«У МНОГИХ АЛЛЕРГИЯ НА «ЛИЗИНГ-ГРАНТ»
Повестка дня проходившего вчера в кабмине РТ – первого после летних отпусков – заседания координационного совета (КС) по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ была интересной. Руководитель КС, первый вице-президент «ОПОРЫ России» Павел Сигал сразу предупредил, что в сфере предпринимательства ситуация сейчас не очень простая и координационному совету предстоит поднимать много проблем и пытаться находить их решение.
Первым обсуждали вопрос о работе центра поддержки предпринимательства (ЦПП) РТ. Докладчиком был Артем Наумов – руководитель ЦПП, исполнительный директор ТРО «ОПОРА России». Он с удовольствием сообщил, что сегодня для малого и среднего бизнеса в республике появились новые возможности – такие, о которых раньше только мечтали. Руководитель ЦПП напомнил о программах, имеющихся в РТ – это «Лизинг-грант», субсидирование инноваций, кластерные и образовательные гранты, возмещение затрат на подключение к электросетям.
Были в докладе и показательные цифры: с июня нынешнего года, то есть всего за четыре месяца, в ЦПП получили и обработали более 2,5 тыс. обращений предпринимателей, сделали экономический анализ более 1 тыс. заявок от МСБ. А поскольку центр активно (бесплатно!) помогает подавшим заявки правильно их оформить, то в этом году не было, как в 2012-м, ни скандалов из-за отсева по формальным причинам, ни вообще жесткого отсева. В среднем процент положительных решений комиссий по выдаче грантов составил 85%, а по выдаче «Лизинг-грантов» и вовсе 94%.
Наумов даже пошутил, что ЦПП неожиданно для себя получил «бонус» – больше ста благодарственных писем.
Впрочем, особо расслабиться из-за успехов Наумову на заседании не позволили: тут же член КС, гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа») Мария Горшунова заявила, что во многих районах о центре ничего не знают и ЦПП надо активно себя позиционировать, выходить на районных глав администраций.
Президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин добродушно (ЦПП года не работает еще) заметил:
- Это вопрос времени…
- Это вопрос быстрейшего времени! – парировала Мария Александровна. И сердито бросила, что «у многих аллергия на «Лизинг-грант».
К обсуждению подключился Рустем Сибгатуллин – заместитель министра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства. Он уверен в том, что перспективы у ЦПП хорошие, со временем центр станет мощной консалтинговой организацией, которая будет консультировать татарстанских предпринимателей, причем на бесплатной основе.
Наумова еще немного помучили вопросами. Спрашивали, например, сколько денег ЦПП распределит в этом году, каков размер грантов (об этом газета в «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала).
В целом обсуждение прошло спокойно и, так сказать, деликатно, без горячности. Словно участники КС и гости берегли силы для второго вопроса.
СИЛЬНЫЙ УДАР ПО БИЗНЕСУ
Вообще-то и второй вопрос повестки дня звучал вполне мирно: «О состоянии развития малого и среднего предпринимательства в историческом центре Казани». Но Горшунова, уложившись со своим докладом на эту тему всего в четыре минуты, резко подняла накал обсуждения.
- Примерно с середины мая этого года, это в связи с Универсиадой, вы понимаете, центр Казани начал становиться и уже стал некоей мемориальной зоной, в которой больше не появляются жители нашего города – за исключением тех, кто здесь работает. Жилой сектор в историческом центре незначителен в процентном отношении к общему числу населения. Так, пешеходный трафик на улице Баумана сократился как минимум в два раза. Кремлевская полностью пуста фактически в любое время суток. То же самое с Астрономической. Более-менее жива Университетская за счет того, что там в некоторой ее части могут официально стоять автомобили. Островского – тоже мертвая зона… Эта же участь постигла Булак, Чернышевского, Карла Маркса, Бутлерова, Московскую, Пушкина, Горького, – перечисляла Мария Александровна.
Мария Горшунова |
Она напомнила, что да, пробки в центре Казани удалось ликвидировать, но не за счет появления стоянок, а за счет исчезновения людей. Что стало «сильным ударом по бизнесу». Эвакуатор в историческом центре «работает очень быстро – понятно, что они научились за четыре месяца так работать», сказала докладчица. Она привела пример: 20 минут в аптеке – и твоей машины уже нет!
- И то сказать: зачем человеку, который хочет забежать в магазин, аптеку, кафе на 20 минут, заезжать на крайне неудобные многоуровневые парковки и потом идти от них… В итоге парковки не заполнены, а что делать бизнесу в этой части города, неизвестно, – сказала Горшунова. – Бизнесу в центре Казани не хватает потребителя, и эта проблема может разрушить сферу обслуживания и торговли. И как раз там, где мы все рассчитываем получить обратный эффект, чтобы Казани носить имя туристической столицы Поволжья…
Мария Александровна также заявила:
- Я уже несколько месяцев отслеживаю картину практически полного отсутствия туристических автобусов в центре города… Посмотрите, как мало туристов в Кремле. Вспомните, сколько больших туристических автобусов стояло раньше под стенами Кремля… На примере своего бизнеса могу сказать, что турпоток сократился минимум на 50 процентов. К нам едут не те туристы, которых мы хотели бы видеть, а туристы одного дня – они приезжают на автобусе и практически не оставляют денег в Казани…
У Горшуновой есть два предложения, как попытаться исправить ситуацию:
- Во-первых, чтобы бизнес в центре не приказал долго жить, разрешить после 18.30 вечера, когда автомобильный трафик в историческом центре уменьшается почти до нуля, парковку под знаками «Остановка запрещена» около кафе, ресторанов, магазинов, аптек, ателье, баров и прочих предприятий сферы обслуживания, расположенных на улицах более чем одной полосой движения в каждую сторону и не имеющих полосы движения общественного транспорта. Второе: около любого предприятия, связанного с торговлей и обслуживанием населения, где позволяет ширина тротуарной части, разрешить бизнесменам после утверждения с ГИБДД делать остановочные карманы с указанием на то, что стоянка разрешена автомобилям клиентов этих заведений.
Горшунову решительно поддержал второй докладчик – председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, гендиректор ООО «Татинтерресторанс» Зуфар Гаязов.
«ВО ВСЕХ ДВОРАХ, ВО ВСЕХ ЗАКОУЛКАХ МАШИНЫ ПОСТАВИТЬ НЕГДЕ»
Понятно, что тут же на обоих докладчиков обрушилась лавина вопросов: проблема парковки остается для Казани острой. В зале поднялся шум. Одни жаловались на отвязную молодежь, которая бросает машины где попало в три ряда, другие уверяли, что и в Москве то же самое, третьи ссылались на туристические столицы мира, четвертые возмущались, что парковки работают только до 9 вечера…
Сигал поскорее предоставил слово специально приглашенному на заседание заместителю начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Казани Игорю Новикову.
- Я понял проблему, она есть, – согласился он.
Но, почувствовав (еще бы!) настрой собравшихся, сразу сослался на федеральный закон, требующий, чтобы хозяйственно-экономическая деятельность не мешала безопасности. И начал приводить цифры, из которых следовало, что представитель ГИБДД хорошо подготовился к обороне. Он говорил о плотности застройки: коэффициент в развитых европейских странах 18 - 20, в Москве – 8, в Казани – 3. Иными словами, сплошная застройка, на дороги и всякие там парковки места не остается… Говорил об узких улицах исторического центра – вообще-то рассчитаны они были всего лишь на гужевые повозки. Говорил о стремительном росте числа автомобилей в Казани: за 9 месяцев этого года – на 15 тысяч. Жаловался на то, как предприниматели распоряжаются выделенной им на строительство здания площадью. Полагается 60% пустить под застройку, 40% – под благоустройство. Но, как следовало из слов уважаемого представителя ГИБДД, под застройку уходит более(!) 100%, потому что крыльцо и входную дверь норовят вытащить на тротуар…
- Не только в историческом центре, но и во всех дворах, во всех закоулках машины поставить негде, – заявил Новиков. И подлил масла в огонь, напомнив, что в Казани до сих пор нет комплексной схемы организации дорожного движения…
КАЖДЫЙ ОТСТАИВАЕТ ТУТ СВОИ ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
То, что началось дальше, трудно назвать спокойным диспутом. Похоже, в КС все сплошь автолюбители, так что каждый пытался высказаться, а порой и все одновременно. Но предложения были очень интересными. Так, известный предприниматель Александр Сергеев, который уже предлагал в своих публикациях в «БИЗНЕС Online», как разрулить транспортные проблемы на Булаке, вернулся к любимой улице и теме:
- В советское время у нас в Казани были моргающие светофоры, помните, ночью. Теперь на Булаке они, похоже, круглосуточно работают. В аэропорт едешь в четыре, в пять утра – все светофоры горят! Смысл? Просто перестали этим заниматься…
Сергеев говорил о том, что на центральных улицах города Майами днем парковка запрещена, вечером разрешена, в Дубае в выходные дни – четверг и пятницу – парковка вообще бесплатная. Александр Евгениевич предложил на том же Булаке разрешить парковку с 10 вечера до 6 утра:
- Давайте попробуем!
Новиков довольно мрачно напомнил, что ГИБДД – контрольно-надзорный орган, что все решает вообще-то исполком.
Снова поднялся шум. Горшунова попыталась напомнить, что она тоже предложила совершенно конкретные вещи, касающиеся знаков «Парковка запрещена».
- ГИБДД – контрольно-надзорный орган! – по новой принялся объяснить Новиков. – Вопрос поставить знак – к исполкому, вопросы снять знак – к исполкому! Мы только согласовываем!
- Тише, тише, по одному! – утихомиривал коллег Сигал.
- Мы упремся в то, что город будет кивать на ГИБДД, а ГИБДД на город, – сердито пророчествовал Сергеев.
- Каждый отстаивает тут свои личные интересы! – возмутился Новиков, явно намекая на рестораны Горшуновой.
- У меня нет ресторана в центре Казани, – отбил мяч Сергеев.
- Игорь Геннадьевич, даже если есть личный интерес, ничего в этом страшного нет, – вступила в дискуссию Гульнара Сергеева – начальник управления министерства юстиции РФ по РТ. – Бизнес, он и заключается в том, что у всех есть личный интерес…
- Я не против развития бизнеса! – защищался Новиков. – Я за безопасность дорожного движения!
- Коллеги!! – повысил голос Сигал.
Павел Сигал |
ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ПОПРОБОВАТЬ
- Разговор получился практически бесплодным, к сожалению, – заметил Марат Галеев – председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. – Не случайно исторический центр в повестке дня, и это правильно. В историческом центре ограничения, красные линии, застройка… Я понимаю тех, кто здесь открывал бизнес – старинные здания прекрасные, это своя фишка в Казани. У любого исторического города в центре есть проблемы, их решать надо. Все-таки, я уж извиняюсь, у Игоря Геннадьевича очень жесткая позиция, как бы непреклонная… Надо, мне кажется, все-таки организовать какую-то временную рабочую группу из заинтересованных лиц, и чтобы в ней в качестве консультанта присутствовал представитель ГИБДД. И точечно начать с исторического центра… Сейчас самый мягкий путь – достаточно безболезненно можно строить карманы. Такие места есть, где и народ почти не ходит, на той же Большой Красной, никогда там «демонстраций» нет… Обратиться в исполком с конкретными предложениями, я условно говорю, 25 точек вначале определить, может, 35, а, может, 15 – неважно. По крайней мере, попробовать…
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Итоги бурного обсуждения подвел Сигал:
- Предложение такое: координационному совету признать, что проблема, поднятая по развитию предпринимательства в историческом центре Казани, острая, актуальная, сейчас не решается. От нерешения этой проблемы Казань, как туристический центр, сильно проигрывает. Поэтому координационный совет обращается к исполкому города с нашими предложениями…
В обращение было решено включить все дельные мысли, которые высказывались на заседании.
- Не надо сейчас пытаться охватить весь город, не получится, – сказал Павел Абрамович. – Давайте говорить о некоем пилотном проекте – взять 10 или 20 улиц, один район, Старо-Татарскую слободу… И попросить руководство ГИБДД содействовать решению проблем по изменению дорожных знаков, по разрешению ночных парковок…
Артем Наумов |
ЭТО БЫЛ РАЗГОВОР СЛЕПОГО С ГЛУХИМ
Участники эмоциональной дискуссии прокомментировали ее для «БИЗНЕС Online».
Мария Горшунова – гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):
- Когда я шла на сегодняшнее заседание координационного совета, то думала, что есть шансы решить проблему, о которой говорится в моем докладе. Теперь, после обсуждения, у меня возникли очень большие сомнения… Вы же видели, это был разговор слепого с глухим. Этого не может быть, потому что не может быть никогда! – считает ГИБДД.
Игорь Новиков – заместитель начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Казани:
- Проблему нужно решать, но без ущерба для основной массы граждан. А как она будет решаться, это мы увидим в ближайшее время: как исполком будет принимать решения, выделять землю под дополнительные парковки и все остальное…
Александр Сергеев – основатель фирмы «Александр ЛТД»:
- Вопрос, который сегодня обсуждался, касается не только владельцев ресторанов, а неопределенного круга лиц, то бишь граждан. Потому что рядом с дорогами проживают граждане, во дворе которых ставятся машины, и дворов этих тоже не хватает. Автомобили стоят в ночное время. Надо просто к знакам «Остановка запрещена» добавить, допустим, с 6 утра до 20.00. Если человек работает в ночную смену и в пять утра уезжает из дома, зачем ему ехать куда-то на парковку, он может возле дома поставить машину, только уже не во дворе, а снаружи. Если здравый смысл победит, то есть можно решить в Казани эту проблему.
О СОЗДАНИИ ПАРКОВКИ ДОЛЖЕН ПОЗАБОТИТЬСЯ САМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Ситуацию с парковками рядом с казанскими заведениями газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали в ГИБДД и предприниматели.
Марсель Назмиев – инспектор ДПС ГИБДД УВД Казани:
- Мы разрешаем парковаться на местах, не предназначенных для стоянки транспорта, только грузовому транспорту для погрузки и выгрузки товара. Все остальные случаи являются незаконными, за исключением, если частный предприниматель позаботился о парковочных местах заранее. Если брать центральную часть города отдельно, то мы позаботились о том, чтобы парковочных мест для транспорта было более чем достаточно. Взять тот же торговый центр «Кольцо», который имеет как внешнюю, так и внутреннюю парковку. Парковка на Островского, Профсоюзной улицах. Я считаю, что мы создали достаточное количество мест, чтобы автомобилисты не оставляли свои машины где попало, не создавая, таким образом, помех для других участников движения.
На мой взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы оставить свою машину на специально оборудованном месте и пройти несколько шагов до нужного заведения. Это ведь не проблема.
Те частные предприниматели, которые заинтересованы в том, чтобы клиенты оставляли автомобили рядом с их заведениями, должны сами позаботиться об этом. Более того, мы предлагаем им благоустроить подобные места. Обратите внимание, что рядом с крупными магазинами и ресторанами такие места есть, как и разметки, и знаки о доступности парковки.
Адель Ягудин – исполнительный директор сети кофеен coffee Cava:
- Я считаю, что сотрудники ГИБДД поступают правильно, запрещая парковаться в неположенных местах. Есть закон, который следуют соблюдать. Другой вопрос: делать небольшие послабления по выходным дням, когда большинство улиц пустуют. Люди идут в рестораны, парки, в какие-то заведения, а парковаться приходится далеко. Тот же парк Тысячелетия Казани на Островского. Почему бы не разрешить парковку рядом с парком по выходным, когда многие семьи выходят гулять? Что касается запрета парковок рядом с заведениями, то ситуация в городе благодаря этому становится лучше, пробок стало меньше. Люди уже заранее рассчитывают маршрут, ищут место для парковки. Нет ничего страшного в том, чтобы поставить машину чуть дальше, пройдя пешком несколько метров до заведения.
Ильдар Галимов – директор сети клиник «Стомус»:
- Если есть специально отведенные парковочные места, то зачем бросать машину где попало? Другое дело, что самих парковок не так много можно найти в центре города. Хотя различным частным предпринимателям, которые открывают свои заведения рядом с проезжей частью, следует заранее позаботиться о том, где его потенциальные клиенты будут парковаться, благоустроить специальное место. К тому, что сотрудники ГИБДД запрещают парковаться на проезжей части, отношусь очень хорошо. Проезжая часть стала свободнее, передвигаться по городу на автомобиле стало легче.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.