print_588015_612544.jpg

ДЛЯ ЕДИНООБРАЗИЯ СТИЛЯ

Вчера на официальном сайте президента РТ Рустама Минниханова появился указ «О внесении изменений в Паспорт визуальных стандартов построения и использования элементов официального и делового стиля Республики Татарстан», подписанный 11 декабря 2013 года.

В документе подробным образом регламентируется, каким образом надлежит оформлять официальные деловые письма. Каких размеров должен быть герб на бланке и где он должен располагаться. Какие разрешается использовать шрифты (основным является Times New Roman, если его невозможно использовать по каким-либо причинам, то KabMin Regular, RTSans Regular, Arial Regular).

Также приведены примеры оформления указов, бланков, постановлений, официальных писем президента РТ, а также кабинета министра, Госсовета РТ, аппарата президента, органов местного самоуправления. Четко указывается, каким образом оформляется подпись, электронный адрес, сколько должно быть строк между заголовком и «шапкой» письма.

- Ранее в органах власти было определенное разночтение и письма оформлялись по-разному, иногда даже в разных отделах одного министерства. Сейчас все стандартизировано и приведено к единообразию стиля, — пояснил газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь президента РТ Андрей Кузьмин.

Точно подсчитать, сколько писем, бланков и официальных обращений сегодня создается в Татарстане, довольно сложно. Ранее премьер-министр Ильдар Халиков говорил, что в электронном документообороте республики ежедневно появляются 4 тыс. новых документов и 7 тыс. резолюций. Не удивительно, что в Кремле решили упорядочить такой вал документов, для чего сегодня и был представлен настоящий брендбук для чиновников республики. Отметим, что также существует ГОСТ Р 6.30-2003, который прописывает правила оформления документов.

Минниханов не раз демонстрировал, что корпоративный дух для него важен. На заседании Госсовета РТ, которое проходило в 27 апреля этого года в День российского парламентаризма, он раскритиковал депутатов. Он обратил внимание на то, что в профессиональный праздник некоторые из них не проявили «корпоративный дух». «Видимо, среди депутатов мало бизнесменов, нет корпоративного духа. Смотрю, некоторые даже значки (депутатскиеприм. авт.) не носят. Я когда министра без значка видел, вообще не пускал его в здание. Если он не любит свою, можно сказать, корпорацию, зачем он нужен?» — заявил тогда президент.

БРЕНДБУК ДОБАВЛЯЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕМ КОМПАНИЯМ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С ЛЮДЬМИ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили президенский указ.

Денис Хабибулин — директор рекламного агентства «Седьмое небо»:

- В бизнесе, если компания имеет статус медиаорганизации, то брендбук является руководством для этих компаний, как отображать информацию о себе. Благодаря брендбуку достигается идентификация фирмы. Брендбук добавляет эффективности тем компаниям, которые что-то продают, работают с людьми, которые требует формирования единого мнения о себе, своей стилистике. Тогда у такой компании действительно должен быть брендбук. Безусловно, если мы говорим о государственной организации, то ни о каком разнобое в оформлении документов речи идти не может. В международных документах, которые имеют статус государственных, принцип единообразия обязателен.

Юлия Лазунина — директор маркетингового агентства «Казань-медиа»:

- Это инициатива, говорящая о том, что у структуры будет единое лицо. Вообще создание брендбука, фирменных стилей влияет в основном на имидж компании. Конечно, это не плохо, что Минниханов вводит подобные указы, но не стоит забывать и об основном предназначении правительства — служить народу. Кроме того, очень важно, чтобы к этому делу подошли грамотно и со всей ответственностью. Негативный пример пиара для республики мы уже имеем, когда этим начала заниматься Тина Канделаки. Что касается использования других инструментов маркетинговых коммуникаций, я бы посоветовала ввести инструмент по отслеживанию качества услуг, предоставляемых чиновниками обществу. Что-то вроде «тайного покупателя», я думаю, это будет хорошее решение.

Никита Ишмуратов — директор РА «Магазин»:

- В аппарате президента очень чутко относятся к оформлению документов. Какое же значение этот указ имеет для республики в целом, я не знаю, не думаю, что это как-то повлияет на эффективность работы того же аппарата. Безусловно, с эстетической точки зрения, клеркам, наверное, будет приятно, что же касается широких масс, для них это вообще никакого значения иметь не будет. Понимаете, неважно, как оформлен документ, важно, как он решается. Любой чиновничий аппарат заточен для того, чтобы писать бумажки. По моему мнению, для чиновников сам процесс написания гораздо важнее решения. Поэтому будет брендбук, не будет, это никак не влияет на работу правительства, следовательно, и на нас с вами. Кроме того, престиж республики повышается не от того, как оформлены документы, а благодаря другим очевидным вещам: работающие законы, правильные суды и тому подобное. Для меня введение стандартизации в стиле документооборота — это очень мелкая и незначительная аппаратная проблема, которая не стоит официального освещения и вынесения ее на обсуждение.