IMG_5010.jpg
Ильдус Янышев

ЗНАЧИМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РАЗЫГРЫВАНИЯ
«ИСЛАМСКОЙ КАРТЫ» НЕ ВИДНО

- В 1990-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Модель «суверенного Татарстана» сейчас практически прекратила свое существование. В 1990-е годы мы, действительно, были близки к своей государственности, а сейчас фактически превратились в культурную автономию. Это реалии. И другое, наверное, в нынешних условиях в России невозможно.

Прошлая модель Татарстана была ориентирована на то, что экономический суверенитет основывался на половинчатом политическом суверенитете. Сейчас политического суверенитета практически нет, а есть модель эффективного менеджмента регионального руководства. Эта модель нравится федералам. И они щедро поливают нас федеральным финансированием благодаря участию республики в федеральных программах. И мы справляемся со всеми задачами в сфере нефтехимии, IT, спортивной индустрии, худо-бедно и в агропроме.

Поэтому специфическая модель Татарстана сегодня практически отсутствует, есть просто эффективное наполнение менеджментом всероссийской модели в республике и щедрое финансирование. Ну и, конечно, в РТ присутствует потенциал, который был создан в советские годы, – наличие нефтехимии, нефтянки. Специфика региона и в том, что у нас неплохо развито сельское хозяйство. Мы уделяем ему внимание, не совсем правильное, но все-таки уделяем. Конечно, допускали ошибки в сфере финансирования крупных агрохолдингов, которые показали свою неэффективность. И развитие фермерства в республике оставляет желать лучшего.

Еще специфика Татарстана – мы пытаемся разыграть исламскую карту, исламское финансирование, взять модель Сингапура, Малайзии. Но, честно говоря, пока значимых результатов не ощущается, не видно, чтобы к нам выстроилась очередь зарубежных инвесторов – об этом больше говорится, чем делается.

РАЗВИВАЕТСЯ ОЧЕНЬ УЗКАЯ ГРУППА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Сильные стороны нашей республики в том, что она занимает серединную позицию между Европой и Азией. То есть у нас есть возможность апеллировать как к западно-европейской модели, так и к азиатской. То, что в нашем Татарстане дружно сосуществуют христианство и ислам, дает нам возможность использовать оба центра притяжения – и европейский, и азиатский – в качестве источников развития. Это сильная сторона Татарстана.

Ну, а тормозят республику общероссийские реалии, отсутствие возможности индивидуального, специфического пути развития. У нас не США, где каждый штат имеет свою собственную, автономную правовую систему, что позволяет выстраивать свои налоговые, экономические, инвестиционные модели. Тем не менее в условиях России Татарстан делает, наверное, больше, чем другие регионы. Хотя, с моей точки зрения, мы не используем все возможности, не используем потенциал молодой генерации – у нас, к сожалению, в экономике еще сохраняется большая клановость. Есть круг приближенных, которые перетягивают на себя большую часть сырьевых, финансовых, бюджетных возможностей республики – в сфере и дорожного строительства, и просто строительства, и нефтехимии… Вследствие этого развивается очень узкая группа «предпринимателей» – это слово надо взять в кавычки – а средний и малый бизнес, который мог бы предоставить возможность выращивания широкого спектра предпринимателей, придушен, ему приходится тяжеловато. И вот эта неравномерность распределения возможностей, мне кажется, сдерживает сбалансированное развитие республики.

В СФЕРЕ IT ОГРАНИЧИТЬ ГЛОБАЛЬНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Если говорить о мегапроектах… К сожалению, конкурентность татарстанской экономики, скажем так, не самая высокая. Она пока зиждется на накопленном потенциале предыдущих поколений. В том же сельском хозяйстве, в нефтехимии, в строительстве мы опираемся на сырьевую ренту и щедрое федеральное финансирование, но при этом у нас высокие издержки, высокая себестоимость производства. Думаю, благоприятные возможности скоро иссякнут…

Хотя, может быть, республике удастся протащить еще один мега-проект типа Олимпийских игр, связанный с мощным финансированием. Есть небольшие надежды на IT, на то, что Татарстан может стать центром развития IT-индустрии в России, стать поставщиком технологий, программных продуктов. Но, повторю, надежды небольшие, потому что это сфера экономики, которая практически не имеет экономических, таможенных границ, и у нас здесь есть сильные конкуренты в Индокитае, Сингапуре, Индии, Финляндии, в тех же США. И если мы еще можем поставить какие-то заградительные барьеры по нефтехимии, по автопрому, то в сфере IT ограничить мировую глобальную конкуренцию практически невозможно. И я не сильно надеюсь, что мы сможем захватить мировое лидерство – разве только стать лидерами внутри своей страны. Тем более что мозги от нас утекают – и из Татарстана, и в целом из России. А даже если сами специалисты остаются здесь, то многие дистанционно работают на мировые корпорации.

Других точек роста, кроме IT, в Татарстане не вижу.

КОНЦЕНТРАЦИЯ КАПИТАЛА В РУКАХ БОГАТЫХ ПРОТИВОСТОИТ
ШИРОКОМУ КРУГУ ОБНИЩАВШИХ ЛЮДЕЙ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- И вызов, и угроза для Татарстана и всей России – негативные последствия от вступления нашей страны в ВТО. Отсюда необходимость поиска развития и поддержки агропрома.

Россия, включая Татарстан, перешла ту грань, за которой высокая концентрация капитала в руках узкого круга богатых людей противостоит широкому кругу обнищавших людей, что ведет к снижению потребительского спроса. Это индикатор стабильности общества, который предполагает, что доход 10 процентов самых богатых в стране не должен превышать десятикратного размера дохода 10 процентов самых бедных. Но это соотношение у нас уже давно перекрыто, и опасаюсь, что разрыв будет нарастать и дальше. Картина усугубляется большой потребительской закредитованностью населения. Поэтому потенциальные угрозы могут быть связаны с громкими коррупционными скандалами, социальными волнениями…

Нашу миграционную политику, как показали недавние события в Бирюлево, тоже не назовешь успешной. Накопился большой негатив, появились национально-этнические анклавы… Эти проблемы, можно предположить, не обойдут и Татарстан. Нехватка собственной рабочей силы толкает к тому, что мы привлекаем зарубежную. Но мигранты приносят свою культуру, начинают противопоставлять ее нашей, традиционной. Кроме того, в этой области сильна коррупционная составляющая. И все это может вызвать крайне нежелательные социальные последствия. Чтобы этого не случилось, нужны сильные политические решения, причем не на региональном уровне. Да, в Татарстане что-то делается, но республика же не проводит собственную миграционную, да и антикоррупционную политику.

Вообще, только в условиях действия в стране реальной и сбалансированной многопартийной системы можно на ранних этапах организовать правовое регулирование, разрабатывать и принимать такие законы, нормы, процедуры, которые несли бы минимальную коррупционную составляющую и способствовали перераспределению общественных благ в пользу широкого круга людей. А когда эти блага сливаются только очень узкому кругу людей, это чревато последствиями. Потому что у этого процесса всегда есть конечная точка, он не может продолжаться бесконечно.

НУЖНА СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- На эволюционирование системы управления тоже могли бы положительно повлиять реальная многопартийность и развитие институтов гражданского общества. Это социальная основа инновационной, а значит и конкурентной экономики. Необходим отбор на высокие государственные посты этичных, продуктивных, патриотично настроенных людей, чтобы единственной мотивацией элит были бы не деньги, а общественные интересы, общественные блага. То есть нужна эффективная кадровая политика, необходимо создание демократических основ карьерного роста, системы социальных лифтов для конкурентной экономики. Пока мы это наблюдаем только в отдельных муниципальных образованиях, в отдельных направлениях. Но благодаря давлению тех процессов, которые сегодня происходят в мире, полагаю, к этому придем в любом случае. Вопрос лишь в том, сколько придется потратить на это усилий и бесценного времени, упуская уникальный шанс вырваться вперед при имеющемся у России и Татарстана потенциале.

Елена Чернобровкина

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также: