«ТОЛЬКО ПОЖИЗНЕННОЕ…»

Дело «зверя из Челнов» Фарруха Ташбаева, обвиняемого в похищении и убийстве 8-летней жительницы автограда Василисы Галицыной, близится к завершению. Сегодня в Верховном суде Татарстана начались прения сторон после обвинительного вердикта коллегии присяжных. В минувшую пятницу стало известно о том, что адвокату Юрию Удовенко не удалось доказать невиновность своего подзащитного – присяжные единогласно признали его виновным по всем эпизодам.

Что теперь? По словам пресс-секретаря суда Натальи Лосевой, после прений Ташбаеву дадут последнее слово, а затем зачитают приговор – какое наказание получит подсудимый, будет решать судья Ильфир Салихов. Уже известно, что «зверю» грозит пожизненное лишение свободы. Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев, узнав про обвинительный вердикт, сообщил в Twitter информацию, которая в силу «закрытости» процесса была секретной, – по его словам, сторона обвинения будет просить для Ташбаева пожизненный срок. Сам градоначальник считает, что подсудимый «должен быть наказан сурово». «Только пожизненное», – добавляет Василь Гаязович.

- Я отлично воспринял решение присяжных, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Александр Галицын, отец погибшей Василисы. – Мы ждали, что вердикт будет именно таким. Хочу сказать большое спасибо всем присяжным за их работу – теперь будем ждать решения судьи. Надеюсь, что Ташбаеву дадут пожизненное…

Как предполагает Галицын, приговор Ташбаеву вынесут ориентировочно в конце недели.

«А СКОЛЬКО НЕВИННЫХ ПРИГОВОРИЛИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЧИКАТИЛО?»

Приговор по закону должен быть публичным вне зависимости от того, являлся ли сам процесс закрытым. Но окончательное решение о том, пустят ли прессу на оглашение, по словам Лосевой, будет принимать судья Салихов. Тем не менее после обвинительного вердикта присяжных уже ясно наверняка – Ташбаева не оправдают, и, скорее всего, учитывая то, что его вину признали по всем вменяемым эпизодам, минимальным срок наказания не будет.

Представители бизнеса, которых опросила газета «БИЗНЕС Online», как выяснилось, внимательно следят за делом Ташбаева.

Мария Горшунова – генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

- Да, я слежу за делом Фарруха Ташбаева. Но, поскольку я не вхожу в состав коллегии присяжных и не видела, как проводится следствие, я не могу сказать уверено, виновен Ташбаев или нет. Материалы в СМИ не оказали влияния на мое мнение. В целом я смотрю на эту ситуацию достаточно противоречиво.

С одной стороны, мне, естественно, хочется верить, что человек, совершивший страшное преступление, найден, осужден и понесет наказание. Но, если посадили не того, скорее всего, серия преступлений может повториться. Ведь после задержания Ташбаева произошел еще ряд аналогичных случаев, в которых всегда фигурировали разные обвиняемые. Этот факт наталкивает на сомнения по поводу вины Ташбаева.

Помните, сколько невиновных человек были приговорены к смертной казни за преступления, которые совершал Андрей Чикатило?

Единственная же зацепка, которая наводит меня на обратные мысли о том, что Фаррух все-таки виноват, – это то, что он указал место, где было спрятано тело убитой девочки. Ведь это мог знать только он. Но, опять же, я не имею представления о том, как был проведен следственный эксперимент. Может, тело Василисы нашли заранее, и Ташбаева заставили публично его указать?

Безусловно, человек, который совершил подобное преступление, заслуживает самого сурового наказания. Но самого сурового – смертной казни – у нас нет. Однако куда более серьезное наказание для преступников, совершивших изнасилование, особенно детей, устраивают их сокамерники. Они делают из них котлету. Пожалуй, это лучшее наказание для людей, которые совершили подобное деяние.

Радик Гафуров – президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

- Конечно, я слежу за этим делом, поскольку в целом переживаю за то, что в стране и мире происходит огромное количество аналогичных преступлений. Но не все они становятся такими резонансными. На 100 процентов в дело Фарруха Ташбаева я не погружался, но убежден, что раз государство в лице представителей следственного комитета признало Ташбаева виновным, значит так оно и есть. Правда, только Всевышний может знать, так ли это.

Но, если он, действительно, виновен, считаю, что самое подходящее для него наказание – это смертная казнь. Однако наше государство слишком гуманное, правда, не в тех местах, где следовало бы. Оно прогнулось под совет Европы. Ташбаеву, скорее всего, дадут пожизненное. Но это неверно. В таких случаях наказанием должна быть смертная казнь.

Владимир Рубашный – член общественно-наблюдательной комиссии РТ:

- Как человек, который в течение достаточно продолжительного времени общается с сотрудниками исполнительной системы, полиции, следственных органов, с осужденными, могу сказать, что может быть и такое, что Ташбаев не виноват. Это не для кого ни секрет, что могут осудить невиновного. По крайней мере я в полной мере не уверен, что Ташбаев виноват в преступлении в отношении Василисы.

Но в любом случае наказание для человека, совершившего это преступление, должно быть адекватным. Понятно, что потерпевшие и сочувствующие желают крови, и, наверное, в их случае это нормально. Однако мы все-таки живем в правовом государстве. Необходимо отставить эмоции и включить профессионала.

Вначале необходимо понять, имеются ли у преступника какие-либо психические отклонения. Если да, то педофилы должны проходить определенное лечение, а не просто быть изолированы от общества.

К примеру, в Европе людей с этими отклонениями помещают в специализированные учреждения, где с ними работают специалисты. В нашей же стране ничего подобного нет. Преступник выходит из тюрьмы и через какое-то время возвращается к кривой дорожке. Процент рецидивов среди педофилов очень большой – 90 процентов! Эта цифра подчеркивает то, что данной проблемой не занимаются, ее не изучают.