«ВСЕ РАВНО ГОРОД МНОГО НЕ ВЫИГРАЕТ»
Группа камазовских депутатов в горсовете Набережных Челнов попыталась заблокировать инициативу исполкома города о повышении ставки налога для земельных участков промышленного назначения. Цена вопроса по меркам казны автограда небольшая – для всех предприятий города платежи увеличатся на 33 млн. рублей в год, в том числе на 15 млн. для КАМАЗа (общая сумма налога на землю для него составляет 300 миллионов). На фоне расходной части бюджета Челнов 2013 года в 6,8 млрд. рублей – сущие копейки. Но сам по себе спор и его острота носят беспрецедентный характер, до сих пор депутаты-камазовцы (они занимают 11 из 45 мест в горсовете) ни разу не выступали единым фронтом, более того, часть из них крайне неохотно являлась на заседания в горсовете. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», благодаря камазовцам вопрос о повышении налога притормозили уже три из пяти постоянных комиссий горсовета.
Наш корреспондент стал очевидцем полемики вокруг этого вопроса. В понедельник на заседании постоянной комиссии по бюджету и экономической политике замруководителя исполкома города – начальник финансового управления Альфинур Галиакберова предложила повысить ставку земельного налога для земель промышленного назначения с 1,1 до 1,17%.
Не успела чиновница обосновать эту идею, как депутаты перешли в атаку. Руководитель группы инвестиционных проектов инженерного центра ОАО «КАМАЗ», депутат Ильдус Баянов тут же предложил отклонить предложение исполкома. Интересно, что и он, и другие депутаты акцентировали внимание не на интересах своей компании, а говорили о проблемах, которые нововведение создаст для бизнес-сообщества в целом.
Альфинур Галиакберова (слева) предложила повысить ставку земельного налога для земель промышленного назначения с 1,1 до 1,17% |
– Почему мы опять повышаем налоговую нагрузку на бизнес, на тех ребят, которые наконец-то чуть-чуть начали развивать свои предприятия, вместо того, чтобы дать им возможность развиваться? – возмутился Баянов. – От этих доходов город все равно большого выигрыша иметь не будет! Наоборот, надо ведь увеличивать количество успешных предприятий, а мы насильно загоняем их в тень. Получится так, что те, кто до этого не платил, все равно не будут платить и в дальнейшем, а те, кто платил исправно налоги, на них увеличится нагрузка, и они могут перестать платить: либо закроются, либо уйдут в серый рынок. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о тех предпринимателях, которые занимаются промышленным производством. Их ведь и так немного. Лучше посмотреть, где недобирают уже существующих налогов, чем вводить новые или поднимать их сумму.
Камазовца тут же поддержал депутат от «Справедливой России» Раис Фардеев:
– С одной стороны, мы с утра до вечера говорим о поддержке малого и среднего бизнеса, с другой, повышаем налоги! Надо объективно подойти к решению данного вопроса, посчитать, сколько бюджет выиграет. Повышая земельный налог, мы опять загоняем предпринимателей в угол! – отметил Фардеев.
Галиакберова попыталась было возразить, что максимальная ставка земельного налога в РТ составляет 1,5% и во всех близлежащих городах применяется именно она, только в Казани она составляет 0,61%. Она отметила, что несмотря на повышение до 1,17% в Набережных Челнах ставка все равно останется льготной. По мнению начальника финуправления, в связи с тем, что в последнее время складывается сложная ситуация с доходами бюджета автограда, власти вполне имеют право пересмотреть какие-то виды льгот.
Однако тут с ней категорически не согласился председатель комиссии по бюджету и экономической политике, директор ООО «АвтоМастер» Марат Нуруллин (кстати, работавший вице-мэром в команде Рафгата Алтынбаева).
– В близлежащих городах стоят установки, которые качают деньги прямо из земли! – парировал Нуруллин. – По другому это называется нефть. Там уровень земельного налога в последнюю очередь определяет экономику предприятия. Мое мнение: сегодня категорически неправильно повышать налоги. Этого делать нельзя! От того, что формально начисляются налоги, но их никто не платит, наверное, никому ни тепло ни холодно. Если мы принимаем это решение, значит, говорим им: «Ребятки, собирайте свои манатки и давайте туда, где хорошо. Здесь вам счастья не будет», – эмоционально заявил Нуруллин.
«ПУСТЬ КАМАЗ ПРОДАСТ СВОИ ЗЕМЛИ»
За последние дни это уже второй публичный спор депутатов с главным финансистом исполкома на эту тему. Предыдущий случился на минувшей неделе на аналогичном заседании других двух депутатских комиссий. На нем союзниками исполкома неожиданно выступили коммунисты. Депутат от КПРФ Владимир Васев удивился тому, что ставка налога в Челнах до сих пор не повышена до максимально возможных 1,5%. Депутат высказался в том духе, что если это так беспокоит КАМАЗ, то у него предостаточно земли, не используемой в обороте, которую можно выставить на продажу или сдавать в аренду.
В спор с ним вступил камазовский депутат Рамиль Вагизов, занимающий пост советника гендиректора автогиганта, который заметил: чтобы продать землю, нужно чтобы ее кто-то купил.
– А купить землю не могут, потому что с 2008 года кадастровая стоимость выросла в 2 раза и отличается от рыночной в отдельных случаях до 8 раз, – объяснил Вагизов. – Логика коллег из исполкома ясна: они говорят, что нужно увеличить ставку налога на размер инфляции. Хотя это тоже, на мой взгляд, странная постановка вопроса. Давайте тогда НДФЛ тоже увеличим на 6 процентов?! Кроме того, из исполкома нам говорят, что проект решения подготовлен в связи с увеличением количества исков в суд, предметом которых является оспаривание кадастровой стоимости. Нет сомнений, что после принятия этого решения увеличится объем предъявленных исков в суд об оспаривании кадастровой стоимости земли. И сколько тогда доходов потеряет бюджет города?
В ответ на это Галикберова заявила, что она не согласна с тем, что количество исков в суд по оспариванию кадастровой стоимости земли напрямую зависит от повышения ставки налога.
– Правильно было сказано о том, что после этого КАМАЗ задумается о наиболее эффективном использовании своих земель. При этом я бы хотела отметить, что кадастровая стоимость не является ограничением при продаже земли. Есть кадастровая стоимость земли, а есть рыночная. КАМАЗ может продать свои земли не по кадастровой, а по рыночной стоимости, – предложила Галиакберова.
– То есть потерять в цене разы?! – удивленно спросил Вагизов.
– В свое время земля КАМАЗом была получена вообще бесплатно! – вклинился вновь в разговор Васев.
– Вы сейчас вводите всех в заблуждение, в том числе и депутатов! КАМАЗ получил землю не бесплатно, и не говорите того, чего вы не знаете, – парировал Вагизов.
В итоге эти две комиссии посчитали, что надо прислушаться к мнению комиссии Нуруллина. Но полной ясности пока нет, возможно, она появится сегодня, 24 октября, когда на заседании президиума горсовета определят повестку дня очередной сессии.
«В ТАТАРСТАНЕ МЫ В СУДЫ НИ РАЗУ НЕ ОБРАЩАЛИСЬ»
Директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, тоже депутат горсовета, рассказал «БИЗНЕС Online» о подоплеке возникших споров.
– Все дело в том, что сумма земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земли, она является базовой для этого налога, – рассказал Афанасьев. – Начиная с 2008 года кадастровая стоимость земель промышленного назначения (такие как, например, у КАМАЗа) была повышена в 2 раза. Теперь она превышает рыночную от 5 до 8 раз. Понятно, что кадастровую стоимость повышали, чтобы больше собирать налогов. Но владельцы участков стали подавать в суд на местные органы, чтобы снизить кадастровую стоимость земли до рыночной. Это происходит не только в Татарстане, а по всей России. КАМАЗ, в частности, в Кемеровской области через суд добился пятикратного снижения кадастровой стоимости земли под своим автоцентром. Правда, в Татарстане мы в суды ни разу не обращались, какую стоимость определили, так и платим исправно по ним налоги. По прогнозам исполкома города из-за того, что предприниматели будут обращаться в суды, из бюджета выпадет 66 миллионов рублей доходов. Половину этой суммы, то есть 33 миллиона рублей, исполком города хочет компенсировать за счет повышения земельного налога, а где возьмут другую половину, не озвучили.
По его словам, камазовские депутаты хотят понять, насколько справедлив такой подход. Почему челнинский автогигант и другие промышленные предприятия должны восполнять потери бюджета, возникшие из-за проигранных исполкомом автограда судебных процессов? Афанасьев напомнил, что недавно республиканский парламент повысил налог на имущество, в частности, для КАМАЗа с 15 млн. до 70 млн. рублей.
– Мы сказали, да, мы понимаем, что у республики проблемы и надо помочь бюджету Татарстана. А здесь хоть повышение земельного налога не является для КАМАЗа глобальной проблемой, увеличение ставки до 1,17 процента – это где-то 15 - 16 миллионов рублей, но ведь это решение коснется и других предпринимателей, занимающихся производственным бизнесом. Их это затронет в большей степени, потому что у них нет таких финансовых возможностей и оборотов, как у КАМАЗа, – говорит Афанасьев.
Он также высказал свою позицию, «не как депутат и работник КАМАЗа, а как житель Набережных Челнов». Напомнив, что в бюджет автограда выделяются дотации и субсидии из республиканского бюджета, Афанасьев подчеркнул, что если в итоге налог повысится и в следующем году в бюджет города соберут какую-то сумму, то наверняка в 2015 году ровно на такую же сумму снизится сумма дотаций из Казани.
– Мне кажется, вместо того, чтобы повышать налоги, нужно требовать, чтобы собираемые в Набережных Челнах налоги оставались здесь или хотя бы в большей степени возвращались из республиканского бюджета. Потому что главная налогооблагаемая база республики находится в закамском регионе, а все бюджетные деньги в последние годы в основном тратились на Казань. В особенности это касается статей развития. Поэтому исполкому города и горсовету нужно активнее работать по привлечению средств из республиканского бюджета, – считает Афанасьев.
«НУ, НЕ МОЖЕТ КАМАЗ ЭТУ ЗЕМЛЮ ПРОДАТЬ!»
О том, какое значение земельные активы имеют для КАМАЗа и почему он не может их продать, газете «БИЗНЕС Online» рассказал Евгений Гольдфайн, который 11 лет занимал пост главного бухгалтера автогиганта.
– У КАМАЗа всегда были проблемы с этими огромными пустующими территориями, облагаемыми налогом, – объяснил Гольдфайн. – Дело в том, что при строительстве заводов было запланировано еще несколько очередей. Земли выделялись под конкретные проекты, которых теперь уже нет. Рыночная стоимость этих земель сегодня минимальна, но они включены в активы КАМАЗа, и если компания их продаст или отдаст, активы упадут. Падение экономических показателей акционерам не понравится. Земли имеют определенную оценку, доказанную независимыми оценщиками и аудиторами, и лишение этих земель будет рассматриваться как крупные убытки предприятия. Начнутся проблемы с кредитованием, с курсом акций – много разных проблем возникнет.
По словам Гольдфайна, выделенные изначально земли стали собственностью компании в 1992 году: когда КАМАЗ акционировался, они были введены государством в уставный капитал автогиганта. Позже, когда появилось федеральное и региональное земельное законодательство, земли стали активом, и оцениваются сегодня примерно в 1 млрд. рублей на балансе КАМАЗа. Следует отметить, что КАМАЗ и сам хотел когда-то передать часть земель в аренду городу, рассчитывая на налоговые послабления взамен, но не позволила республика. Особенно пристально рассматривались в этом варианте территории санитарно-защитной полосы.
– За автодорогой №1 со стороны заводов сейчас растет много берез, сосенок. Это как раз лесопосадки, которые КАМАЗ хотел отдать городу, – вспоминает бывший главбух. – 200 гектаров тогда КАМАЗ высадил за свой счет. Но Татарстан отказался дать льготы по налогу на землю. В Казани прошли суды, и в итоге земли остались на балансе предприятия, а горожане не получили парков, в которых можно было и аттракционы поставить. Я думаю, сейчас можно было бы вернуться к этому проекту. Это не решит текущих проблем бюджета, но в противном случае земельный конфликт будет продолжаться вечно, и выглядит это как прикладная демагогия «дурак – сам дурак». Мол, не хотите платить налог – продайте землю. Ну, не сможет КАМАЗ ее продать, потому что рухнет отчетность! И никакого конструктива в этом споре я не вижу…
«ПРОИЗВОДСТВО НА КАМАЗЕ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ТРИ МЕСЯЦА»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Михаил Надеждин – директор юридической компании «Надеждин и партнеры»:
– Процедура снижения кадастровой стоимости земли через суд занимает в среднем четыре месяца, и в Набережных Челнах через нее прошли практически все собственники участков в центре города. Иск подается в суд по месту нахождения участка, к нему прикладывается новая экспертная оценка стоимости земли, и в каждом втором случае суд встает на сторону истцов, уменьшая кадастровую стоимость. Так, в Татарстане к началу года было подано около 600 исков о пересмотре величины кадастровой стоимости, после чего в феврале президент РТ Рустам Минниханов жестко раскритиковал происходящее, обвинив во всем оценщиков.
Мы с такими делами регулярно обращались в суды до тех пор, пока правительство республики не заняло определенную позицию. Суды на уменьшение кадастровой стоимости затрагивали интересы республики, в связи с чем многие судебные акты по делам, выигранным у администрации, были отменены, многие лица лишились постов и даже были возбуждены уголовные дела. Собственно это Медведев публично обратил внимание на то, что государство лишается лакомых кусков по смешным ценам, и когда начали разбираться, во всем обвинили истцов по таким процессам. Их уличали чуть ли не в рейдерских захватах, а судьи, которые эти решения выносили, не пострадали – только предприниматели и юристы, которые их представляли. Теперь многие юристы просто перестали заниматься такими заявлениями.
Недоплата налогов шла из-за несоответствия налогового законодательства, земельного и муниципальных правовых актов. Причем суть заявления зависит от того, больше или меньше кадастровая стоимость оценочной, потому что судиться можно в обе стороны – кому как выгоднее. В Казани, например, в центре земля дешевле, чем на периферии, потому что на периферии расположены элитные земельные участки.
В Набережных Челнах все это началось с автосалона «Сапсан», а потом за ними потянулись коммерческие структуры поменьше. Они приходили в суд с готовым судебным решением по делу «Сапсана» и применяли его как судебную практику.
Евгений Гольдфайн – экс-главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ», заслуженный экономист России:
– Повышение налога для крупных собственников земли вызовет меньшее политическое воздействие на избирателей, чем работа с налогоплательщиками помельче. По моим расчетам, дефицит бюджета на сегодня составляет 10 - 15 процентов. Если город даст команду налоговой инспекции усилить проверки зарплатных схем или поставит задачи по контролю налоговых отчислений малого и среднего бизнеса, это вызовет недовольство. Пойдет речь об ухудшении предпринимательского климата в городе. А крупный бизнес – это 5 - 7 обиженных руководителей, они как бы стерпят. Но на самом деле, что на малый, что на крупный бизнес надавить – это в любом случае изъятие средств из коммерческого оборота самого города. И если грохнется какой-нибудь «крупняк», это обернется гораздо большим политическим риском.
Между тем по КАМАЗу повышение налога может ударить довольно сильно. По моим расчетам, через год-полтора, если ничего не предпринимать, оборотка на КАМАЗе будет выхолощена, и произойдет остановка. Производство может остановиться месяца на три следующим летом или на дольше. Оборотки на КАМАЗе катастрофически не хватает. Я полагаю, надо основные усилия направлять не на вытряхивание налогов из бизнеса, а на лоббирование увеличения поступлений нефтедолларов в наш регион. Все эти налоговые изыскания, конечно, в период кризиса выходят на первый план, но это палка о двух концах.
«НАЛОГ НУЖНО ПОВЫШАТЬ, У ГОРОДА ЯВНО НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ»
Денис Нитенко – гендиректор ЗАО «Деловой центр «Форт Диалог»:
– Мы через процедуру уменьшения кадастровой стоимости земли не проходили. Я считаю, что это нормальная процедура, и, возможно, мы к ней прибегнем. Думаю, рассмотрим этот вопрос среди акционеров и примем решение, когда увидим, какими будут новые ставки. Повышение ставок подтолкнет многих предпринимателей к необходимости уменьшения кадастровой стоимости земли, и суды будут, конечно, еще сильнее загружены. Но что касается увеличения земельного налога, то я, в принципе, за принятие, такого решения. Земельный налог, как я понимаю, был сделан в Челнах таким низким прежде всего в интересах КАМАЗа, а оно сегодня коммерческое предприятие. Там есть доля государства, но она не контрольная. Поэтому считаю, что мы не должны какие-то привилегии предоставлять отдельно взятому коммерческому предприятию.
Считаю, что ставки налога нужно повышать. Они довольно низкие. Причем повышать надо не только предприятиям, но и частным лицам. Меня поражает, что земельные участки, которые находятся под теми же коттеджами в собственности, облагаются совершенно смешными ставками. Например, за земельный участок под коттеджем в поселке Боровецкий площадью в 12 соток платится налог в 700 рублей в год. Это же смешно, учитывая, какие дома там строятся и какой достаток у владельцев дома! А это как раз тот самый налог, который идет напрямую в бюджет. Когда мы говорим, что бюджет у нас дефицитный, то почему бы нам не увеличить его? Я прекрасно понимаю, что в этому случае нагрузка увеличится и на мой бизнес. Но я также понимаю и то, что это один из немногих источников пополнения бюджета города. Я живу в этом городе и хочу, чтобы у города были деньги на осуществление своих функций. Денег явно не хватает. Это видно и по дорогам, и по состоянию жилищного фонда…
Олег Коробченко – председатель правления ГК «Кориб»:
– Как депутат я понимаю, что бюджет нужно восполнять, раз есть дефицит. Но я не думаю, что за счет крупных землевладельцев можно кардинально решить проблему, а вот дров наломать можно. Поэтому считаю нужным, чтобы НДФЛ целиком оставался в городе, и еще часть других налогов. А увеличение земельного налога – это капля в море, которая ощутимо скажется только на налогоплательщиках.
«НАМ НЕТ СМЫСЛА ВСТАВАТЬ МЕЖДУ КАМАЗОМ И МЭРИЕЙ»
Сергей Акульчев – председатель правления ГК «Акульчев»:
– У нас налог на землю совсем не высокий, потому что земли в собственности не много. В основном арендуем. Поэтому нас повышение ставки особо не заденет. По той же причине мы и не судились за уменьшение кадастровой стоимости. А разве крупные землевладельцы не могут точно так же подать в суд и уменьшить кадастровую стоимость земель?
В любом случае нам, малому и среднему бизнесу, вставать между КАМАЗом и мэрией смысла нет. И те, и другие – ребята серьезные, разберутся, ни КАМАЗ, ни исполком в убытке никогда не останутся. Поэтому о «крупняках» беспокоиться нечего, а вот за малых собственников обидно, если им придется последние гроши вытаскивать.
В принципе, это нормальная практика, особенно если учесть стоимость земли в России. Она ничтожно мала. Европейские земли по нашим меркам стоят фантастических денег, и налоги с них запредельные. Это к разговору о справедливости.
Руслан Якушев – гендиректор ОАО «Булгарпиво»:
– Для нас это абсолютно несущественное повышение ставки, потому что налоговая нагрузка на предприятие составляет примерно 1 миллиард в год. Увеличение на миллион или два погоды не сделает, мы ничего не почувствуем. И нам не приходилось обращаться в суд ради снижения кадастровой стоимости земли.
Что касается других предприятий, для которых налоговая нагрузка имеет значение, да, у кого-то возможно снижение прибыли, и ничем хорошим для них эта инициатива не обернется. Но в любом случае, решать вопрос депутатам, а депутаты – это народ. В том числе и камазовские депутаты, ведь большая часть населения так или иначе связана с КАМАЗом.
Александр Цыпленков – первый заместитель генерального директора ЗАО «Эссен продакшн АГ»:
- Мы в курсе предстоящего повышения земельного налога в Набережных Челнах. Однако 0,07 процента не окажет значительного влияния на деятельность «Эссен Продакшн». Холдинг имеет в собственности 13,5 гектара земель промышленного назначения, на этой территории располагается кондитерское производство. Остальная же собственность занята ритейлом, где размещены гипермаркеты «Эссен» и идет строительство ритейл-парка. К подобным повышениям можно относиться по-разному. Повышение налога – это простой инструмент сглаживания дефицита бюджета. Мы не прибегали к процедуре уменьшения налога через снижение кадастровой стоимости земель через суд, однако не исключаю использования этого механизма в будущем.
Справка Депутаты горсовета Набережных Челнов от КАМАЗа: Ильдус Баянов – экс-директор автомобильного завода ОАО «КАМАЗ», руководитель группы инвестиционных проектов инженерного центра ОАО «КАМАЗ». Максим Стеблов – генеральный директор ОАО «КИП «Мастер», советник генерального директора ОАО «КАМАЗ». Роман Мугерман – советник заместителя генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию ОАО «КАМАЗ». Гамиль Зарипов – бывший генеральный директор ОАО «КамПРЗ», генеральный директор ООО «КАМАЗэнергоремонт». Владислав Гаврилов – генеральный директор ЗАО «КАМАЗжилбыт». Уел Хусаинов – генеральный директор ЗАО «Челныводоканал» (предприятие контролируется КАМАЗом). Александр Коган – экс-директор департамента телекоммуникаций ОАО «КАМАЗ», консультант финансового директора ОАО «КАМАЗ». Юрий Герасимов – директор завода двигателей ОАО «КАМАЗ». Александр Ушенин – руководитель аппарата генерального директора ОАО «КАМАЗ». Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ». Рамиль Вагизов – советник генерального директора ОАО «КАМАЗ». |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.