32072.jpg
Набережные Челны обязаны Фикряту Табееву как заводом, так и городской инфраструктурой – своим нынешним видом и уровнем социального развития (фото: archive.gov.tatarstan.ru)

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ПЕРВОСТРОИТЕЛЕЙ

В автограде разгорелись жаркие споры вокруг идеи о переименовании Автозаводского проспекта – одной из основных магистралей новой части Набережных Челнов. Резонанс вызвало письмо на имя мэра Василя Шайхразиева с предложением о присвоении проспекту имени первого секретаря татарского обкома КПСС Фикрята Табеева. Под обращением в числе прочих подписались старейшины автограда: гендиректор «Челныгорстроя» во времена строительства КАМАЗа Марат Бибишев, председатель челнинской ТПП Юрий Петрушин и председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов.

В данном письме его автор Михаил Бородин напоминает о первом подобном обращении, которое было отправлено в исполком еще в апреле прошлого года. Ответ на него был получен месяц спустя: в нем говорилось, что исполком не против присвоения имени Табеева, но не проспекту, а одной из улиц поселка Замелекесье, то есть на окраине. Такой оборот инициаторов абсолютно не устроил, и вот – во втором письме, вызвавшем бурную реакцию в соцсетях, авторы скорректировали свою просьбу. Если год назад предлагалось название «проспект имени Фикрята Табеева», то теперь название «Автозаводский» хотят оставить, но на каждый дом по проспекту повесить вторую табличку с именем легендарного руководителя. Таким образом, предложенное название должно звучать «Автозаводский проспект имени Фикрята Табеева». Подобный вариант, по мнению инициаторов, должен сэкономить расходы на переименование улицы и устроить обе стороны.

de1(1).jpg
Именно Табеев в свое время обратил внимание Леонида Брежнева на камский берег и тем самым определил место строительства автогиганта (фото: archive.gov.tatarstan.ru)

Второй стороной (также несогласной с переименованием) выступил не только исполком, но и горожане. Доводы комментаторов в соцсетях отражают разные позиции, но в основном челнинцы высказались за сохранение привычного названия проспекта: во-первых, имя Табеева можно присвоить и одной из новых улиц. Во-вторых, название «Автозаводский» отражает историю города. В-третьих, вариант с дополнительными табличками учитывают лишь расходы муниципалитета, но не юридических и физических лиц, которым изменение адреса принесет кучу затрат и хлопот.

«ВСЕ ПОНЯТНО – КУПИЛ СЕБЕ УЛИЦУ!»

Некоторые из комментаторов соцсетей и статей в электронных версиях городских СМИ восприняли письмо в исполком как провокацию и совсем не сдерживались в своих оценках инициативы. Причем досталось не только авторам письма, но и самому Табееву – вот такую медвежью услугу ему невольно оказали. Приведем несколько не самых эмоциональных высказываний, отсеяв разухабистую клюкву.

200-200.jpg

«Ну сделайте мемориальную доску, присвойте имя его местному проезду или улице... но не центральный же проспект... ну к чему это идолопоклонничество??? Ладно был герой, подвиг какой совершил, амбразуру вражескую своим телом закрыл... а тут обычный чинуша... живет в Москве!!!»

«Итак все понятно – человек купил себе за бабло название улицы, а группа челнинцев – это те, кому он заплатил!»

«Я не хочу жить на проспекте с таким названием ужасным!! Мне Автозаводский проспект больше нравится!! А кто предложил такую чушь, видимо не вникает, что юридический адрес КАМАЗа Автозаводский пр. 2! Это же ужас будет с документами!!!»

«Видимо, в городе больше нет проблем, осталось только все переименовать. Иногда возникает вопрос: а с головами у наших властей все нормально? Лучше бы с ЖКХ разбирались, а то полный беспредел творится, и с каждым месяцем все интереснее».

«Он в шахматы играл, а строили другие люди».

«А пусть эта группа челнинцев обоснует свою хотелку! Что, городу деньги девать некуда (кроме как) на переименование? А Табеев сначала пусть преставится, чтоб такие почести получать!»

«МЫ ВОПРОС ОЗВУЧИМ, НО ПОЛОЖИТЕЛЬНО НЕ РЕШИМ»

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», позиция исполкома в данном вопросе продиктована не только экономией и совсем не отрицанием заслуг Табеева. Его роль в становлении Набережных Челнов как второго города республики сложно переоценить. Как считается, именно Табеев в свое время обратил внимание Леонида Брежнева на камский берег и тем самым определил место строительства автогиганта. Вокруг фигуры первого секретаря Татарского обкома КПСС всегда ходило множество легенд. Он руководил республикой почти 20 лет, которые сегодня называют «эпохой Табеева». Именно с этим периодом связывают зарождение экономического, промышленного фундамента Татарстана – не только КАМАЗа, но и, например, нижнекамской нефтехимии. Челны же обязаны Табееву как заводом, так и городской инфраструктурой – своим нынешним видом и уровнем социального развития. В 1979 году, после пуска камазовского конвейера, Табеева внезапно отправили полномочным послом в Афганистан одновременно с вводом в страну советских войск.

При всем при этом муниципалитет отказывает инициативной группе в переименовании проспекта. Почему – пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный архитектор города Ольга Никитина. Причина банальна и непреодолима.

– Фикрят Ахмеджанович, слава Богу, жив-здоров, а законодательство не позволяет нам называть проспект именем ныне здравствующего гражданина. Таким образом именоваться могут только объекты, которые не фигурируют в топонимике города, – учреждения, предприятия. В будущем переименование возможно. Табеев – достойная кандидатура, и мы можем иметь в виду перспективу когда-нибудь назвать его именем улицу. Но, может быть, не стоит торопиться с переименованием именно Автозаводского проспекта? Это наименование тесно связано с историей города. Может быть, мы можем найти другие улицы? У нас ведь застраивается много новых территорий. Поэтому не факт, что выбран будет именно Автозаводский проспект. Поскольку вопрос с переименованием возник, мы озвучим данное предложение на топонимической комиссии, но законодательство не позволит нам рассмотреть его положительно. Дата комиссии пока не назначена, – сказала Никитина.

de3.jpg
(фото: archive.gov.tatarstan.ru)

ТАБЕЕВ СДЕЛАЛ РЕСПУБЛИКУ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ

Газета «БИЗНЕС Online» решила выяснить, как относится к затее с переименованием сам Табеев, который сейчас живет в Москве. Оказалось, чувствует он себя в настоящее время неважно, большую часть дня лежит в постели и встает лишь изредка. Общение с Табеевым осуществлялось через его сына Эльмира. После травмы, полученной в результате падения, Фикрят Ахмеджанович оказался в больнице и выписался оттуда буквально несколько дней назад. Эльмир передал наш вопрос отцу и рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что тот ничего против не имеет.

– Если это проспект, то он не возражает. На папу в разное время выходили разные люди и спрашивали разрешения на установку в его честь памятника. У нас в стране как-то не принято устанавливать памятники и называть что-либо в честь еще живого человека. Поэтому Фикрят Ахмеджанович после таких предложений позвонил Минтимеру Шариповичу и спросил совета у него – мол, предлагают в мою честь установить памятник, что делать? Стоит ли соглашаться, я ведь пока живой? На что получил простой ответ: сам Шаймиев уже дал свое согласие на то, что его именем будет что-то названо. Хотя он тоже еще живой, он не видит в этом ничего плохого. Поэтому отец сказал, что если город хочет назвать его именем проспект, то возражений нет, – передал Эльмир.

Прецеденты прижизненного увековечивания имени если не в объектах топонимики, то в названиях организаций в Татарстане были, но и они крайне редки. Так, например, в 1998 году в Набережных Челнах имя Флюры Ахмеровой было присвоено с подачи мэра Рафгата Алтынбаева детской поликлинике №4. До этого момента Ахмерова 15 лет проработала главврачом поликлиники. В Нурлате имя главы района (ныне депутата Госдумы) и большого знатока лошадей Фатиха Сибагатуллина было дано местному конному заводу. Как рассказал Сибагатуллин корреспонденту «БИЗНЕС Online», для него это событие тогда стало нежеланным сюрпризом, однако сегодня депутат Госдумы РФ не соглашается с нормой закона о посмертном присвоении имен.

– Когда я узнал, что конный завод назвали моим именем, я был против! Ведь долгие годы лучше моих лошадей в Татарстане не было. 13 российских чемпионов прошли через мои руки, мои лошади трижды выигрывали скачки на соревнованиях среди 7 западноевропейских стран. И конечно, хорошо, когда выигрывает завод имени Сибагатуллина, но если проигрыш? Это же позор! Поэтому лучше бы завод моим именем не называли. Также и с проспектом – будет ли Табееву приятно, если улица, названная его именем, прославится как неухоженная? Тут все двояко. Когда в Нурлате хотели еще и центральную улицу моим именем назвать, я возразил: только после моей смерти. Хотя сейчас я считаю неверным то, что мы человека начинаем хвалить, забив последний гвоздь в крышку его гроба, – сказал Сибагатуллин.

Он также поделился, как однажды стоял на площади Свободы, и вдруг к нему подошел Шаймиев и спросил: «О чем задумался?» Сибагатуллин, по его словам, ответил: «Вот смотрю на памятник Ленину и думаю: кто он для нас?» Шаймиев сказал: «А кого бы ты хотел тут видеть?»

– Я бы хотел Шаймиева на коне там поставить вместо Ленина. Я Шаймиеву такой портрет подарил на 60 лет. И памятник Шаймиеву на площади Свободы – это было бы правильно. Я однозначно поддерживаю инициативу присвоить проспекту имя Табеева. Он не просто КАМАЗ создал, выбив именно этот город под строительство, он разбавил нацию в Татарстане. Тогда татар было слишком много – 73 процента, насколько я помню, а русских мало. Интернациональная стройка это дело исправила, стало 50 на 50. И это очень хорошо, потому что теперь в Татарстане никто не обращает внимания на смешанные браки, нет острого национального вопроса. Надо сегодня воспитывать интернационализм в людях на примере таких людей, как Табеев и Шаймиев, – сказал Сибагатуллин.

«ТАБЕЕВ ПОЛУЧИЛ КАМАЗ, ПРОВЕРНУВ АВАНТЮРУ»

Другой известный участник строительства КАМАЗа – Марат Бибишев, обосновывая свое участие в обращении к властям, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, как Табеев пробивал приоритет Челнов перед другими претендентами на КАМАЗ.

– Я обеими руками поддержал это предложение потому, что Автозаводский проспект, автозавод и сегодняшний город Набережные Челны – это плод деятельности и мудрости Фикрята Ахмеджановича Табеева. Его я знал задолго до строительства КАМАЗа. Когда в Москве начали думать, где же построить автозавод, то, естественно, каждый регион, каждая область хотели разместить его на своей территории. От этого регион богател, становился важнее. Изначально было 36 вариантов. Когда у регионов начали запрашивать данные о наличии трудовых ресурсов, свободной земли, необходимой инфраструктуры, осталось 16 возможных мест. В эти населенные пункты ездили представители ЦК и совета министров для оценки. Когда в списке оставалось 8 регионов, московская делегация побывала в Челнах. Табеев тогда сказал: «Примите делегатов так, чтобы они остались довольны! Покажите нашу землю, подходящее место, покажите, какая у нас стройиндустрия, сколько электроэнергии, плюс свозите их на рыбалку и угостите карасями в сметане».

По словам Бибишева, когда последними претендентами остались Башкортостан и Татарстан, Челны обосновывали свой приоритет по нескольким позициям. Это наличие бетонного завода, который являл собой крупнейшее предприятие стройиндустрии в республике. Близость Нижнекамска, где тоже зарождалась стройиндустрия. «КамГЭСЭнергострой», уже созданный для строительства Нижнекамской ГЭС. И сама ГЭС, которая не только обеспечит стройку электроэнергией, но и имеет железную дорогу.

– Тут мне позвонили и спрашивают: дорогу на Мензелинск, поворот на Азьмушкино знаешь? Знаю. Езжай туда, слева будет колоситься рожь. Спускайся в нее, топчи, выкопай там котлован. Смонтируй блок и напиши на нем: «Здесь будет построен Камский автомобильный Батыр 1969 - 1974». Текст Табеев сам написал. Это была чистейшей воды авантюра Табеева, которая, сами видите, дала результат! А я был первым монтажником того памятного блока, – отметил Бибишев.

По его словам, когда члены политбюро уже сели определяться с последним выбором, снимок с закладкой первого камня в строительство КАМАЗа появился на столе. Табеев попросил кого-то из членов политбюро подсунуть эту фотографию на заседание. Когда все увидели это фото, то Суслов сказал: «А что нам тут решать? Тут уж за нас Табеев все решил!» Как рассказывает Бибишев, возникло некоторое замешательство, но в итоге выбор был сделан в пользу Набережных Челнов.

– Авантюристами могут быть все, но так обоснованно доказывать и добиваться своих целей мог только Табеев! Это он смог привлечь в Татарстан огромные ресурсы со всего СССР для строительства КАМАЗа! Я считаю, что памятник нужно ставить не только Табееву, но и Льву Борисовичу Васильеву. Я с ними обоими дружу, встречаюсь в Москве. Уникальные люди. Но называть их именами какие-то маленькие улочки в Замелекесье – это не уровень. Поэтому инициаторы выбрали Автозаводский проспект, – сказал Бибишев.

«ТАТАРСТАНУ ВЕЗЛО НА ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

Еще один подписант обращения к Шайхразиеву, председатель совета директоров «Камгэсэнергостроя» Евдокимов тоже считает, что нехорошо хвалить лишь посмертно.

– Фикрят Ахмеджанович – очень уважаемый человек. Нашей республике везло, я считаю, на первых руководителей. И это хорошо, что мы их не забываем, хотя в России как-то привыкли о первых руководителях вспоминать по-плохому. К строительству завода и города были причастны два человека – Табеев и Евгений Никонорович Батенчук. И строительство КАМАЗа, и городские стройки в первые годы целиком были под их руководством. Не помнить о таких людях нельзя. Челнинцы благодарны Фикряту Ахмеджановичу за все, что он сделал в то непростое время. Очень хорошо, если в Челнах будет улица Табеева. Должна быть и улица Непорожнего (Петр Непорожний – министр энергетики и электрификации в 1962 - 1963, 1965 - 1985 годахприм. ред.). Когда человек уходит из жизни, все начинают его вспоминать, а пока он еще живой, о нем не помнят. Я считаю, что это неправильно. И Коран, и Библия нас учат помнить тех, кто ушел, это святое. Но говорят также, что помнить следует и о живых, – считает Евдокимов.

Поддерживает инициативу и Шамиль Агеев – председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ, который считает, что КАМАЗ и Набережные Челны появились только благодаря Табееву.

– Я только в субботу был у Фикрята Ахметжановича. КАМАЗ хотели ведь строить в трех точках Советского Союза, и только Табеев добился, встречался лично с Брежневым, чтобы построили завод все-таки в Татарстане. И очень жаль, что проспекта его имени в Челнах еще нет. Я за это решение двумя руками. Это выдающийся человек, который столько сделал для республики! Табеев ведь строил КАМАЗ так, чтобы в городе были и театр, и обеспечение продовольствием было хорошим. Совхоз «Весенний», который, к сожалению, уже развалили, тоже его творение. Зимой, под Новый год, в Челнах можно было без всякого блата купить те же самые свежие огурцы и помидоры. Я это знаю, потому что впервые в Челны я приехал в декабре 1970 года, мы создавали боевую комсомольскую дружину, и я там избирался депутатом. «Оргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», КАМАЗ – все это было создано благодаря Фикряту Ахмеджановичу. И мы до сих пор еще пользуемся тем, что было заложено при нем. И при нем, я считаю, мы никогда бы не потеряли авиационную промышленность, – сказал в сердцах Агеев.

«ПОЧЕМУ АВТОЗАВОДСКИЙ? ДАВАЙТЕ СЮЮМБИКЕ!»

Опросив поколение «эпохи Табеева» на предмет присвоения имени Фикрята Ахмеджановича проспекту, мы получили весьма схожие в основной мысли ответы: свое имя на карте города он заслужил без сомнений, но Автозаводский проспект трогать не надо.

Николай Алешков – председатель татарстанского отделения союза писателей России, почетный гражданин Набережных Челнов:

– Имя Фикрята Ахмеджановича Табеева для нашего города, несомненно, имеет большое значение, ведь его слово было решающим в выборе места строительства КАМАЗа. Если бы не его воля, может быть, и не было бы у нас ни стройки, ни мегаполиса под названием Набережные Челны. Но переименовывать Автозаводский проспект не стоит. Нужно учесть хотя бы финансовые затраты, которые потребуются на переименование.

Но и улицу в строящихся районах предлагать я бы не стал. Имя Табеева должен носить один из главных проспектов соответственно вкладу личности в этот город. К примеру, башня Сююмбике и сама наполовину мифическая персона от нас так далеки… Я бы лучше назвал именем Табеева проспект Сююмбике. Тогда пересекались бы проспекты Табеева и Беляева, которые всегда работали в одной упряжке.

Сания Сафина – краевед, соавтор «Энциклопедии города Набережные Челны»:

– Заслуги Табеева перед городом неоспоримы, но мне кажется, не надо переименовывать Автозаводский проспект. Это историческое название, и кто бы знал Набережные Челны, если бы не автозавод? Город продолжает развиваться, неужели нельзя называть именем Табеева новую улицу ли проспект?

«ВООБЩЕ-ТО ПОСТРОИЛ ОН ПРОСПЕКТ МИРА»

Александр Бабаев – член правления ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье», почетный гражданин города:

– Табеев не только завод запустил, основные городские объекты соцкультбыта – это тоже его заслуга. И объединение города – его личная заслуга. Раньше ЗЯБ, ГЭС, Сидоровка, Орловка – они были самостоятельными поселками и могли развиваться только сами по себе. Из четырех постановлений правительства о строительстве города нигде не закладывалось финансирование этих территорий. И именно Табеев с помощью Раиса Беляева эту ситуацию переломил, построив мост на ГЭС и соединив части города дорогой – сегодня это проспекты Мира, Набережночелнинский и Мусы Джалиля. Только за счет этой дороги город и стал единым. Я полностью поддерживаю мысль увековечить имя Табеева, и, на мой взгляд, справедливо было бы назвать в его честь основной проспект Набережных Челнов.

Анатолий Дубровский – председатель правления краеведческого общества «Нижняя Кама», почетный гражданин Набережных Челнов:

– А что, Табеев умер? Может быть, не торопиться? Табеев, конечно, очень много сделал для Набережных Челнов и региона, и в истории России он личность известная, как посол в Афганистане. Но жалко терять такой проспект в городе. Я думаю, Табеев заслуживает упоминания в топонимике Набережных Челнов, да и Татарстана, но менять устоявшееся название не особенно уместно. Автозаводский проспект получил название в честь главного события, произошедшего в Набережных Челнах во второй половине XX века. Другого-то большого проспекта в честь автозавода нет, а в этом городе, я думаю, он очень даже уместен.

Справка

Фикрят Табеев
родился 4 марта 1928 года в селе Азеево Ермишинского района Рязанской области.

Отец – Ахмеджан Мухамеджанович Табеев, старший из четырех братьев. Участник гражданской войны, был командиром отряда красноармейцев. Воевал с басмачеством в Средней Азии. Был личным связистом Михаила Фрунзе. Погиб на фронте зимой 1942 года. Мать – Сабира Музиповна Табеева (Бегишева).

В 1951 году закончил Казанский государственный университет, с 1951 по 1957 годы – на преподавательской работе, с 1957 года – на партийной.

С 1959 года второй, а с 1960 года – первый секретарь Татарского обкома КПСС. Был самым молодым первым секретарем обкома партии. В том же году стал членом ЦК КПСС. Сыграл большую роль в развитии нефтяной и нефтехимической промышленности, машиностроения в республике. Под его руководством разведаны и пущены в эксплуатацию новые месторождения нефти, основан Нижнекамск, где построен ряд крупных химических заводов. Построена Камская ГЭС, Заинская ГРЭС. Объединение «Татнефть» за свою историю дало стране наибольший объем нефти. В Набережных Челнах был построен Камский автомобильный завод (КАМАЗ). В Нижнекамске построен «Нижнекамскнефтехим». В Казани запущен «Казаньоргсинтез», открыт завод по производству силикатного кирпича, застроены новые районы Горки и Савиново. Возведены цирк, Татарский академический драматический театр им. Галиаскара Камала, Казанский симфонический оркестр, Дворец спорта, стадион, здание Госсовета, Дворец химиков и плавательный бассейн, гостиница «Татарстан», построены одни из самых крупных в СССР тепличные хозяйства.

С 1979 год - 1986 год – чрезвычайный и полномочный посол СССР в Республике Афганистан.
С 1986 года – первый заместитель председателя совета министров РСФСР, член президиума Верховного Совета СССР.
В 1989 году избран народным депутатом СССР. Был также избран депутатом в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Татарской ССР.
С 1992 года работал председателем российского фонда федерального имущества.
С 1995 года занимает пост старшего советника холдинговой компании «Нефтек».