«Я НЕ ХОТЕЛА БЫТЬ АКТРИСОЙ»
- Варя, вы окончили театральный институт и вдруг такой крен – начали заниматься музыкой. Это что, влияние семьи?
- Ну, это не крен, это проявлялось всегда. Это был, скорее, постоянный крен.
- То есть вы хотели быть актрисой?
- Я не хотела быть актрисой.
- Но при этом пошли в театральный институт…
- Да, я пошла в театральный институт, потому что были свои причины. Какие причины? Три по алгебре, три по геометрии… Ну и так далее. Что делать девочке, куда идти? Мама подсказала – иди в театральный. Для девчонки далеко не самая плохая профессия. Хорошая просто профессия.
- Мама актриса?
- Нет, мама радиожурналистка, много лет работает на российском радио. Она, кстати, тоже поет, дает концерты, исполняет песни дедушки и бабушки. Очень интересно слушать их в ее исполнении.
- У кого вы учились в Щукинском?
- Я училась у Павла Любимцева, это замечательный интеллигентнейший человек, у него было чему поучиться. Восторг от общения с ним до сих пор не проходит.
- И как сложилась ваша судьба после получения диплома? У вас было амплуа характерной актрисы?
- Мне у нас в училище нравилось, что мы не были привязаны к амплуа. Любимцев не заключал меня ни в какие рамки. Мне удавалось поиграть и в водевиле «Дядюшкина тайна», и какие-то роли в пьесах Пристли. Палитра была самая разная.
- Получили диплом, вышли на Арбат, и что потом?
- Вышла – и никуда не пошла. Год я ничего не делала. В это время я на своей «девяточке» развозила своих однокурсников по разным театрам, они ездили на показы. Потом я констатировала, что все ребята куда-то устроились, а я как-то нет. Но это была ни в коем случае не досада, я просто на некоторое время абстрагировалась от этой профессии.
- Было желание работать в каком-то театре?
- Нет, не было.
«МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ДЖАЗ – ЭТО ЧТО-ТО НЕВООБРАЗИМОЕ»
- Зная традиции вашей семьи, где дед – Юрий Визбор, а бабушка – Ада Якушева, было бы логичнее, если бы вы исполняли бардовскую песню. Но вы поете джаз. Откуда он возник в вашем творчестве?
- Все началось с хорошей музыки, любовь к которой мне привили родители и известные люди вокруг. От этой музыки меня потянуло на джаз, хотя мне казалось, что джаз – это что-то немыслимое, невообразимое. А в дедушкиных песнях я замечала огромную музыкальную палитру, нечто такое, что под гитару просто не исполнишь. Когда мы познакомились с Сергеем Хутасом, как-то постепенно начала возникать идея с джазом. Он предложил мне свою помощь, свою руку, свое творческое видение. И с бардовской программы, но в инструментальных аранжировках, мы начали.
- А вообще песни бабушки и дедушки в чистом виде поете?
- Пою. Был один миг, когда мне пришло в голову спеть песню дедушки «Зима» акапелла. Меня пригласили на один вечер, он был посвящен году семьи, и нужно было что-то спеть. Конечно, мне хотелось спеть песню дедушки. Но это было такое спонтанное приглашение, что я не успевала пригласить никого из музыкантов, чтобы порепетировать. И я просто сама спела песню «Зима». Показала маме, попросила послушать, она сказала, что эту песню можно достойно исполнить и без аккомпанемента.
- А дома песни бабушки и дедушки часто звучат?
- Песни звучат, я сама их ставлю, в моем детстве не было такого, что наступала тишина, и кто-то говорил: «Внимание!» Я на год в этой жизни разминулась с дедушкой, и многое о нем узнавала от других людей.
- Вас в Юрии Визборе что-то потрясло?
- Меня в свое время потрясло, что он в самых обыденных ситуациях умел чувствовать иронию. Я знаю по рассказам знавших его, что Визбор не боялся смеяться, шутить и совершать какие-то веселые шалости. И еще одна вещь меня зацепила – это его количество друзей. Это что-то невероятное!
- Эти люди продолжают дружить с вашей семьей?
- Да, это потрясающие люди, неописуемые словами.
- В фильме «Семнадцать мгновений весны» Юрий Визбор тонко и стильно сыграл Мартина Бормана, это была одна из самых больших удач ленты. В каком возрасте вы увидели эту ленту?
- В первый раз я посмотрела в очень раннем возрасте и не очень осознанно. Но потом смотрела фильм регулярно, когда его показывали по телевидению. Недавно мне удалось скачать его из интернета и посмотреть в очередной раз. Думаю, что этот раз будет не последним, буду смотреть еще и еще. Это классное кино!
- Какие-то традиции в семье от дедушки и бабушки остались, то, что ваша мама свято хранит?
- Мама хранит не традицию, а нечто большее. Она хранит честность. Впрочем, возможно, у нас есть и какие-то традиции, но они такие теплые и органичные, что я их просто не замечаю. Но честное общение с окружающими – это, пожалуй, традиция нашего дома.
- Как вы встретились с Сергеем Хутасом?
- Музыка всегда звучала в доме, но она была недосягаемой. Сергей помог мне сделать этот шаг. Мы исполняем песни бабушки и дедушки. Моего брата, он тоже пишет песни. Мы с Сергеем познакомились на дедушкином вечере, можно сказать, что он нас познакомил. С 2010 года мы начали петь джаз. Но поймите меня правильно, это не джаз в чистом виде – я не профессиональная джазовая певица.
- Вы часто концертируете?
- Хотелось бы больше, хотя сейчас мы выступаем все чаще и чаще. И то, что нас пригласили на фестиваль в Казань, – это здорово.
- А с театром покончено навсегда?
- Нет, я периодически работаю в театрах. Например, я работала в театре «Школа современной пьесы», полтора года я там проработала. Потом была пауза. Затем я работала в театре Терезы Дуровой.
- А что вы могли там делать?
- У меня была роль Забавы в мюзикле «Летучий корабль». При мне театр как раз поменял резко направление и стал музыкальным, это было то, что я мечтала делать на сцене. Мне интересно все, что связано с музыкой.
- Это были разовые контракты?
- Нет, там лежала моя трудовая книжка. Просто я поняла, что всему свое время, я иду в нужном направлении и очень благодарна людям, с которыми сотрудничаю.
- У вас есть кумиры в мире джаза?
- У меня много кумиров и я просто обожаю их слушать.
«РУССКИЙ ДЖАЗ БУДЕТ ВОСТРЕБОВАН»
- Фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого» в этом году впервые делает крен в сторону русского джаза. Как вы к нему относитесь? Я знаю, что сейчас многие российские музыканты повернулись к нему лицом и начинают продвигать русский джаз.
- Это просто здорово, когда русские тексты и абсолютно джазовая музыка. Иногда даже не слышишь, что это за слова. Мне кажется, что именно русский язык в разных его музыкальных проявлениях может быть интересен.
- Но есть мнение, что язык джаза – это все-таки английский. Будет ли востребован русский?
- Уверена, что будет, и это будет здорово! Мы же не слышим себя, свою речь со стороны, и мне кажется, что все будет очень забавно.
- Как вы относитесь к телевизионным проектам, когда люди, никогда не певшие джаз, вдруг начинают его исполнять? Насколько это продуктивно?
- Ну, это же просто шоу, но само упоминание об этой музыке – это здорово. Почему бы нет?
- А вы хотели бы попробовать себя в каком-то ином жанре, помимо джаза?
- В училище у нас преподавала вокал абсолютно классическая оперная певица, с абсолютно классической оперной манерой. И у меня зародилась такая мысль – попробовать себя в опере. Не знаю, как слушать, но петь классику очень приятно. Это не так сложно, как кажется, пожалуй, опера меня привлекает.
- А в каком оперном театре вы хотели бы себя попробовать?
- Я не соотношу себя с оперой, у меня нет мыслей о конкретной оперной сцене.
- У вас бывает возможность пойти куда-нибудь на концерт?
- Бывает. Я люблю ходить в клуб Игоря Бутмана, это удивительное место на Чистых прудах. Я всегда с удовольствием там бываю, каждое такое посещение – это открытие. Там и иностранцы какие-то невероятные выступают, и наши, исполняющие русский джаз. Там бывает очень уютно. Не часто у меня получается туда пойти, но метко.
- Что в Москве говорят про казанский джазовый фестиваль?
- Из моих друзей здесь пока никто не выступал, но многие друзья и коллеги Сергея Хутаса здесь уже побывали. И им здесь очень понравилось. Для меня это новая площадка. А что говорят про ваш фестиваль? Говорят: «Классно!»
- Как вы относитесь к классическому американскому джазу?
- Мы поем джазовые стандарты, но поем, когда этого требует программа. А зазря не поем. Мы знаем этот джаз, мы его любим, но хотим двигаться в направлении русского джаза, отталкиваясь от русских текстов, это для нас принципиально.
- Чего бы вам хотелось достичь в жизни?
- Мне бы хотелось хорошую музыку, которая бы меня вдохновляла и чтобы этот запев я могла передать слушателям. Этот энергообмен, он ни с чем не сравним.
- А как будут строиться отношения с бардовской песней?
- Думаю, что сложно. Я не владею гитарой. Я люблю этот жанр, но в строго классических его проявлениях.
Варвара Визбор родилась в Москве, окончила гимназию с театральным уклоном, Щукинское театральное училище. Работала в театре «Школа современной пьесы» и в театре Терезы Дуровой. Занимается джазом, концертирует. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.