РОССИЯ КАК ГОЛЛАНДИЯ

Сегодня на глазах у нас происходит затухание экономического роста в России. В июне экономика России показала нулевой рост. Годовой прогноз по ВВП в 2013 году может быть снижен уже в августе. Три месяца подряд растет безработица. Инвестиции падают. Пауза в экономическом росте затянулась. Налицо синдромы «голландской болезни».

Этот эффект («Голландская болезнь») получил свое название после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 году. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х годов. Рост цен на нефть в середине 70-х и начале 80-х годов вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.

В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в сырьевой и сервисный, которые создают меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. В первую очередь деградируют и теряют позиции наиболее динамичные наукоемкие отрасли. Это связано с необходимостью для них постоянных масштабных инвестиций в обновление технологий и продукции. Падение рентабельности вследствие роста курса национальной валюты ведет к сокращению инвестиций, технологическому отставанию и, в конечном итоге, уходу с рынка. Тем временем традиционные отрасли, не нуждающиеся остро в обновлении технологий, могут продержаться значительно дольше.

Замедляющийся экономический рост в России в первом полугодии связан в первую очередь со слабыми данными по экспорту, который в первом квартале упал, а во втором был близок к стагнации. Можно даже сказать, что в экспорте произошел драматический провал. Судите сами. Стоимостной индекс общероссийского экспорта упал. Отношение экспорта за первое полугодие 2013 года к экспорту за первое полугодие 2012 года составило 95,2%. Отношение экспорта за первое полугодие 2012 года к экспорту за первое полугодие 2011 года было положительным – 110,0%.

Главную роль, конечно же, сыграло падение экспортных поставок нефти и газа. Отношение средней цены марки URALS за первое полугодие 2013 года к средней цены марки URALS за первое полугодие 2012 года показало снижение на 4,9%. Кроме того, произошло и физическое снижение экспорта.

11.jpg

По данным ЦДУ ТЭК, экспорт нефти из России в январе-мае 2013 года снизился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 97,6 млн. тонн. С учетом того, что удельный вес нефти в общем объеме российского экспорта в январе-мае составил 34,1%, а в экспорте топливно-энергетических товаров – 47,8%. Все это жестко ударило по совокупному российскому экспорту.

По экспорту газа – та же картина. Доходы России от экспорта газа в январе-мае 2013 года снизились на 2,1% – до $27,59 млрд. против $28,193 млрд. годом ранее. Такие данные приводит федеральная таможенная служба (ФТС). В физическом выражении экспорт газа вырос на 0,5% – до 80 млрд куб. м против 79,6 млрд куб. м годом ранее.

ТАТАРСТАН КАК СУПЕР-ГОЛЛАНДИЯ

Рассмотрим динамику основных экономических индикаторов в РТ и РФ. Как видите, в Татарстане они отличны от общероссийских.

22.jpg

Динамика основных экономических индексов в РТ и РФ
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Затухание промышленного производства в Татарстане не такое существенное, как в России, где сложилась почти нулевая динамика. Это связано с несколько иной структурой экономики, о чем мы упомянем ниже. Зато динамика тесно связанных с платежеспособным спросом показателей у нас в республике гораздо хуже, чем в среднем по стране. Пугает значительное снижение динамики розничного товарооборота и падение, в отличие от России, доходов населения. Если начинает падать потребительский спрос, то полномасштабный кризис не за горами. Не может же цена на нефть только расти…

Объем работ в строительстве в РТ снижался в первом полугодии менее интенсивно, чем в России, благодаря двум большим драйверам – Универсиаде и ТАНЕКО. А вот неожиданный рост в Татарстане продукции сельского хозяйства трудно объясним с позиций здравого смысла, если, конечно, не смотреть через призму приписок…

Более глубокое падение потребительского спроса в республике на фоне менее сильного падения индекса промышленного производства объясняется разницей в структуре промышленностей России и Татарстана. Поскольку доступны данные об отраслевом разрезе ВРП Татарстана и совокупном ВРП России за 2011 год (за 2012 год этих данных пока еще нет), попробуем отыскать различия.

33.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Сразу заметна двукратная разница в доле сектора «Добыча полезных ископаемых». От добычи полезных ископаемых мы в 2 раза более зависимы, нежели вся Россия. Несмотря на то что удельный вес в секторе «Обрабатывающие производства» почти равен среднероссийскому, свято место пусто не бывает, а потому структурно мы хуже в оптовой и розничной торговле, транспорте и связи, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, операциях с недвижимым имуществом. Одним словом, Татарстан более подвержен «голландской» болезни, нежели Россия – у нас структурно сильнее добывающая отрасль и слабее отрасли, ориентированные на внутренний спрос.

Это и объясняет более высокую динамику по индексам промышленного производства – у нас структурно больше поток нефтяных денег. Пока цена на нефть еще не так сильно упала – это отыгрывается ростом ее поставок. Но «голландка» в виде более сильной зависимости экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. Деградируют и теряют позиции наиболее динамичные наукоемкие отрасли. Отраслевая структура становится более примитивной, а сама экономика РТ – более уязвимой к ценовым нефтяным шокам. Нет, не получается у нас пока движения в сторону «жизни после нефти»…

В БЮДЖЕТЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Впрочем, динамика доходов и расходов консолидированного бюджета РТ по исполнению за первое полугодие 2013 года пока не столь печальна.

44.jpg
Доходы и расходы консолидированного бюджета РТ по основным статьям (в млн. рублей)
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Да, произошло снижение по доходам бюджета по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 7%. Но это вызвано снижением межбюджетных трансфертов (субсидий, субвенций и дотаций) аж на треть (33%). Оно и понятно, ведь именно в 2012 году субсидии, связанные с Универсиадой, занимали значительную часть трансфертов и были гораздо больше, чем годом позже, когда все основные объекты были почти построены. Так что тут ничего драматичного нет.

Другой положительный фактор – собственные доходы бюджета в первом полугодии 2013 года оказались почти равными собственным доходам за первое полугодие 2012 года. Хотелось, конечно, чтобы они были побольше, но сезонно первое полугодие всегда хуже второго, так что есть возможность в этом году даже вырасти по отношению к прошлому.

Несмотря на неизменность собственных доходов бюджета, внутри них произошли структурные изменения. Так, произошло падение налога на прибыль и НДФЛ на 9% (или 4,5 млрд. рублей). В этом нет ничего удивительного. Возьмем нефтегаз. Там сальдированный финансовый результат предприятий нефтегазохимического комплекса Татарстана за пять месяцев 2013 года снизился на 24% (!) – до 53,2 млрд. рублей.

Падение доходов бюджета по налогу на прибыль было нивелировано ростом доходов по налогу на имущество и ростом акцизов. И тот, и другой мало привязаны к экономической динамике (акцизы выросли за счет административного повышения по алкоголю, табаку и по некоторым позициям нефтехимии).

Общие расходы бюджета были более экономны на 9%. Это произошло за счет урезания по статьям «Национальная экономика» (почти в 2 раза!) и «Общегосударственные расходы».

Так что имеем текущий профицит в размере почти 4 млрд. рублей. Но благодушие обманчиво – стагнация промышленности и потребительского спроса делают вопрос уничтожения этого «жирка» лишь вопросом времени…