисов, технопарков, поэтому вполне возможно, что какая-то молодежь поедет к нам, а не только от нас.
Владимир Павленко - директор ресторана «Мясной удар»:
- Когда мне нужно добраться до Москвы, я выбираю самолет. Безусловно, строительство магистрали отразится на моем бизнесе. Увеличатся турпотоки, вся Европа живет за счет туристов, неужели мы хуже них?
Коммуникация нужна. Тем более, мы претендуем на статус третьей столицы. С такой инфраструктурой будет всплеск передвижения. Слабость Казани только в ее отдаленности. Скоростная ветка уже лежит от Москвы до Нижнего Новгорода, так? Но инфраструктурно Нижний, к сожалению, сейчас сдал свои позиции по отношению к Татарстану и Казани в частности. Привлекательность нашего региона выше, но доступность ниже. Посмотрите хотя бы на банальную статистику. Раньше было два рейса Казань - Москва, сейчас - 6. О чем это говорит? О востребованности. Если есть такая возможность сообщения, то почему бы не воспользоваться ею? Магистраль – это артерия, которая соединит Татарстан и столицу.
Я бы не стал говорить об оттоке людей из Казани. Будет происходить передвижение рабочий силы из Казани в Москву и обратно. Так или иначе, Москва перенасыщена людьми, которые хотели бы развивать свой бизнес за пределами Москвы, потому что там слишком высокая конкурентная среда. Стиль ведения бизнеса у них европейского уровня. Это может прийти и в Казань. Мы от этого ничего не проиграем. Я не беру ценообразование, это не наш вопрос.
Чем нас пугает то, что Казань может стать пригородом Москвы? Почему это нас пугает? Питер не стал пригородом Москвы? А там такая ветка проложена, те же 800 километров, те же 3 часа. Там всегда полный поезд, как правило, бизнес-поезд. А как распределяются финансовые потоки? 70 - 80 процентов берет на себя Москва, а порядка 20 процентов получает Питер. Татарстана в этом перечне нет. У нас не слабее инфраструктура, у нас лучше инфраструктура. Мы априори не претендуем на культурную столицу, потому что у нас другое начало, а с точки зрения вложения денег Татарстан намного интереснее: у нас нефть, выход в Поволжский регион, мы находимся между Поволжьем и Уралом и более доступны, чем все остальные.
Марат Хайруллин - депутат Госсовета РТ:
- Казань не станет пригородом Москвы. Наш город вполне самодостаточный. Казань – это Казань, Москва – это Москва.
В последнее время приходится ездить часто, я выбираю исключительно самолет, ехать полсуток на поезде неудобно. Если построят сверхскоростную магистраль Москва - Казань, я пересяду на высокоскоростной поезд. Во-первых, это более безопасный транспорт, во-вторых, более комфортный. В самолете, так или иначе, испытываешь дискомфорт при взлете и при посадке.
Москва вкладывает в финансово-экономический сектор. У нас с Москвой плотное взаимодействие. Думаю, поезд будет не только удобен для передвижения людей, но и будет полезен в экономическом плане. Это привлечет инвесторов, крупные компании. То, что выбрали именно Казань - не случайно.
Радик Гафуров - президент ассоциации мусульман-предпринимателей:
- В Москву я летаю на самолете примерно раз в месяц. В Москву на машине ездить смысла нет, на ней там невозможно передвигаться. А на поезде теряется много времени, сейчас время дорого. Если будет ходить "Сапсан", будет классно. Я ездил на "Сапсане" из Москвы в Питер, это быстро и удобно. Удобно тем, что ты приезжаешь прямо в Москву, оказываешься около метро. По сравнению с обычным поездом, проезд на высокоскоростном поезде намного приятнее и комфортнее. Тем более в аэропорту Казани сейчас настолько безобразная стоянка. Когда я ездил на поезде Петербург-Москва, билеты нужно было купить за неделю. Мне сказали, что за два-три дня до поездки билеты не купишь, там все раскупают. Значит, люди ездят, значит, востребованность есть.
И потом, вот я летаю и в Москву, и в другие города, но знаю многих людей, которые в Европу едут на машинах или поездах, реально боятся летать.
На развитие Казани создание магистрали, безусловно, повлияет. Увеличатся турпотоки, сами москвичи много путешествуют, ездят в Питер, по "Золотому кольцу". Казань для них все-таки другой мир, здесь ислам, переплетение всех религий, национальностей. Для Казани это будет хорошим подспорьем.
Я посмотрел планы строительства высокоскоростных дорог в Китае. Таких веток, как Казань - Москва, у них в год только вводится 10. У нас в России масштабы другие, расстояние между городами большое, у нас такие дороги должны быть очень востребованы. Минусов тут нет. Это более экологичный транспорт, по удельному весу ценовому, по энергозатратности гораздо эффективнее. Правда, наверное, сделают ветку, загрузят ее двумя-тремя составами в день, это вызовет ажиотаж, предложение будет маленьким, а спрос большой. Билеты будут дорогими. Если бы они пустили 10 таких поездов с небольшой ценой билета, это было бы хорошо. Чем больше пассажиров будет передвигаться, тем больше будет повышаться деловая активность.
С нашей коррупцией, поверьте, не один скандал еще будет вокруг этой магистрали, как было при строительстве ветки Москва-Петербург. Не хотелось бы, чтобы деньги отбивали за счет пассажиров.
Казань пригородом Москвы не станет. Москва, скорее, пригород Лондона. У нас огромное количество бизнесменов и чиновников ездят в Лондон на выходные. То есть семья живет в Европе, а в Москву приезжают работать. Москва уже давно не является центром силы.
Павел Евдокимов - гендиректор группы компаний «Инжиниринг Плюс»:
– Я довольно часто летаю в Москву на самолете. Сейчас у нас несколько рейсов из Бегишево – можно улететь утром, в обед, вечером, и вернуться можно в разное время. Поэтому планировать день в Москве достаточно удобно. Так что для челнинцев «Сапсан» вряд ли что-то изменит. Только чтобы до Казани добраться, нужно несколько часов, плюс запас времени по городу, плюс машину нужно где-то оставлять… А до Бегишево добираться 40 минут, и еще полтора часа – до Москвы. Не знаю, как по деньгам, но по времени экономии никак не получается: сейчас нам до Москвы ближе, чем до Казани. Вот если бы нам сделали скоростную ветку из Челнов до Казани – это было б дело.
Для Казани наличие скоростной железнодорожной связи с Москвой, конечно, важно, но больше в части грузоперевозок, поскольку Москва является логистическим центром страны. Так как «Сапсан» – пассажирский поезд, здесь, скорее, ставится вопрос удобства, а не экономических выгод. Количество посещающих Москву вряд ли принципиально изменится. Что касается трудового потока, то «Сапсан», наверное, будет интересен лишь узкому слою топ-менеджеров. Скорее, усилится двусторонний культурный обмен, а на экономику города линия никак не повлияет. Ну, и молодежь может увлечься этой темой, поэтому, скорее, ветка приведет к оттоку населения, чем к росту.
Светлана Пименова - директор туристической компании «Итиль-тур»:
- Высокоскоростной поезд положительно повлияет и на наш город, и на всю страну. Такие проекты показывают, что мы идем в ногу со временем, это востребовано во всем мире, и Россия - не исключение. Если проект одобрят и не пожалеют средств, то это будет удобно и для людей, и для бизнеса. Думаю, это необратимый процесс, и такие поезда со временем появятся во всех городах, все-таки в XXI веке живем.
Думаю, это облегчит вылет туристов. Сама я в Москву езжу два-три раза в год поездом, мне так спокойней. Такой способ добраться до Москвы предпочтителен для тех, кто не доверяет авиаперелетам. У железных дорог есть свои постоянные клиенты, думаю, поезд будет достаточно востребован. У нас многие работают в Москве, и ездят туда вахтовым методом.
Из минусов могу назвать только то, что проект дорогостоящий. Так сказать, цена вопроса.
Возможно, высокоскоростное сообщение вызовет отток людей. Тут играет роль цена билета по поезд.
Василий Маньковский - председатель совета директоров группы компаний "КОМ":
- В Москву мне приходится ездить два-три раза в месяц. Чаще езжу автомобилем, реже самолетом, а поездом из Набережных Челнов - не совсем удобно.
Выигрыши будут, а особых рисков в скоростном сообщении со столицей я не вижу. Рынок труда станет более динамичным. Какой бы привлекательной ни была бы Москва, всех вместить она не сможет. Большинство останется в Татарстане. Не думаю, что отток рабочей силы, будет значительно влиять на рынок труда в республике. Татарстан тоже достаточно привлекательный для многих ищущих работу регион.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.