- Гузель Фаатовна, как вам пришла идея заняться именно тренингами?
- 9 лет назад я решила съездить в Москву на активный тренинг – веревочные курсы. Программа меня очень вдохновила, хотя сама поездка была неудачной. В результате несчастного случая на одном из этапов тренинга я сломала себе позвоночник и угодила в клинику Склифосовского. С мечтой вести такие же веревочные курсы в Казани!
Все думали, что я никогда больше не буду ходить. И у меня уже был готов сценарий, чем заниматься, если так и останусь с обездвиженными ногами. Решила писать компьютерные программы. Я же математик-программист по первому диплому. Но у меня был очень хороший врач Андрей Боголюбский. Как-то он зашел в палату с 96-летним профессором, который схватил меня за коленку и сказал, если я буду систематически выполнять упражнения, то встану. Они причиняли страшные боли, а первое время я и вовсе выполняла их на уровне мыслей – не двигались даже пальцы ног. Через три месяца меня аккуратно перевезли в Казань к дочери, ей тогда было всего два года. Мне деваться было некуда, нужно было встать. И это случилось спустя два месяца.
Как только я оклемалась, снова загорелась идеей проводить тренинги – веревочные курсы. В то время я работала в компании «Твой психолог» и предложила эту идею своим партнерам, однако они не восприняли моего энтузиазма. Но идея, она ведь как вирус, живуча и заразна, и в меня она, видимо, «проросла».
Я все-таки провела один такой тренинг под свою ответственность на Глубоком озере. Друзья-промальпинисты сделали отличную веревочную площадку. Клиенты были довольны, я счастлива, но партнеры по-прежнему оставались непреклонными. Тогда я и решила окончательно – надо уходить. Уходила в никуда и другое дело начинать не планировала. К созданию новой компании меня подтолкнула Анна Законова, которая работала вместе со мной в компании «Твой психолог». Поддержала нас Диляра Зигангирова.
«ВЫПЛЫВЕТЕ, НАЧНУ СДАВАТЬ В АРЕНДУ, ЕСЛИ НЕТ – УХОДИТЕ»
- И это уже был TeamSoft, который, получается, начинал с веревочных курсов?
- Да. Вместе с нами новую компанию создавали те же друзья-промальпинисты – Руслан Гарипов и Марат Ганеев. Денег у нас не было. Но кредит брать не пришлось. Нам повезло. Знакомый предприниматель безвозмездно на три месяца предоставил нам помещение на улице Восстания, сказав: выплывете, начну сдавать вам в аренду, если нет, тогда уходите. Задача была поставлена конкретная. И мы взялись за работу.
Мы впятером делали по 40 звонков в день. Трубка просто раскалялась, многие отказывались от наших услуг. Компания неизвестная, чем занимаются – непонятно. Я по телефону говорила безобразно – дикция плохая. А тогда я еще и сильно заикалась, и картавила. Это сейчас меня можно понять, потому что говорю очень много и умею контролировать свою речь.
- И кто стали вашими первыми клиентами?
- Газинур Тагирович (Галеев – прим. авт.) один из первых в нас поверил и привел своих сотрудников (Региональное представительство компании «Руян», производитель и продавец товаров для активного отдыха - прим. авт.) к нам на веревочные курсы. У нас сейчас его сын волонтером работает, он вырос на наших программах. Мы делали обучающие программы для журнала «Выбирай» на бартерной основе. Так появилась первая реклама. Для команды Фарида Рашидовича Сафина, «Ваш быт», проводили тренинги продаж. Для «Билайна» мы провели первый командообразующий тренинг, после которого с ребятами задумались, как было бы классно, если бы мы сработались и с «МегаФоном», и с МТС. Через год они стали нашими клиентами.
- Кто ваши клиенты сейчас?
- Их очень много. Нам доверяют более 600 компаний. За 8 лет в TeamSoft образовалось несколько департаментов. Так, среди участников тренингов командообразования – «АК БАРС» Банк с самой большой командой в тысячу человек, еще ICL-KПО BC, X5 Retail Group, Danaflex, «Лебедянский», «Фабрика мебели «8 марта», МсDonald's и другие. Если говорить о бизнес-обучении, то у нас обучались Danon, «ИнтехБанк», «Росбанк», «Татэнергосбыт», Danaflex. Мы осуществляем и организационное консультирование – это решение задач крупного и среднего бизнеса. В этой области мы работали с «РусГидро», РЖД, «Татэнергосбытом». А веревочные курсы успешно прошли СЗМН, Truck Center, группа компании «Инвэнт», издательский дом «Абак Пресс», сеть автосервисов «Автолига», банк «БТА-Казань» и другие. Мы ездим со своими программами не только по Татарстану, но и в Иркутск, Самару, Екатеринбург, Санкт-Петербург, часто бываем в Йошкар-Оле.
"Мелкий, средний и крупный бизнесы очень сильно отличаются по корпоративной культуре" |
ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА
- Коллективы каких организаций вас приятно удивили, а с какими наоборот было тяжело сработаться?
- «Купер» (изготовление, монтаж насосов и малых насосных станций - прим. авт.) из Альметьевска – удивительная компания по своей корпоративной культуре. 50 человек, которые к нам приезжали, были открыты для развития, нацелены на него.
Мелкий, средний и крупный бизнесы очень сильно отличаются по корпоративной культуре. Мне нравится работать с малым и средним бизнесом. У них все четко привязано к результату, высокий уровень социальной ответственности. Крупный бизнес – это меньшая гибкость. И у них и так все хорошо. А для того, чтобы чему-то научиться, нужно выйти из зоны комфорта.
Непросто работать с людьми возрастными. Им тяжело. Бизнес стал очень изменчивый. Хотя у нас недавно была компания, где собственник – человек уже в возрасте, так у него бешеная энергетика и восприимчивость. И еще сложно результат достигается с немотивированными сотрудниками. Тех, кого заставили.
- А таких много?
- Встречаются нередко. Порой руководители сообщают своим подчиненным накануне тренинга, в пятницу, что завтра они поедут на учебу, это, конечно слабо мотивирует. Можно представить, с каким настроением приезжают такие сотрудники, и какой барьер нужно преодолевать. Тренинг – это вообще маленькая жизнь. Я после проведения одного тренинга теряю два килограмма.
Когда сталкиваешься с немотивированными людьми, то сразу перед глазами предстают примеры других, которые стремятся раскрыть свой внутренний потенциал. У нас на веревках люди без ног проходят все этапы. Никогда не забуду, в ИА РТ (Ипотечное агентство РТ – прим. авт.) есть сотрудник без руки. Так он может всю компанию своей силой духа «поднять».
«ВСЕ БОЛЬШЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОНИМАЮТ: НАЧИНАТЬ НАДО С СЕБЯ»
- Кого к вам чаще отправляют на тренинги, линейный или фронтальный персонал?
- Чаще, конечно, оправляют фронтальных. Но тенденция, кстати, меняется, все больше руководителей понимают, что начинать надо с себя. Вообще же, мы специализируемся на комплексных программах. И сотрудники, и руководители обучаются, потом еще все вместе командообразование проходят, и своих детей к нам отправляют.
- Сколько все это стоит?
- Цены на обучения одного человека в корпоративном формате различные. Командообразование стоит от 3 тысяч рублей, деловые игры или, как мы их еще называем, «сюжетно-динамические игры» подешевле, обучение специалистов – подороже, управленцев – еще дороже. Открытый формат тренингов, например, технологии продаж – примерно 10 тысяч рублей за два дня, а для руководителей тренинги на 2,5 дня по мастерству управления стоят около 20 тысяч. Всегда по-разному.
- Какова выручка вашей компании? Какие направления бизнеса наиболее доходные?
- Выручка от бизнес-образования за первое полугодие этого года – чуть более 12 миллионов рублей. Общая годовая выручка – около 22 миллионов. Самое рентабельное направление – это, конечно, бизнес-образование, низко рентабельное – детские программы, требующие очень много сил, огромной ответственности. В целом, чистая прибыль у нас небольшая. Зарплата сотрудников – от 15 тысяч рублей и выше, доходит до 30 и 40 тысяч.
- Сколько всего сотрудников в вашей компании?
- 28 человек, кто-то в декретном отпуске. У нас ведь коллектив, где много молодых девушек. Еще около 250 волонтеров – вожатые в лагерях, те, кто помогают проводить командообразующие программы. Работа волонтеров, разумеется, оплачивается.
"Самое рентабельное направление – бизнес-образование" |
«КОНКУРЕНТОВ У НАС НЕТ»
- Кто в Казани сильные тренеры?
- Я как-то давно была на тренинге Ольги Чеканиной (директор компании GoldenStandart – прим. авт.). Она хороший тренер. Про других ничего сказать не могу, не ходила.
- Кто ваши конкуренты?
- В Казани нет еще компаний, которые занимались бы и бизнес-обучением, и командообразованием, и детскими программами, поэтому, можно сказать, что конкурентов у нас нет.
- Тогда кто ваши конкуренты в области тренингов?
- GM-консалтинг, GoldenStandart, «Бизнес-Инсайт» и «Человеческий капитал» – это основные конкуренты на татарстанском рынке.
"Человеческий капитал – самый главный капитал в организации и процент компаний, где это понимают, увеличивается" |
ВРЕМЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ
- Вы отметили, что бизнес стал изменчив. Как руководителю обезопасить себя и свое дело?
- Необходимо строить системы управления. Это технологии, позволяющие подготовить нового сотрудника и даже целую команду за минимальные сроки. Если твой сотрудник достиг результата, нужно понимать, как он его достиг. Это должно быть сформулировано и записано. У новичка должны быть должностные инструкции, нужные регламенты взаимодействия, документ с описанием ключевых процессов и, если требуется, то и речевые модули.
Непозволительная роскошь – долгая адаптации сотрудника. Раньше срок адаптации был три месяца. Сейчас человек должен в течение месяца научиться качественно выполнять работу и достойно за нее получать. А пока еще происходит так: появился молодой человек, у него мотивация высокая, инициатив много. Он куда-то лезет, а ему говорят: подожди, еще рано, ты новичок. Я недавно разговаривала с одним руководителем. Он говорит: у меня одни новички работают – от 2 до 5 месяцев. Какие новички? Пять месяцев – это же полгода. Руководитель упускает уникальный момент.
- Руководители отошли от стереотипа «незаменимых людей нет»?
- Да, более того, сейчас мы имеем обратную ситуацию. Если сотрудника что-то не устраивает, он сразу увольняется. Мы имеем кадровый дефицит на рынке. Но некоторые руководители этого еще не понимают и не всегда бережно относятся к персоналу. Компьютер можно купить за пять минут, но все реализуют люди. Человеческий капитал – самый главный капитал в организации, и процент компаний, где это понимают, увеличивается. А старая схема уже не работает, если зажать коллектив в тиски, команда просто уйдет. Наступило время, когда руководитель договаривается с подчиненными.
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОДАЖИ – ЭТО ЧИСТЫЕ ЭМОЦИИ»
- Куда движется рынок тренинговых услуг?
- Рынок бизнес образования будет расти, потому что в малом и среднем бизнесе все чаще понимают – благодаря тренинговому образованию можно повышать эффективность. А обучение в стиле драйв – самое результативное. Сейчас период экономики впечатлений. Современные продажи – это чистые эмоции. Перенаселенность, смог, пробки на дорогах приводят к тому, что мы становимся депрессивными, ворчливыми людьми. Нам хочется, чтобы у нас глаза горели. И я приветствую все, от чего глаза горят, и делаю лишь то, отчего почувствую вдохновение.
- Существует ли мода на определенные виды тренингов?
- Да. Москва сильно влияет. Многие на нее ориентируются. Есть мода на некоторых тренеров. Например, на Радислава Гандапаса, Глеба Архангельского. Приезжал в Казань и Брайан Трейси, а это мировая звезда бизнес-консалтинга. На брендовых тренеров люди ходят, чтобы послушать, приобщиться, получить мотивационный пинок, если хотите.
Но тренинг – это еще и отработка навыков, формирование определенных умений, и тут лучше обращаться к местным тренерам, они лучше знают рынок, проведут весь комплекс посттренинговых мероприятий, что в разы повышает отдачу от обучения. Как говорится: на вкус и цвет все фломастеры разные.
"Обучение в стиле драйв – самое результативное. Сейчас период экономики впечатлений" |
РАБОТАТЬ КАК СЛАВА ПОЛУНИН
- Сами посещаете тренинги?
- Постоянно. Когда я для себя выбираю тренинг, смотрю какая там доля практики. Многих тренеров, которым я доверяю и на которых ходила сама, мы привозим к себе в TeamSoft. Светлану Фокину скоро привезем из Киева. Она очень интересный человек, у нее результативные тренинги. Мы привозили Виталия Булавина с тренингом «Пространство для развития».
А вот в январе мы привезем Владимира Герасичева с его нашумевшим тренингом «Контекст». Тренера такого формата в Казани еще не было. Три года назад я ездила на его программу. Это тренинг личностного роста, а я такие не очень люблю, репутация у них подмоченная, потому что тренеров не так много сильных. А тренинг Герасичева очень мощный. Для нашей компании привезти Герасичева – вызов. На такие тренинги нужно стараться ходить, потому что это работа совсем другого уровня. Это как «Снежное шоу Славы Полунина». В январе он проводит его в Москве, в феврале – в Санкт-Петербурге. Люди ждут этого события целый год, приезжают со всей страны и не по одному разу. Это шоу – пример того, к чему нужно стремиться в своем бизнесе: отношение к делу с огромной любовью, с огромной требовательностью и ответственностью. И тогда получается то, что делает Полунин.
- Бизнес-среде в целом далеко до такого отношения?
- Не знаю. Я лучше скажу то, чего бы мне хотелось. А мне бы хотелось, чтобы наша страна давала больше возможностей развиваться малому и среднему бизнесу. Страна должна обеспечить мне безопасность, а деньги я заработаю сама. Я переживаю за свое будущее, а я хочу перестать о нем думать. И мне не хочется, чтобы мой ребенок уехал из этой страны, посчитав ее неперспективной, и захотел себя реализовывать где-нибудь в другом месте.
В западных странах у человека в 50, 70 лет есть свой маленький бизнес, например маленькая мастерская. И ему достаточно. Он занимается любимым делом, у него есть смысл жить дальше. У нас, к сожалению, большой процент молодежи мечтает быть чиновниками. Количество молодежи, желающей стать предпринимателями, не увеличивается, а даже уменьшается. Я могу об этом говорить, потому что мы работаем с молодежным активом.
Однако, постоянно общаясь с собственниками, я стала замечать, что появляются дети, которые хотят перенимать дело своих родителей. Это важно. Это то, что было в России до революции, и в советское время в виде трудовых династий.
С МЕЧТОЙ О ВРАЧЕВАНИИ
- Какую роль в становлении вашего бизнеса сыграла ваша семья?
- Огромную. Мой отец – военный, для меня непререкаемый авторитет, сказал мне: давай, пробуй, начинай свое дело. А вообще я не хотела быть предпринимателем, я хотела заниматься любимым делом.
- А какое у вас дело любимое? Вы говорили, что по первому образованию математик-программист.
- Я мечтала быть врачом, я и сейчас не исключаю возможности поступить в медицинский вуз. А вообще, у меня две страсти – математика и медицина. Но когда я поступила в КГУ на факультет ВМК, подумала, что если я не буду лечить тело, тогда буду лечить душу, и пошла на факультет дополнительного образования. Потом еще училась в Институте повышения квалификации работников образования на практикующего психолога.
Со всеми этими дипломами я подалась в школу. А меня никуда не брали из-за дикции. Можно сказать, по знакомству устроили в школу №54 Авиастроительного района. Зарплата была нищенская и я по вечерам преподавала на различных курсах, занималась репетиторством по всем школьным предметам.
- По всем?
- Да. Я поняла простую вещь, как надо учить. Детям, студентам страшно не знать, показаться глупыми, поэтому они не задают вопросы, круг их знаний сокращается. От учителя требуется сделать комфортным ситуацию незнания. А, во-вторых, пробовать разные подходы в образовании. Как говорит Кен Робинсон (ведущий специалист в области развития человеческого капитала – прим. авт.) надо способствовать формированию творческой личности, создавать не однозначно думающего индивида, а человека, который способен учиться.
А наша система образования ведет к тому, что став взрослыми, люди боятся ответить неправильно, сделать что-то неправильно. Ко мне на тренинги приходят взрослые, успешные люди и они постоянно спрашивают: а правильно ли я сделал? Да какая разница! Есть только понятие эффективно и неэффективно, и еще – хорошо или плохо.
- Постоянно занимаясь организацией чужого отдыха и развития, как сами предпочитаете проводить свободное время?
- Очень много читаю.
- Какие книги посоветуете читателям газеты «БИЗНЕС Online»?
- Особенно рекомендую Ари Гиус «Живая компания», Кармин Галло «iПрезентация», также Коносуке Мацусита «Миссия бизнеса» и еще одна любимая книга «К черту все! Берись и делай» Ричарда Брэнсона. Из художественной литературы – Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Эту книгу читают и рекомендуют многие предприниматели.
- Ваша мечта?
- Поехать на Галапагосские острова дней на 20, чтобы везде там походить, все посмотреть.
- Дайте, пожалуйста, три совета успешного ведения бизнеса.
- Это твое отношение, все нужно делать по-настоящему, твоя команда – не нужно умалять значение людей и наличие идей, которые вызывают энтузиазм.
Справка Визитная карточка руководителя Гузель Хисматуллина Дата рождения: 12.06.71 Место рождения: г. Екабпилс, Латвия Образование: Казанский государственный университет, математик-программист, Казанский государственный университет, психолог, Институт повышения квалификации работников образования, практикующий психолог. Семейное положение: замужем, воспитывает дочь. Визитная карточка компании ООО "Тимсофт" основано в 2005 году. Уставной капитал: 10 тыс. рублей. Годовая выручка: 22 млн. рублей. Соучредители: Хисматуллина Гузель Фаатовна (70%), Гарипов Руслан Римович (20%), Зигангирова Диляра Адиповна (10%). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.