13.jpg
Эксперты дают противоречивые оценки работы Кафиля Амирова на посту прокурора Татарстана

Марат Галеев - депутат Госсовета РТ:

- Кафиль Амиров, во-первых, квалифицированный прокурор, ну, и, во-вторых, человек, который имеет широкую эрудицию. Он очень хорошо знает республику, у него широкий круг интересов, он изучал историю. Я считаю, что без знания истории нашу республику понять невозможно. Это ему существенно помогало в работе. Был период, когда законодательство республики расходилось с федеральным, по разным причинам, в том числе и в том, что полномочия были несколько шире, и когда у нас были такие полномочия, мы приняли немало законов. Но затем, по мере установления российского законодательства и сужения полномочий, встал вопрос приведения в соответствие, когда он пытался искать компромиссные варианты с тем, чтобы это было сделано наименее болезненно. В первую очередь здесь проявлялись человеческие качества. Я знаю, что он внес немалый вклад в борьбу с организованной преступностью, но это было вне поля деятельности нашего комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Вообще, это человек, тесно связанный с республикой и знающий ее, и пытавшийся всегда сделать все, что в пределах его возможностей для республики, и часто ему это удавалось. Это человек, который умел принципиально стоять на страже законов. Я могу в целом позитивно охарактеризовать его и пожелать ему имеющийся интеллектуальный потенциал не консервировать, а продолжать использовать.

Я не могу сказать, кто будет следующим прокурором. Но надо отметить, что субъекты РФ далеко не все одинаковы, мне бы хотелось, чтобы это был человек, который знает республику. Потому что есть особенности, в том числе и законодательные, которые связаны договором с федеральной властью, обычно со стороны люди вообще не понимают суть этого вопроса.

1.jpg
«Во времена Амирова в республиканском парламенте не было скандалов с участием прокуратуры. Ему удавалось сохранять баланс»

Фандас Сафиуллин - экс-депутат Госдумы РФ:

- Все, что было cуверенно татарстанского, Амиров привел к общему знаменателю с российскими нормам прежней автономии. Все, что отличается по законному своеобразию, по конституционному праву, по Договору Татарстан-Россия. Завершил эту деятельность, в частности, тем, что через 10 лет после того, как Россия запретила нам выбирать буквы татарского букваря, он счел нужным до конца закрепить этот запрет, опротестовав закон Татарстана о восстановлении татарской латиницы и добившись отмены Госсоветом этого «висящего» уже 10 лет закона. Он «защищал» интересы федерального центра по выхолащиванию суверенитета Татарстана, провозглашенного Декларацией от 30 августа 1990 года и закрепленного всенародным референдумом в 1992 году. В защите законных прав татарского народа от произвола федеральных властей он не был замечен. Дошло до того, что он опротестовал театральные афиши татарских театров, потому что они не переводились на русский. Это же сверх-усердие. Скажем, афиша театра им. Камала была на татарском, а прокурор внес протест в Госсовет РТ, чтобы они переводились на русский язык. Он опротестовал протоколы сельских сходов в татарских деревнях (например, о найме пастуха или ремонте колодца), требуя переводить их на русский язык. Это же сверх-усердие. Этого от него федеральный центр не требовал.

И еще, когда к нам высадился десант генеральной прокуратуры РФ по разгону наших татарско-турецких лицеев, наша прокуратура там активно участвовала. Лицеи, где конкурс доходил до 50 - 70 ребят на место, были разгромлены генеральной прокуратурой при поддержке прокуратуры Татарстана.

С большим опозданием открываются некоторые коррупционные дела, которые можно было открыть 5 - 10 лет тому назад. Значит, прокуратура была ослеплена или добровольно закрывала на это глаза. Я сужу о нем по своей политической ориентации. И в Верховном совете, и в Государственном совете, и в Госдуме у меня позиция была одна – защита конституционных прав нерусских народов, не только татарского. Я с этой позиции оцениваю его работу. Возможно, в правоохранительной деятельности у него былии более похвальные достижения. Раз ему долгие годы доверяли, присваивали звания, наверное, были и успехи. Наверное, его ценили не только за то, что он все татарское приводит к соответствию к российским не совсем справедливым нормам.

Кстати, обычно отмечают его заслуги по восстановлению разрушенной старой Казани, но в то же время не было замечено его усердия при разрушении исторического центра.

Если Амирова сняли из-за того, что наша прокуратура сделала предупреждение РИСИ за провокационные, лживые, экстремистские публикации против Татарстана и татарского народа, если за это его сняли, я ему сочувствую. Каким бы ты ни был усердным, малейшее отступление от лояльности тебе не простят.

Тимур Нагуманов - уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей:

- Я с Кафилем Амировым по работе сталкивался неоднократно, мы взаимодействуем достаточно активно. Он большой профессионал, быстро вникает в суть дела и готов на хорошую дискуссию. Иногда, когда у него был свой взгляд на ситуацию, удавалось найти объективные аргументы, и он соглашался с мнением другого человека, а не отстаивал слепо свое. Он открыт для диалога, и мы достаточно эффективно с ним взаимодействовали. Вот это впечатления от работы с ним. Ну, и как с человеком с ним было интересно поговорить.

Я думаю, что перед новым прокурором стоит задача сохранить и усилить подходы прокуратуры республики к работе в плане защиты прав предпринимателей. Деятельность прокуратуры, с одной стороны, может выглядеть статичной, с другой стороны, жизнь постоянно ставит новые задачи перед прокуратурой и обществом в целом. Прокуратура должна достаточно оперативно на это реагировать. В принципе у нашей республиканской прокуратуры это эффективно получалось. Я думаю, в этом направлении и нужно дальше двигаться. Нужно оперативно реагировать на проблемы, которые возникают в обществе.

Марат Хайруллин - депутат Госсовета РТ:

- Во времена Амирова у нас - в республиканском парламенте - не было скандалов с участием прокуратуры. Ему удавалось сохранять баланс интересов на федеральном и республиканском уровнях. Он был не только прокурорским чиновником, но и в какой-то степени политиком. Он человек, который умеет балансировать между федеральными и региональными интересами, при этом сохраняя свою самостоятельность.

Кафилю Амирову досталась очень трудная задача - приведение республиканских законов в соответствие федеральными. Между прокуратурой и Госсоветом была налажена, как говорят, конструктивная работа. Во-первых, он является одним из тех, кто имеет право подавать законодательную инициативу наряду с президентом. Во-вторых, с Госсоветом была договоренность, что все законопроекты, которые готовит республика, предварительно рассматриваются в прокуратуре. Камиль Фахразеевич один из немногих чиновников силовых структур, который на всех заседаниях Госсовета все делал сам с самого начала до конца. Он активно участвовал в работе Госсовета – он и выступал, и с места делал свои замечания. Благодаря ему депутаты научились действовать строго в рамках закона.

Не могу сказать, кто именно мог бы сменить Амирова на его посту, но хотелось бы, чтобы это был кто-то из местных. Этот человек должен хорошо знать местную специфику.

Игорь Шолохов - руководитель Казанского правозащитного центра:

- Могу сказать, что в 2002 году между Казанским правозащитным центром и прокуратурой республики был подписан договор о совместной деятельности. Это был первый и пока, по-моему, единственный договор между правозащитной организацией и прокуратурой субъекта Федерации. Это была не просто бумажка, а действенный документ, в рамках которого мы действительно сотрудничали: сначала на уровне следствия, потом на уровне суда. Но это не означало то, что мы не обжаловали в соответствии с законом действия и решения работников прокуратуры в судебном порядке, мы добивались признания этих решений незаконными, если они были таковыми.

У прокуратуры, и у нового руководителя в частности, всегда одна задача – надзор за соблюдением законов в различных сферах общества. Эта задача не меняется, от персоналий не зависит. Нам нужно будет выстроить взаимоотношения нашей организации с преемником Амирова.

Гульнара Сергеева - начальник управления министерства юстиции РФ по РТ:

- Нам с Кафилем Фахразеевичем работалось комфортно, по-деловому. В некоторых субъектах России между федеральными службами существуют трения, но мы всегда работали во взаимодействии. Я обращалась к нему, как к великому юристу-профессионалу. Все выступления его были очень интересные, насыщенные. Он приводил конкретные факты, порой, достаточно жесткие примеры, но тем не менее они были справедливые. И поэтому его выступления отличались от многих других, у него не было общих фраз, он не юлил.

Мы совместно работали по приведению нормативно-правовых актов республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством. Когда вопрос касался экстремизма и противодействия терроризму, прокуратура Татарстана нас поддерживала по исковым заявлениям.

Для меня в работе он запомнился человеком, с которым всегда можно профессионально говорить, который идет на взаимодействие и на достижение результата. Я восхищалась его работой. Например, предлагалось ввести какое-то изменение в соответствии с требованиями жизни. Но на федеральном уровне не было принято решений, которые позволяли бы внести это изменение. Несмотря на то, что это не было полномочием субъекта, Кафиль Фахразеевич был сторонником изыскать возможности законного урегулирования вопроса. Амиров старался не отвечать «нет, нельзя», например, если это касалось вопросов по ЖКХ. Он был гибкий, дипломатичный, старался изыскивать варианты.

2.jpg

Он однозначно был самостоятельной фигурой. Знаю, что руководство Татарстана по многим вопросам с ним консультировалось, спрашивало его мнение. Он пользовался огромным авторитетом, как профессиональный юрист.

Импонирует, что он был человек с интересным юмором – это тоже важно в работе. При всем при этом он отличный фотограф. Например, у нас в управлении - да не только у нас - развешены его работы.

Мне было очень комфортно работать с ним, потому что работали только во взаимодействии, конструктивно.

Хафиз Миргалимов - член ЦК КПРФ, первый секретарь рескома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ:

- Я бы сказал про Кафиля Амирова, что это могикан могиканов. Лучший, достойный представитель советской эпохи, советской школы прокуратуры. За годы работы в постсоветский период, он не потерял те черты, которые получил в то время. Хотя ситуация около Татарстана, вокруг Татарстана была сложной. И кто-то не выдержал. А он выдержал все натиски, все противоречия и во власти, и в гражданском обществе, и в законотворчестве… Он был и остается очень человечным представителем прокуратуры. Принципиальным, объективным, даже в какой-то мере сентиментальным. И очень разносторонне развитым, что хорошо видно по его книгам и фотографиям…

А как должностное лицо – это прокурор из прокуроров! Долгожитель в такой сложной сфере, профессор и, я бы даже сказал, академик своего дела. У нас на заседаниях Госсовета мне порой казалось, что он отвлеченно думает о чем-то своем. Ничего подобного – не раз убеждался, что он очень внимательно слушает все выступления, и очень чутко реагирует на отклонение от закона… В то же время он никогда не идет на конфронтацию, умеет достигать компромисса, хорошо понимая, что худой мир лучше доброй ссоры.

На недавнем выездном заседании президиума Госсовета в Чистополе Кафиль Фахразеевич обратил внимание на то, на что я должен был обратить внимание! Спросил: "А почему не выполняется закон о двуязычии? Почему все таблички в органах самоуправления, все вывески только на русском языке?" Фактически Амиров таким своим неординарным подходом помогает нам, законодателям, лучше выполнять свои обязанности…

Теперь у Кафиля Фахразеевича будет больше свободного времени. И, надеюсь, мы с ним встретимся и поговорим, о чем я давно мечтал, не только по депутатским делам…

Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ, академик АН РТ, экс-советник первого президента РТ:

- Мне работа Кафиля Амирова запомнилась по вполне понятной причине: потому что он стоял на защите памятников. Он неравнодушный к истории, всей душой болеет за охрану памятников, и в принципе без него вообще не смогли бы остановить разрушение исторического центра Казани – я, конечно, извиняюсь за такое резкое выражение. И когда президент Минниханов повернулся в эту сторону, то сразу подключил Амирова, и он в какой-то мере подталкивал президента к действиям в этом направлении. Тогда и началось массовое движение за охрану памятников.

И мы с ним общались, конечно, по истории. Он знает каждый дом старой Казани, его историю, его жителей, что было, как было… Сам писал об этом в своих книгах. А историю своей деревни знает до такой степени, что мне, как историку, несколько даже стыдно, потому что мы так глубоко не копаем… И, конечно, он известен как фотомастер, сильно этим увлекался.

В остальном, скажем, в приведении республиканских законов в соответствие с федеральными, – понятно, что это зависело не столько от него лично, сколько от его должности.

Если говорить о задачах, которые будут стоять перед его преемником, - это тема несколько болезненная. Потому что, с одной стороны, надо выполнять федеральные законы. С другой, они зачастую идут вразрез с Конституцией России. И не знаешь, что же защищать-то прокурору? Только законы или Конституцию тоже? Хотя это проблема, конечно, не прокуроров, они исполнители. Но вопросы наведения порядка, борьбы с коррупцией, законопослушности – это такая большая тема, во главе которой, конечно, должен стоять, прежде всего, прокурор...

Александр Штанин - экс-депутат Госсовета Татарстана (трех созывов), лидер общественной организации РТ «Равноправие и законность»:

- Кафиль Фахразеевич – интеллигентный, порядочный человек, который занимался своими обязанностями весьма ответственно. Всегда вникал в те проблемы, с которыми мы к нему обращались, старался решить их. Может быть, он действовал не слишком жестко, но настойчиво. Если говорить о независимости, то он был независимым – настолько, насколько позволяли обстоятельства. Кто будет его преемником, мне сказать трудно. Но, с моей точки зрения, главной проблемой для него будет соблюдение законности в Татарстане. Впрочем, это проблема для всей России. Работы тут много, непочатый край. Нужны честные, порядочные кадры – и в прокуратуре, и вообще в любых структурах, нужны кадры, которые будут соблюдать закон.

Александр Салагаев - президент «Центра аналитических исследований и разработок»:

- Кафиль Амиров проводил в Татарстане линию федерального центра по приведению в соответствие положений Конституции Татарстана к Конституции РФ. Очень многие положения были убраны. В последнем своем выступлении Амиров говорил о том, что президент не может назначать мировых судей, их должен назначать Верховный суд Татарстана. Это было несоответствие федерального и республиканского законодательств. Он не очень последовательно это сделал, потому что там все-таки остались некоторые положения Республики Татарстан, которые противоречат российской Конституции.

Что касается борьбы с преступностью, то здесь я каких-то достижений не видел. Более того, я бы сказал, что он покрывал фактически все нарушения, которые допускались органами внутренних дел. Если в интернете посмотреть новости об отставке его, то можно увидеть массу комментариев - очень многие люди пишут, что они обращались в прокуратуру и получили отписки. Прокуратура очень слабо реагировала на жалобы на полицию, на государственные органы. Это был прокурор, который был не на страже интересов граждан, а защищающий действия властей и всячески их оправдывающий.

Он лавировал между федеральной и местной властью: в каких-то вещах, когда федеральная власть настаивала, он эти действия проводил, если не настаивала, то спускал на тормозах. Он все-таки был приближен к местной власти и выражал ее интересы, а не федерального центра.