События, которые оказывают решающее влияние на историю, отнюдь не всегда происходят на полях кровавых сражений или в кипящих парламентских дебатах. То и другое — это уже следствия решений, принятых за плотно закрытыми дверями кабинетов или в ходе тихих бесед на дорожках парков. Это как нажатие кнопки, пускающей ток в цепь.

Вот так же тихо и незаметно несколько дней назад в составе международного совета американского банка J.P. Morgan Chase Анатолий Чубайс, заседавший там с 2008 года, был заменен на Германа Грефа. Грузовые шины Грузовые шины Шины для спецтехники

Оба имени не требуют представления. Оба они воплощают во всей своей чистоте и незапятнанности либеральную идеологию. Оба представляют в России силы международного финансового капитала, который в последние 20 лет рассматривает нашу страну, надо признать, как колонию, питающую своими ресурсами страны Запада, прежде всего США.

А причем здесь J.P. Morgan Chase?

А при том, что это крупнейший банк США, крупнейший акционер ФРС США, одна из тех организаций, которая воплощает в себе власть денег и стоит над народами и правительствами. Двери, за которыми заседают члены совета банка, – это одни из тех дверей, за которыми серьезные немногословные люди принимают те самые решения, после которых бурлят страсти в парламентах и льется кровь на полях сражений.

Активы J.P. Morgan Chase превышают $2,5 триллиона. Это больше, чем ВВП России в 2012 году. И это, весьма возможно, не более чем ветви, колеблющиеся у всех на виду, куда уходят корни, знают только настоящие владельцы банка. Деньги любят тишину. Семейство Морганов, так же как и династии Варбургов, Рокфеллеров, Ротшильдов не фигурируют в списках Forbes, но есть основания считать, что именно они и им подобные реально контролируют мировую финансовую систему. Например, имя Варбургов сейчас мало кому что говорит, но существующий до сих пор со штаб-квартирой в Гамбурге банкирский дом M.M. Warburg & C0 был основан еще в 1798 году, а правнук его основателя Пол Варбург был главным идеологом и организатором создания Федеральной резервной системы США (ФРС). С тех же времен и тоже из Германии ведет свою историю и династия Ротшильдов. Одному из Ротшильдов приписывается знаменитая фраза: «Дайте мне право печатать деньги, и мне будет все равно, кто в этой стране устанавливает законы». Если это и придумано, то придумано хорошо, в этом и состоит смысл создания ФРС. Рокфеллеры с Морганами на сотню лет моложе, но ведь и США – молодая страна.

Человек, входящий в состав международного совета такого банка – это не просто финансист, это уже символ, знаковая фигура. Да и заседают там отнюдь не только банкиры, а и государственные деятели (например, Генри Киссинджер – одна из важнейших фигур международной политики в течение десятилетий, или бывший премьер Англии Тони Блэр), и главы международных корпораций, профессора экономики и другие лица, представляющие мировые финансовые, политические, научные элиты. Фактически международный совет J.P. Morgan Chase — это один из клубов глобальной элиты, наподобие Бильдербергского или Трехсторонней комиссии, где серьезные люди обсуждают наиболее общие вопросы взаимодействия, преодоления кризисов и стратегии развития. Неформально банк входит в орбиты Рокфеллеров, которые внутри США, как считается, противостоят группе Ротшильдов.

Председатель совета директоров и генеральный директор (CEO) J.P. Morgan Chase Джеймс Даймон, лично приглашавший как Чубайса, так и Грефа в состав совета банка, – тоже знаковая фигура. Он считается выдающимся кризисным менеджером. Это благодаря ему J.P. Morgan Chase вышел из кризиса 2008 года с минимальными потерями.

Чубайс, кстати, дважды был приглашен на заседания Бильдербергского клуба (в 2008 и 2012 годах), но постоянным членом его так и не стал, как и некоторые другие россияне, принимавшие иногда участие в его заседаниях.

ПОСЛЕДСТВИЯ БУДУТ

Понятно, что исключение Чубайса из международного совета банка J.P. Morgan Chase, равно как замена его Грефом, означает серьезные перестановки в российском либеральном истеблишменте. Можно предположить, что речь идет о смене поколений реформаторов. Чубайс принадлежит к первому поколению, которое, по некоторым данным (о чем писала наша газета), было подготовлено еще Юрием Андроповым. Греф – это уже поколение последователей первых реформаторов, которые действуют в экономической и политической реальности, созданной в 90-е годы. Наверняка не остались незамеченными его многолетние усилия по проталкиванию России в ВТО, увенчавшиеся успехом в прошлом году.

Греф – давний младший соратник и друг Владимира Путина, еще со времен Ленинграда. В отличие от него, Чубайс никогда не был другом президента. Мало того, на последней прямой линии с народом Путин прямо заявил, что Чубайс и другие реформаторы были «окружены кадровыми офицерами ЦРУ», то есть признал, что либеральные реформы делались по указанию официальных кругов США. Имидж Чубайса в нашей стране вообще-то трудно ухудшить, но Путин своим заявлением сумел это сделать. Возможно, это неожиданное и несколько странное заявление как-то связано с тем, что друг Путина Греф уже был предназначен тогда заменить «окруженного кадровыми офицерами ЦРУ» Чубайса в составе одного из клубов мировой элиты.

Из всего этого пока можно сделать два вывода.

Первый. Никакого изменения политики мировой элиты по отношению к России и, соответственно, изменения политики самой России не произойдет. Идеологически Чубайс и Греф — близнецы-братья, разницу между ними можно найти разве что под микроскопом. Назначение Грефа вообще можно рассматривать как поощрение за усилия по проталкиванию страны в ВТО, так что на нынешней экономической политике нашей страны, можно сказать, поставлен штамп — «верной дорогой идете, товарищи».

Второе. Позиции Путина в мировом истеблишменте внешне непоколебимы. Назначение соратника президента на символически важный пост в одном из клубов мировой элиты вместо чужого и, очевидно, неприятного для него человека, которого он фактически публично обвинил в работе на ЦРУ, – самое убедительное тому доказательство. Если Чубайс, видимо, был чем-то вроде контролера политики России независимо от того, какой официальный пост он в стране занимал, то старый младший друг Путина не столько присматривать за российской политикой и российским президентом будет, а наоборот, проводить интересы России и лично Путина внутри мировой элиты.

Только не будем забывать, что мировая элита похожа вовсе не на добродетельный союз единомышленников, а совсем наоборот – на пауков в банке, сжирающих друг дружку в смертельной схватке за ресурсы матушки-Земли.

Так что кто выиграл и кто проиграл от замены Чубайса на Грефа – это еще вопрос.