Деятели культуры просят сохранить международный культурный центр духовного единения, который воздвиг Ильдар Ханов в Старом Аракчино |
«ПОМОГИТЕ СОХРАНИТЬ ЦЕНТР»
В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказались письма, которые после смерти Ильдара Ханова были отправлены инициативной группой деятелей культуры и науки президенту РТ Рустаму Минниханову и государственному советнику РТ Минтимеру Шаймиеву. Под первым из них стоит 208 подписей. Среди подписантов – такие известные люди, как ректор консерватории Рубин Абдуллин, директор госмузея изобразительных искусств Розалия Нургалеева, многочисленные преподаватели вузов.
Авторы послания просят сохранить международный культурный центр духовного единения – так правильно называется то сооружение, что воздвиг Ханов вокруг своего родового гнезда в Старом Аракчино.
Авторы письма просят рассмотреть вопрос о создании мемориального музея Ханова, взять под охрану весь культурный комплекс, произвести инвентаризацию культурного наследия Ханова, включить его центр в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Помимо этого, есть просьбы инициировать создание проекта землеустройства по отводу земельного участка под культурный комплекс (земля под ним не была приватизирована, и Ханов платил арендную плату), помочь завершить строительство комплекса, сохранить коллектив и те формы культурной работы, которые существовали при Ильдаре.
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой |
Почему две сотни наших деятелей культуры вдруг озаботились судьбой центра?
- Нас перестали пускать в культурный центр Ильдара Ханова. Мы сотрудничали с Ильдаром по поводу создания школы и хотели создать там мастерские росписи по стеклу и по ткачеству, – рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из инициаторов письма, преподаватель кафедры КГУКИ Ирина Зайцева. – Еще у Ильдара была идея сделать изостудию. Многое можно было сделать, у нас даже уже был бизнес-план. Как правило, мы собирались раз в неделю, по субботам. Ильдар говорил, что ему очень нравится соединять людей, но всю культурную деятельность при Ханове по его желанию организовывала его супруга, искусствовед Рауза Султанова. Но когда Ильдар ушел из жизни, нас туда перестали пускать, мы услышали, что Ильдара здесь больше нет, и идеи его практиковаться не будут. Это там сказал некто Мансур, который был при Ханове прорабом. Мы услышали в свой адрес нецензурную брань, поведение Мансура была вызывающим, он буквально орал на нас. Мы поняли, что центр Ханова надо спасать, и эти печальные события послужили толчком для обращения к президенту Татарстана.
«ПРИЗНАТЬ ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НЕ МОЖЕМ»
Как рассказывает Зайцева, ответа на письмо не последовало, и было написано второе, уже в марте, с теми же 200 подписями. В нем деятели культуры вновь просили отнести центр, построенный Хановым, к объектам культурного наследия республиканского значения. Это письмо руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов поручил рассмотреть министерству культуры РТ.
Однако ответ минкульта не выглядел обнадеживающим.
«В соответствии с действующим законодательством, в реестр объектов культурного наследия могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанный с которыми, прошло не менее 40 лет, таким образом, в настоящее время храм Ильдара Ханова признать объектом культурного наследия не представляется возможным», – ответила в письме членам инициативной группы первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова, правда, пообещав письменно, что на стене храма всех религий появится мемориальная доска памяти Ханова.
Формально, минкульт прав – Ханов начал строить свой храм в 1994 году, 40 лет еще нет. Да и разрешило ли бы ситуацию, сложившуюся вокруг него, признание его объектом культурного наследия?
Хотя ответ министерства культуры все-таки вызывает вопросы. Кому, как не этой организации, защищать и стараться содействовать развитию одного из брендов Татарстана, который давно уже знают не только за пределами республики, но и за рубежом? Ведь аналогов проекту Ханова нет, и он ежегодно привлекает тысячи туристов.
- Если проследить жизненный путь Ильдара Ханова, то становится ясно: он жил только творчеством и желанием объединить людей. Не случайно он начал строить не просто храм, а храм всех религий. Он делал благое дело для людей, и сейчас, конечно, государство должно позаботиться о том, чтобы его центр был и развивался, – говорит одна из подписавших письмо президенту РТ – Нургалеева.
УДАР ПО ГОЛОВЕ И СЛОМАННАЯ НОГА
Между тем в ситуации произошел трагический поворот. 23 мая было совершено нападение на жену Ханова – искусствоведа Султанову, его верную соратницу, продолжателя и реализатора его идей. Брак их был почти что 20-летний, но гражданский, так что о наследстве пока речи не идет. Но нападение, как полагает потерпевшая, обратившаяся за помощью в правоохранительные органы, имеет прямое отношение к наследию ее мужа.
В результате Рауза получила травму головы, у нее сломана нога, похищены паспорт и мобильный телефон. Инициативная группа вновь обратилась за помощью к Минниханову и на этот раз еще и к прокурору РТ Кафилю Амирову.
Авторы письма просят рассмотреть вопрос о создании мемориального музея Ханова |
«Вокруг наследия Ханова возникли разрушительные тенденции, которые могут привести к утрате национальной святыни», – можно прочесть в письме. И опять просьба: культурный центр Ханова должен быть взят под охрану государства, только в этом случае он может нормально функционировать и развиваться.
От прокурора республики ответа пока не было получено, а в казанском Кремле разобраться с ситуацией вокруг храма всех религий было поручено помощнику президента Олесе Балтусовой.
- Я проконсультировалась со многими людьми, и все мы пришли к выводу, что пока не определены наследники Ильдара Ханова, государство не может вмешиваться в этот сложный и деликатный вопрос наследования. Как только это произойдет, мы готовы и помогать, и сотрудничать, а пока там есть юридические проблемы. Определится наследник, и мы будем знать, кто ответственен, с кем вести диалог, – прокомментировала Балтусова газете «БИЗНЕС Online» ситуацию вокруг центра Ханова.
«ЗАХОЧУ – ПУЩУ, НЕ ЗАХОЧУ – НЕ ПУЩУ»
Уникальность данного проекта сделала его лакомым куском. В центр можно продавать билеты туристам, можно брать деньги, если попросят налить воды из скважины, можно собирать пожертвования на дальнейшее строительство. Да и сама недвижимость на первой линии волжского берега – она дорогого стоит.
Тем более что пока неизвестно, какое решение по поводу храма примут наследники – дочь художника Юлия, живущая в Москве, и его старшая сестра Флера. День X наступит 9 августа, по закону к этому сроку наследники должны определиться со своими правами. Пока же в центре Ханова главное действующее лицо – его бывший прораб некто Мансур. Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил познакомиться с этим персонажем лично и заодно посмотреть, что же сейчас происходит в храме.
…Храм всех религий встречает сейчас туристов и паломников закрытыми дверями. Слышны только негромкие звуки молотка, однако с первого взгляда кажется, что стройка остановилась. Главный вход заперт, есть только отверстие для пожертвований наподобие почтового ящика. Никаких сообщений о времени работы, ни еще каких-то уведомительных надписей на дверях нет.
Храм всех религий встречает сейчас туристов и паломников закрытыми дверями |
У главного входа разбиты стекла, с правой стороны храма есть еще одна дверь и звонок. Дверь оказалась также закрыта, а звонок, похоже, не работал, либо незваных гостей здесь не ждали, поэтому в ответ – молчание. Через некоторое время появился и таинственный Мансур – мужчина в черной футболке с усами возник в одном из открытых окон. На разговор он явно был не настроен, отвечал кратко и нехотя.
- Это музей религий будет. Тут будет школа детская, музыкальная и театральная, галерея. Стройка пока идет. Продолжим идеи Ильдара Ханова, – пояснил он нашему корреспонденту.
Строительство храма Ханов начал в 1994 году, сейчас этот уникальный комплекс значится практически во всех путеводителях по РТ как одно из самых интересных мест |
- Так, может, вы расскажете обо всем храме иностранным туристам? – пыталась помочь туристам из Голландии, которые приехали сюда специально, корреспондент «БИЗНЕС Online».
- Я уже вам рассказал. Сами все рассказывайте, – сказал Мансур и, не попрощавшись, скрылся в окне.
Вот таким сейчас стало оживленное и гостеприимное некогда место, куда попасть могли все желающие.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации вокруг храма всех религий.
В культурном центре действуют картинная галерея и концертный зал |
Справка Ильдар Ханов – российский художник, архитектор, скульптор, целитель, поэт, общественный деятель. Родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино. Во время военного голода он перенес клиническую смерть, после которой, по его мнению, он открыл в себе дар ясновидения и целительства. В 1960 году закончил Казанское художественное училище, а в 1968 году – Московский государственный институт им. Сурикова, тогда же был принят в союз художников СССР. В 1975 году в Набережных Челнах открывается его первая скульптура — «Родина-мать», посвященная 30-летию Великой Победы. После открытия разразился скандал, так как установка памятника была не согласована с союзом художников. Следующие монументальные композиции Ханова появились в Набережных Челнах в период с 1981 по 1991 годы. Четыре из них – «Древо жизни», «Пробуждение», «Эволюция» и «Ангел-хранитель» – выполнены из бетона и смальты. Первая персональная выставка Ханова также была открыта в Набережных Челнах в 1993 году. Зрители могли увидеть такие монументальные произведения, как «Хиросима-1», «Хиросима-2», «Доля матери», «Апокалипсис», «Костер человечества» и другие. В 1994 году Ханов начинает строительство храма всех религий, который сейчас значится практически во всех путеводителях по Татарстану как одно из самых интересных мест. По замыслу храму отведена роль архитектурного символа религий, культур и цивилизаций. Службы и обряды в храме не проводятся. В то же время под одной крышей храма – культурного центра – уже открыты и действуют картинная галерея, где проходят не только выставки, но и мастер-классы, концертный зал, в котором проводятся музыкальные и поэтические вечера. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 195
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.