Владельцев ресторана «Перцов» любители казанской старины обвиняют в незаконном использовании имени великого поэта Пушкина |
ПУШКИН КАК БРЕНД
Тема визита Александра Пушкина в Казань вчера получила новое продолжение – точнее, вопрос о том, в каком именно доме, собственно говоря, останавливался светоч русского слова. В минувшую среду в Казанской ратуше на заседании клуба любителей старины этот вопрос поставили ребром перед мэром Казани Ильсуром Метшиным. Председатель клуба любителей казанской старины, историк, преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев посетовал, что на здании ресторана «Перцов» на улице Профсоюзной висит мемориальная вывеска с недостоверной информацией. Согласно вывеске, этот дом посещал Пушкин. По данным Елдашева, дом, в котором ныне расположен модный ресторан, действительно входил в комплекс усадьбы Эраста Перцова (кстати, прототипа героя романов Акунина Эраста Фандорина), однако Пушкин 7 сентября 1833 года обедал в угловом двухэтажном (ныне трехэтажном) здании, где сегодня расположен магазин швейцарских часов.
- Нам непонятно, кто пишет текст на этих досках и кто его утверждает, – сказал вчера Елдашев. – За всю историю исследовательской деятельности никто ко мне не обращался.
- Дайте нам документальное подтверждение, и мы доску перевесим, – отреагировал мэр.
Сегодня этот дом охраняется государством, а сама доска появилась на нем около 25 лет назад.
И вот сегодня владелец ресторана «Перцов» Камиль Газизов через газету «БИЗНЕС Online» фактически ответил: о пребывании Пушкина в доме свидетельствует доска, а это, по сути, документ.
Камиль Газизов: «Мнения есть разные – кто-то считает, что Пушкин был в этом доме, кто-то – что не был. Этот спор родился не вчера, и я спокойно отношусь к различным мнениям» |
«Честно говоря, не очень удобно обсуждать эту тему. В конце концов, мало ли кому что привиделось – это вопрос ведь, скорее, к министерству культуры, которое, насколько мне известно, исторически определило эту доску на объекте. Мы не сами ее туда вешали. Хотя мнения есть разные – кто-то считает, что Пушкин был в этом доме, кто-то – что не был. У каждого свой взгляд на историю, к каждому не прислушаешься. А кто-то пытается сделать себе какое-то имя и репутацию на опровержении общеизвестных фактов, таких тоже много. Этот спор родился не вчера, и я спокойно отношусь к различным мнениям», – заявил Газизов.
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за разъяснения в минкульт РТ.
«Вопрос со сменой статуса сложный, здание стоит на охране, поставлено давно, – пояснила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. – На тот момент экспертиза не была предусмотрена, и в силу закона все здания, которые ставились на охрану до 2010 года, легитимны и признаются памятниками. Инициировать снятие этого статуса просто потому, что за чаем краеведы высказывают свои мнения, министерство не может. Мы, безусловно, прислушиваемся к мнениям краеведов и очень уважаем их, однако официальных обращений к нам не поступало».
Чтобы произвести изменения в статусе памятника, необходимо провести исследование, но юридически нет для этого оснований, рассказала замминистра. И министерство не имеет право по собственному желанию инициировать этот процесс хотя бы потому, что за это надо платить и вряд ли удастся убедить минфин в необходимости выделения бюджетных средств на это занятие.
Но, с другой стороны, безвыходных ситуаций не бывает. В конце концов, как обнадежила Персова, обращение в минкульт может поступить и от мэрии, и от общества охраны памятников, и даже от собственника. Заявителю, разумеется, придется быть готовыми к тому, чтобы приложить документы в обоснование этого обращения и оплатить исследование документов.
В ресторане «Перцов» в дизайне отдано предпочтение культурному прошлому Казани |
«ИСТОРИЧЕСКИЕ УТКИ» ПРОЖИВАЮТ СТОЛЕТИЯ
Экс-замминистра культуры РТ Игорь Нестеренко отметил газете «БИЗНЕС Online», что юбилейную доску повесили в связи «с каким-то юбилеем или каким-то визитом», но для того, чтобы восстановить справедливость, необходима длительная процедура.
«С юридической точки зрения сейчас мы имеем дом, в котором бывал Пушкин, дом поставлен на охрану. Для того чтобы теперь из этой ситуации выйти, необходима государственная историко-культурная экспертиза. И если выяснится, что в этом здании Пушкин не бывал, соответственно, необходимо ставить вопрос об исключении его из реестра объектов, находящихся на государственной охране. Ну и, соответственно, перевешивать табличку или снимать ее. Процедура это длительная», – отметил он.
Краеведы утверждают, что Пушкин обедал в угловом двухэтажном (ныне трехэтажном) здании, где сегодня расположен магазин швейцарских часов |
По словам Нестеренко, подобных казусов в России очень много – бывает, ошибаются краеведы, историки. С ним согласен градостроитель и архитектор Сергей Саначин, который в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что подобных ошибок с пребыванием именитых персонажей предостаточно и в Казани. «Табличная» история татарстанской столицы, столь сильно изменившей свой облик после Универсиады, нуждается в настоящей ревизии.
В продолжение председатель клуба любителей казанской старины, историк, преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев рассказал газете «БИЗНЕС Online» другую самую известную историческую «утку». Кто не знает легенду о бросившейся вниз с одноименной башни в центре Казанского кремля царице Сююмбике? Но дозорная проездная башня построена в 1709 - 1713 годах, во времена Петра I.
«Эта легенда появилась благодаря редактору одного из московских журналов Свиньину – в 20 - 30-годах прошлого века она и стала называться башней Сююмбике, хотя не имела никакого отношения к периоду Казанского ханства», – говорит Елдашев.
Что касается Пушкина, что можно вспомнить известные разговоры о том, что поэт был в Петропавловском соборе, Благовещенском, Духосошественской церкви, но это не так, утверждает Елдашев, он прошел мимо церквей…
Памятная доска появилась на здании около 25 лет назад |
ОШИБКУ ДОПУСТИЛИ В 60 - 70-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА
Но вернемся к памятной доске. Елдашев рассказал газете «БИЗНЕС Online», почему доска появилась не на том доме.
«Дом, где сейчас висит табличка, принадлежал Эрасту Петровичу Перцову и входил в состав его усадьбы в Казани, но Пушкин был в другом, угловом здании. Об этом писали историки Калинин, Славянский, Бобров. Но их коллеги Егерев и Ефим Бушканец в 60 - 70-х годах прошлого века допустили ошибку, с тех времен и висит табличка. Понятно, что народ деталей не знает, а тех, кто знает, эта ошибка раздражает. Здание, где обедал Пушкин, было двухэтажным угловым – оно и сейчас угловое, но в годы советской власти его надстроили еще одним этажом и расширили по улице Пушкина».
Понятно, что хозяин современного ресторана не имеет отношения к мемориальной доске. Но он пользуется этим – недаром же назвал ресторан именно так, говорит историк. Но табличку, конечно, надо перевесить.
Анатолий Елдашев: «Понятно, что хозяин ресторана не имеет отношения к мемориальной доске. Но он пользуется этим» |
Что касается личности Перцова, то он был другом Пушкина, известным питерским ловеласом и картежником. Но его судьба сложилась трагически – он был адресатом Герцена, который в Лондоне вместе с Огаревым издавал «Колоколъ».
«Эраст Петрович попал на заметку жандармерии, был осужден, год отбывал наказание в Вятке, но затем вернулся в Санкт-Петербург. От него все отвернулись, и под конец жизни в полной нищете он принял яд…» – рассказал Елдашев.
В общем, как называть ресторан, дело вкуса, но и тут, как будто, вышел казус...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.