Переговоры о продаже сетей велись между ОАО «ФСК ЕЭС» и тогда еще холдингом «Татэнерго» в 2008 году. Планировалось, что к июлю 2008 года ФСК получит 1266 км сетей напряжением 220 кВ и более 600 км сетей на 500 кВ. Отметим, что консолидация высоковольтных сетей в руках федерального собственника предусматривалась федеральным законом «Об электроэнергетике», который требовал, чтобы транзитные линии находились под контролем федеральной компании.

На тот момент «Татэнерго» предлагало два варианта условий сделки. Первый: холдинг полагал получить за сети «живые» деньги, оценив инвестиционную стоимость линий в 19 млрд. рублей. Однако потенциального покупателя, по всей видимости, не устроила цена. Второй вариант предполагал обмен сетей на 2% акций ФСК. Отметим, что в рамках соглашения также планировалось, что ФСК возьмет на себя обязательства построить подстанцию в Камском регионе – «Елабуга-500». Этот крупнейший проект призван ликвидировать дефицит мощности в данном энергорайоне, заодно и «подстраховать» Казань после строительства линии 220 кВ до столицы. Строительство объекта оценивалось в 7 - 8 млрд. рублей.

Но сделка так и не была заключена: стороны не пришли к соглашению, и татарстанский энергохолдинг предпочел оставить все как есть. На сегодня Татарстан остается едва ли не единственным регионом, который имеет в собственности магистральные линии.

Источник «БИЗНЕС Online» в электроэнергетике так прокомментировал события 2008 года: «В том, что ФСК отказалась от взятых на себя обязательств, большая доля политики. Я бы здесь так сказал: не было принято политическое решение о передаче сетевых объектов республики Федеральной сетевой компании. В результате крупнейшие подстанции не перешли в собственность ФСК, а сейчас собственником является Сетевая компания. Естественно, ФСК не придет со своими финансами и не скажет: давайте, мы вам сделаем. Это было одно из условий: при передаче наших сетей в единую национальную электрическую сеть ФСК брала на себя обязательства построить подстанцию «Елабуга» и провести реконструкцию еще на трех подстанциях. Поскольку политическое решение не состоялось, эти обязательства остались нереализованными».

ГДЕ ВЗЯТЬ СРЕДСТВА НА РАСПРЕДСЕТИ?

Республика все же нашла способ и средства для строительства подстанции «Елабуга-500»: объект строится через механизм технологического присоединения, на средства четырех заказчиков – ТАНЕКО, ОЭЗ «Алабуга», ТАИФ-НК и завода «Аммоний». Остальные ключевые подстанции – «Киндери», «Бугульма», «Центральная» – тоже реконструируются силами республики.

Однако сейчас срочно необходимы средства для коренной реконструкции распределительных сетей 0,4 - 10 кВ, где общий износ достигает 70%. И это на фоне того, что идет мощная системная консолидация бесхозных аварийных сетей и значительный рост энергопотребления по РТ со все более увеличивающимся объемом техприсоединения.

Если учесть, что в последние годы инвестиционные программы Сетевой компании РТ ограничивались 3 - 3,5 млрд. рублей, основную часть которых «съедал» капремонт энергообъектов в рамках подготовки к Универсиаде, то стоит предположить: средства, вырученные от продажи транзитных сетей, существенно улучшили бы картину ближайшего будущего. По сути, у энергетиков выбор невелик: либо изыскивать заемные средства, либо нарастить инвестиции за счет продажи магистральных «артерий» в единую национальную электрическую сеть.

Напомним, еще в 2011 году Рустам Минниханов поручил Сетевой компании изыскать 38 млрд. рублей (примерно во столько оценивалась пятилетняя инвестиционная программа реконструкции сетевого хозяйства в РТ). Ситуация несколько улучшилась с приходом нового менеджмента компании, которую возглавил Ильшат Фардиев. За прошлый год инвестиционный бюджет предприятия вырос до 9 млрд. рублей, причем 3,7 млрд. рублей было направлено на строительство и капремонт энергообъектов в Казани. Общая выручка компании за 2012 год составила почти 20 млрд. рублей, чистая прибыль – свыше 4,5 млрд. рублей.

ПРИДЕТСЯ ПРОВОДИТЬ НОВУЮ ОЦЕНКУ

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», если сделка состоится, то от этого выиграют все – и республика, и федеральный холдинг.

«Для республики эта сделка будет означать, что ее экономике, предприятиям, населению, то есть всем группам потребителей, будет обеспечено надежное электроснабжение. ФСК же этой сделкой закроет «белое пятно» на карте страны, будет полностью контролировать магистральные ЛЭП в европейской части страны», – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Причем, как полагает эксперт, учитывая, что стороны пытаются осуществить сделку уже не первый раз, а до этого им не удавалось прийти к согласию, но при этом у каждой из сторон остается к ней интерес, наиболее вероятным сценарием представляется достижение сторонами компромисса и смягчение ими своих требований к партнеру. «Вместе с тем не исключено, что сторонам, как это бывало ранее, не удастся договориться, и сделка не состоится, – предполагает Баранов. – Ранее сети уже оценивались независимыми оценщиками. В частности, несколько лет назад для оценки сетей была привлечена международная аудиторская компания Deloitte&Touche, которая оценила их в 17,8 миллиарда рублей. Но с того момента уже прошло несколько лет, часть инфраструктуры устарела, появились новые сети, поэтому, вероятнее всего, придется проводить их новую оценку. Возможно, будут оцениваться не все сети, а лишь их часть».

Очевидно, что, если переговоры возобновятся, вести их со стороны федералов будет уже новая компания – ОАО «Российские сети» (в английской версии – Joint stock company Russian Grids), созданное на базе ОАО «Холдинг МРСК», в состав которого в качестве 15-го дочернего предприятия вошла ФСК. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась с запросами в ФСК и «Россети» с просьбой прокомментировать информацию о возобновлении переговоров с правительством Татарстана по продаже (или иному способу передачи) магистральных сетей. Однако в ФСК в течение длительного времени искали специалиста, который должен быть в курсе, а затем, такового не обнаружив, направили вопрос в головную компанию. В ОАО «Россети» также озадачились поисками сведущих сотрудников, которых на момент выхода публикации так и не нашли. Впрочем, ни в одной из компаний данную информацию никто и не опроверг.

phoca_thumb_l_img_8194.jpg
За прошлый год инвестиционный бюджет Сетевой компании вырос до 9 млрд. рублей, причем 3,7 млрд. рублей было направлено на строительство и капремонт энергообъектов в Казани

ЗАКОН НАДО ВЫПОЛНЯТЬ, НО ПРИ ЭТОМ НЕ ПРОДЕШЕВИТЬ

Российский эксперт в электроэнергетике, в недавнем прошлом главный инженер – технический директор ОАО «Холдинг МРСК» Борис Механошин сообщил газете «БИЗНЕС Online», что ФСК для того в свое время и создавалась, чтобы консолидировать все магистральные сети, и это регламентировано законом, который, к слову, некоторые регионы выполнять не поспешили: «Строго говоря, закон надо выполнять. Было принято решение о создании Федеральной сетевой компании, в которую необходимо передать все элементы государственной сетевой высоковольтной инфраструктуры. Но несколько регионов, таких как Иркутск, Башкортостан, Татарстан, пошли по другому пути, и этот процесс сильно затянулся».

С другой стороны, по мнению эксперта, совершенно очевидно, что никаких рисков для Татарстана смена собственника сетей не несет: «Думаю, если передать все эти линии в ФСК, а эксплуатационные предприятия как были, так и останутся, они будут все равно татарстанскими. Ну создадут татарстанское предприятие межрегиональных электрических сетей. Почти же ничего функционально не изменится. Кроме того, будет единообразная система тарифообразования, единообразная система эксплуатации. И это правильно».

Механошин полагает, что в финансовом плане республика даже выиграет: «Не думаю, что Татарстан в чем-то потеряет, может, даже и приобретет, потому что единая тарифная политика и единые затраты на эксплуатацию, они сделают процесс, на мой взгляд, намного более прозрачным, управляемым, и, как следствие, это может привести к еще большей надежности и эффективности энергетической системы. Полагаю, что это делать надо и затягивать процесс нельзя».

Свою точку зрения газете «БИЗНЕС Online» высказал и председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев: «О конкретных переговорах мне неизвестно, но то, что магистральные сети страны желательно централизовать, – это очевидно», – заявил Грачев. Однако, по его мнению, здесь важно не продешевить: «Продавать нужно за нормальную стоимость. Полагаю, если решение о продаже будет принято, необходимо договориться о правильной цене».

Справка

ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС) является одной из крупнейших инфраструктурных компаний России, более 79% акций которой принадлежит государству. На сегодняшний день компания эксплуатирует 121 тыс. км линий электропередачи и около 800 подстанцией, относящихся к Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Объекты электросетевого хозяйства находятся в 73 регионах РФ.

Финансовые показатели (РСБУ, 2012 год):

выручка – 138,8 млрд. рублей;

чистый убыток – 24,5 млрд. рублей.