Юрий Камалтынов: «Почему мы выпускаем на дороги потенциальных убийц и самоубийц? Только ради того, чтобы получить деньги?..» |
МАСШТАБНЫЙ «ЧЕС» В АВТОШКОЛАХ ВЫЯВИЛ ДЕСЯТКИ ПРОЦЕНТОВ НАРУШЕНИЙ
Сегодня неожиданная административная гроза разразилась над автошколами Татарстана в кабмине РТ. Приведя неутешительные данные дорожного травматизма – с января по сентябрь в РТ погибли 510 человек, травмированы более 3,9 тыс. – вице-премьер РТ Юрий Камалтынов призвал к проведению более жесткой политики в отношении автошкол республики. Как выяснилось в ходе проверок, проведенных министерством образования в первом полугодии, во многих школах вскрылись масштабные нарушения. Об их результатах на заседании комиссии по безопасности дорожного движения рассказал замминистра образования РТ – руководитель департамента надзора и контроля Равиль Хамитов.
В республике работают 268 организаций, ведущих образовательную деятельность по 510 адресам. Среди них преобладают, естественно, коммерческие организации, в уставе которых черным по белому написано: основная цель – извлечение прибыли, сокрушенно констатировал Хамитов. Причем плановые проверки, как известно, ограничены. В результате в 2012 году было проведено лишь две проверки автошкол.
В 2013 году было запланировано 35 проверок, по факту проверили уже 27 автошкол.
- Всем 27 автошколам выданы предписания разной степени тяжести, - привел Хамитов результаты проверок. - Составлены протоколы в отношении 17 автошкол, 12 из них уже привлекаются к ответственности, пять дел находятся в суде. Наложено штрафов на сумму 219 тысяч рублей. На 2014 год запланирована проверка еще 35 автошкол.
Куда более масштабным был внеплановый «чес» – за четыре месяца более 400 сотрудников минобразования и прокуратуры нагрянули в 245 автошкол, в результате которых штрафы наложены на сумму 390 тыс. рублей. Типичные нарушения – отсутствие в собственности территорий для отработки первичных навыков вождения. 81% автошкол не имеют автодромов в установленном законом порядке. Почти половина не имеют оборудованных автоклассов для занятий. Частично или полностью отсутствует учебно-методическая документация в 66% проверенных школ. В 50% – отсутствует необходимое оборудование... Каждый четвертый педработник не обладает необходимым педагогическим цензом, 58% инструкторов не имеют установленного образовательного ценза. Не полностью выдают теорию 18% школ и аж 46% «недокатывают» своих курсантов. 8% организаций – то есть каждая 12-я школа – работают либо по неустановленному адресу, либо не имеют права на реализацию этой образовательной программы.
Параллельно минобраз отказал 33 автошколам в выдаче лицензий, а всего заявились 72 организации.
- Фактически каждая вторая автошкола получает отказ, - заметил Хамитов. - Но, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что подавать документы на лицензирование можно сколько угодно раз.
«ДОГОВОРИТЕСЬ! КТО ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕНЫ? ПОСТАВЬТЕ «ЧЕРНУЮ МЕТКУ» НА ШКОЛУ И ВСЕ!»
Впрочем, вся нормативно-правовая база по автошколам и автодромам настолько расшатана, что доказать нарушения довольно сложно. К примеру, правила предусматривают, что практику надо преподавать либо на автодроме, либо на закрытой площадке. А что это за площадка? В законе не определяется ни площадь, ни требования. В качестве иллюстрации замминистра продемонстрировал фотографии «автодрома», на котором перед приездом контролеров косили траву...
- Необходимо привести республиканскую сеть автодромов в нормативное состояние, - предложил Хамитов, добавив, что все остальное надо «проталкивать» через Госдуму РФ. - Должен быть некий приличный рейтинг, реестр автодромов, где допустимо проведение практических занятий. И предлагаю информировать население о нарушениях в автошколах, которые выявляются, чтобы народ видел, куда стоит идти, а куда нет. И усилить контроль за подготовкой организаций, которые готовят инструкторов.
Но главное: с 1 сентября минобраз получил право запрещать прием тем автошколам, которые не устраняют выявленные нарушения. И сейчас по двум школам готовятся такие предписания.
Шеф ГИБДД Рифкат Минниханов |
Так или иначе, но безысходность сквозила в выступлении замминистра. Эту пессимистичность сразу же отметил Юрий Камалтынов. И призвал действовать жестко.
- В конце концов, самый простой путь – может быть, не самый законный… Договоритесь вы! Кто принимает экзамены, где сдают? - покосился Камалтынов в сторону шефа ГИБДД Рифката Минниханова. – Поставьте «черную метку» на школу и все! Если у него нет помещений, автодрома, документации, – у меня ощущение, что ни один из учеников такой школы просто не сдаст экзамены… Может, я не прав?
Добавил краски в картину подготовки суррогатных водителей зампрокурора РТ Фарит Загидуллин. По его словам, из образовательной деятельности подготовка водителей давно уже стала чистейшей воды бизнесом, где главное – прибыль, а качество обучения – дело десятое. Поэтому-то на дороги и вливаются неадекватные и неграмотные водители, забывающие, что сидят за рулем механизма повышенной опасности. Отдельный вопрос – по «мертвым душам», получающим дипломы автошкол, но при этом ни разу не севшим за парты, что граничит с преступлением. Загидуллин констатировал недоработки как со стороны министерства образования, так и со стороны ГИБДД… И предложил устроить тотальную ревизию всех автошкол Татарстана.
«ДРАКОНОВСКИЕ МЕРЫ» ОБСУДЯТ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ – ПОДАЛЬШЕ ОТ ВНИМАНИЯ СМИ
Подводя итоги, Камалтынов провел аналогию между обучением в автошколе и хирургическим столом.
- Почему-то ни у кого не вызывает сомнений, что в школе должен работать учитель, который получил образование в институте. Ни у кого не вызывает сомнений, что, если мы ложимся на операционный стол, нас должен оперировать хирург, имеющий специальное образование. Почему мы выпускаем на дороги потенциальных убийц и самоубийц? Только ради того, чтобы получить деньги?
Камалтынов обратился к прокуратуре, минобразу и ГИБДД, призвав продумать жесткую систему изучения деятельности автошкол. Не устанавливая палочных систем отчетности, необходимо установить перечень требований и жестко следить за их выполнением.
- Мы всегда найдем возможность доказать, что работа в автошколе не соответствует лицензионным требованиям – это, как говорится, к бабке не ходи, - заявил Камалтынов. - Давайте для начала закроем несколько школ – отберем лицензии и добьемся, чтобы они больше не преподавали. Более того. Давайте донесем до людей, что эта школа выпускает очень плохих водителей. Что водители, вышедшие из этой школы, регулярно попадают в ДТП. Поставьте пятно – жирное пятно! – и пусть доказывают, что это не так, потому что это просто чистая статистика.
Отметив, что в итоге в руках контролеров – жизнь людей, вице-премьер потребовал относиться к этому жестко. И предложил обсудить систему драконовских мер в узком кругу, в тиши кабинетов и подальше от телекамер и видеотрансляций: «не все стоит в прессу выдавать».
Напомним, что идея с черным пиаром далеко не нова. Еще в 2010 году ГИБДД, минобрнауки и федерация автошкол Татарстана подготовили рейтинг автошкол РТ. В основе лежало исследование ФАТ. Тогда, по задумке организаторов, плохие показатели автошколы должны были послужить основанием для переобучения слушателей или даже приостановки лицензии. Однако рейтинг носил фактически рекомендательный характер, госавтоинспекция, в частности, рекомендовала опираться на него при выборе места обучения. Судя по тому, что спустя три года вновь вернулись к этому разговору, тот рейтинг не возымел достаточного результата.
В ГЕРМАНИИ НА НЕКОТОРЫХ АВТОКУРСАХ В ЖЕРТВУ ПРИНОСЯТ АВТОМОБИЛЬ
Эксперты «БИЗНЕС Online» соглашаются, что качество подготовки водителей в автошколах «отвратительная», но простой рост цен не увеличит мастерство начинающих водителей.
Олег Шатов – руководитель Казанской школы высшего водительского мастерства:
- Согласен, что подготовка водителей в автошколах у нас отвратительная, но в этой системе все взаимосвязано, нельзя только на автошколы пенять. Как принимают экзамен, так автошколы и готовят, подчиняясь существующим требованиям и правилам. Надо разбираться вкупе, а не вводить репрессии только для автошкол. Для повышения качества подготовки в автошколах так, как, например, понимаю я, это приведет к многократному увеличению стоимости. Раз увеличится – люди не пойдут учиться. И на этом фоне все равно найдутся автошколы, которые будут демпинговать. Кстати, в Германии мне предлагали услуги автошколы за 26 тыс. евро, где в жертву приносится автомобиль, и это не предел! Смотря какого уровня водитель хочет достигнуть.
ГИБДД, конечно, виднее, но насколько известно, самые страшные аварии совершаются не выпускниками автошкол, а водителями со стажем.
Вы сказали про автодромы… А у нас есть негосударственная автошкола, которая может позволить себе иметь нормальный оснащенный по всем правилам закрытый автодром? В стране такой есть только в Подмоковье, один на всю страну. Все остальные ютятся на площадочках, потому что автошколы не могут позволить себе автодром стоимостью несколько миллионов рублей. Если будет какой-то централизованный автодром с нормальными расценками, где могли бы заниматься автошколы, который бы не ставил задачу во что бы то ни стало отбить вложения за два-три года, а стремился повысить качество подготовки, тогда можно говорить о новом уровне водителей.
Какой могла бы быть цена в автошколах? 23 - 24 тысячи – для минимального уровня, чтобы человек выехал и более или менее нормально передвигался на дорогах. Но тут дело еще в инструкторах, которые бы не клали деньги в карман, а эффективно их отрабатывали.
Рамиль Хайруллин – региональный представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:
- Я был на этой комиссии. На самом деле, ничего хорошего про автошколы никто сказать не может. Разве кроме тех, кто хочет быстро получить права, не обучаясь. К ним очень много претензий и со стороны ГИБДД, и со стороны автомобилистов. Мы же прекрасно видим, как новички ведут себя на дорогах. Они плохо себе представляют, что такое дорожная обстановка города. Я думаю, что недостаточно часов выделяется на практическое вождение в реалиях нашего города. Они ездят на площадках. Что было раньше? Например, я учился в конце 1990-х в школе ДОСААФ, где занятия бесплатны, следовательно, нельзя было извлечь прибыль. Сразу было понятно: раз я не плачу деньги, с меня и спрос другой.
Игорь Кокшагин – руководитель автошколы «Лидер»:
- С чиновниками, заявляющими, что в ДТП виноваты автошколы, согласен на 20 процентов. В Татарстане среди 280 автошкол 30 - 40 процентов работают добросовестно. У остальных же нет даже существующей материально-технической базы.
Но основная причина большого количества ДТП – российский менталитет. Человеческий фактор в дорожных авариях занимает процентов 80. Взять бы хотя бы то, как жители нашей страны относятся к двойной сплошной. Если сплошную линию пересекать нельзя, то двойную сплошную – это под страхом смерти. Для россиян же двойная сплошная должна быть… из железобетона и двухметровой высоты!
Небольшой процент ДТП происходит из-за технического фактора – это метеорологические условия, плохое дорожное покрытие.
Как определить, хорошая школа или нет? На сайте федерации автошкол РТ существуют сведения обо всех школах. Там же можно найти отзывы выпускников – по ним отчасти и можно судить о школе. На этом же сайте есть рейтинг автошкол, который также может пригодиться. Также об уровне автошколы можно поинтересоваться в ГИБДД, федерации автошкол РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.