Владимир Бестолков: «Проводим модернизацию только за счет собственной прибыли. Если у нас есть прибыль, зачем нам брать кредит?» |
«СВОЙ АВТОРИТЕТ Я ЗАРАБОТАЛ»
— Владимир Иванович, прошло два года с момента смерти Сергея Павловича Титова и вашего избрания на пост гендиректора КБК. Ваше предприятие известно уникальной формой собственности, при которой все члены коллектива являются акционерами и делят полученную прибыль. Это по-прежнему так? Или что-то поменялось?
— Начну с того, что 6 октября этого года мы отметили 15-летие деятельности комбината в форме народного предприятия. Все разговоры о том, что все это ненадолго, что производство растащат, оказались несостоятельными.
— Насколько сложно вам, как преемнику, поддерживать планку, заданную Титовым? (Руслан) С какими сложностями пришлось столкнуться руководителю Владимиру Бестолкову, не было ли постоянного сравнения с прежним руководителем? (Timur) Вы были назначены (подготовлены как преемник) заранее Титовым? (Марат)
— По уставу народного предприятия должность генерального директора выборная, поэтому меня никто заранее не назначал. Все решается на общем собрании коллектива. Я на комбинате, наверное, один из самых «старых» работников — пришел еще на строительство КБК, в 1982 году. Прошел ступеньки от инженера до коммерческого директора. При моем участии был построен и комбинат, и микрорайон, и вся наша социальная структура. Коммерческим директором я был 23 года, и все это время работал рядом с Сергеем Павловичем. Думаю, свой авторитет я заработал. И когда встал вопрос, идти или не идти на выборы, я своим долгом посчитал, что надо идти. Потому что для меня комбинат родной, там я родился как личность.
— У Сергея Павловича в кабинете висел большой портрет Ленина. Он до сих пор висит?
— Я все убрал. У меня нет кумиров. А вот высказывания известных людей остались. «Все искусство управления состоит в искусстве быть честным», — это сказал первый президент США. Очень точная фраза! Я тоже придерживаюсь этого лозунга.
«НАРОДНАЯ КОМПАНИЯ — ЭТО ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ»
— Модель вашего предприятия состоялась благодаря Титову, или у вас уникальная команда?
— В основном, наверное, это была роль Титова. Мы ведь не сразу пришли к идее народного предприятия, какое-то время были коллективным предприятием. Комбинат строился за счет кредита Промстройбанка, а когда в начале 90-х мы все кредиты выплатили, началась приватизация. Мы подумали: зачем нам еще раз выкупать предприятие? Ведь коллектив уже заплатил из своей прибыли, погашая кредит. Отсюда родилась идея коллективного предприятия, которая потом трансформировалась, поскольку в 1998 году вышел закон о народных предприятиях.
В то время состоялась судьбоносная встреча с академиком Святославом Федоровым. Закон о народных предприятиях редактировали у нас на комбинате, Федоров провел на нашей базе отдыха трое суток — мы с ним играли в шахматы и писали закон.
— Могло бы создание народных предприятий стать нормой для России? Или вы уникальны?
— Думаю, закон о народных предприятиях вышел вопреки тогдашнему всеобщему течению, поэтому нас так мало. Если бы в то время дали ход этому движению, то народных предприятий было бы больше. Практически никто из тех, кто в свое время акционировался как народное предприятие, не обанкротился и форму собственности не поменял.
Думаю, если бы этот путь акционирования был популяризирован, может быть, народных предприятий сегодня было бы больше. Власти не хотели видеть очевидного, ведь даже в США на тот момент было 10 тысяч предприятий, которые можно было условно назвать народными. И сегодня они есть. Недавно попалась информация о том, что хозяин одной крупной американской торговой сети намеренно делает всех работников своих магазинов собственниками. И как только он начал это делать, воровство в разы сократилось. Народная компания — это очень эффективная модель.
— Сегодня много народных предприятий в России?
— Более 100. Кстати, создан союз народных предприятий Урала. В Зеленодольске есть народное предприятие — это Поволжский фанерно-мебельный комбинат.
— Директора татарстанских компаний за опытом к вам приезжают?
— Да не особо... (смеется)
— Как управлять предприятием, на котором сам коллектив — хозяин? Возникают ли проблемы с трудовой дисциплиной? (Асия Валиева)
— Народное предприятие — это не колхоз в худшем его понимании. Если народ меня выбрал, то действует принцип единоначалия в принятии решений в рамках моих полномочий. Мы не обсуждаем, кто и куда должен сегодня пойти на работу. У нас есть наблюдательный совет из 15 человек, который также избирается на общем собрании коллектива сроком на пять лет. В его состав входят генеральный директор, заместители, главные специалисты и рабочие. Ежемесячно мы собираемся и делим бюджет на предстоящий месяц, поэтому у нас никогда не возникает вопросов с платежами. И каждая служба четко знает, какими деньгами она сможет распоряжаться.
— Кто возглавляет наблюдательный совет?
— Наблюдательный совет возглавляю я.
— Получается, что он у вас «карманный»?
— Почему «карманный»?! Он же избирается на общем собрании коллектива. И по уставу предприятия гендиректор является председателем наблюдательного совета. Это то же самое, что совет директоров в других акционерных обществах.
— Коллектив не требует всю прибыль пустить на дивиденды?
— Я считаю, на предприятии все делается справедливо, и народ понимает, почему мы должны вкладывать деньги в модернизацию производства. Практически все наши работники — акционеры (акциями наделяются те, кто отработал более года), и они понимают, что чем выше капитализация предприятия, тем выше стоимость наших акций, тем люди становятся богаче. Вот человек уходит на пенсию, увольняется по каким-то причинам, например, по болезни, и мы его акции выкупаем. И чем больше стоят акции, тем больше он получит. Если первоначальная цена нашей акции была 16 рублей, то сегодня — 140 рублей.
«УХОДЯ НА ПЕНСИЮ, ПОЛУЧАЮТ БОЛЕЕ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ»
— Какую сумму может получить работник за акции в случае ухода с предприятия?
— Работник, который отработал 15 — 20 лет, уходя на пенсию, получает от одного миллиона рублей и выше. Практически он на 10 лет обеспечен средствами дополнительно к пенсии, если исходить из размера сегодняшней пенсии.
— А количество акций у всех равное?
— Нет, количество зависит от многих факторов: от стажа, от зарплаты и так далее. Но есть ограничение количества акций на одного работника — не более 2-х процентов. Особенно это касается генерального директора и членов наблюдательного совета.
— То есть у вас лично 2 процента?
— У меня менее 0,5 процента.
— Почему так? Не успели выкупить?
— У нас акции не выкупаются — ими сотрудники наделяются. Так сложилось, что у меня именно столько. Члены наблюдательного совета, в отличие от простых работников, вообще не имеют права докупать акции. В этом смысле у нас даже меньше прав, чем у рабочих.
— Как народ делит чистую прибыль? Сколько идет на развитие и дивиденды, и какая производительность труда в год рублей на одного работника и какой процент от выручки составляет ФОТ (фонд оплаты труда)? (Валерий Песков)
— Баланс, как распределять прибыль, определен давно. Ежегодно в фонд развития мы вкладываем 40 - 60 процентов от чистой прибыли. В фонд выкупа акций у тех, кто увольняется, — 15 процентов. Фонд дивидендов — это порядка 25 процентов.
Что касается выработки на одного человека, то за 2013 год она составит более 3,3 миллиона рублей, рост к прошлому году — 6 процентов. Для России это хороший уровень.
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА — С ПЛЮСОМ, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — С МИНУСОМ
— Владимир Иванович, ваш прогноз: с какими показателями предприятие завершит 2013 год?
— Надо сказать, что прошлый 2012 год для комбината сложился очень успешно — заработали такую прибыль, которой не было за всю историю предприятия. На то были объективные причины. Одной из них стало то, что мы имели возможность повышать цену на собственную продукцию, а цены на сырье снижались. В текущем году ситуация изменилась ровно наоборот: уже больше года мы не можем поднять цену на собственную продукцию, а цены на сырье и электроэнергию растут.
Затратная часть возросла, поэтому в этом году мы предполагаем по объемам производства сработать с небольшим плюсом — порядка 3,5 процента. Это тоже хороший показатель. Но по чистой прибыли, наверное, будет снижение процентов на 20 от прошлогоднего уровня.
— А какая выручка была в прошлом году?
— В 2012 году наша выручка составила порядка 6 миллиардов рублей. Рентабельность в прошлом году была хорошей, по итогам текущего года будет, конечно, ниже. Показатели первого полугодия 2012 и 2013 годов резко отличаются.
— Каков у вас ежегодный темп роста?
— В прежние годы мы старались увеличивать объем производства в рублях на 8 - 10 процентов.
«РЫНОК ПЕРЕГРЕТ»
— По какой причине вы не могли в этом году поднять цену на свою продукцию?
— Причина простая: идет стагнация в российской экономике, роста производства нет. И появилось очень много производителей на нашем рынке, то есть наш рынок перегрет и по гофроящикам, и по туалетной бумаге. Из-за жесточайшей конкуренции мы не имеем возможности поднять цену. В этом году попытались по гофроящикам цену приподнять, но результат получился нехороший: ряд потребителей от нас убежал к другим поставщикам, у которых были более низкие цены. Ситуация с повышением цен уже назрела, но первым пока никто не начинает.
Мы один из крупнейших налогоплательщиков Татарстана, по объему налогов входим в первую сотню предприятий |
— Как востребован ваш продукт в России и Татарстане? (Семен)
— Мы выпускаем три вида продукции. Первый вид — туалетная бумага, объем производства — 30 - 33 миллиона рулончиков в месяц. Это достаточно большой объем, учитывая, что население страны — 145 миллионов. Мы являемся крупнейшим производителем этого вида продукции, по нашим оценкам, держим 15 - 17 процентов российского рынка.
Второй вид продукции — гофроящики, мы производим порядка 260 миллионов квадратных метров в год, занимая около 7 процентов рынка. А 10 лет назад доля рынка по гофроящикам у нас была около 15 - 17 процентов.
Третий вид — многокрасочная упаковка для запчастей, различных бытовых приборов, продуктов питания и так далее. В частности, мы производим упаковку для комплектующих и запасных частей для предприятий автомобильной промышленности России.
«ДОЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ»
— Насколько серьезно присутствуют на рынке иностранные игроки во всех этих сегментах?
— По туалетной бумаге доля иностранных компаний уменьшается из года в год, а доля отечественных производителей резко увеличивается. Сегодня в стране наблюдается перепроизводство туалетной бумаги.
— Кто считается иностранным игроком — только те, у кого производство размещено за рубежом, или и те, чье производство на территории России?
— Есть очень крупные иностранные компании, у которых имеются активы и за рубежом, и в России.
— А вашим конкурентом кто в первую очередь является?
— Транснациональная компания SCA, у которой уже три производства в России.
— Какой прогноз по рынку на будущий год? Что будет происходить?
— Я уже сказал, что конкуренция на нашем рынке очень серьезная, при этом выросла цена макулатуры, которая для нас является основным видом сырья. За последние три месяца поставщики макулатуры подняли цену почти на 50 процентов.
В 2012 году наша выручка составила порядка 6 миллиардов рублей. Рентабельность в прошлом году была хорошей, по итогам текущего года будет, конечно, ниже |
«В СУТКИ КОМБИНАТ ПОТРЕБЛЯЕТ 700 ТОНН МАКУЛАТУРЫ»
— А откуда поступает макулатура?
— В основном из торговых сетей, промышленных предприятий и типографий. Макулатура от населения в России практически не собирается.
— Почему бы вам не запустить пилотный проект в Набережных Челнах по сбору макулатуры от населения?
— Заниматься этим в Набережных Челнах нет никакой экономической целесообразности, потому что в сутки наш комбинат потребляет 700 тонн макулатуры. Представляете, какой это объем! А весь Татарстан поставляет нам в месяц порядка 1,6 - 2 тысячи тонн. Макулатура поступает к нам со всей страны, из разных регионов: от Москвы до Красноярска. За рубежом раздельный сбор бытовых отходов практикуется давно, а чтобы организовать это в России, надо закрыть все мусоропроводы в жилых домах. Макулатура, которая смешалась с бытовыми отходами, нам уже не годится.
— Насколько продвинута ваша технология производства для максимального использования вторсырья? Каковы перспективы развития в данном направлении? (Сабир Рустамович) И возникает вопрос экологичности производимой из макулатуры туалетной бумаги.
— Мы используем только чистую макулатуру, в основном типографскую бумагу.
— А типографская краска как удаляется?
— Мы применяем передовые технологии производства, оборудование по очистке очень сложное. У нас есть все гигиенические сертификаты на продукцию.
— Насколько экологичны ваши технологии? (Сабир Рустамович)
— Наши технологии абсолютно безопасны, потому что мы перерабатываем макулатуру. Это мокрый размол бумажной массы, без применения отбеливателей, щелочей и кислот, которые применяются в производстве целлюлозы. Поэтому у нас нет ни запахов, ни вредных отходов — отходы комбината имеют самый безопасный 5-й класс.
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННОЙ ПРИБЫЛИ»
— Насколько мы знаем, на КБК много внимания уделяется техническому перевооружению. Что-то еще планируется?
— Процесс модернизации мы не останавливаем ни на один день. В прошлом году в техническое оснащение мы вложили порядка 400 миллионов рублей, на будущий год запланирована модернизация картоноделательной машины, которая производит сырье для гофроящиков. Для этого планируем остановить ее на месяц, цена вопроса — порядка одного миллиарда рублей.
— Возьмете кредит для этого?
— Нет, исторически сложилось так, что мы проводим модернизацию только за счет собственной прибыли. Кредит мы не брали с тех самых пор, когда предприятие строилось. И это не какая-то идеология, а чисто экономическая прагматика. Если у нас есть прибыль, зачем нам брать кредит? Тем более что есть накопленные резервы.
— Какова доля комбината в бюджете Набережных Челнов?
— Комбинат — второе после КАМАЗа бюджетообразующее предприятие города. Мы один из крупнейших налогоплательщиков Татарстана, по объему налогов входим в первую сотню предприятий.
«ЗАРПЛАТА ПРИВЯЗАНА К ОБЪЕМУ ВАЛОВОГО ПРОДУКТА»
— Какая система оплаты труда преобладает на комбинате: индивидуальная или коллективная (бригадная), повременно-премиальная или сдельно-премиальная? Допускаются ли сверхурочные работы и как они оформляются и оплачиваются? Привязан или нет фонд оплаты труда к месячному валовому объему выпускаемой продукции? (Ветеран)
— На комбинате преобладает коллективная сдельно-премиальная система оплаты труда. Таким образом производится оплата труда рабочих основных производственных подразделений (фабрика гофротары, картонная и бумажная фабрики) и некоторых вспомогательных цехов — подвоз и разгрузка сырья и продукции. Персонал таких вспомогательных цехов, как очистные сооружения, электроцех, служба теплогазоводоснабжения, автотранспортное хозяйство, работает на повременно-премиальной системе.
Сверхурочные работы у нас, естественно, допускаются. Это обусловлено организацией технологического процесса — комбинат работает в круглосуточном режиме все 7 дней недели. Предприятие оснащено большим количеством различного оборудования, которое иногда выходит из строя, и для его ремонта приходится привлекать людей на сверхурочные работы. Если какое-то оборудование вышло из строя ночью, его срочно нужно отремонтировать, до утра мы ждать не можем.
Естественно, сверхурочная работа оплачивается в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса. Привлечение к таким работам оформляется приказом по комбинату. Сдельная оплата труда напрямую зависит от объема выпускаемой продукции в натуральном выражении, поэтому зарплата привязана к объему валового продукта.
Стараемся выявлять продавцов контрафакта через наших дилеров. Но самое главное — выявить, где производят эту туалетную бумагу. Это и самое сложное |
— Сколько всего человек работают на комбинате?
— В настоящее время около 1,8 тысячи.
— Какие кадры вам нужны? (Зуфар Каримов)
— Дефицита кадров у нас нет. На двери комбината продолжает висеть объявление «Приема на работу нет». Текучести кадров у нас нет, люди увольняются только по объективным причинам. В последние годы мы активно проводим модернизацию и автоматизацию производства, но высвобождающихся людей перепрофилируем и устраиваем на другие участки работы. Все — акционеры, поэтому никого увольнять мы не должны.
— Коллектив у вас все-таки уменьшается или растет?
— Немного уменьшается — за последние полтора года на 75 человек.
— Каков средний возраст работников комбината? Откуда при необходимости берете кадры? В Татарстане их, видимо, брать неоткуда?
— Средний возраст у нас достаточно высокий. А специалистов-бумажников в республике действительно не готовят. Мы приглашаем выпускников Санкт-Петербургского, Пермского политехнического университетов и других вузов. Но и сами тоже кадры растим.
«МОЛОДЫМ — БЕСПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ 500 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»
— Какие-то условия для них создаете? Приезжим ведь требуется жилье.
— С прошлого года мы реализуем программу помощи молодым работникам в приобретении жилья: даем беспроцентный кредит в размере 500 тысяч рублей. Этой суммы хватает на первоначальный взнос для ипотеки. На протяжении 7 лет эти деньги вычитаются из их зарплаты.
— И много иногородних специалистов привлекли?
— Такой острой необходимости у нас нет, поэтому приходят, может быть, два-три специалиста в год. Когда-то и того меньше.
— Каким образом обеспечиваете жильем остальных работников?
— В 80-е годы, когда строился комбинат, мы параллельно построили целый микрорайон Бумажников на 10 тысяч жителей. Там же построили школу, два детсада, по нашему же титулу был построен Педагогический институт. За все это мы платили из собственной прибыли, рассчитываясь с Промстройбанком за кредит.
У нас высокая заработная плата, текучесть кадров небольшая, поэтому нет необходимости в строительстве дополнительного жилья. Надо сказать, мы стараемся принимать детей наших работников, чтобы была преемственность. А так как родители достаточно обеспечены, они помогают своим детям покупать жилье.
«ПРОБЛЕМА КОНТРАФАКТА ЯВЛЯЕТСЯ ОСТРЕЙШЕЙ»
— Мне очень нравится идея борьбы с контрафактной продукцией, которую позиционирует ваш комбинат! Много ли было сообщений о контрафакте, много ли выплачено вознаграждений? Виден ли эффект от проводимой работы в данном направлении? Я и сам высылал фотографии о найденной продукции со схожим дизайном и наименованием «Ново-Челнинская бумага» на ship@nkbk.ru. Ни ответа, ни благодарности не получил. (Азат)
— Что касается благодарности конкретно этому человеку, то мы обязательно исправимся... Действительно, проблема контрафактной туалетной бумаги для нас сегодня является острейшей. Мы оцениваем объем контрафакта на уровне 10 - 12 процентов от нашего объема продаж — это порядка 3 - 3,5 миллионов рулончиков в месяц. Если умножить на 10 рублей, получите объем контрафакта в деньгах.
Торговые сети выдвигают просто кабальные условия! Мы прорабатываем сейчас данный вопрос, но до сих пор работать с сетями было очень сложно |
Борьба с этим злом у нас идет давно и повсеместно. Стараемся выявлять продавцов контрафакта через наших дилеров, пишем заявления в полицию данного региона, чтобы их привлекли к административной ответственности. Но самое главное — выявить, где производят эту туалетную бумагу. Это и самое сложное.
К сожалению, борьба с контрафактом со стороны правоохранительных органов идет крайне вяло. Чтобы у нас было больше информации, мы провели такую акцию: тех, кто укажет место реализации контрафактной бумаги, награждали. А если укажут место производства, то сумма вознаграждения гораздо больше. В итоге этим летом мы выявили в Набережных Челнах контрафактников, которые производили туалетную бумагу под нашей маркой. И всех, кто сообщил нам о контрафакте, отблагодарили: выплатили порядка 80 тысяч рублей на пять человек.
— Контрафактников арестовали?
— Если бы! Мы были бы очень счастливы. Знаем имя этого человека, все сведения передали в полицию, но до сих пор идет какое-то вялотекущее разбирательство, и, похоже, все это кончится ничем.
— Покупатели отличают контрафакт от вашей бумаги по качеству?
— Конечно! Когда нам пишут, что пользуются нашей бумагой 20 лет, и вдруг купили такую дрянь... Нам приходится иногда отсылать ящик своей бумаги, чтобы люди удостоверились в том, что качество нашей бумаги не изменилось. К сожалению, контрафактная бумага отличается только качеством, а этикетка — один в один наша, даже с нашими реквизитами. Поэтому мы теряем деньги как от недореализованной продукции, так и от ущерба деловой репутации.
— Производство туалетной бумаги — это простой процесс? Почему так много производителей, в том числе контрафактников?
— Есть старые китайские бумагоделательные машины, на которых производят бумагу плохого качества. Это сырье расходится по мелким частникам, у которых имеются станки для перемотки — они перематывают бумагу и нарезают ее в рулончики. Именно такие «производители» сегодня и портят наш имидж.
«ТУРЕЦКАЯ ФАБРИКА СТАВИТ КРЕСТ НА НАШИХ ПЛАНАХ»
— Рядом с Набережными Челнами — в ОЭЗ «Алабуга» — начинает работать новая бумажная фабрика, владельцами которой являются бизнесмены из Турции. Как вы оцениваете появление прямо под боком нового конкурента в лице турецкого производителя, повлияет ли запуск новой фабрики на планы вашего комбината?
— Конечно, для нас это была крайне неприятная и неожиданная информация... Во-первых, турецкая фирма Hayat среди сообщества бумажников малоизвестна. Никаких новых технологий они не привезли — это однозначно. Для нас факт появления конкурента под боком был неприятен еще и потому, что мы планировали поставить еще одну бумагоделательную машину как раз для переработки целлюлозы, чтобы делать бумагу двух сегментов — 100-процентно из облагороженной макулатуры и из целлюлозы, расширив номенклатуру изделий до салфеток, бумажных полотенец и носовых платков. Но турецкая фабрика ставит крест на наших планах.
— Этот инвестиционный проект вы свернули? Какой объем средств планировалось вложить в него?
— Да, проект мы свернули, а предполагалось вложить в него порядка одного миллиарда рублей. Мы могли бы увеличить свой оборот процентов на 30.
— И когда вы узнали о турецкой компании?
— В прошлом году. Нам непонятно, почему никто даже не проконсультировался с предприятием, которое несет «золотые яйца» для республики, и, самое главное, не поинтересовались нашими планами.
Но, думаю, на наш существующий бизнес турецкая компания никак не повлияет, поскольку у нас разный сегмент рынка: мы делаем бумагу из макулатуры, а они будут делать целлюлозную.
«СОХРАНЯЕМ ОДИН МИЛЛИОН ДЕРЕВЬЕВ ЕЖЕГОДНО»
— У них будет качество выше?
— Я считаю, что у нас качество нисколько не хуже. Другое дело — целлюлозная продукция дороже, поскольку изначально сырье дороже макулатуры.
— То есть они к тому же будут деревья губить...
— Да. Мы посчитали, что, производя нашу продукцию из макулатуры, тем самым сохраняем один миллион деревьев ежегодно.
— Как распределяется доля продукции из целлюлозы и макулатуры на рынке?
— Наверное, сегодня 50 на 50.
— Зачем же лес переводить на туалетную бумагу?!
— С точки зрения технологии переработка макулатуры намного сложнее и затратнее, поэтому, естественно, проще взять целлюлозу... В пользу бумаги из макулатуры могу привести еще такой пример: коммунальщики всего мира бьют тревогу по поводу того, что канализация постоянно забивается целлюлозой. А с бумагой из макулатуры таких проблем нет — она практически полностью растворяется в воде.
«ТОРГОВЫЕ СЕТИ ВЫДВИГАЮТ ПРОСТО КАБАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ!»
— Все местные производители жалуются, что очень сложно попасть в крупные торговые сети. У вас есть такие проблемы?
— Да, сегодня это на самом деле большая проблема. Торговые сети выдвигают просто кабальные условия! Мы прорабатываем сейчас данный вопрос, но до сих пор работать с сетями было очень сложно.
— То есть в федеральных сетях вашей продукции нет?
— Может, в отдельных регионах она присутствует, а в целом нет. Но мы сегодня все, что производим, практически все и продаем.
— Что сегодня осложняет жизнь предприятия больше всего — законы, налоги, конкуренция западных производителей, контрафакт или плохой спрос на продукцию? (Ирина Махнина)
— Основных проблем три: первая — закрытие открытых рынков, через которые продавался очень большой объем туалетной бумаги; вторая — контрафакт; третья — наши дилеры не хотят работать с торговыми сетями, а мы напрямую с сетями работаем только в пределах Татарстана.
— Как у вас организована дилерская сеть?
— Дилерскую сеть мы создавали десятилетиями, это очень сложный процесс. Наши дилеры — представители тех регионов, где они живут и работают. Это не дочерние наши предприятия, а самостоятельные структуры, с которыми мы сотрудничаем на равных условиях. Со всеми работаем по 100-процентой предоплате. А уж они сами реализуют продукцию со своей торговой наценкой.
Средний размер зарплаты у нас более 40 тысяч рублей. По нашему уставу зарплата генерального директора не должна быть выше, чем в 10 раз средней зарплаты по комбинату. Но у меня она значительно ниже, чем в 10 раз |
«СЦЕНАРИИ ПОГЛОЩЕНИЯ НЕ РАССМАТРИВАЕМ»
— Каким вы видите предприятие через 5 - 10 лет? В связи со сложившейся тенденцией допускаете ли в будущем развитие сценария объединение/поглощение КБК с другим предприятием (холдингом)? (Наиль)
— Такие сценарии, как поглощение, мы, конечно, не рассматриваем и не будем рассматривать. А если самим кого-то в другом регионе прикупить через 5 - 6 лет, то это вписывается в нашу стратегию. Пока речь может идти только о производстве гофроящиков, где достаточно серьезная конкуренция, поэтому и самим надо вести довольно серьезную работу. Рядом с нами есть несколько предприятий, которые работают на привозном сырье, а мы имеем свою картоноделательную машину. Вот когда на будущий год мы ее модернизируем и получим прирост порядка 15 - 20 процентов, тогда можно будет подумать и о дальнейшей стратегии.
— На экспорт работаете?
— Поставляем свою продукцию в Северный Казахстан. Дело в том, что гофротара — это такой продукт, который на большие расстояния не должен перевозиться, поскольку он легкий.
«ВНЕДРЯЕМ СИСТЕМУ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
— Могут ли сотрудники предприятия внести изменения в технологический или производственный процесс, который приведет к снижению себестоимости? Если да, то как это поощряется на предприятии? Во сколько раз зарплата рядового сотрудника-акционера предприятия меньше вашей? (Артур)
— Мы с прошлого года начали внедрять на комбинате систему бережливого производства, направленную прежде всего на снижение себестоимости продукции и затрат. Одним из направлений бережливого производства как раз являются рацпредложения. Работа эта уже идет, люди свои предложения дают, и каждое экономически целесообразное рацпредложение мы внедряем, а работнику выплачиваем премию — процент от экономического эффекта. Если экономический эффект будет очень большой, то и деньги будут большими.
Что касается заработной платы, то средний размер зарплаты у нас более 40 тысяч рублей. По нашему уставу зарплата генерального директора не должна быть выше, чем в 10 раз средней зарплаты по комбинату. Но у меня она значительно ниже, чем в 10 раз.
— Почему?
— Так сложилось.
— На вашей мотивации к работе это не сказывается?
— Нет пока (смеется).
— Сколько часов вы работаете?
— Рабочий день начинается в 8 утра, и раньше 7 часов вечера я редко уезжаю. И в обязательном порядке — рабочая суббота или воскресенье. Я считаю, если руководитель сидит на предприятии до 10 часов ночи, это не значит, что он эффективно работает. Я вообще ставлю перед собой цель — уходить с работы в 6 часов вечера. У нас очень хорошая команда управленцев, и я ей доверяю.
«МОТИВАЦИЯ КАК РАЗ И ПРОПАДАЕТ, КОГДА СЛИШКОМ МНОГО ПЛАТЯТ»
— Как вы считаете, для гармоничного сосуществования какая должна быть разница в зарплате работников и топ-менеджеров? Ведь бывает, что и в 100 раз зарплаты отличаются...
— В том-то и дело, что мотивация как раз и пропадает, когда слишком много платят. Я считаю, та цифра, которая прописана в нашем уставе, вполне нормальная для мотивации. Когда рабочие спрашивают у меня про повышение зарплаты, я им отвечаю: как заработаем, так и получим. Ведь я такое же заинтересованное лицо, как и они.
Я думаю, что в нашей стране когда-нибудь к чему-то разумному все-таки придут в распределении доходов. Может быть, когда подрастет другое поколение...
— За какую партию ваше предприятие голосует на выборах?
— Еще при Сергее Павловиче Титове предприятие было деполитизировано, и я продолжаю эту линию. Сам я член «Единой России», но голосовать за нее никогда никого не призывал.
«КАК РАБОТАЕТ КАМАЗ, ТАК И ГОРОД СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ»
— Обращаюсь к вам как депутату горсовета Набережных Челнов. Суть просьбы следующая: от перекрестка на проспекте Низаметдинова в сторону ПЧ-55 и далее до гаражных обществ «КАМАЗ-2», «Строитель», «Фаэтон», «Нур» дорога напрочь разбита. Не могли бы вы помочь с организацией восстановления дорожного покрытия данной дороги? Вам будут благодарны 3 тысячи владельцев гаражей. (Бузин Евгений Петрович) Как вы можете помочь в решении проблем, где требуются немалые финансы?
— Да, это вопрос финансовый, поэтому очень сложный. В Набережных Челнах подобных дорог очень много. Если уж у нас в плачевном состоянии даже внутриквартальные дороги, что говорить о таких?.. Но я в любом случае по этому вопросу поработаю.
— Вы сказали, что в свое время вместе с комбинатом построили и социальные объекты — школу, детсады. Они до сих пор находятся на балансе предприятия?
— Нет, мы их передали городу еще в 90-е годы, но до сих пор поддерживаем с ними связь и оказываем посильную помощь. Тем более что депутатом по этому округу является Андрей Геннадьевич Фомичев, который был моим оппонентом на выборах генерального директора комбината.
— Что сегодня происходит с Набережными Челнами, почему в бюджете не хватает денег?
— Новый город Набережные Челны — город уникальный, он был построен под КАМАЗ. Все здесь завязано на КАМАЗе, даже малые предприятия. Поэтому, естественно, как работает КАМАЗ, так и город себя чувствует. Бюджет Набережных Челнов формируется в основном за счет НДФЛ, а если на КАМАЗе проблемы, зарплаты падают, численность работников снижается, то и бюджет города уменьшается. А вообще обстановка в городе всегда была сложной, поэтому без субвенций Набережным Челнам сегодня не прожить.
— А без КАМАЗа город может жить?
— Конечно, нет. Тогда надо будет полностью диверсифицировать городскую промышленность. Конечно, со стороны городских властей такие попытки предпринимаются, но пока все это решается сложно.
— Кто из руководителей Набережных Челнов был наиболее эффективным?
— Эффективность работы руководителя города во многом зависит от объективных условий работы, поэтому сложно кого-то сравнивать. Как сравнивать 90-е годы, когда сгорел КАМАЗ, и 2000-е, когда экономика пошла в гору?
«В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ БЫЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ»
— Обычно бумажные производства расположены в регионах, где есть много леса. Почему ваше предприятие решили построить в Набережных Челнах?
— Во-первых, наше предприятие абсолютно не привязано к переработке леса. Во-вторых, комбинат находится в очень удачном месте — на федеральной трассе М7, в развитом промышленном узле. Свою роль сыграла именно логистика.
Строительство 7 подобных предприятий шло под эгидой Госснаба СССР: два на Украине, по одному в Узбекистане и Молдавии, три в России — в Петербурге, Набережных Челнах и Уссурийске. Идея строительства подобных предприятий заключалась в том, что некуда было девать макулатуру. Все-таки в советское время было государственное мышление, была системность и плановость.
— Я молодой бизнесмен, торгую вашей бумагой в магазине. Хочу расширить свой бизнес и думаю обратиться в мэрию за субсидией для своего бизнеса. Как думаете, стоит ли это делать, поможет ли мне отдел предпринимательства города, есть ли там кому доверять? В Челнах я много слышал об этом, но никогда не обращался. Вопрос вам как к бизнесмену и народному избраннику. (Андрей)
— Делать это стоит. Данному читателю надо обратиться в отдел по поддержке предпринимательства города по телефону: 30-57-85. Его там зарегистрируют и в течение трех часов свяжутся с ним. Если вопрос сложный, то руководитель отдела пригласит его для обсуждения.
«СО СТАТУСОМ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА ВОПРОС РЕШИТСЯ БЫСТРЕЕ»
— В Набережных Челнах успешно развиваются индустриальные парки по определенным направлениям производства. Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени Титова является одним из ведущих предприятий России. Хотелось узнать ваше мнение как руководителя и депутата горсовета от поселка ЗЯБ, касательно вектора развития индустриального парка с прицелом на будущее всей БСИ. (Фарида Ахметзянова)
— БСИ — это база строительной индустрии, где находится и наш комбинат. Действительно, вопрос очень острый. БСИ — это мощный промышленный узел Набережных Челнов, где сегодня работают порядка 40 тысяч человек и формируется около 20 процентов бюджета города. Но на БСИ нет никакой инфраструктуры: дороги там ремонтировали более 20 лет назад, есть проблемы с водоснабжением, с подключением к электросетям. Кстати, сегодня на БСИ готовы прийти инвесторы и предприниматели.
— Чего же тогда не хватает?
— Не хватает прежде всего инфраструктуры. Поэтому уже есть обращение от руководителей крупных предприятий, от депутатов, мэра города, чтобы республика нам помогла построить второй въезд на эту площадку, отремонтировать дороги и другие составляющие инфраструктуры.
— И для этого необходим статус индустриальной площадки?
— Да, потому что с таким статусом вопрос, наверное, решится быстрее. Такую программу город уже разрабатывает. Но без поддержки республики там ничего не решится.
«ИНОСТРАНЦЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ С НАМИ РАБОТАЮТ»
— Вы сотрудничаете со многими иностранными компаниями и специалистами. В чем их подход к бизнесу отличается от нашего, российского?
— С иностранными компаниями мы сотрудничаем давно и плотно, потому что наше оборудование на 90 процентов импортное. К сожалению, в России бумагоделательное машиностроение, созданное в советское время, развалилось. Иностранные компании, с которыми мы сотрудничаем, очень обязательны в выполнении контрактов. К ним, как правило, вопросов нет.
Многим российским компаниям любопытно, что же делается на нашем комбинате, не пора ли и им тоже этим заняться? |
— А к вам у них вопросы есть? Многие зарубежные компании жалуются на своих российских партнеров...
— Думаю, мы заслужили очень высокую оценку со стороны иностранных компаний и российских коллег. Мы являемся неким ориентиром: многим российским компаниям любопытно, что же делается на нашем комбинате, не пора ли и им тоже этим заняться? Поэтому иностранцы с удовольствием с нами работают.
Что касается подхода к бизнесу, то, конечно, зарубежные компании более прагматичны. Есть примеры, когда и они несут определенную социальную нагрузку в городах, где расположены.
КАЖДЫЙ ВЫХОДНОЙ НА РЫБАЛКУ С КОЛЛЕГАМИ
— Как добиться того, чтобы директора после работы ездили на личных машинах, сами косили газон, мыли свою машину, как и вы? (Владимир)
— Все, что здесь перечислено, я просто люблю делать сам (смеется). Поэтому каких-то универсальных советов у меня нет.
— Чем вы увлекаетесь в свободное от работы время? (Юля)
— Обязательно нахожу время, чтобы один-два раза в неделю сходить в бассейн. Если не получается, то час-полтора быстрого шага, чтобы дать себе нагрузку. Люблю рыбалку, причем зимнюю в большей степени. Стараемся с коллегами ходить на рыбалку практически каждый выходной. Эта традиция идет еще от Сергея Павловича Титова. Один раз в год уезжаю на неделю рыбачить с друзьями на северные и сибирские реки.
— Дети многих наших руководителей получают образование за границей. Где учились ваши дети, чем они занимаются?
— Дети учились в обычной школе в нашем микрорайоне, потом оба окончили Пермский политехнический университет. Дочка по окончании вуза осталась жить там, а сын четыре года работал в компании, которая занимается автоматизацией производства, в том числе в целлюлозно-бумажной промышленности. За это время он выучился в Академии народного хозяйства по курсу МВА. Сейчас полученные знания пытается воплотить в реальные дела — занимается частным бизнесом, не имеющим к комбинату никакого отношения.
— А почему ваши дети учились в Перми, а не в Казани?
— Во-первых, я этот вуз сам заканчивал, во-вторых, в то время там жила бабушка, живут другие мои родственники. И вообще я считаю, что Пермский политех — это серьезное учебное заведение.
— Поддерживаете ли вы связь с кем-то из своих одноклассников или однокурсников?
— Да, пермские друзья у меня остались. Раз в пять лет мы в обязательном порядке собираемся и с классом, и с институтской группой. А с некоторыми встречаюсь и чаще.
— Вы родом из СССР. Сегодня отношение к советскому прошлому разное: от полного отрицания до ностальгии. Чем вам запомнились советские годы?
— Советские годы — это моя молодость, а по молодости всегда есть ностальгия. В советские времена было простое понимание жизни, мы знали на несколько лет вперед, что будет. И, считаю, возможности были более равные и большие, чем сегодня.
— Ваши советы начинающим бизнесменам.
— Прежде всего человек должен задаться какой-то целью. И не стараться получить все сразу — так не бывает. Поэтому нужно основательно погрузиться в ту тему, которой пытаешься заниматься. А когда ты становишься специалистом в этой отрасли, то после этого приходит успех.
— Газету «БИЗНЕС Online» читаете?
— Читаю, и мне все нравится. Иначе я бы к вам не пришел...
— Владимир Иванович, спасибо вам за откровенный разговор. Успехов вам лично и всему вашему комбинату!
Справка
Владимир Бестолков родился 21 октября 1957 года в Перми. Окончил техническое училище №25 по специальности «электромонтер» (1976), Пермский политехнический институт по специальности «горный инженер-электрик» (1981).
1981 - 1982 — работа в Пермском проектно-конструкторском бюро автоматизированных систем управления.
1982 - 1983 — инженер производственного отдела Набережночелнинского картонно-бумажного комбината.
1983 - 1984 — старший инженер Набережночелнинского КБК.
1984 - 1988 — начальник производственного отдела Набережночелнинского КБК.
1988 - 2011 — заместитель генерального директора по коммерческим вопросам — коммерческий директор Набережночелнинского КБК.
С октября 2011 года — генеральный директор ЗАО работников «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.