Старт нового проекта «Татарстан-2020» газеты «БИЗНЕС Online» мгновенно вызвал волну откликов. Первыми на вопросы проекта ответили совладелец ОАО «СМП-Нефтегаз», в прошлом глава Альметьевска Фоат Комаров, гендиректор ОАО «Мелита» Раис Гумеров и владелец группы компаний ASG Алексей Семин. На эти материалы мы получили уже более 300 комментариев. Наши читатели не просто высказывают мнение о проекте, одобряют или критикуют, но предлагают свои идеи по стратегическому развитию республики. Сегодня мы публикуем самые, на наш взгляд, интересные из поступивших комментариев.
СДЕЛАТЬ РЫБАЛКУ В ТАТАРСТАНЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, УДОБНОЙ, УЗНАВАЕМОЙ И ИНТЕРЕСНОЙ
Самое важное и нужное — это интегрировать Татарстан в мировое бизнес-сообщество и научное сообщество. А для этого нужно разговаривать с людьми на одном языке. Сейчас этот язык английский. Нужно чтобы уровень образования был таков, чтобы английский по завершении школы у ребят был такой, чтобы можно было бы свободно общаться с их ровесниками в других странах. Тяжело, что ли, завести учителей английского — носителей языка из Америки, Великобритании? Сделайте пилотный проект в Татарстане, обоснуйте перед федералами. Деньги на такую программу должны выделить на условиях софинансирования. Если это удастся сделать на должном уровне, эффект развития от этого будет колоссальный. В Сингапуре в том числе с этого начинали, если помните. И не надо бояться, что все потом разъедутся по заграницам. Условия надо создавать для комфортной жизни и развития, мы же не хотим сделать Татарстан тюрьмой народа, который больше нигде, кроме здесь, не нужен. Нужно сделать Татарстан самым удобным местом для жизни и развития в Мире. Это и есть вложение денег в человеческий капитал.
* * *
Полностью согласен. Начинать надо с образования и изучения новых технологий. Такой проект уже даже разработан и представлен в МОН РТ. Создание в РТ глобального сетевого инженерного университетского кампуса совместно с ведущими университетами и компаниями мира.
* * *
Выдвину свою небольшую идею в развитие РТ. Считаю нужным сделать РТ рыболовным центром России. Сделать рыбалку в Татарстане привлекательной, удобной, узнаваемой и интересной. Это может привлечь огромный поток туристов, в том числе через Казань. Эта та сфера, которую достаточно просто развивать, и она будет востребована, при должном PR-е/рекламе на федеральном уровне. Нужна программа для благоустройства рыболовных территорий и привлечения рыболовов-любителей России, ну и соответственно по разведению и увеличении численности поголовья рыб в наших водоемах. Потом можно будет и об эко-туризме задуматься. Европа она в головах начинается, все сразу хорошо и красиво не получается. Но под лежачий камень вода не течет.
* * *
Руководству Татарстана предложено стать пилотным регионом проекта «Чистая Россия». Выбор этого региона стал более актуальным после совещания в Томске по приоритетам использования полимеров. Объекты, оборудование и экоэлектрогрузовики с небольшой модернизацией своей продукции могут создать промышленные предприятия Татарстана. В регионах приняты региональные программы на общую сумму около 0,5 трлн. рублей, но они, скорее всего только усугубят ситуацию. На неделе паспорт проекта «Чистая Россия» будет направлен А. Кудрину по его запросу. КМЛ
* * *
План увеличить ВРП Татарстана до 2 трлн. рублей до 2016 г. явно оказался для Татарстана невыполним. То же самое может произойти и с кудринской стратегией. Поэтому нужно анализировать причины, нужна обратная связь, а не односторонние решения, которые потом реализуются в ручном режиме с помощью кнута!
* * *
Небольшое предложение от жителя РТ. Казань вполне может стать неким центром медицинского туризма. Цены на мед. услуги и операции у нас в РТ конкурентные. У нас для этого есть хорошая профессиональная база. Как минимум, можно большое количество московских клиентов в Казань переманить, если будет хороший сервис, инфраструктура и качество. Вот вам один из реалистичных драйверов роста. Медицинские услуги всегда будут пользоваться спросом, а с всеобщим старением населения спрос будет расти. Это, кстати, вписывается в проект Смарт сити. Нужно построить большой хороший медицинский комплекс, типа РКБ, но полностью коммерческий. Оказываемые услуги:
— Хирургические операции;
— Кардиология;
— Деторождение и все, что с этим связано;
— Пластические операции;
— Исправление качества зрения;
— Лечение наркомании, алкоголизма и прочая реабилитация.
Естественно, инвестпроект должны составить профессионалы, просчитать окупаемость и учесть прочие риски. На такой крупный проект вполне можно подписать ЕБРР, если инициаторами проекта будут солидные люди с соответствующими компетенциями в области проекта.
* * *
Прекрасный замысел! Может быть, даже организовать экспертный клуб «Татарстан-2020». С помощью опроса определить направления обсуждений клуба. Можно проводить целые форсайт-сессии, массовые мозговые штурмы и тогда БО будет не только крупнейшим региональным СМИ, но и значимой экспертной площадкой и общественной «raind corporation». Можно еще задаться вопросом: будет ли к 2020 году Татарстан готов к 6-му технологическому укладу, идет ли Татарстан в тренде экономики знаний?
* * *
Мой проект. Объявить мораторий: 10 лет имеют право работать без налогов предприятия, находящиеся на территории Татарстана, имеющие на территории Татарстана свой офис и своё научное бюро (конструкторское бюро), и своё производство. Штат предприятия — не меньше 10 человек, имеющих прописку в Татарстане. В общем, что-то в этом роде. Грубо говоря, не вкладывая ни рубля, привлечь на свою территорию «умные» предприятия, дать время им здесь врасти корнями и к тому — же, чтоб эти предприятия содержали наших граждан.
* * *
Строительство метро — штамповать по 10 станций метро за 5 лет. Можно совместить со строительством эконом жилья — то есть станции метро подтягивать туда, где планируется/строится эконом жилье. Это и дороги хорошо разгрузит, и привлекательность города увеличит. Еще надо в разы улучшить транспортное сообщение между основными городами республики Казань, Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Не знаю как, но дороги нужно строить так, чтобы хороший автобус и автомобиль мог спокойно по дороге ехать со скоростью 120 км в час. Другие же народы как-то строят такие трассы. Пригласить немцев для строительства, в конце да концов. Это существенно увеличит грузооборот и внутреннюю экономику Татарстана.
* * *
А может, действительно, республике надо не в Казанскую агломерацию вкладываться, а в Камскую (Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск, Менделеевск). Это та зона, где реально создавать индустриальные рабочие места. Только никто особо из молодежи не хочет в этих районах оставаться жить, все больше в Казань едут или в Москву. Взять так, к примеру, и перенести столицу РТ в Елабугу, со строительством соответствующей инфраструктуры — даст нехилый толчок развития агломерации. И нормально развиваться будет не только Казань, будет два центра социально-экономического роста. Опять-таки руководство республики станет ближе к народу и его проблемам, увидит, что за пределами Казани не все так хорошо.
НА САМОМ ДЕЛЕ, НЕ ТАК УЖ И МНОГО ЗОН, В КОТОРЫХ ТАТАРСТАН МОГ БЫ ВЫСТУПИТЬ НОВАТОРОМ
Комаров, конечно, ничего нового не сказал — транспортный узел в любом случае будет создан, по сути, это уже не перспективный, а реальный проект. БО же предлагает подумать о несколько ином — о проекте, благодаря которому о Татарстане сложится определенное (желательно, положительное) мнение во всем мире.
А именно в данном срезе мысли таковы:
1) Казань уже признана одной из спортивных столиц России, дальше в этом плане особо смысла двигаться нет (чемпионаты по водным видам спорта и футболу итак будут у нас);
2) В области IT тоже определены векторы в виде Иннополиса и Смарт-сити;
3) Развитием промышленных предприятий власть тоже вроде как занимается (та же Алабуга и другие проекты).
Остается что — на самом деле не так уж и много зон, в которых Татарстан мог бы выступить новатором. Одна из них — культура. Мне в этом плане очень понравился проект экс-губернатора Чиркунова «Пермь — культурная столица Европы». Благодаря работе в этом направлении Пермь действительно стала своеобразным центром притяжения — о городе написали все мировые издания, пристальное внимание к проекту было в Европе, по сути, разработчики проекта достигли своей цели! Почему бы и Татарстану не задуматься на эту тему?
К тому же есть множество европейских примеров, когда депрессивные города выходили из процесса стагнации именно благодаря культурным проектам. Тот же испанский Бильбао, например, благодаря музею Гуггенхайма. Или австрийский Зальцбург — благодаря моцартовским фестивалям. У Татарстана к тому же есть феноменальная татарская культура — это же настоящий кладезь — бери и разрабатывай, создавай проект мирового уровня, на который захотят приехать посмотреть люди со всего мира. Тот же Цирк дю Солей, напомню, зародился в канадской провинции, а сейчас — это настоящий мировой бренд.
Привлечь специалистов мирового уровня, разработать интересные концепции, детально проработать вопрос и просто делать — через несколько лет это даст свои плоды. Причем заложить основы не одного, а сразу двух-трех культурных проектов, могущих в перспективе стать центрами притяжения и поводами для рассказов о Татарстане.
К тому же это даст двойной эффект — и туристический поток увеличит (о чем так много сейчас говорят), и разнообразит культурную составляющую жителей республики.
В этой связи настоятельно рекомендую прочесть культурную программу Перми (ее разрабатывали москвичи) — в ней много полезного и нового можно найти. Основательно подготовленная «дорожная карта», которая дала хорошие результаты...
И еще БО совет — включайте в дискуссию не только ВИП-персон, но и читателей газеты: объявите конкурс на лучшие идеи, публикуйте предложения людей из комментариев, инициируйте обсуждение. Это обязательно принесет эффект!
ИЩИТЕ ИДЕИ ПОГЛОБАЛЬНЕЕ И ПОСЕРЬЕЗНЕЕ
Экотуризм... медтуризм... просто туризм... Осталось только Гоголя перечитать ))) «...говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». Задумчивый
* * *
...Казань не может стать окраиной, Казань и другие большие города Поволжья, как индустриальные центры 20 века становятся «ржавым поясом» РФ и их ждет судьба аналогичных центров в Европе и Америке. Для того чтобы это не случилось, необходимо определить их роль в новой экономике.
* * *
СТРАТЕГИЯ — 2020 РФ уже не выполнима, как и боялся Пу. Произошло самое страшное. Новый ставленник у нас, как оказалось... вообще не подготовленным. Сплошная паника в суждениях и высказываниях — «будете платить как миленькие и до копейки». Последние копейки готовы вывернуть из кармана «бизнеса». Про обещание начать с ЖКХ и прикормленными компаниями — очередное ля-ля-ля.
* * *
Многие наши великие чины вообще не знают о новых открытиях в науке. Открытия конца 20 века нам представляют, как инновационные. Опять же, обращусь к биологии — научный мир уже работает над созданием программных (управляемых) вирусов, которые, встраиваясь в цепочку человеческого ДНК, способны полностью изменить организм человека, начиная от регенерации потерянных конечностей и органов, до — ваших самых безумных фантазий!!! И это только в медицине!!! А ведь есть еще и открытия и в физике, и химии и др. И где Россия на фоне этого с ее сколковыми и иннополисами?
* * *
Если еще сюда добавить нанороботов, квантовый компьютер, умную пыль, то жизнь будет напоминать научную фантастику. Будет интересно мне, человеку, жившему еще в СССР, застать такие времена... Если говорить про перспективы 6-го и 7-го технологических укладов в Татарстане — достаточно посмотреть в Википедии статью «Список новых перспективных технологий» и подумать, есть ли у нас в РТ подобные разработки.
* * *
Вы сначала создайте клуб Татарстан 2014, а то ни один показатель правительства и президента РТ на 2013 не выполнен. Утопия — прогнозировать до 2020, когда не знаешь, где ты сегодня! ПанАлекс
ЛЕТАЕМ В КОСМОС, РАКЕТЫ ПАДАЮТ, ГЛОНАСС НЕ РАБОТАЕТ ТАК, КАК НАДО
У Татарстана есть возможность стать идейным вдохновителем строительства автомобильных дорог с выработкой новых еще не освоенных технологий. Не устаю повторять, автомобильные дороги — кровеносные сосуды всего организма — России. Организм большой, кровеносная система отвратительная, каждый год пожирающая своих людей в рассвете лет до 43 тысяч человек. Летаем в космос (там разворовывают огромные деньги, ракеты падают, ГЛОНАСС не работает так, как надо) символический олимпийский огонь запустили, для чего это? Ледокол нарядили на северный полюс, для чего это? Если власть думает, что поднимает дух и патриотизм россиян, то она глубоко ошибается. Люди видят реальное положение дел на местах, и вся эта показуха для них, как нож в сердце. Понимаю, многие кормятся на показухе, власть тешит свое честолюбие и тщеславие, устраивая пир во время чумы. Вы найдите на карте страну, летающую в космос без отсутствия глобальной инфраструктуры — дороги. Нет, не найдете, нет такой страны, кто бы пиарился и сходил «с ума» в то время, когда у страны нет элементарной (для безопасной езды) дороги, соединяющий запад страны с востоком. Уральские горы забиты автомобилями (пропускная способность не позволяет ехать номинально), езда напоминает трековые гонки на выживание. В Курганской области дороги никакие, про Бердюжье устал уже писать, там нет асфальта — после дождя машины тонут в грязи, некоторые прямо там же и встают на прикол. Бедолаги водители костерят власть, но до Москвы далеко, и никого из них не достать ни словом, не выборами, нет на них никакой управы. Как хотят, так и воротят, грабя всю страну в виде высоких налогов, в итоге регионы доведены до плачевного состояния. Губернаторы вякнуть боятся, потому как завтра же их уберут, а то, что народ возмущается, так это ничего, выборы-то все равно подтасуют, так как надо. Вот как жить в такой дурной стране, наверное, поэтому здравомыслящие сваливают в другие страны, где разумная власть, где интересы людей на первом месте. Германия одна из передовых стран, которая со своими специалистами помогла нам выйти в космос, но она деньги направляет не на понты и показуху, а на реальное развитие всего передового. Убежден, скорее всего, они тоже работают над космической тематикой, а мы туристов катаем и потушенный огонь засылаем, для чего? Лично я ответа не нахожу, кто-нибудь уразумите меня? Timur
АВТОДОРОГУ СТРОИТ КОМАРОВ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК, НЕТ ПРАВИЛ ИГРЫ, ДАЖЕ ПРИМЕРНЫХ
Комаров точно и коротко определил идеи роста — транспортный коридор реально будет востребован и нет смысла вяло его строить. Наоборот — быстрее втягивать казахов на Волгу, увеличивать потоки грузов через Оренбург
* * *
Даже ВСМ Москва-Казань нам не удалось защитить, может, хватит фантазировать. Кто будет инвестировать в этот проект, и где его окупаемость?..
* * *
А почему Вы сравниваете ВСМ и строящуюся автотрассу? ВСМ в нынешнем виде — очередной, по сути, никому не нужный (в практическом смысле), мегапроект. Его цель — потешить самолюбие высшего руководства и распил денег, которых уже нет.
Автодорогу же строит Комаров на свой страх и риск, нет правил игры, даже примерных. Строит на свои деньги и под свою ответственность. А ведь потом придет дядька с чемоданом чиновничьим и скажет: Фоат, ты молодец, а теперь извини, иди отсюда. А про необходимость ее — согласен (в отличие от той же ВСМ). Не зря издревле строились города на торговых путях, будь то речные, будь сухопутные.
* * *
Комаров Ф.Ф. реальный мужик, доверьте управление республикой ему и все будет по другому.
* * *
Кстати, нашему шефу тоже пришло приглашение поучаствовать в этом проекте от БО. Но он отказался, вопросы показались ему слишком сложными)) Так что респект Комарову, пусть и за такие, короткие ответы.
ПОЧЕМУ ЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ТАКИХ ТОЛКОВЫХ, ГРАМОТНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАША ЭКОНОМИКА ПОСТОЯННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ
Гумеров — умница. Старая школа в лучшем смысле. Таковых в республике мало осталось. Согласен с ним, что прежде всего ценности надо менять. Казанец
* * *
Отличная статья. Какой разумный и четкий расклад состояния экономики дает Гумеров. Полностью согласна с его оценкой. Почему же при наличии таких толковых, грамотных руководителей наша экономика постоянно сдает позиции?..
* * *
Полностью согласна с Р. Гумеровым. Не только в легкой промышленности имеются проблемы, самое страшное, что наши люди разучились работать, не хотят работать, нет квалифицированных специалистов, обучение в вузах настолько устарело, используемые технологии никак не находят своего отражения в учебном процессе, а жаль, что этого стараются не замечать! Также согласна, что из СМИ идет один гламур, который не соответствует заработкам всего общества, а все так или иначе воспринимая информацию — хотят красиво, беззаботно жить, но никак не понимают, что у хозяина любого бизнеса имеются затраты не только на зарплату, но, как уже говорилось, на налоги, оплату коммунальных ресурсов (которые ежегодно растут непомерным темпом), на создание оборотных средств, иначе не будет дальнейшей работы и никакого развития и рабочих мест, на те же канцелярские расходы и т.д. и т.п. А красиво жить все хотят, но меньшей производительностью труда. Люди хотят получать зарплату за то, что просто приходят на работу. А про коррупционную составляющую говорить противно, однако «Чтоб стать кем-то — надо стать слугой народа!». По этому принципу многие стараются попасть в госслужащие или еще туда, где «РОДИТЕЛИ» пристроят. Вот такие времена! Не страшно???...
* * *
...Согласен с Семиным в той части, где он говорит о том, что Казань нужно укрупнять. Для этого она должна быть магнитом по качеству жизни, и магнитом по притягиванию инвестиций. Что для этого нужно сделать и как — вот в чем вопрос. Казанец
ЧТОБЫ СЕСТЬ НА ЭЛЕКТРИЧКУ И ДОЕХАТЬ ДО ЧЕЛНОВ ЗА ЧАС, ДО АЛЬМЕТЬЕВСКА ЗА ПОЛТОРА, ДО БАВЛОВ ЗА ДВА
Прочел «прорывные идеи» о создании дороги из Москвы в Китай, и тут как-то сразу исторические параллели выскочили. В свое время Чингисхан завоевал и держал в узде такую огромную территорию не с помощью многочисленных войск, а вот такой вот прорывной идеи. Создал караванные пути и охранял их так, чтобы купец или одинокий путник мог свободно и без боязни за определенную плату пройти свой путь, чтобы почтовая служба работала с ямщиками. Отсюда же идут эти термины и названия.
И точно, в результате стала развиваться экономика многих стран, многих регионов в большой империи под названием Орда, объединенных такой сетью. Но вот что тут смущает. Фоат, человек глобально мыслящий, возможно, в нем много крови от Чингисхана. И он предлагает проект, который был бы хорош в те далекие времена, наверное, голос крови у него играет. Но сегодня Татарстан — маленькая провинция посреди огромной страны, которым правят очень далекие от Чингисхана люди. И вряд ли такой проект будет иметь место. Чингисхан строил империю, а у нас верхи делают деньги. Потому и скоростную дорогу стоимостью в триллион рублей пробивают, на меньшее не согласны. И всего лишь соединяющую Москва-Казань. Так кому надо там мучиться с проектами, корнями уходящими в прошлое. Да и чисто стратегически это не выгодно России, чтобы Москва соединилась большой дорогой с Казахстаном и Китаем через Татарстан. Они лучше пустят дорогу через Самару или Пермь.
Но нам лучше все же думать не о том, что там будет с Россией, а что надо нам тут, у себя в республике. И в продолжение этой же темы. Но уже не на уровне Чингисхана, а на уровне наших предков, тех же булгар, надо строить сеть своих дорог, внутри республики, а не думать о большаке. Да так, чтобы эта сеть покрывала всю территорию республики. Причем не только авто, но и была сеть железных дорог, как в Германии в ее землях. Чтобы сесть на электричку и доехать до Наб. Челнов за час, а до Альметьевска за полтора, да Бавлов за два. Тогда и мобильность рабочей силы будет и связи станут прочнее между районами республики.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, СЛАБЫЕ СТОРОНЫ, УГРОЗЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
SWOT-анализ республики 2009 г. (экспертный метод). Здесь много чего можно добавить, именно на мозговой штурм и рассчитан метод:
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ республики
1. Принадлежность к группе наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации, лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по важнейшим характеристикам территориальной конкурентоспособности.
2. Природно-ресурсный потенциал, включающий запасы нефти, местные строительные материалы, сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы.
3. Выгодное геоэкономическое положение республики на пересечении р. Волги с проектируемым транспортным коридором «Запад-Восток».
4. Высокий уровень фондообеспеченности территории, в т.ч. за счет преобладания фондоемких отраслей в структуре экономики.
5. Диверсифицированная отраслевая структура экономики, профиль которой определяют отрасли (нефтегазовый комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность, отдельные отрасли машиностроения), имеющие сильные конкурентные позиции на мировом рынке.
6. Относительно высокий уровень развития информационно-телекоммуникационного комплекса
7. Сравнительно высокая плотность населения в республике и сопредельных субъектах Российской Федерации, предопределяющая повышенную концентрацию потребительского спроса.
8. Благоприятные условия для формирования и развития эффективных территориальных кластеров в нефтехимии, отраслях машиностроения (прежде всего, в автомобилестроении), а также в образовательном комплексе.
9. Высокий научный потенциал. Наличие крупных учреждений высшего профессионального образования широкого профиля.
10. Высокая степень доверия населения к региональной политической элите.
11. Наличие политической воли к изменениям, инновационность руководства.
12. Наличие комплекса электронных государственных и муниципальных услуг. Внедрение IT технологий в работу государственных органов власти
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1. Относительно невысокие уровни денежных доходов населения и оборота розничной торговли, сдерживающие рост внутреннего регионального рынка потребительских товаров и услуг.
2. Низкий уровень развития малого предпринимательства, негативно влияющий на доходы населения и состояние локальных рынков труда в регионах республики.
3. Невысокая доля в экономике республики ее высокотехнологичного сектора, слабая восприимчивость экономики к новым разработкам, препятствующая росту инноваций.
4. Значительная дифференциация в социально-экономическом положении и экономическом потенциале между различными муниципальными образованиями республики.
5. Сравнительно высокий уровень загрязнения природной среды, связанный с повышенным техногенным воздействием на нее предприятий промышленности и других отраслей экономики.
6. Сдерживающее воздействие недостаточно развитой транспортной инфраструктуры на развитие хозяйственного комплекса республики. Отсутствие прямого железнодорожного коридора по районом республики. Явное недоиспользование ее транзитного потенциала для формирования международных транспортных коридоров.
7. Низкая производительность труда, слабая мотивированность экономического активного населения.
8. Слабое знание населением английского языка.
9. Дисбаланс подготовки специалистов в ВУЗах, непрестижность рабочих профессий, кадровый голод, отсутствие заинтересованности в постоянном повышении квалификации.
10. Гиперцентрализация, огромный дисбаланс в межбюджетных отношениях с федеральным центром.
11. Концентрация экономически активного населения в Казанской агломерации.
12. Увеличение полномочий у местного самоуправления, без закрепления соответствующей ресурсной базы
ВОЗМОЖНОСТИ
1. Проводимая в Российской Федерации налоговая политика, направленная на снижение налогового бремени товаропроизводителей.
2. Нарастающие тенденции дебюрократизации экономики, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции.
3. Формирование условий для легализации бизнеса.
4. Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики.
5. Возрастающая федеральная поддержка развития высокотехнологичного сектора российской экономики и стимулирования инновационной деятельности на основе реализации различных форм частно-государственного партнерства.
6. Совершенствование системы межбюджетных отношений и укрепление финансовой базы местного самоуправления.
7. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в социальном развитии на основе реализации национальных проектов.
8. Происходящие изменения в стандартах и правилах бухгалтерского учета организаций, направленные на снижение уровня неплатежей и повышение эффективности их финансового управления.
9. Федеральные целевые программы, умение привлечь федеральные деньги.
10. Активная работа с инвесторами и иностранными компаниями.
11. Межрегиональное сотрудничество, усиление взаимовыгодных связей с другими субъектами РФ.
12. Высокий туристический потенциал республики
УГРОЗЫ
1. Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательств.
2. Отсутствие государственной программы реформирования организаций реального сектора экономики и низкая эффективность действующего механизма финансового оздоровления и банкротства.
3. Недостаточно высокий уровень капитализации функционирующих в республике отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности для проведения реструктуризации и повышения конкурентоспособности предприятий.
4. Значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики республики.
5. Вывоз капиталов за пределы республики финансово-промышленными группами и международными корпорациями, слабое развитие аутсорсинга, сдерживающие экономический рост и решение проблем занятости.
6. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики.
7. Наличие тенденций к лишению особого статуса национальных республик. Ослабление этнокультурного базиса
8. Консервативность восприятия чиновничества, рядовых специалистов
9. Ожидаемая демографическая яма. Слабая подготовленность абитуриентов, миграция молодежи в Москву.
10. Зависимость от высоких цен на нефть...
Istorik
КАЗНИЛИ КАК-ТО ОПТИМИСТА, ПЕССИМИСТА И ЗАНУДУ...
...Анекдот есть прикольный:
@Казнили как-то оптимиста, пессимиста и зануду гильотиной.
— Оптимист, ваше последнее слово.
— Мир прекрасен, и даже когда я умру, он станет еще прекраснее.
Гильотина не сработала — оптимиста отпустили.
— Пессимист, ваше последнее слово.
— Все в этом мире плохо, и моя смерть сделает его еще хуже.
Гильотина опять не сработала — пессимиста тоже отпустили.
— Зануда, ваше последнее слово.
— Скажу, только сначала вы гильотину почините.@ Firenze
Комментарии читала Елена Чернобровкина
P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.