DSCN9584.jpg
В мэрии Набережных Челнов собрали игроков рекламного рынка, чтобы объявить: всем, кто и дальше будет заниматься порчей муниципального имущества, придется раскошелиться на весьма крупные суммы

«КИТАЙСКИХ» ПРЕДУПРЖДЕНИЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»

Разговор о «меченых ядреным клеем» опорах освещения, который начал на деловом понедельнике в Набережных Челнах мэр Василь Шайхразиев, получил накануне свое продолжение. Следуя распоряжению градоначальника, вчера в мэрии собрали всех игроков рекламного рынка, чтобы в последний раз объявить: всем, кто и дальше будет заниматься порчей муниципального имущества, поблажек не ждать — придется раскошелиться на весьма крупные суммы. Напомним, Шайхразиев 2 декабря обратил внимание на обилие рекламы и объявлений на муниципальном имуществе — опорах освещения, заборах, остановочных павильонах. Борьба с этим явлением, по мнению главы автограда, должна перейти на новый уровень.

— На прошлой неделе служба такси «Шесть девяток» начала оклеивать наши опоры освещения, — сказал Шайхразиев. — По всему проспекту Чулман, от «Метро» до 51-го комплекса. Сотрудники «Горсвета» проходят, снимают, а следом за ними уже другую партию объявлений клеят. Я требую, чтобы составили протоколы о нарушениях по каждой опоре освещения. Кроме того, расклейщики берут самый ядреный клей. Даже если объявление снять, опора освещения все равно остается как бы меченая. Это порча муниципального имущества, товарный вид пропадает, мне такие опоры освещения не нужны. Кто повесил объявление, пусть ее себе забирает, а мне новую ставит.

Мэр попросил правовое управление исполкома изучить этот вопрос и по каждому факту незаконной расклейки объявлений составлять протокол, а также подавать в суд требования не о восстановлении испорченного муниципального имущества, а требовать его замены.

— Пусть знают, что если мы докажем, что это их работа, то все опоры освещения будут сложены у них на базе, — пригрозил Шайхразиев.

Уже на следующий день начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома города Радмир Беляев, собрав в мэрии руководителей рекламных компаний, недвусмысленно дал понять, что больше исполком никаких последних «китайских» предупреждений делать никому не будет.

— Это больше предупредительное совещание, — сказал Беляев. — Наша задача разъяснить, ответить на вопросы, чтобы потом не было никаких недоразумений. Дальше, если кого-то поймают за руку, уже будут приниматься серьезные административные меры. Муниципальные предприятия раз за разом восстанавливают испорченное расклейщиками имущество, на это тратятся бюджетные средства. А рекламные компании, как правило, работающие по подряду иногородних фирм, только зарабатывают на этом, а восстановлением не занимаются. Сейчас речь идет о том, чтобы совместно с АТИ заставить нарушителей исправлять то, что было испорчено. Нам нужен четкий механизм взаимодействия в этих вопросах для того, чтобы те, кто хулиганит, чувствовали свою ответственность рублем, а не так, чтобы обклеил 20 столбов, 1000 рублей заплатил и все, до свидания!

ПОПАЛСЯ ВО ВТОРОЙ РАЗ, ПЛАТИ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ

Выступивший следом начальник юротдела МКП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства» Дмитрий Генин отметил, что размещение рекламы на асфальте, остановочных павильонах, столбах освещения или иной уличной поверхности не относится сегодня ни к одному виду разрешенной рекламной деятельности и не подлежит правовому регулированию. Это, в свою очередь, влечет к неупорядоченному ее распространению. Он заявил, что исполкому в данной ситуации только и остается, что привлекать распространителей такой рекламы (и то, если поймают с поличным) по статье КоАП — за мелкое хулиганство, сопровождающееся повреждением чужого имущества.

— Но субъектом данного правонарушения может быть только физлицо — то есть непосредственно тот, кто наносит изображение или наклейку. А распространитель рекламы — это, как правило, юрлицо, за мелкое хулиганство его уже не привлечешь, но он должен ответить согласно статье 1068 — за вред, причиненный его работником. Кроме того, КоАП РТ содержит санкции за нарушение порядка размещения наружной информации, а также за нарушение муниципальных правил благоустройства. Данные штрафы являются значительными, — отметил Генин.

DSCN9574.jpg
Айрат Насыбулин: «Если нарушитель попадается во второй раз, то суммы удваиваются»

О том, что штрафы действительно нешуточные, стало понятно после доклада Айрата Насыбулина — начальника административно-технической инспекции. Он рассказал о санкциях, которые грозят рекламщикам в случае поимки с поличным. По его словам, если нарушение совершается впервые, то, согласно статье 3.6 КоАП РФ, на физлицо составляется протокол, предусматривающий штраф в размере от 2 до 3,5 тыс. рублей. На должностное лицо — уже на сумму от 15 до 30 тыс. рублей. Что касается суммы штрафа на юрлицо, то она такая, что действительно может отбить всякую охоту заниматься расклейкой объявлений, — от 200 до 500 тыс. рублей. Но и это еще не все.

— Если нарушитель попадается во второй раз, то суммы удваиваются, — спокойным голосом добавил Насыбуллин.

«Я НЕ АГИТИРУЮ НИКОГО, Я РАБОТАЮ»

Когда Беляев предложил предпринимателям задавать вопросы, первым слово взял пришедший на совещание депутат горсовета Сергей Еретнов.

— Дискуссия у нас беспредметная, — сказал он, обращаясь к Насыбуллину. — Нарушителей надо ловить, что об этом разговаривать? Призывать к патриотизму расклейщиков, на мой взгляд, глупо. Эти люди зарабатывают деньги, при чем здесь патриотизм? Если собрались ради того, чтобы отчитаться, — это один вопрос. Есть у вас реальные рычаги воздействия, Айрат Ахмаевич? Хотя, мне сложно представить, что вы будете ловить таких нарушителей во время расклейки ими объявлений. Горсовет вам дал полномочия в этом городе штрафовать всех. Если рычагов воздействия у вас нет, то о чем разговаривать, сотрясать воздух?

Насыбуллин напомнил, что за 115 дней существования за нарушение правил благоустройства города АТИ выписали штрафов на сумму 7,2 млн. рублей. Из них за снос зеленых насаждений — около 1,7 млн. рублей. Плюс к этому — за нарушение размещения рекламных конструкций было составлено 126 протоколов на сумму 1,5 млн. рублей.

— Если у вас есть факты нарушений, то о них можно и нужно нам сообщать, чтобы мы на это отреагировали. Я ответил на вопрос? — спросил Насыбуллин у Еретнова.

— Нет! Ловить-то можно или нет? — не успокаивался депутат.

— Можно и нужно.

— Так что тогда собираться и агитировать друг друга?

— Я не агитирую никого, я работаю. Меня пригласили, я пришел, — ответил Насыбуллин.

Батюшов.jpg
Абдулхак Батюшов (справа) получил письма из исполкома, в которых говорится о том, что с декабря плата за рекламные площади увеличивается в 2 раза

ЦЕНЫ НА РЕКЛАМУ ВЫРОСЛИ В 2 РАЗА

Глава холдинга «СТВ-Медиа» Абдулхак Батюшов, задавая вопрос начальнику юротдела ДИАС, сообщил, что на днях получил письма из исполкома, в которых говорится о том, что с декабря плата за рекламные площади увеличивается в два раза.

— Это повышение каким-нибудь законодательным актом регулируется? Было 50 рублей, стало 100. Вы ведь могли сделать и 150, и 200, и 250 рублей? — сказал Батюшов.

Генин попытался было сказать, что данный вопрос не относится к теме совещания, но Батюшов проявил настойчивость.

— Что значит «не относится»? Цены только мне повысили что ли? — удивился он.

img081.jpg

Генеральный директор ООО «Реклама Центр» Фанис Харисов поддержал коллегу, заявив, что «этот вопрос волнует большинство из собравшихся в зале». Только после этого Генин согласился ответить на вопросы предпринимателей, но в частном порядке, по завершении совещания. Когда официальная часть мероприятия была исчерпана, «щитовики» выразили удивление тем, что о планируемом повышении платы за размещение рекламы им было сообщено за неделю до ее введения. И, по их словам, в договорах, которые они заключают с ДИАС, пункт о размере платы за квадратный метр рекламной площади даже после того, как щиты будут распределяться с торгов, останется на усмотрение исполкома.

— Посчитают там необходимым поднять плату — поднимут, не посчитают — оставят все, как есть. Могут сделать и 500 рублей, могут — и тысячу рублей. И это не регламентируется никакими нормативными документами. Это не способствует развитию бизнеса. Более того, пока ни у рекламщиков, ни у исполкома нет четкого понимания, по какой схеме будут и должны проходить аукционы на право размещения средств наружной рекламы, — заявил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Харисов.

Харисов.jpg
Фанис Харисов: «Пока ни у рекламщиков, ни у исполкома нет четкого понимания, по какой схеме будут и должны проходить аукционы на право размещения средств наружной рекламы»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ — ЗА МОСКОВСКИЙ ВАРИАНТ

Напомним, что в начале этого года депутаты горсовета автограда присматривались к опыту мэра Казани Ильсура Метшина, который через аукционы по продаже права размещения рекламных щитов в городе увеличил доходную часть бюджета Казани на 1 млрд. рублей. В Набережных Челнах тоже началась работа по разработке нового положения о размещении средств наружной рекламы и информации. В этом году почти на половину из существующих в городе 600 рекламных щитов заканчиваются договоры аренды. По самым скромным подсчетам аукцион на высвободившиеся шиты, в случае, если он будет проведен, принесет в муниципальный бюджет не менее 90 млн. рублей.

Схема, которую планирует внедрить исполком города, состоит в том, что в ходе торгов будет определяться победитель, который или единовременно, или в рассрочку выплатит сумму, определенную в ходе аукционов. Кроме этого, планируется, что ежемесячно предприниматель будет платить фиксированную сумму за каждый квадратный метр рекламной площади — уже упоминавшиеся 100 рублей. По мнению некоторых участников рынка, это не совсем удобно, тем более, что размер «фиксированной платы» остается по договору на усмотрении исполкома. Поэтому в качестве альтернативы было предложено рассмотреть так называемый «московский» вариант проведения аукционов. Рекламщики называют его так, потому что в столице России, скопировав, по сути, систему по размещению рекламных конструкций с аукциона у Казани, немного улучшили ее. Так, например, предлагается заключать договор не за право размещения рекламной конструкции и выплачивать при этом единовременно всю сумму за билборд, которую потом придется долго отбивать, а «за стоимость договора». То есть за то, чтобы предприниматели на аукционе торговались за то, сколько каждый из них сможет платить за аренду конструкции ежемесячно. Какой в итоге примут вариант — вопрос пока остается открытым. Первые торги на рекламные конструкции должны состояться в конце февраля 2014 года.

«И НАСТАНЕТ ТЬМА...»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у участников рынка, какая схема проведения аукциона на право размещения средств наружной рекламы для них более предпочтительна?

Артур Закиров — генеральный директор компании «Лариса-Сити» (Казань):

— Речь на совещании шла о несанкционированном размещении наружной рекламы в виде граффити и подобных форм. В этом вопросе я с челнинским исполкомом согласен, несанкционированная реклама в таких формах — это ущерб и для города, и для собственников зданий. Но почему мы все откликнулись сейчас на призыв к участию в этом совещании? Потому что участники рынка наружной рекламы несколько обеспокоены в преддверии предстоящих аукционов на пролонгацию права размещения рекламных конструкций.

До мая этого года федеральный закон «О рекламе» регламентировал пятилетний срок размещения конструкций, но в связи с выходом в мае поправок в закон стало возможным размещение до 10 лет. Такое право может реализовываться только в ходе торгов (в виде конкурсов или аукционов). Насколько я понял, в Челнах ориентируются на казанский опыт аукционов, в котором тоже есть много плюсов и минусов. Но после Казани прошли аукционы в Москве, где форма их была несколько другой. В Казани аукционы проводились за право размещения, и торги в некоторых случаях доходили до 1 миллиона рублей за лот. Фактически бизнес платит дважды: сначала крупную сумму за право, потом — ежемесячную плату за каждый квадратный метр рекламной площади.

В Москве же торги шли именно за размер ежемесячной платы, и договор заключается сроком на 10 лет. На мой взгляд, московская схема более справедлива, потому что заключая договор с исполкомом, допустим, на 5 или на 10 лет, ты понимаешь, сколько конкретно ты будешь в течение этого времени платить. Это абсолютно прозрачный механизм как для предпринимателей так и для города. Кроме того, бюджет города по результатам торгов может спланировать свою доходную часть от реализации мест на установку рекламных конструкций на все 5 или 10 лет соответственно. А по первой схеме муниципалитет может в любой момент поднять размер ежемесячных платежей.

Виктор Мороз — генеральный директор ООО «Грэм»:

— Администрация нам пока никаких схем не предлагала, только их юрист в частной беседе высказывал свои предположения о возможных формах аукциона. Я выслушал обе схемы — и казанскую, и московскую, но, по большому счету, мне все равно, какая из них будет работать. В любом случае с бизнеса будут снимать огромные деньги. Единственное отличие: в первом случае, с выкупом права размещения, с единоразовой крупной выплатой, преимущество будет у крупных игроков. У тех, кто сразу имеет на руках большую сумму.

Меня больше волнует другой вопрос. Я считаю, что нельзя сейчас в связи с введением аукционов прерывать договоры на те конструкции, которые уже арендованы на длительные сроки. К примеру, у меня есть конструкции с разрешением до 2016 года. Есть они и у других предпринимателей, многие из которых брали кредиты под долгосрочное размещение. Администрация не должна выставлять на аукцион конструкции, на которые имеются действующие разрешения. К сожалению, об этом даже речи не идет в то время, как владельцы рекламных щитов, выполняя все пожелания администрации, понесли огромные затраты на их установку и переустановку. Мы между собой говорим о том, что нам эти щиты уже в третий раз предлагают выкупать. Первый раз мы их поставили, второй раз муниципалитет решил, что двуногие конструкции надо для красоты поменять на одноногие. Фактически все заново переустанавливали со значительными расходами на освещение.

Город запретил освещать щиты воздушными коммуникациями и мы запитывали их под землей, а это порядка 2 тысяч рублей за погонный метр. В итоге один щит обходился в сумму от 20 до 40 тысяч рублей. И если сейчас исполком продаст по одной конструкции различным ИП, то город погрузится в хаос в смысле освещения. У нас договоры общие, а у новых мелких владельцев с отдельными договорами на каждый щит будет ли желание и возможность проводить свет? Ведь старый владелец вряд ли захочет подарить кому-то свои 40 тысяч. Я плохо себе представляю такую перспективу. Мы все расторгнем договоры с «Горсветом» и настанет тьма.