IMG_0862-Мегастрой.jpg

26 ТЫС. «КВАДРАТОВ» ДЛЯ ТОРГОВЛИ И ПАРКОВКА НА 1 ТЫС. МЕСТ

В управлении архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Казани 18 ноября прошли публичные слушания по вопросу, связанному с запланированным строительством нового торгового центра на пересечении Горьковского шоссе и ул. Можайского. Девелопером проекта выступило ООО «Агава», оператор сети гипермаркетов DIY «Мегастрой».

На слушаниях было озвучено рабочее название проекта — ТЦ «Горьковский». На слушаниях ООО «Агава» просило в отношении земельного участка площадью 7,9 га, запланированного под строительство, увеличить зону коммунально-складскую и уменьшенить зону предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду. От «Агавы» выступила Ада Покровская, также на слушаниях присутствовал заместитель директора «Агавы» Дмитрий Герасимов и еще несколько сотрудников компании.

Покровская в своем коротком выступлении отметила удобное расположение участка: на въезде в город со стороны Кировского района. Она сообщила, что земельный участок принадлежит ООО «Агава». Также обратила внимание на удобные подъезды к территории. Покровская рассказала, что основной въезд для покупателей будет организован со стороны Горьковского шоссе, будут и дополнительные въезды. Торговый центр будет включать в себя несколько якорных арендаторов: «Мегастрой», «Мебельный центр» и торговые галереи. Площадь застройки будет равна 3,5 гектара. Непосредственно торговые площади будут размещаться на 26 тыс. кв. метров. Говоря о проекте уже в настоящем времени, Покровская объявила, что на прилегающей к зданию торгового центра земле будет расположена благоустроенная площадка, равная 0,7 га, с тротуарами, озеленением, большой открытой парковкой на 988 машино-мест.

Приложения-к-проекту-решения-Казанской-городской-Думы
2.jpg

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Покровская ответила, что здание планируется одноэтажным и частично двухэтажным. Дата начала строительства торгового центра станет известна позже — после прохождения всех необходимых разрешительных процедур.

ПО СОСЕДСТВУ С ТАИФ-СТ

Как оказалось впоследствии, к речам «Агавы» прислушивались, кроме корреспондента «БИЗНЕС Online», и несколько представителей ООО «ТАИФ-СТ». После выступления они обратились к Покровской с вопросами. Они отметили, что их база располагается в непосредственной близости, «то есть смежный участок». Их представитель попросил учесть при проектировании и «всех остальных вопросах то, что на выезде на Горьковское шоссе рядом с вашим участком планируется строительство автозаправочной станции».

Возникла дискуссия. Герасимов отметил: «Вы планируете, но еще же не строите».

Таифовцы парировали тем, что «на данный момент там существует газозаправочная станция, на ее месте будет распложена единая заправочная станция». К какой-либо договоренности стороны в ходе публичных слушаний не пришли.

ЧЕТВЕРТЫЙ НА КАЗАНЬ

Отметим, что это будет четвертый гипермаркет «Мегастрой» в Казани. Сегодня сеть DIY «Мегастрой», которую контролирует Владимир Малыгин, насчитывает три гипермаркета в столице РТ (на пр. Победы, 2-й Азинской и открывшийся летом прошлого года магазин на Гаврилова), а также по одному в Челнах, Чебоксарах и Йошкар-Оле (открылся в октябре 2012 года). Всего в сеть входят 6 гипермаркетов.

15921.jpg

Согласно опубликованной концепции развития компании (данную стратегию в сети называют «стратегией циркуля»), планируется расширение присутствия ритейлера в радиусе тысячи км от Казани. «Из ближайших планов — строительство гипермаркета в Набережных Челнах (уже купили участок), откроем еще один магазин в Казани, два в Нижнем Новгороде, Уфе, Ижевске и других городах», — рассказала в интервью «Деловому кварталу» директор сети Гузель Хафизова. Предполагается, что магазины будут располагаться на первой линии оживленной магистрали крупных городов России, площадь гипермаркета составит от 5 тыс. до 15 тыс. кв. м, при этом один гипермаркет будет рассчитан на каждые 150 тыс. жителей в городе, а также единый бренд, ценовая политика и комплекс услуг.

В августе появилось сообщение, что ООО «Агава» построит в Ульяновске торговый центр «Созидатель». В ТЦ будет располагаться магазин «Мегастрой», продуктовый гипермаркет, мебельный центр, магазин бытовой техники, торговая галерея, кафе. Планируемая общая площадь здания — 43 317 кв. м, включая 14,2 тыс. кв. м под гипермаркет «Мегастрой», 4 749 кв. м для продуктового гипермаркета, 13 тыс. кв. м под мебельный центр и 1,5 тыс. под магазин бытовой техники. Рядом с моллом будет располагаться парковка на 1,2 тыс. машино-мест. Как сообщается на сайте компании, строительство торгового центра начнется в январе 2014 года и завершится в декабре 2014 года.

Среди других городов, куда сеть планирует выйти или расширить свое присутствие, Пенза, Челны, Тольятти, Киров, Ижевск, Пермь, Уфа, Саратов и... Москва. Всего в компании декларируют, что к 2017 году — то есть через 3 -4 года — сеть будет насчитывать 18 гипермаркетов.

997_x_large.jpg
Владимир Малыгин

КОНКУРЕНЦИЯ В КАЗАНИ РАСТЕТ

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнения экспертов об открытие еще одного ТЦ и четвертого гипермаркета «Мегастрой» в Казани.

Анна Синявская — ведущий аналитик департамента консалтинга РБК, руководитель исследований food/non-food сетей:

— Конкуренция в сегменте DIY в Казани постоянно растет, поскольку город входит в сферу интересов международных и федеральных DIY-операторов («Леруа Мерлен», «ОБИ», «Максидом»). Поэтому перспективы нового объекта будут полностью зависеть от удобства расположения объекта для покупателей и ассортиментной наполненности торгового центра. Поскольку здесь речь идет о DIY-гипермаркете в составе торгового центра, где будут арендаторы из смежных сегментов ритейла (например, мебель), можно предположить, что это увеличит объемы трафика покупателей, это важное конкурентное преимущество объекта. Аналогичные проекты успешно работают в Москве (например, БП «Румянцево»).

«Агава» в последние два года довольно активно развивается, что увеличивает объем ее закупок, соответственно, появляются возможности предложить более низкие цены покупателям, что также поможет компании конкурировать с федеральными и международными операторами. Кроме того, компания начала развивать сегмент торговли товарами для сада, таких магазинов в России пока очень мало. Хочу отметить, что у «Агавы» есть преимущество, которое имеет локальная компания, — это более глубокое изучение своих потребителей, которое позволяет формировать ассортимент, исходя из потребностей конкретного региона.

Стоимость строительства такого объекта может стоить от 25 - 27 миллионов долларов и выше, в зависимости от деталей проекта. DIY-операторы редко выступают в качестве девелоперов торговых центров, обычно эти направления разделены (в отличие от, например, продовольственных сетей, где это встречается чаще). Сейчас строительные торговые центры либо строятся с нуля, либо преобразуются из строительных рынков и ярмарок — это основная тенденция.

Строительный рынок Казани развивается довольно динамично, здесь вводится до 45 процентов жилья в Татарстане, а вместе с рынком растут и продажи строительных и отделочных материалов. Позиции «Агавы» в Татарстане весьма сильны, она занимает порядка 35 - 40 процентов DIY-рынка Казани и около 1 процента рынка РФ.

Александр Обуховский — директор по развитию департамента торговой недвижимости KnightFrankа:

Из всех случаев, когда торговый оператор выступает девелопером проекта, случаи, когда в роли девелопера выступает DIY-оператор, более редки. Чаще всего встречается, что девелопером торгового центра является оператор гипермаркетов. Мы знаем, что «Ашан» развивает свои сети, однако он является универсальным ритейлером — компания «Иммошан» развивает и гипермаркеты «Ашан», и DIY-оператора «Леруа Мерлен», и Decathlon.

На мой взгляд, открытие четвертого гипермаркета «Мегастрой» не будет перебором. Нормой считается, когда на 100 тысяч жителей приходится хотя бы один магазин формата DIY. Помимо «Мегастроя» в Казани представлены такие DIY-операторы, как OBI и «Леруа Мерлен». Рынок Казани и Татарстана в целом с точки зрения магазинов формата DIY, пока ненасыщен.

Что касается компании «Мегастрой», то она за пределами Татарстана не очень известна, и не рассматривается в качестве серьезного игрока на федеральном уровне.

«ПЕРЕБОРОМ В ЭТОЙ ЦЕПИ «МЕГАСТРОЕВ» ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫЙ МАГАЗИН НА ПРОСПЕКТЕ ПОБЕДЫ»

Олег Татаринов — генеральный директор ООО «Колорит»:

— В качестве якорного магазина для торгового центра DIY-оператор выступает в большинстве случаев, а вот в качестве девелопера торгового центра я такие примеры не вспомню. Если говорить о количестве «Мегастроя» для Казани, то четвертый магазин, на первый взгляд, выглядит как перебор, но в данном случае надо рассматривать не количество, а месторасположение нового магазина. Я считаю, что оно весьма удачное и перспективное. Перебором в этой цепи «Мегастроев» является первый магазин на проспекте Победы, который по площади уступает новым магазинам, а также по удобству парковки и выставки, и его месторасположению. Район строительства нового гипера еще не охвачен DIY-магазинами, открытие магазина на Горьковском шоссе позволит «Мегастрою» рассчитывать на покупательский поток Кировского, Московского районов, а также покупателей частного и коттеджного сектора вблизи Казани. Должен признать, что открытие магазина — это разумный и стратегический шаг собственника компании «Агава», который, безусловно, повлияет на распределение рынка строительно-отделочного ритейла Казани.

Что касается позиции «Мегастроя» на рынке DIY-ритейла, то эту оценку лучше сможет дать топ-менеджмент компании «Агава», исходя из экономических показателей. Что касается внешних признаков, то «Мегастрой» в Татарстане является одним из лидеров в сегменте DIY. Это региональная компания, которая вполне успешно конкурирует с иностранными и федеральными сетями, динамично развивается как на рынке Татарстана, так и в Поволжском регионе. Говорить о сильных позициях «Мегастроя» на рынке России преждевременно, пока это региональная сеть, но зная о намерениях руководства компании «Агава» активно развивать свою сеть в Поволжском регионе, думаю, в перспективе сеть. «Мегастрой» способен стать крупным игроком федерального значения.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Практика, когда DIY-оператор выступает девелопером торговых центров, встречается не очень часто, но такое бывает. Приведу пример «Максидома», который совладеет всеми торговыми комплексами, которые построил. Важно понимать, что одно дело — строительство просто гипермаркета, и другое — полноценного торгового центра, в котором часть площадей будет занимать гипермаркет DIY. Наверное, сейчас с учетом рыночных ситуаций, цен на землю, стоимости реализации проекта строительство отдельно стоящего гипермаркета DIY без сопутствующих площадей под торговлю другими товарами, достаточно сложно. Тот же «Мегастрой» активно совмещает: у них объекты совмещают DIY, мебель, house-hold. Поэтому это вполне оправданная стратегия, вызванная очень высокой стоимостью реализации проекта и необходимостью быстро его окупать.

Отвечая на вопрос, не много ли гипермаркетов «Мегастрой» для Казани, надо учитывать фактор времени. Сейчас мы наблюдаем активный потребительский бум во всех областях розничной торговли, в том числе и DIY. Что касается DIY, это поддерживается активностью в строительном секторе. В принципе, Татарстан входит в число лидеров страны по объему ввода жилья и инвестициям в строительный сектор. Татарстан уступает только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Краснодару и Тюмени. В Башкирии, например, совокупный объем строительства в два раза ниже, чем в Татарстане. Татарстан находится в активной строительной фазе и ощущается активность потребителей в приобретении строительно-отделочных материалов и товаров для дома. Но есть определенные риски глобального характера, связанные с замедлением темпов роста потребительской активности, снижением вообще экономической активности в стране. Мы видим, что страна постепенно погружается в рецессию, что скажется на покупательской способности населения. Уровень заработных плат уже не растет так, как раньше, и не будет, если сейчас не перестроим экономику на принципиально другую модель. Второй момент: хоть я и сказал, что Татарстан — лидер в объемах строительства, но если в 2012 году отрыв был ощутим (почти в два раза от ближайших преследователей), то в этом году республика по итогам 9 месяцев рискует уступить свое место и Ханты-Мансийскому автономному округу, и Башкирии. Говорить о стабильности бурного роста потребления не приходится.

Третий риск, который сейчас неминуемо будет ощущаться на рынке: напомню, в ноябре этого года были приняты изменения в Налоговый кодекс России. В рамках этих изменений торговые объекты площадью более 5 тысяч квадратных метров будут платить налог на имущество по кадастровой цене. А это уже очень приличные платежи. То есть объект-десятитысячник может платить до миллиона долларов в год, что неминуемо скажется на рентабельности этих объектов. Единственное, что будет сдерживать, что по большинству объектов в стране пока не принят кадастр. С нового года эти изменения в кодексе, скорее всего, затронут только Москву и Московскую область. Предполагаю, что Татарстан может быть одним из регионов, где налог на торговую недвижимость будет введен в полной мере. Возможно, с 2015 года он уже будет.

«Мегастрой» по итогам 2012 года, по нашим данным, занял 14-ое место в рейтинге операторов DIY, уступая крупным лидерам. Оборот по итогам года у компании превысил 5 миллиардов рублей (без НДС). Но «Мегастрой» — это не только DIY, и совокупный оборот у компании больше, но здесь мы рассматриваем другие критерии.

Справка

ООО «Агава»