ЕГЭ ПО-КАЗАНСКИ: 400% ВЫСОКОБАЛЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ, 300% СТОБАЛЛЬНИКОВ

В последнее время рейтинги в образовании вдруг стали модным трендом. Российский минобраз составил свой рейтинг сначала государственных, а потом и частных вузов, который оказался невероятно скандальным. Прогремел и зарплатный рейтинг казанских вузов...

А сегодня под соусом горы цифр, таблиц и графиков на деловом понедельнике подали горячее по нынешним временам блюдо, иначе как-то рейтинг казанских школ не назовешь. Шеф-поваром выступила исполняющая обязанности начальника управления образования исполкома Валентина Афонская.

«В то время, когда Универсида стала экзаменом для взрослых казанцев, выпускники школ готовились к ЕГЭ, и июль – время традиционного подведения итогов», – анонсировал выступление Афонской сити-менеджер Алексей Песошин.

Выйдя на трибуну, Афонская отметила, что в положительных результатах ЕГЭ в этом году были заинтересованы как минимум 6 тыс. выпускников этого года и вдвое больше родителей.

- Уже пять лет ЕГЭ в Казани проходит в штатном режиме, но ежегодно имеются особенности в организации экзамена, – сообщила она. – В этом году заранее были определены минимальные баллы по всем предметам, опубликованы открытые бланки заданий для подготовки к государственной аттестации, выпускникам, не преодолевшим порог успешности по одному из обязательных предметов, предоставили право пересдачи в текущем году, было привлечено большое количество общественных наблюдателей в пункты проведения ЕГЭ. Запрещалось не просто использование, но и наличие при себе сотовых телефонов…

1111.jpg
Валентина Афонская отметила, что с представителями вузов Казани проводилась большая работа, а проректорам подавались списки нынешних успешных выпускников. Более того, в перспективе планируется включить в звено школа-вуз еще одну составляющую – предприятие

Результаты ЕГЭ анализируются каждый год, и из этого анализа делаются определенные выводы. В частности, создана специальная модель подготовки выпускника к ЕГЭ. Понятно, что сей подготовительный процесс начинается отнюдь не в 11 классе.

Об ужасах ЕГЭ не наслышан только ленивый – выпускники, провалившие экзамен, под грузом комплекса неудачника нередко пополняют жуткие полицейские сводки. Так что в Казани экзаменующихся взяли в плотное кольцо тренингов – от предметных «русско-математических» до психологических. Совместно с КФУ школьники 9 - 11 классов проходили тестовые ЕГЭ, максимум внимания было уделено математической подготовке – именно по этому предмету в прошлом году был небольшой провал. На курсы посылали и учителей.

В итоге количество стобалльников в Казани выросло более чем втрое – с 41 ученика в 2012 году до 128 человек в этом. 8 человек сдали экзамен на 100 баллов по двум предметам. Все результаты под лупой изучил Рособрнадзор, не «зарезав» ни одного стобалльника.

Выросло и количество тех, кто сдал с результатом 80 - 100 баллов – Афонская продемонстрировала слайды. Если в 2012 году по русскому языку таких было 1023 человека, в этом году – уже 1312 человек (более 22% выпускников). По математике высокие баллы набрали 347 выпускников – это в четыре раза больше, чем годом ранее. Вчетверо больше стало и успешно сдавших экзамены по химии, физике и обществознанию. В 2,5 раза больше учащихся смогли показать 80 - 100 баллов по истории, биологии и английскому. Что до английского, то Афонская не исключила положительное влияние Универсиады и масштабного обучения языку через EF English First. Дистанционные курсы проходили и учителя школ, и те, кто реально занимался, отмечают повышение языкового уровня.

ЗА ГОД КОЛИЧЕСТВО «СПРАВОЧНИКОВ» В КАЗАНИ УПАЛО В 2,5 РАЗА

А затем Афонская продемонстрировала детальный анализ результатов и по районам Казани, и по школам. Она добавила, что средний балл по русскому в Казани – 69,6 (на 2,3 выше, чем год назад), по математике – 58,6 (на 8,8 выше, чем годом ранее).

- Выше городского показателя средний балл по русскому языку в Вахитовском, Ново-Савиновском, Авиастроительном, Московском районах, – отметила она. – По математике – в школах Вахитовского, Ново-Савиновского, Авиастроительного районов.

Что же до стобалльников, то больше всего таких результатов в школах Вахитовского района (41). В Ново-Савиновском – 29, Советском – 20, Приволжском – 15, Московском – 14, , Авиастроительном – 6, Кировском – 3.

В целом же средний балл выше результатов прошлого года по 13 предметам из 14.

- Немаловажно отметить, что снижается и доля выпускников, не сумевших преодолеть минимальный балл ЕГЭ, – подчеркнула Афонская. – Доля выпускников города Казани, не преодолевших минимальный порог, ниже, чем по республике, в три раза, а по сравнению с Россией – в 11 раз по русскому языку, по математике – в 12 раз.

3.jpg

В сравнении с городами-миллионниками доля учащихся, не сдавших ЕГЭ, также ниже, в этом плане Казань уступила только Новосибирску.

- Наибольшее количество выпускников дневных школ, получивших ниже минимального порога по русскому языку, в Кировском районе, по математике – в школах Приволжского и Кировского района.

- В 2013 году 45 учащихся (0,75 процента), а в 2012 году таких учащихся было 114, не получили аттестатов, – добавила Афонская. – Доля таких выпускников уменьшилась за год в 2,5 раза… В цифре «45» – 11 учеников, которые изначально не были допущены к экзаменам. А 34 человека получили двойки по двум предметам в ходе ЕГЭ. В прошлом учебном году 45 школ имели таких «справочников» – в текущем учебном году количество таких учреждений сократилось до 25.

Наибольшее количество «справочников» у вечерних школ №12 и 24, по три человека в дневных школах №1 и 10, и два человека в 91 школе, уточнила Афонская и подчеркнула, что, несмотря на то, что у «вечерников» встречаются и низкие результаты, такие школы несут серьезную социальную функцию.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Для определения рейтинга школ по результатам ЕГЭ были использованы следующие критерии: средний балл по математике и русскому языку, доля выпускников, выпущенных со справкой, доля учеников с результатом 80 и более баллов.

Очевидно, что ставить школы в один ряд и «стричь» результаты вечерних школ под стандарты, скажем, лицеев под вузовской опекой как минимум бессмысленно. Поэтому все учреждения ранжировали по степени приближенности к высшим стандартам качества образования и разделили на четыре группы.

- Первая – это нетиповые учреждения образования, имеющие высокие результаты, – рассказала Афонская методику «деления по ЕГЭ». – Особенностью этой группы является отсутствие закрепленного микрорайона и возможность проводить отбор учащихся. Вторая – это школы, имеющие высокие результаты при наличии закрепленного микрорайона. Третья группа объединяет школы, имеющие низкие результаты по одним показателям ЕГЭ и высокие по другим, то есть школы с нестабильным результатом... В четвертой – школы с низкими результатами ЕГЭ по всем позициям.

22.jpg
1.jpg

Впрочем, далеко не в каждой школе причиной низких результатов стала плохая работа учителей – чаще всего причина в социальном контексте. За этим витиеватым посылом – грубая действительность: чем больше в школе родителей-пофигистов и детей-хулиганов, тем хуже результат.

Самое большое количество стобалльников подготовили педагоги лицея при К(П)ФУ – 16 человек, лицей №131 – 13 человек, СОШ №9 – 7 человек, лицей №116, гимназии 8, 19,125 – по 5 человек, гимназии №2, 7, 155 – по 4 человека, лицей-интернат №7, гимназии №96, 122, СОШ №62, 72, 132, 177 – по 3 человека.

Среди нетиповых школ в качестве лидеров по высокобалльным результатам Афонская назвала лицей №131, лицей-интернат №7 и №2, лицей при К(П)ФУ им. Лобачевского, гимназию-интернат №4, лицей №145. Эти номера, впрочем, и так у многих на слуху… А вот среди обычных школ, обслуживающих казанские микрорайоны, был представлен целый список из более чем двух десятков школ – они даже не поместились на одном слайде, порадовалась докладчица.

- Мы очень рады, что в этом году в этом листе появились школы, которые не занимали этих позиций в прошлом году – это гимназии №5, 12, 155, 94, школы 146, 72, – отметила Афонская движение к лучшему. – Безусловно, происходит взаимообмен, но основной костяк школ подтверждает свой рейтинг. Кроме того, лицей №131, лицей-интернат №7, гимназия №5, лицей при К(П)ФУ, гимназия №7 вошли в семерку лучших школ Республики Татарстан.

В списке аутсайдеров-2013 оказались средние школы №10, 97, 134, 67, 32. Удивительно, но обычно система образования стремится избегать всякого рода ранжирования в связи с тем, что каждая слабая школа несчастлива по-своему, в основе ее неуспеха лежит уникальная комбинация причин. Тем не менее казанские чиновники развернулись в сторону прозрачности и выставили на всеобщее обозрение школьный рейтинг по результатам учебного процесса.

- Из 10 школ, которые были в этом списке по результатам прошлого года, 9 школ вышли из этого сегмента, – объяснила необходимость «операции «Прозрачность» Афонская. – Осталась только одна… И по сравнению со своими прошлогодними результатами многие школы, работающие в сложных условиях, показали заметный прогресс.

КУДА УЙДУТ СТОБАЛЛЬНИКИ ИЗ КАЗАНИ?

Теперь в школах с нетерпением ждут результатов зачислений своих выпускников – в конце концов, это один из факторов имиджа для любой школы.

Оценивая результаты, Песошин отметил, что показатели универсиадского года и по результатам учебного процесса просто-таки чемпионские. Совместные усилия и инвестиции переросли в качественные результаты: Универсиада не только не помешала, но и помогла. Самый большой рост – плюс 17 баллов – показал средний результат по английскому языку, – подметил сити-менеджер.

- Те рейтинги, которые вы представили, – повод для серьезных размышлений, – заявил он. – Отмечая лучших, мы должны задуматься и о других школах и найти те меры поддержки, чтобы сделать их привлекательными для учеников и их родителей. 100 баллов – это идеал, больше не бывает, но важно наращивать количество тех, кто показывает 80 и более баллов…

Затем Песошин напомнил о поручении мэра Казани: город кровно заинтересован в талантливых людях…

Как оказалось, из этой группы были выделены особо результативные школьники, ставшие в дополнение к «золотым» баллам еще и победителями олимпиад. Таких оказалось 10 человек. В казанские вузы (КАИ, медицинский, КФУ) подали документы 6 человек, окончивших гимназию 125, школу №141, 72, 9. Уезжают четверо в МГУ, в Санкт-Петербург, в Университет высоких технологий механики и оптики. Но окончательно итоги выпускной кампании-2013 оценивать еще рано: зачисление проходит только сегодня.