ГУБКА БОБ КВАДРАТНЫЕ ШТАНЫ

На днях столп британской прессы The Guardian разразился гигантской статьей, посвященной дикой популярности среди египетской молодежи небезызвестного и в России героя американского мультфильма по имени Губка Боб Квадратные Штаны. Издание обратило внимание на любопытный тренд: смешное создание из подводного мира можно увидеть в Египте буквально на каждом шагу: в магазинах и лавках им украшены любые предметы одежды – от хиджабов до мужских боксеров. Центральная часть Каира разрисована соответствующими граффити, понемногу вытесняя революционные лозунги и призывы к борьбе. На площади Тахрир, ставшей нынче не столько местом выражения протеста, сколько местом торговли, бойко расходятся уже не египетские флаги, а майки с изображением и надписью SpongeBob (имя часто пишут с ошибками, а внешность видоизменяют, например, придают мультяшке грозный вид). The Guardian задается вопросом: не является ли Губка Боб новым символом молодежи, символом борьбы, словом, египетским Че?

В статье также отмечается, что «спанчебобомания» распространилась не только в Египте, но и на всем Ближнем Востоке. Причем никто толком не знает, откуда пошло сие поветрие. Не сказать, чтобы платные каналы с американскими мультиками очень популярны на берегах Нила. Издание выдвигает версию: Губка Боб стал символом «нового городского пространства», сформировавшегося в Египте после революции 2011 года. Что это за новое пространство, какие его отличительные черты – на это издание The Gardian ответа не нашло. Ясно одно: все это что-то значит. Неясно только, что именно.

ПЛОЩАДЬ ОККУПИРОВАЛИ АПОЛИТИЧНЫЕ ПРОДАВЦЫ

Строго говоря, The Gardian не первое издание, которое заинтересовала эта проблема. В конце этой зимы на странную моду обратил внимание американский журнал VICE. В статье говорится о том, что Губка Боб столь же часто мелькает в митингующей толпе, как принты с Че Геварой и маска а-ля Гай Фокс (известная по культовому фильму «V значит Vendetta»). Собеседники издания отмечают, что часто молодые египтяне вообще не имеют понятия о том, что такое их любимец, и о чем, собственно, сам мультфильм. А вот как объясняет свой фанатизм активист и блоггер Ваэль Аббас, арестованный по политическим мотивам во времена Мубарака: «Этот герой – действительно простой парень, работяга, он вовсе не такой супергерой, каких мы привыкли видеть в комиксах, но, тем не менее, он любим своими друзьями».

По мнению Ашрафа Халиля – египетско-американского журналиста и автора книги о революции 2011 года, популярность маек с Губкой Бобом говорит о том, как площадь Тахрир изменилась за минувший 2012 год: «Причина, по которой эти футболки разлетаются на Тахрире, только одна – площадь оккупировали аполитичные продавцы, которые продают все, что, по их мнению, может иметь хоть какой-то спрос». Иными словами, все это случайность и простое подражательство, временная мода. Нет тут никакого символизма, никакого скрытого смысла, намек на которые взбудоражил иностранную прессу. За иностранными СМИ подтянулись и отечественные масс-медиа, например, издание Russia Today на русском языке, которое тоже отличилось соответствующей статьей.

Честно говоря, свою первую реакцию после прочтения ряда публикаций, посвященных этому туманному тренду, могу описать примерно так: «Да что это за бред?!» Серьезность, с которой анализируется любовь молодых египтян к майкам с мультяшным героем, показалась как минимум странной. Можно подумать, что у журналистов просто иссякла фантазия или силы выжимать из себя статьи на тему политических и экономических кризисов в стране пирамид. Но это, конечно, только на первый взгляд. Если немного подумать, то пристрастия египетской молодежи могут поведать о том, что происходит в стране, не меньше, нежели очередное интервью с каким-нибудь уважаемым экспертом по Ближнему Востоку.

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ЕГИПТЯН НЕ ДОСТИГЛИ 25 ЛЕТ. И ОНИ ДЕЛАЮТ ПОГОДУ…

Египтяне – нация очень и очень молодая. Больше половины населения – 57% – не достигла возраста 25 лет. Это те, кто раскачал египетскую революцию и скинул Мубарака. Это все еще потенциально революционная масса, недовольная, активная, настроенная на перемены. Я очень хорошо понимаю журналистов, которые стараются вникать во все происходящее с египетской молодежью, тех, кто ловит ее настроение и пытается считывать ее знаки и символы. Профессионалы (а журналисты этих изданий, безусловно, ими являются) стараются предвосхитить события, а не просто констатировать, когда революционные толпы вновь выйдут на улицы, процитировав выкрикиваемые ими лозунги. Это попытка понять, как живут и чем дышат молодые египтяне, каковы их пристрастия, что им нравится и почему.

Помню, некоторые знакомые удивились, прочитав мой пост «Почему в Египте нет рокеров и панков». Звучит странно, но на самом деле, конечно, это вовсе не попытка найти на берегах Нила молодежь именно в косухах или с ирокезами, а желание разобраться, как здесь обстоит дело с субкультурами вообще. Субкультуры, на минуточку, являют собой главный социокультурный тренд для молодежи XX века. В Каире и Александрии достаточное количество любознательных и продвинутых молодых египтян, которые вполне могли бы организоваться в какую-либо субкультуру, однако этого не происходит. Почему – разговор отдельный, и своими предположениями по этому поводу я уже поделилась.

О том, что Губка Боб – это не просто какая-то уличная мода подростков, поветрие с Тахрира, говорит хотя бы небольшое исследование в интернете. Поиск быстро выдал мне фан-блог SpongeBob on the Nile, где можно увидеть фотоподборку изображений героя во всех уголках страны, аккаунт в Twitter – SpongeBob in Egypt и другие аналогичные ресурсы. А вот, например, страничка фотографа и блогера Махи Ибрагим, которую, судя по всему, можно назвать представителем продвинутой египетской молодежи. В разделе «о себе» девушка пишет примерно следующее: «Я фотограф, с гордостью живущий в Египте. Я обожаю Египет, чувствую его каждой своей клеточкой. Египет – моя страсть. Любимый герой – Губка Боб Квадратные Штаны»…

Что же все это, черт побери, значит? Не имею ли малейшего понятия. Однако тот факт, что молодым египтянам нравится Губка Боб, а не, допустим, Дарт Вейдер, уже звучит как-то позитивно.

Лилия Ахмадеева