460.jpg

В ОКТЯБРЕ СОБЕРУТ ПЯТЬ МАШИН

Сегодня на автомобильном заводе ОАО «КАМАЗ» журналистам впервые продемонстрировали первый серийный магистральный тягач «КАМАЗ-5490», собранный в условиях главного конвейера. Напомним, что впервые съемка уникального грузовика была сделана газетой «БИЗНЕС Online». Главная изюминка машины – новая кабина. Достоточно сказать, что камский автогигант не менял кабину своих тягачей ни разу (!) с момента запуска завода 37 лет назад.

Ажиотаж вокруг новой машины КАМАЗа и Daimler возник после того, как интерес к ней дважды проявил лично президент РФ Владимир Путин. Последний раз в сентябре этого года на совещании в Ижевске он спросил у гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, когда начнется серийное производство. Глава автогиганта ответил, что 1 октября. Правда, в назначенную дату конвейер завода стоял в связи с традиционной для начала месяца ревизии. Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что с 1 октября начнется предсерийная сборка, а непосредственно серийное производство новых магистральных тягачей – с 1 января 2014 года.

– Новый КАМАЗ пока находится в процессе сборки, как я уже неоднократно говорил, отрабатываются и налаживаются все процессы, технологии. В октябре мы должны собрать пять штук, – отметил Афанасьев.

ПОКА СОБРАЛИ ОДНУ КАБИНУ

Прибыв сегодня на новый конвейер сборки кабин, журналисты были несколько удивлены, поскольку увидели пустую площадку, где не было ни рабочих, ни кабин, а лишь несколько десятков желтых железных тележек, строго выстроенных в ряд. Начальник цеха сборки кабин Владимир Титов пояснил, что здесь пока собрали только одну кабину, которая уже стоит в автомобиле. По его словам, пока агрегат собирают пять специалистов, которые прошли обучение в Турции на аналогичном конвейере завода Daimler, кроме того, их обучали немецкие специалисты, которые специально для этого приезжали из Германии.

– Сборка кабины – узловая. Она собирается на тележке, которую двигают сами рабочие. Готовую кабину поднимают наверх, переводят в главный конвейер, который находится рядом, и устанавливают на автомобиль. Со временем здесь будет работать бригада численностью около 20 человек. Пока большинство узлов импортные, но уже в следующем году многие комплектующие станут нашими, например, на прессово-рамном заводе КАМАЗа уже с начала 2014 года начнут полностью делать каркас кабины, – рассказал Титов.

Затем группу журналистов провели к концу конвейера, то есть в то место, где готовые автомобили выезжают с конвейера уже своим ходом. Там и стояла новая машина – первый серийный магистральный тягач «КАМАЗ-5490», собранный в условиях главного конвейера. Естественно, все, мешая друг другу, кинулись фотографировать…

«ЭТО ЧИСТО КАМАЗОВСКАЯ РАЗРАБОТКА, НЕ ДАЙМЛЕРОВСКАЯ»

Спустя несколько минут, после того как журналисты более-менее успокоились, слово взял Андрей Савенков – главный конструктор научно-технического центра КАМАЗа по агрегатам и спецтехнике. Он, не дожидаясь каких-либо вопросов, прокомментировал публикации в СМИ, в которых авторы новый грузовик называли «камазомерседесом», и высказывали сомнения о том, насколько можно называть «КАМАЗом» автомобиль, собранный из кабины Mercedes, двигателя и заднего моста Daimler, коробки передач ZF?

– Даймлеровских компонентов в этой машине, я бы сказал, даже не три, а два с половиной, – отметил Савенков. – В первую очередь это, конечно, двигатель, ведущий задний мост и часть кабины. Почему часть? Посмотрите, он даже внешне не похож на даймлеровский, потому что все облицовочные панели – это уже наши разработки. Более того, они подготовлены нашими местными поставщиками. Сейчас завершаем испытания сидений отечественных поставщиков, рулевая колонка тоже наша. Вся электронная начинка кабины – своя. Мультиплексная система с бортовым компьютером – это чисто камазовская разработка, не даймлеровская. У нашего функционал гораздо шире, чем у Daimler. Вскоре появится новая информационно-навигационная система, которая будет интегрирована в эту панель. Шины используются нижнекамские, для этой кабины поставляют комплектующие такие челнинские предприятия, как «РИАТ», «Технотрон» и другие, – сказал Савенков.

Он отметил, что сегодня ни один мировой лидер в автомобилестроении не использует в своих машинах исключительно собственные разработки. По словам конструктора, MAN также использует коробку передач ZF.

– Daimler никогда не ставил на свои автомобили коробку передач ZF, которая применена на «КАМАЗ-5490». Мы планируем в дальнейшем ставить на эти автомобили автоматическую коробку передач, что существенно повысит комфортность водителям при работе на этом грузовике. Эта коробка изготавливается в Набережных Челнах, на нашем совместном предприятии «ZF-Кама». Этот автомобиль – серьезный шаг вперед по сравнению с тем, что мы до этого выпускали. По сравнению с импортными автомобилями здесь все рассчитано на наши условия эксплуатации. Например, подвеска рассчитана на наши дороги, стоят современные системы тормозов и системы безопасности, – сказал Савенков.

Он также отметил, что в дальнейшем возможны варианты комплектации «КАМАЗ-5490» двигателями, произведенными на СП «Камминз-Кама». Конструктор посетовал, что пока в России никто не производит современных электронных тормозных систем, но выразил надежду, что их освоят на Рославльском автоагрегатном заводе и на СП «Кнорр-Бремзе Кама». Савенков подчеркнул, что уровень локализации по условиям промсборки составляет не менее 60 процентов, это и есть задача-минимум для КАМАЗа.

ПОКУПАТЕЛИ ВЫСТРОИЛИСЬ В ОЧЕРЕДЬ

Отметим, что на «КАМАЗ-5490» в Набережных Челнах возлагают большие надежды. Когогин заявлял, что новый тягач является одним из направлений по укреплению компании на рынке. Этот продукт будет способствовать удержанию позиций автогиганта в условиях наступающего кризиса. В Москве на выставке «Коммерческий автотранспорт-2013» были подписаны четыре лизинговых контракта на поставку 10 магистральных тягачей «КАМАЗ-5490» компаниям «АвтоВАЗтранс РосТехнологии-Логистика», пять единиц техники поставят одному из ведущих дилеров в Уральском регионе – компании «КАМАЗавтомаркет», два современных тягача – фирме «КАМА-Тракс» и один тягач – крупнейшему пассажирскому перевозчику Нижнекамска – Нижнекамскому ПАТП. Во вторник стало известно об интересе к «КАМАЗ-5490» на выставке «Автомир. Саратов-2013» со стороны региональных автоперевозчиков.

Афанасьев заявил, что интерес к новому автомобилю среди покупателей большой, и уже начала выстраиваться очередь. Однако он отметил, что первый серийный «КАМАЗ-5490» будет передан в Региональный институт передовых технологий и бизнеса (РИПТИБ) для обучения водителей. По его словам, большое количество проблем при эксплуатации современных камских грузовиков возникает именно из-за низкой квалификации водителей, а одна из задач вуза – помочь в решении этой проблемы.

460-1.jpg