«НУЖНА ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Расим, в одном из ваших интервью я прочла, что вы знаете, как превратить Казань в культурную столицу. Поделитесь рецептом?

— Было такое, говорил. Главное, с чего нужно начать, — это активное общение с западными дизайнерами, креаторами, журналистами. Он задают вектор рынку. Тесное сотрудничество с ними может помочь продвинуть наш регион в плане культурного развития. Например, в Татарстане сделана платформа текстильщиков, их идеи реализуются при поддержке правительства, у нас есть IT-парк, но ниша все равно не заполнена, кто как может так и живет.

Вы полагаете, если мы разовьем фэшн-индустрию, Казань мгновенно станет культурной столицей? Это не наивно ли? Может быть, нам начать с центров современного искусства, как, например, Бобур в Париже?

— Такие центры нам нужны, у нас нет творческих площадок, где могло бы развиваться современное искусство. Не будем говорить о Бобуре, но в Москве, Петербурге, даже в Чебоксарах и Екатеринбурге есть места, где может развиваться творческий кластер, он может каким-то образом там себя позиционировать, и люди общаются между собой. Пока не будет общей сферы, ничего не будет. Пытались что-то сделать в Старо-Татарской слободе, но проект «ушел». Сейчас пытаются сделать проект арт-центра в Кировском районе, этим занимается Андрей Питулов.

Как я понимаю, он делает лофт?

— И лофт, и арт-центр.

Не живут лофты в Казани, и это непонятно почему. Год назад открылся лофт в клубе меховщиков, и через несколько месяцев закрылся.

— Там не было глобального подхода, место было выбрано неудачно, и лофт был небольшой — всего один этаж. В этом месте не могло общаться и работать большое количество людей и при этом еще и привлекать к себе новых персонажей, как к определенному экономическому субъекту. Лофт — это не просто площадка, где проходят выставки, это определенный экономический субъект. В лофте в клубе меховщиков была определенная идея, но не было масштабного экономического подхода. Андрей Питулов мыслит глобально, но если в его проект нет местных инвестиций, надо выходить на западные инвестиции. Он пытается работать в этом направлении, и мы его поддерживаем.

Каким образом поддерживаете?

— Мы определяем резидентов. Мы ищем в резиденты потенциальных интересных людей в нашей нише.

Можно их назвать?

— Нет, могу кого-то забыть, и люди обидятся. Мы работаем со всеми и стараемся никого не отбрасывать. Человек сегодня может не блистать успехами, но у него может быть большой потенциал, и он через год обгонит всех.

«НАМ МЕШАЕТ БЛИЗОСТЬ ПИТЕРА И МОСКВЫ»

Не могу понять одну вещь: Казань всегда считалась молодежным, студенческим, креативным городом, в городе есть огромный интеллектуальный потенциал, если его сравнивать с интеллектуальным потенциалом Чебоксар и даже Екатеринбурга, мы на порядок выше. Но мы не движемся, мы не развиваемся в сфере креатива, в сфере актуального искусства и даже фэшн. Почему это происходит?

— Почему в Екатеринбурге дизайнеры совсем иного уровня, почему там проходят серьезные фэшн-мероприятия, а у нас нет? Потому что там есть много талантливых молодых людей. У нас они тоже есть, но нам мешает близость Москвы и Петербурга. У нас идет большой отток людей в столицы. У них, на Урале, этого нет. Молодые люди, не находя в Казани поддержку и площадку для развития, для самореализации, уезжают в Москву, в Питер, в Европу, и так далее. Например, в Питер уехала Юлия Зареева — очень талантливый дизайнер, ее и мы выделяли, и Рустам Исхаков. Многие наши дизайнеры, получив хорошее образование, но не найдя поддержки, не найдя себя в профессии, начинают делать что-то другое, потому что жить-то надо. Был дизайнером, например, стал свадебным декоратором. Там быстрее можно сделать деньги. А человек был талантлив как дизайнер, у него был потенциал. Мало людей готовы играть на несуществующем рынке на долгосрочную перспективу. Непонятно, выиграешь ты или проиграешь.

«Курица-помада» очень креативное название, но как оно вам в голову пришло?

— Ну, без этого вопроса у нас ни одно интервью не обходится. У меня на него уже создано порядка 50 ответов.

Давайте 51-й.

— В этом названии есть буйство эмоций, соответствующее нашему времени, это считалка: «Так тебе и надо, курица-помада». Наша компания в свое время стартовала с вечеринок в «Легенде», в «Матрешке». Мы выиграли награду за лучшую вечеринку года и после этого сменили направление нашей деятельности. За время проведения вечеринок возле нас сформировалась тусовка творческих людей: иллюстраторы, маркетологи, модели, визажисты, парикмахеры, дизайнеры, фотографы и так далее. В то время трудно было просто общаться с людьми, у нас до сих пор это есть, люди видят в коллегах конкурентов, они не понимают, что если бы они были вместе, пробиться было бы легче. Если бы они более плотно работали, то реально создали бы этот рынок. Они бы его сформировали, они бы создали рыночные цены.

Понятно, «пока мы едины, мы непобедимы».

— Да. В итоге нам удалось собрать большое количество людей, и было можно двигаться куда-то дальше. И от вечеринок мы ушли к фэшн.

Вы дизайнер по образованию?

— Нет, я маркетолог, а арт-директор Маша Зверева — архитектор, училась в Петербурге.

«ПОД НАШИМ БРЕНДОМ РАЗВИВАЮТСЯ И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ»

Какие направления охватывает «Курица-помада», что она может предложить потребителю?

— У нас много подпроектов, дочерних проектов. «Курица-помада» — это бренд, под которым сейчас развиваются другие проекты. Мы занимаемся консалтингом, рекламными кампаниями, стратегическим маркетингом, проводим съемки, показы, у нас есть своя марка одежды. У нас есть музыкальный проект, который должен объединить музыкантов, им занимается Гоша Морозов, сначала он работал сам по себе, но потом примкнул к нам. У нас было много организаторов, и каждый представлял свою нишу — дизайнер, маркетолог, музыкант, стилист... И каждый сейчас занимается своим направлением. У нас большая команда. Если надо развить цветочный ларек до российского формата, мы его разовьем. Надо провести маркетинговую кампанию большого предприятия, мы возьмемся. У нас есть и коммерческие проекты, и они помогают творческим. Мы можем себе позволить балансировать между коммерцией и качеством. Многие теряют этот баланс, либо уходят в коммерцию, либо занимаются творчеством, мы пока можем это сочетать. Многие хотят большую черную машину, которую трудно припарковать, у нас нет задачи иметь такую машину, мы делаем упор на развитие себя как личности, развитие своей ниши и нашего региона.

Хотелось бы узнать о вашей марке одежды, что она предлагает?

— «Курица-помада» продюсирует дизайнеров, она берет их под свое крыло, и они могут выпустить капсульную коллекцию под маркой Chicken Lipstick. Мы даем дизайнеру полностью пройти весь путь изготовления одежды: от эскизов, до выбора ткани, пошива и отправки в магазин. Ценообразование, съемки, показы — все это тоже учитывается. Дизайнер полностью включится в процесс и проходит весь цикл.

Дизайнер платит «Курице-помаде» за это?

— Нет.

Тогда в чем выгода?

— Дизайнер потом или работает сам, или выпускает одежду под нашей маркой. Она продается в «Корстоне». В ближайшем будущем мы хотим открыть бутик рядом с маркой RUSTAM.

Как я понимаю, под вашей маркой выходит молодежная одежда?

— Мы не закостенелые люди, мы смотрим по динамике продаж. Размерный ряд нашей одежды до L.

В свое время Рустам Исхаков, наш гуру дизайна одежды, начинал делать размерный ряд от XS до L. Через какое-то время он пришел к тому, что надо делать одежду больших размеров, потому что наши российские женщины, как сейчас принято выражаться, в своей основной массе корпулентные. Размеры после L очень хорошо продаются.

— Мы сейчас работаем для людей от 25 до 35 лет. Мы, повторюсь, не закостенелые, мы адаптируется под рынок. Возможно, что будет одежда и других размеров, мы мобильны.

«НУЖНА ЦЕЛАЯ ГАЛЕРЕЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ОДЕЖДЫ»

Каков уровень цен на вашу одежду?

— Блузку, например, можно купить за 6 тысяч рублей, платье — за 18. Мы как-то обсуждали планы с Рустамом Исхаковым и пришли к единому мнению, что неплохо было бы в «Корстоне» сделать небольшую галерею дизайнерской одежды, чтобы казанские дизайнеры могли предлагать свою одежду на одном этаже. И пусть рядом будет брендовая одежда, это же не повредит. Такой формат у московского ГУМа. «Корстон» удобен — там и бизнес-площадка, и выставочная площадь, и место, где люди развлекаются. Это идеальное место для галереи казанских дизайнеров, место, где можно знакомить с тем, что есть в городе.

Ваша одежда хорошо продается? Как на нее реагирует рынок?

— Она продается, несмотря на то, что пока мы находимся на втором этаже. Мы делаем анализ того, что лучше уходит, что хуже. Пока у нас только женская одежда, возможно, потом будет и детская, и мужская. Женщины — самые активные покупательницы.

Это креативная одежда?

— Нет. Даже наши капсульные коллекции, они продаваемые. Наша задача — подвести дизайнера к тому, чтобы делать коммерческие вещи. Одежда отшивается в Казани, на первых порах все это делалось на аутсорсинге, сейчас мы выходим его на свое производство.

Как вы относитесь к тому, что казанские женщины еще не созрели до «прекрасной ясности», до своеобразного «кларизма» в одежде, им нужны блестки и пайетки, они не всегда понимают, что одежду делают аксессуары?

— Я с этим согласен. Хотя некая эволюция в создании уже есть. Вкус формируется. Хотя часть, и большая, часть, предпочитают «дорого и богато». Надеюсь, что от этого мы скоро дойдем, люди ведь стали часто ездить в Европу.

Не соглашусь. Часть очень небедные женщины в Казани, которые ездят по миру, тем менее предпочитают одеваться не в Париже и Милане, а в странноватых «бутиках» закутках, где им впаривают откровенно сейловую одежду. Почему это происходит?

— Просто недобросовестные продавцы пользуются необразованностью людей. Но сейчас число людей, которые понимают, что будет гораздо дешевле съездить и купить себе одежду и заодно отдохнуть, это число увеличивается. Наконец, сейчас в Казани есть бутики премиум-класса, которые все-таки начали формировать вкус потребителя. Еще одна проблема Казани — отсутствие людей, владеющих профессией байера.

«НАШИ ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ НИ ТЕРЕХОВА, НИ СЕРГЕЕНКО»

Вот! Вы попали в точку. Давайте поговорим о том, как могут привозить одежду люди, ничего не смыслящие в этой области?

— Это опять-таки отсутствие нормальной ниши индустрии моды привело к тому, что в городе практически нет байеров. Если бы ниша существовала, они бы были нужны и непременно бы появились. У нас многие люди, вроде бы работающие в этой области, не знают имен, не знают, например, Терехова, не знают Сергеенко. Мало кто знает, где они выставляются.

— Наш народ в основном знает Валентина Юдашкина, потому что он делает «дорого и богато». Если мы назовем Дениса Симачева, тут уж напряг пойдет.

— В свое время байером был Рустам Исхаков, оставаясь дизайнером в «Парижском Доме». Он хорошо это делал, потому что понимает в одежде и имеет вкус от рождения. Но сколько у нас в Казани людей, таких, как Исхаков, чтобы человек сам поставил себе цель развиваться в этой области? Их практически нет. У нас есть в бутиках премиум-класса люди, которые развиваются в этом направлении, и каждый раз к «дорого и богато» они пытаются добавить несколько интеллектуальных вещей, например, минимализм некий. И потихоньку потребитель к этому подталкивается. Они пытаются отучить от миллиона пайеток, чтобы женщина, как лампочка, не ходила.

Много ли таких в Казани?

— Немного. Большинство владельцев бутиков вообще не заморачиваются, чтобы обучить своего байера. Они не форсируют вкус на рынке, а просто берут и продают. Продают «дорого и богато», и зачем им тратиться на обучание байера? А байеров вообще-то учат, например, в Дюссельдорфе, на профессиональной выставке модной индустрии. Там есть мастер-классы, где людей реально обучают. Там огромные ангары с одеждой, туда приезжают все марки, байеры там делают огромные закупки.

А что происходит среди молодых дизайнеров, у нас в Казани есть новые имена?

— У нас есть дизайнеры, которые могут вырасти в значимые на рынке имена, например, Тимур Шибаев. Есть Зарина Бабаджанова, она работает в нише мусульманской одежды. У всех наших молодых дизайнеров есть свое, отличное от других направление, есть своя фишка. Тимур, например, делает легкие, воздушные платья, они у него присутствуют во всех коллекциях. Алена Якимова любит авангардную одежду.

Наша молодежь от 20 до 30 лет, если сравнивать с Москвой или Питером, она, на ваш взгляд, хорошо одета?

— Одеты-то они, судя по улицам, неплохо, но как-то узконаправлено. Когда к нам пришли некоторые демократичные марки, они сразу же заполнили рынок. Они предлагают недорогие, но неплохие и стильные вещи. Купили, поносили, через месяц поменяли. И у нас большая часть людей начала одеваться в одном ключе. Свободы нет, нет индивидуальности. Люди смотрят друг на друга: вот такая шапка, такой шарф. И они копируют, они не собирают свой образ. Они над своим новым образом не думают. В итоге мы получаем большую толпу одинаковых людей.

Есть какие-то особенности в одежде молодых и не очень молодых казанцев?

— Люди, которые приезжают из других городов, подмечают, что у нас очень много высоких каблуков, коротких юбок и сильно накрашенных женщин. И «дорого и богато». Мне не нравится, что люди не думают над своим образом, а просто копируют.

А «Курица-помада» может им помочь?

— У нас есть стилисты, хотя, к сожалению, у нас люди до сих пор думают, что парикмахер и стилист — это одно и то же. Наши люди — консерваторы.

«ХОТИМ СДЕЛАТЬ В КАЗАНИ «НОЧЬ ПОКУПОК»

Скорее, они все еще живут в некоем застое.

— Это то, о чем я уже говорил — отсутствие креативной экономики, когда о новом не помышляют. Нет интереса у государства повышать культурный уровень людей. Но сейчас все-таки появляется интерес модных брендов к нашему городу. Например, «Элит-мода лук» проводил кастинг в Казани. Мы, например, подали заявку на «Ночь покупок». Это не шоппинг в нашем понимании, это когда все топовые бутики одного сегмента объединяются на ночь, и в каждом проходит какое-то мероприятие. Там бывают модные тусовки, заявляется какой-то специальный продукт этого дня. В прошлом году у нас не получилось по времени, в этом году надеемся, что все получится. Екатеринбург недавно эту ночь провел, стыдно, что Казань пока отстает. Так что пока ведем диалог.

Каждое лето «Курица-помада» ездит по Поволжью. Что за смысл в этих турах?

— Мы общаемся с дизайнерами, стилистами, фотографами, мы обсуждаем наши общие проблемы, знакомимся с их работами. Многие из этих городов, например, Нижний Новгород, видят, как в последние годы поднялась Казань, и они готовы объединиться с нами и вместе реализовывать разного рода творческие проекты. Сейчас диалоги вести проще. Например, я сейчас веду диалог с одним модным журналом международного уровня, раньше со мной и разговаривать бы не стали, а сейчас у нас получается сотрудничество. И редакция готова прилететь на наше модное мероприятие в Казань, мы сейчас собираемся запустить целую серию таких мероприятий. Мы, например, хотим проводить такие встречи, где могли бы знакомить казанцев с представителями модой индустрии России и мира. Формат будет такой — это и тусовка, и показ, и шоу-рум. Вот уже привозили Алину Герман — стилиста Константина Хабенского и Алексея Чадова, между прочим. В «Корстоне» прошел ее шоу-рум и модная вечеринка.