vakp-big.jpg
Раису Сулейманову вынесли предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности (фото: riss.ru)

ПЕРЕГРУППИРОВКА РИСИ

На официальном сайте Российского института стратегических исследований (РИСИ) появилась реакция главы института Леонида Решетникова (отставного генерала Службы внешней разведки) на прокурорское предостережение, которое получил его подчиненный Раис Сулейманов, территориально дислоцирующийся в Казани. Напомним, эксперту РИСИ вынесли предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Сулейманова вызвали в прокуратуру после проверки достоверности информации о распространении радикального ислама в регионе, притеснениях мигрантами коренного населения, а также наличии в республике военного лагеря ваххабитов. В частности, надзорное ведомство насторожили комментарии эксперта РИСИ в материалах СМИ о ситуации в селах Шумково и Курманаево, деятельности «моджахедов Татарстана» и сторонников экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

«Даже если допустить, что наш сотрудник по молодости лет иногда слишком эмоционально окрашивал свои заявления или допускал отдельные неточности при обнародовании конкретных фактов – это не повод обвинять его в экстремизме, выносить прокурорское определение, да еще публиковать его. Встает законный вопрос: с какой целью это сделано, особенно публикация? Понятно, что речь идет о попытке защитить радикальные исламистские круги, которые составляют абсолютное меньшинство татарстанского общества, но очень активны и агрессивны, – говорит Решетников и далее удивляется. – Вызывает недоумение тот факт, что за три с половиной года работы Сулейманова в центре РИСИ в Казани он ни разу не был приглашен в руководящие структуры республики для налаживания диалога или конструктивного разговора по тем проблемам, которые он поднимал в СМИ».

По мнению Решетникова, прокурорское предостережение – это не «какие-то глубокие причины антироссийского характера», а, скорее всего, речь идет о профессиональной несостоятельности нескольких татарстанских чиновников. «Руководство РИСИ тщательно разберется в возникшей ситуации и укажет на недостатки в работе Сулейманова, если они имели место. Но как безусловно талантливый эксперт, патриот России и Татарстана, Сулейманов должен продолжить работу в РИСИ, если, конечно, он сам этого захочет», – резюмирует Решетников.

Среди других новостей, которые озвучил глава РИСИ, – «некоторые организационно-структурные изменения в наших региональных центрах». Ожидается, что в первой половине октября Приволжский центр РИСИ переедет в Нижний Новгород, а Казани будет придан статус Казанского филиала Приволжского центра.

«Но особенно поражает то обстоятельство, что за весь период со стороны этих структур не было ни одного обращения к руководству РИСИ ни с вопросами по Сулейманову, ни с предложениями о взаимодействии, - выражает в своем интервью обиду Решетников. - И это при том, что на презентации Центра РИСИ в Казани, на которую были приглашены представители властей, проигнорировавшие ее, мною был сделан акцент на желании института работать вместе с властями Республики. Приглашения и подобные заявления делались нами и впоследствии на большинстве мероприятий РИСИ в Казани, на которые регулярно приезжали представители руководства института».

РИСИ ПЛАНИРУЕТ ПОДРУЖИТЬСЯ С НОВЫМ ПРОКУРОРОМ

Сам Сулейманов, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», сейчас находится не в Казани. Но, как удалось выяснить нашему изданию, эксперт РИСИ не будет уезжать из столицы РТ, а останется здесь и возглавит тот самый «казанский филиал», о котором говорит Решетников.

- Ожидается увеличение штата сотрудников филиала РИСИ в Казани, - сообщил Сулейманов газете «БИЗНЕС Online». - Это была долгожданная необходимость, прежний состав работал на износ, особенно приходилось это совмещать с выездами по сельским районам Поволжья. Порой не справлялись, сейчас собираемся вздохнуть с облегчением. Рассчитываем, что все-таки мы установим конструктивное сотрудничество с региональными властями, тем более в свете последних в них кадровых изменений.

Эксперт РИСИ пояснил, что под кадровыми изменениями имеет в виду перестановки в аппарате президента Татарстана и в республиканской прокуратуре.

Как стало известно, в ближайшее время на сайте РИСИ появится более подробная информация о реорганизации всех региональных центров. Всего в России их 7, один - в Приднестровье, пять зарубежных представительств. Пока лишь известно, что в Поволжье никаких изменений, кроме переезда центра в столицу федерального округа, не произойдет. Хотя, и это уже существенные перемены.

Застать самого Решетникова на рабочем месте сегодня не удалось – в его приемной объяснили, что он сможет прокомментировать ситуацию, как только вернется из командировки.

«РЕШЕТНИКОВ НЕ ХОЧЕТ ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ЛИШНЕГО ВНИМАНИЯ…»

Являются ли звеньями одной цепи два события - переезд главного офиса РИСИ в Поволжье из Казани в Нижний Новгород и прокурорское предупреждение, вынесенное Сулейманову?

Рафик Мухаметшин - ректор Исламского университета:

- Раис Сулейманов развернул свою деятельность, будучи представителем РИСИ, когда филиала в Казани еще не было. Отношения у него с экспертным сообществом Татарстана и чиновниками различного ранга не сложились. В первую очередь это связано с тем, что Раис Сулейманов в своих заявлениях всегда очень обращает внимание на одну из сторон проблемы, например, на проблемы ваххабизации. Ясно, что проблемы есть, но надо обращать внимания на все аспекты. Эксперт ведь должен работать не только индивидуально, важно, чтобы он общался с представителями власти и духовенства, с этой точки зрения ему работать было довольно сложно. Мне кажется, что прокурорское предупреждение – это не аховая серьезная причина, чтобы переносить Приволжский центр РИСИ в Нижний Новгород, но это повод.

Сулейманов пишет очень много, пишет очень оперативно во всех СМИ. Я тоже являюсь экспертом по исламу, но я не припоминаю, чтобы меня приглашали на Первый канал. Он ведь выступал на всех центральных каналах. Он очень много пишет, количество статей тоже сказывается на формировании общественного мнения. Точка зрения Сулейманова сегодня имеет определенное значение. Кто-то ее практически не приемлет, некоторые с ним соглашаются. Но, по крайней мере, он всегда на слуху, он всегда на виду. Он очень оперативно пишет, многим нашим журналистам стоит у него поучиться.

Про Татарстан Раис Сулейманов уже достаточно много написал, может быть, в РИСИ меняются стратегические задачи. Может быть, сейчас надо писать о других регионах, и такая задача поставлена перед ним.

Азат Ахунов - доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Я читал выступление Решетникова, там на первом месте защита Сулейманова, он защищает своего сотрудника. В конце буквально Решетников мимоходом говорит, что центр будет переведен в Нижний Новгород. Главный посыл этого выступления все-таки в том, что Приволжский центр будет перенесен в другое место. Поскольку если его устраивает Сулейманов, то почему не оставить его в Казани? Это говорит о том, что Решетников прислушался, в том числе и к предупреждению прокуратуры. Наверное, были и другие обращения, поэтому он не смог оставить это без внимания. Я думаю, что Раис Сулейманов уже начал приносить проблемы самому Решетникову и его институту. Наверное, его устраивает работа Сулейманова, то, что он делает, как он воплощает политику института. Но есть определенный предел и Раис Сулейманов его перешел, поэтому Решетников был вынужден так дипломатично этот вопрос решить. Видимо, в Нижнем Новгороде будет другой руководитель, и постепенно казанское отделение будет закрыто.

Деятельность института финансируется очень хорошо, и Решетников не хочет привлекать к себе лишнего внимания в свете последних событий, это реформа РАН, ее оптимизация, и, естественно, он не хочет терять средства, которые к нему поступают. Я думаю, что помимо всего прочего тут есть чисто прагматические соображения. Раис Сулейманов привлекал много внимания к этому институту. Если провести проверку, то окажется, что очень много бюджетных средств уходит на деятельность этого института – на зарплаты, на различные мероприятия.

Раис Сулейманов уже вжился в свою роль и будет продолжать свою деятельность. Ну, здесь еще виноваты СМИ, которые предоставляют ему площадку. Думаю, после предупреждения прокуратуры число этих СМИ, этих площадок уменьшится, поскольку это все-таки предупреждение официальных властей. Постепенно деятельность Сулейманова сойдет на нет, и он будет искать возможность сотрудничества с действующими властями на примере Фарида Салмана, который на протяжении многих лет критиковал власти, обвинял их в ваххабизации. Последнее время он вынужден идти на компромисс, и мы видим его рядом с нынешними руководителями ДУМ РТ. То есть он ищет возможности встроиться в существующую систему.

Сулейманов будоражил общественность за пределами Татарстана. Все-таки в Татарстане мы знаем ситуацию, поскольку мы здесь живем и видим, что здесь никакие моджахеды с автоматами наперевес по улицам не ходят. Адресат его заявлений – это жители других регионов России. Я много общался с различными корреспондентами, в том числе и из зарубежных изданий. Они в первую очередь называют Раиса Сулейманова. Поскольку везде знают его фамилию, значит, его заявления доходили до адресата. Я занимаюсь мониторингом СМИ в том, что касается ислама, и заметил, что его деятельность пошла на спад после предупреждения со стороны прокуратуры. Думаю, что этот вопрос решится естественным путем через некоторое время.

Будут ли искать ему замену в Казани, это вопрос финансирования. Мы знаем, что он еще до того, как возглавил Приволжское отделение РИСИ, выступал примерно в таком же ключе. Тут работодатель и работник нашли друг друга – РИСИ и Сулейманов. Найти такого второго человека им будет трудно. Здесь нужна постоянная критика, нужно видеть только черное и делать из мухи слона. Он вытаскивал все мелкие проблемы, которые существовали, но не являлись принципиальными, и раздувал их до вселенских масштабов. Преподносил он их так, как будто в Татарстане неизвестно что происходит, и война началась уже, и власти совершенно не контролируют ситуацию, и так далее. Проблемы всегда существуют, они постепенно решаются. Так практически любую проблему можно раздуть, если поступил заказ. У РИСИ есть отделения и в других регионах, на том же Кавказе, то есть в тех болевых точках России, где их сотрудники занимаются подливанием масла в огонь. А зачем это нужно РИСИ? И зачем России нужен РИСИ? Вопросы риторические уже.

Справка

Раис Сулейманов, 25 июня 1984 (г. Казань)

Образование: КФУ, исторический (2006 г.), кафедра новой и новейшей истории.

2011 - по настоящее время – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований
2007 - 2011 – заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований КГУ.
2009 - 2010 – ассистент кафедры философии и права Казанского государственного аграрного университета.
2008 - 2011 – главный редактор газеты «Бауманец» (при Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Баумана).
2007 - 2009 – преподаватель кафедры философии и истории Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Баумана.
2006 - 2007 – учитель истории в лицее № 159.

Российский институт стратегичеcких исследований (РИСИ) – крупный научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом Российской Федерации.

Главная задача РИСИ информационное обеспечение администрации президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы, Совета Безопасности, аппарата правительства, министерств и ведомств. РИСИ предоставляет экспертные оценки, рекомендации, готовит информационно-аналитические материалы для вышеуказанных структур.

Региональные центры РИСИ находятся в Калининграде, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Екатеринбурге, Иркутске, Ессентуках и Владивостоке. За рубежом информационно-аналитическая работа ведется представителями Института в Болгарии, Турции, Финляндии, Франции.

Среди научных сотрудников и экспертов РИСИ – 13 докторов и 40 кандидатов наук.