«ПОСТУПИЛ НА ЮРФАК КГУ С ПЕРВОГО РАЗА»

— Олег Леонидович, для начала расскажите о себе.

— Я родился в Казани в 1964 году. Окончил юридический факультет КГУ.

— Поступили самостоятельно, без блата и денег?

— Поступал я в 1981 году сразу по окончании школы. Правда, школу я заканчивал не в Казани, а в Западной Сибири, куда переехали мои родители. По-моему, в 1981 году даже понятия «блат» не существовало.

— А по-моему, уже в то время на юрфак без блата можно было не соваться!

— Нет, это заблуждение! Мне было сложнее поступать — я не отслужил в армии. На курсе у нас было 150 человек, и многие из них окончили рабфак, отслужили в армии, пришли с производства. А нас, «школьников», было человек 40 из этих 150-ти. Но я поступил с первого раза, причем сдал вступительные экзамены не на все пятерки. Правда, у меня был высокий балл по аттестату — школу я окончил всего с одной четверкой.

— Чем занимались по окончании вуза?

— Окончил КГУ я в 1986 году, и по распределению был направлен в Горьковскую транспортную прокуратуру и, как положено, три года отработал в Канашской транспортной прокуратуре. В 1989 году перевелся в прокуратуру РТ, где меня сразу назначили в аппарат прокуратуры — в уголовно-судебный отдел (УСО). Название отдела со временем менялось, но суть его работы оставалась прежней. Там я проработал 6 лет, а в 1995 году уволился и перешел работать в адвокатуру. Захотелось развиваться, двигаться дальше...

«СОЗДАЛИ СВОЮ КОЛЛЕГИЮ АДВОКАТОВ»

— Наверное, не только развиваться, но и денег больше зарабатывать?

— Как вам сказать... Ведь у адвокатов нет стабильности: сегодня я могу очень много заработать, а завтра ничего. Свою адвокатскую практику я начал в адвокатском бюро города Казани. Потом бюро переименовалось в коллегию адвокатов «Сергеева и партнеры».

В 2006 году я вышел из этой коллегии, и мы с группой товарищей создали свою компанию — коллегию адвокатов «Паритет», где работают всего четыре человека. Конечно, с бывшими партнерами мы поддерживаем тесные отношения.

— Рынок адвокатских услуг в РТ и Казани большой?

— Насколько я помню, в Татарстане около 1,5 тысячи адвокатов, из них в Казани — чуть более тысячи. Это те, кто состоит в реестре адвокатов РТ.

— Своя ниша у вашей компании есть?

— Да, своя ниша есть, но мы ведем и гражданские, и уголовные, и арбитражные дела. Лично я больше веду уголовные дела экономических преступлений, а это прямые взаимосвязи и с арбитражным судопроизводством, и с гражданскими делами. Стараемся ни от чего не отказываться.

«НА ЛИЧНОМ ПРИЕМЕ МОЖНО ИЗЛОЖИТЬ СУТЬ»

— Приведу вопрос, который вы задали прокурору РТ: «В последние годы попасть на личный прием к первому лицу стало практически нереально. Мы вынуждены со своими жалобами ходить по кругу раз за разом. Не собираетесь ли вы изменить подобную практику?» А раньше к прокурору РТ было легче попасть?

— Это касается не только прокуратуры Татарстана, а всей прокуратуры России — таков утвержденный регламент. Причем это характерно не только для прокуратуры, но и для судов. Сейчас в прокуратуре есть специальный сотрудник — прокурор приема, в обязанности которого входит прием граждан. Он смотрит, соответствуют ли подаваемые документы предъявляемым требованиям, по адресу ли обратился человек, и регистрирует заявление.

Раньше такого сотрудника не было, и работники центрального аппарата прокуратуры дежурили по очереди. От них зависело, направить или не направить посетителя на личный прием к прокурору республики. С каждого дежурства на личный прием к прокурору РТ направлялись по 3 - 4 человека. Прокурор республики раз в неделю вел прием граждан, и простые граждане и, тем более, адвокаты при наличии всех необходимых документов имели реальную возможность попасть к нему. И прием граждан — это было «святое» время, когда даже сотрудники аппарата не могли попасть к прокурору.

Как сейчас организован прием граждан, сказать не могу. Но знаю одно: в последние годы попасть на прием лично к прокурору РТ стало практически невозможно. Все замыкается на приемной, и люди начинают ходить «по кругу».

Почему важно попасть именно к первому лицу?

— Ведь жалоба может быть достаточно объемной, и их, понятное дело, рассматривают сотрудники аппарата: проверяют жалобу и докладывают начальнику отдела, тот — выше. И как он доложит, найдет ли он то зерно, ради чего писалась жалоба, это еще вопрос. А на личном приеме прокурора РТ можно самому коротко изложить суть жалобы. И это всегда помогало. Были случаи, когда прямо при тебе прокурор накладывал резолюцию или вызывал сотрудника и давал ему поручение. И дело начинало двигаться.

— За время работы Илдуса Нафикова в должности прокурора РТ приходилось обращаться к нему?

— Нет, такой необходимости не было. Недавно подал жалобу через приемную... Вы понимаете, уважающие себя адвокаты никогда не злоупотребляли личным приемом. Идешь только тогда, когда понимаешь, что без личного приема обойтись в принципе невозможно.

«ИЗ МЕСТНЫХ ИЗДАНИЙ ЧИТАЮ ТОЛЬКО «БИЗНЕС ONLINE»

Давно ли читаете газету «БИЗНЕС Online»? Что в ней нравится, что не нравится?

— О вашей газете впервые я узнал так: после одного из судебных процессов ко мне подошел корреспондент «БИЗНЕС Online» (так он представился) и задал несколько вопросов. Это было года два назад.

Мне стало интересно, что же это за газета? Нашел ее, стал читать — понравилась. Свой рабочий день я начинаю и заканчиваю чтением основных информационных и профессиональных сайтов, а из местных читаю только «БИЗНЕС Online». Я обратил внимание, что все судебные дела, которые меня могут заинтересовать, отражаются в вашей газете. Причем дела отслеживаются в динамике, что мне нравится. Неоднократно вы освещали и те дела, по которым я занимался как адвокат.

— Наши корреспонденты ошибок не допускали в изложении дел?

— Нет, они всегда подходили после заседания суда за комментариями. Ваша газета объективно излагает дела. Пока мне в вашей газете все нравится. К сожалению, не все издания такие.

— Часто пишете комментарии или задаете вопросы?

— Комментарии никогда не оставлял, а вопрос задал впервые.

Олег Леонидович, спасибо за добрые слова в адрес газеты. Успехов вам!