КОНГРЕСС ТАТАР КАК «КРАСНАЯ ТРЯПКА»

Меня удивила реакция на слово «конгресс татар». Ясно, что в интернете часто сидят и бурно реагируют общественники и не реализовавшие себя политики. Но все равно... Я вот не сделал карьеры, не стал высоким чиновником, не стал председателем, не получил наград и материальных ресурсов и очень доволен реализации хотя бы части своих идей и пожеланий. Может быть, радикалы или татарофобы настолько нетерпимы?

Не ожидал, что обсуждение столь важной сферы общественной жизни, «революционного» участка может быть на столь примитивном, маргинальном уровне. Хотя авторы комментариев пишут анонимно и свободны от этических и даже правовых обязательств... Высказав самое сокровенное и низменное, помарав всю «прихожую» своими нечистотами, можно делать вид, что ничего не произошло, продолжать угодливо поддакивать тем же «ненавистным» чиновникам от национальной идеи, «предателям» и «коррупционерам», «пилящим» бюджет.

Досадно, конечно. Почему бы альтернативную точку зрения не высказать открыто, гласно? Как я это предъявил в прошлом году, когда публично объяснил, в чем не согласен с руководством ВКТ. По моему мнению, исполком должен сам решать, когда и как проводить съезды, исполнять решения съезда, обсуждать актуальные вопросы, стремиться аккумулировать общественную энергию татар на самозащиту и самовоспроизводство. Я защищал организационно-уставную состоятельность, законность организации. При этом я никогда не отрицал необходимость взаимодействия с органами муниципальной, региональной власти, региональных, федеральных законов и норм международного права.

В ЭТОЙ СФЕРЕ НИКОМУ НЕ УГОДИШЬ

Действительно, официальное этнокультурное действие служит кое-кому как красная тряпка. Сотрудничать с властями, водить дружбу с аппаратом и администрацией плохо. «Карманным» назовут. Никакой самостоятельности. Не с народом, а наоборот. Против него.

С другой стороны, объявишь себя «вольным казаком», главным заступником народа, его защитником от властителей — это экстремист, пособник терроризма. В этом случае ты изгой, герой-одиночка, будешь изолирован и замаран, главное — останешься без ресурсов и поддержки.

Вот и попытаюсь быть посередине — и с народом, и вроде как входишь в положение властей, конструктивно сотрудничать. Значит, будут лупить с двух сторон. При этом ни одна из сторон не протянет руку помощи. Мне это очень знакомо по реальной жизни!

Недавно зампредседателя исполкома ВКТ Ринат Валиуллин вернулся расстроенным с конференции, состоявшейся в КФУ. Известный деятель по распределению грантов для мусульман А.Гришин, многие годы проработавший в администрации президента России, прямо с трибуны конференции назвал Всемирный конгресс татарсепаратистской, националистической организацией. Если учесть, что радикал-националисты лупят конгресс как придаток государственных структур, всегда критикуют за связь с Кремлями, значит путь выбран правильно. Истина посередине.

На этой неделе в Зеленодольске прошла конференция о татарском аспекте царствования династии Романовых в связи с 400-летним ее юбилеем. Нетрудно представить, какой шум поднялся в интернете и как ругали иных татарских деятелей. Хотя татар монархистами-державниками не назовешь.

ХОТЯ PR-АКЦИЙ ДОСТАТОЧНО МНОГО...

Парадокс заключается в том, что при всей мощной поддержке ВКТ государственными СМИ и своими информационными ресурсами о реальной ситуации в нем слабо представляют как татарские массы, так и остальная публика. Можно критиковать конгресс, ругать Сабантуи, концерты. Действительно, в риторике речей многое осталось с 90-х годов. А жизнь изменилась. Свои идеи об индикаторах и критериях я уже излагал.

Беспощадная критика чиновников — общественных и государственных — не исключает нормальную работу и реальный анализ. На расширенном исполкоме Ринат Закиров вскрывал недостатки в татарских гимназиях Арского и Алькеевского районов. Есть такие и в Казани. В них перестали преподавать на татарском языке. Что уж говорить о «нормальных» школах.

Много нигилизма среди родителей и педагогов. Иные выступающие пробовали поднимать тему дублирования национальных организаций в некоторых регионах. Проблема есть, но дискуссия не пошла. Есть вещи поважнее. Видимо, такие вопросы надо обсуждать в рабочем порядке с соответствующими партнерами.

На комиссии по СМИ был серьезно поднят вопрос о цифровом телевидении. Региональные каналы в мультиплекс не попадают. Значит, ТНВ, вещающее на регионы, не будет видно в первом пакете даже в Татарстане. Устраивает ли такой телевизионный колониализм? Причем здесь задеты не только татарские интересы...

Более 50 человек приняли участие на заседании комиссии татарских предпринимателей. Эксперты были и от государственных структур, и от серьезного бизнеса. Предложения высказывались серьезные и толковые. Судьба торговых домов Татарстана в регионах РФ, тяжелая раскрутка агропромрынка, который неласково встречает татарских фермеров из районов и других регионов.

Замечу, что деятели региональных национально-культурных автономий на свои средства содержат газеты, издают книги, открывают культурные центры, проводят праздники, соревнования, конструктивно сотрудничают со своими региональными властями и муниципалами. О них знают мало, как многие созидательные идеи остаются в узком кругу.

Полагаю, стоило бы всем знать про саратовскую татарскую гимназию, где здорово учат и английскому. Камиль Аблязов, открывший это заведение 15 лет назад, говорил, что туда устраивают своих детей и русские. «Как откажешь прокурору и начальнику ГАИ?» — смеется Камиль. Родителям хочется качества знаний и порядка. В татарских гимназиях, как правило, нет курящих, пьющих, поставленных на милицейский учет детей, ранних сексуальных приключений. Родителей понять можно. Но сколько труда и средств вложено этот «национализм»! Спросите у учителей казанской еврейской школы. Похожая, думаю, ситуация.

Как бы татарские общины не оторвались от Казани по уровню работы — вот в чем вопрос. Тоже надо знать и обсуждать.

DSC08068-(1).jpg
Семья Камаловых из Питера, приехавшая на жительство в Казань, на открытии выставки картин отца семейства Файзрахмана — режиссера и телеоператора. Слева — Салават, справа — Ильяс, центре — Файзрахман и Гульзада

ЕЩЕ РАЗ О «ПОНАЕХАВШИХ...»

Вот уже два десятилетия татары едут в Казань из стран СНГ и других регионов России. Едут учиться, жить и работать. Особых привилегий, субсидий они не получают. Просто тянутся. По-разному у них складывается жизнь. Особенно с жильем, работой. Не всегда благополучно. Но они едут на землю предков. Особенно я выделяю тех, кто едет для реализации своих талантов, раскрытия личности, за знаниями и культурными ценностями. Несколько лет назад из Петербурга переехали Файзрахман и Гульзада Камаловы с двумя мальчиками-школьниками. Почти год они жили в вагончике. Потом возвели дом в Вознесенье, который до сих пор достраивается. Наверное, не раз им хотелось махнуть на все и уехать обратно в Питер — там жилье еще не продано из-за несоверешеннолетия детей. Они уже подросли. Ильяс учится в консерватории сразу на двух факультетах — композиторском и виолончели. Привозит призы с российских конкурсов. Пишет музыку. Салават досрочно закончил школу, учится в техническом университете. Файзрахман снимает и прямо дома монтирует телефильмы, которые ставят на ТНВ и другие. Все они тащат своим трудом.

Или другой пример. Айрат Хакимов приехал из Узбекистана, построил дом, открыл сеть стоматологических клиник и известную клинику «Мадин» на Астрономической. Такие знания, отношение к труду и к людям стоят повторения, уверяю вас.

Рауф Хасанов живет в Белебее, увидев по ТНВ разваленные здания центра Казани, купил на аукционе заброшенное здание типографии «Миллэт» на улице Нариманова и восстановил его, потратив много средств и усилий. На расширенном заседании исполкома ему вручили благодарность президента Татарстана. О нем не раз писали в «БИЗНЕС Online», в других СМИ. Трое его сыновей окончили казанские вузы. Теперь Рауф сам, с младшим сыном и женой, переезжает в Казань. Не пустой он приезжает...

В 1994 году из Ташкента приехали юристы Анвар и Роза Шагимуратовы с дочкой-школьницей, корнями из Башкортостана и Буинского района Татарстана. Выжили, нашли друзей. В свое время я отговаривал Анвара не отправлять дочь в Москву, дети на стороне могут потеряться, не увидишь потом годами. Талант можно в нашей консерватории и развить. Не послушался Анвар. Теперь Альбина — мировая звезда, работая в Европе, Америке, часто возвращается в Казань. В этом году ее пригласила королева Великобритании на 60-летие своего царствования. Альбина Шагимуратова исполняла оперную партию. На отдельном вечере для узкого круга звезд она пела королеве татарскую песню «Бодрэ тал» («Кудрявая ива»).

Не все приезжающие действуют и находят свой путь через конгресс татар или федеральную автономию. Но то, что в стране и Татарстане есть такие структуры, — безусловная гарантия того, что жизнь татар складывается правильно.

НАДЕЖНОЕ И «КОВАРНОЕ» ОРУЖИЕ — ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ

В первые годы деятельности ВКТ мы придумали и вписали в программные документы такой принцип: татары уважают законы всех стран и регионов проживания татар и выполняют, насколько это возможно. Даже если законодательные нормы иногда не совпадают, надо находить что-то общее, разумное. Ну что с нами сделаете, если законопослушность — оружие татар? Иногда оно подводит, когда иные наглецы начинают ходить по головам. Когда надо давать по ушам. В таких случаях горячие южные парни хватаются за кинжал. А мы — как можно сдержаннее. Не всегда из-за трусости. Эффективнее наступать правовыми способами, хотя результат приходится ждать долго. Лучше всего — согласованные действия, управление ресурсами, информацией.

Эти мысли пришли в голову, когда смотрел в затихший зал НКЦ «Казань», где проходило заседание исполкома. Больше половины региональных лидеров — бизнесмены. Они тратят свои деньги на текущую жизнь общины. Заместители — журналисты, культработники, умеющие работать с людьми. Эти не жалеют сил и времени. Когда надо, приезжают, прилетают издалека в Казань или куда надо. Если надо, 2 - 3 раза в год как минимум могут приехать запросто, оплачивая дорогу и даже проживание, за редким исключением.

«НАЦИОНАЛИСТ» — ЗВУЧИТ НОРМАЛЬНО

Хочу заступиться за доброе имя националиста. Обидно слушать и читать о том, что националисты — те, кто бегает с дубинками за гастарбайтерами, лупят, почем зря, «чурок», которые исполняют за них черную работу за символическую плату. По-татарски это понимается совсем по-другому. «Националист»(«миллэтче») — сторонник этнокультурных ценностей. Это когда любят историю, культуру своего народа, изучают их, разъясняют другим, чтобы знали и уважали и чтобы молодые гордились своими предками, древними государствами, цивилизацией, созданной столетия назад. Националистов можно ущемить внедрением или доминированием языка, а они ответят еще более прогрессивным многоязычием, которое им более доступно с юных лет, если не лентяи, конечно. Зато этнокультурные патриоты более ответственны, воспитаны на консервативных ценностях уважения к старшим. Пить и курить в этой среде не приветствуется, трудиться учат с детства, если родители настоящие «националисты».

Добавим к этому особенность татарского движения, того его крыла, которое собирается вокруг приближенного к властям ВКТ.

ЭТНИЧНОСТЬ ТАЛАНТУ НЕ ПОМЕХА

Помню, как академик РАН, директор всесоюзного НИИ, лауреат Ленинской премии и автор крупных открытий, главный редактор журнала «Микроэлектроника» Камиль Валиев, ныне уже покойный, рассказал про свой приезд в Казань. От его «устного автопортрета» мы умирали со смеху. В белых шерстяных носках, заправив штанины брюк в глубокие калоши, он стоял на остановке и буквально отсчитывал вагоны, чтобы дождаться необходимый ему седьмой трамвай. «Темный» был парень, из мамадышской глубинки, из деревенской школы. Все предметы учил на татарском, включая арифметику. Что не помешало в институтские годы стать отличником, а дальше он двинулся в Москву, так как не было иных условий для совершения нужных стране открытий. И стал Валиев блестящим интеллигентом, настоящим патриотом, руководителем, не забывал и о своих корнях, прожил со своей супругой Венерой Валиевой — поэтессой, известной переводчицей Тукая на русский язык. Вот тебе татарская школа и глубокая деревенщина!

На утешение левым политикам скажу, что атеистическая и «интернациональная» советская власть открывала татарские школы и радио, газеты ради интересов отечества и немало в этом преуспела, содействуя раскрытию талантов из глубинок и самых разных и национальных окраин. И зря Зюганов порой пристраивается к церковникам, державникам и прочим своим бывшим идеологическим оппонентам. Но это уже отдельная тема.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЧУВСТВО ПРОБУЖДАЕТСЯ ПО-РАЗНОМУ

Национальное сообщество вдохновляется и «подпитывается» не бюджетным вливанием, не зарубежными грантами, а реальными дискриминационными действиями, ущемлением достоинства, глумлением над очевидной правдой. Давно известно, некоторые советские ребята, не «отравленные» националистической идеологией в совковой школе, оказавшись в армии, осознают, что они «чурки». Мордобоем, дедовщиной им показывали, кто они есть. Или отказом в присвоении звания, вычеркиванием из заветных списков. И молодой человек (парень или девушка), оказавшийся в большом городе, осознает, что он не первого сорта и своим языком и культурой отличается от большинства. Это не смертельно, не обязательно пробуждает враждебность и комплексы. Но он всегда будет помнить, что по происхождению татарин и что остальным горожанам наплевать на его корни и самобытность. Можно «отомстить» своим совершенством, достижениями в учебе и науки. Доказать, что деревенское и татарское, допустим, происхождение ничуть не могут служить тормозом. И нередко доказывает. Посмотрите, сколько продвинувшихся сельчан и татар в городе, не только в Татарстане, вышли в элитный или весьма высокий уровень общественного положения.

Обязательно надо сказать о таком факторе воспитания национального сознания, как извращение исторической правды. Увидев в школьном учебнике рисунок с «татаро-монголами», поджаривающими человеческое мясо, молодой человек, как правило, не падает духом. Он начинает изучать материалы и документы. И находит много интересного о доблести и цивилизованном прошлом своего народа. Так, одно унижение или одна страница из учебника пробуждает активное и ищущее самосознание. Недавно такой же мощный стимул дал директор Института стратегических исследований, генерал-лейтенант в отставке, кандидат исторических наук Леонид Решетников.

СТАРАЯ ВЕРСИЯ О ТАТАРАХ, ВЗЯВШИХ КАЗАНЬ В 1552 ГОДУ

Хоть она и не совсем лишена основания, но легенда о том, что Казань завоевал не Иван Грозный, а сами татары, всегда захватывает дух. И даже вызывает противоречивые чувства. Решетников недавно приезжал в Казань, презентовал свою книгу, которую мало кто видел, так как она была в единичных экземплярах. Его широкое мировоззрение и позитивный настрой к татарам и Татарстану понравились. Но вот, наконец, читаем написанное генералом, в недавнем прошлом — начальником аналитического управления службы внешней разведки.

Он провозглашает http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/nemnogonatsionalnaya-rossiya-13-11-2013.html, что упоминание многонациональности России опасно для отчизны.

«Мы декларируем, что Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство, но не понимаем, что тем самым мы разрушаем, а не укрепляем нашу страну. Практически во всех государствах мира проживают несколько народов и имеется несколько конфессий. Например, в Италии есть и греческое, и немецкое, и славянское меньшинство. Австрия — небольшая страна, а на ее территории живут и славяне, и немцы, и итальянцы. Во Франции есть баски, пьемонтцы, корсиканцы, провансальцы. Но ни Франция, ни Германия, ни Италия, ни Испания не спешат при этом называть себя ни многонациональными, ни многоконфессиональными».

Версия крайне интересная. Ему, бывшему разведчику, если не ошибаюсь, по Балканским странам, не знать ли, что жители Северного Тироля, что находится в унитарной Италии, осуществляют свою текущую жизнь исключительно на своем тирольсоком (практически немецком) языке. С итальянским в местной общественной жизни можете к тирольцам не приставать. Так мне рассказывали друзья из Германии. А вообще, во Франции, Германии, Италии и США действительно не говорят, что они многонациональная страна. Это настолько очевидно, что просто с этим признанием живут, реализуют многонациональность. В Швейцарии — четыре кантона и четыре официальных языка. Но пойдем дальше. Узнаем старую истину о взятии Казани.

«...Сколько копий сломано по поводу мнимой «агрессии» Иоанна Грозного против Казанского ханства! При этом забывается тот факт, что русские в московском войске составляли всего 33%, а тюрки — почти 65! Плечом к плечу вместе с русскими на стенах Казани бились касимовские татары под командованием хана Шах-Али, московские и нижегородские татары под командованием мурзы Камая Хусайнова и мурзы Бахмета, ногайские татары, мещеряки, мордва, черкассы, черемисы и другие. Почему на стороне Иоанна было такое количество татар? Да потому, что они воспринимали московского государя не менее законным претендентом на Казанский престол, чем хана Едигера, ставленника Османской империи. Казань была последней столицей Золотой Орды, поэтому русские называли ее Восточным Царьградом. Ханом Золотой Орды мог быть только потомок Чингисхана. По общему убеждению, по материнской линии в жилах Иоанна текла кровь Чингизидов. Таким образом, взятие Казани — это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за наследство Золотой Орды между Москвой и Стамбулом. Эта борьба вылилась в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханствах и Ногайской Орде...»

Что тут скажешь? Спасибо, товарищ генерал!

Но почему сейчас нет такого состава в войсках и генералитете? Куда делись татары, взявшие татарскую Казань? Почему на торжественном собрании в Кремле патриарх Кирилл слушает послание Владимира Путина в первом ряду, на своем протокольном месте рядом с председателем Государственной Думы? Сразу становится понятно, кто есть кто и в какое время мы живем. За национальное и конфессиональное сознание части населения можно не волноваться, так же как и за интерес к отечественной и этнической истории. Любой информационный наезд побуждает самозащиту и действие, надеюсь, интеллектуальное.

О «МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМЕ»

Как-то руководители Германии и Франции, отчаявшись от беспорядков на своих улицах, пару раз громко сказали, что мультикультурализм — это плохо, мол, он изжил себя. Но куда они денутся в своем комфорте без мигрантов? На самом деле мультикультурализм продолжает свое победное шествие. Этническая пестрота почти любой страны — реальность. В России живут свои, коренные «инородцы» и «иноверцы», а из бывших Союзных республик прибывают трудовые мигранты. И просто иностранцы оседают, создают семьи. «Плавильный котел» всегда работает, но вряд ли он переварит любую душу. Сложно все это...

Может, некоторые генералы и иные безбашенные думские депутаты пытаются защитить свое не вполне толерантное мировоззрение. Для Жириновского, Мизулиной и других партстроителей это хороший бизнес и социальный лифт вверх. Но меру все равно знать надо. Не забывать, в какой стране и с какими народами живем. Национальный вопрос, так же как национальные отношения и мультикультурализм, будет всегда, пока будут национальные различия. Они же благодаря интернету и телевидению стали проникать в самые дальние закоулки, где есть интерес к любой культуре. Покой только снится...

ИНОГДА ХОЧЕТСЯ СРАВНИТЬ НАРОД С ПАРТИЕЙ

Как создается партия? Подбирается идея или клановый, групповой интерес. Находится спонсор — олигарх или госкорпорация, административный орган. Составляется список, подбираются влиятельные лица. И запускается пиар, много пиара. Общие социальные программы объявляются партийными. Объявляется программа под партию, депутата или выборного начальника. В ней, в программе, полно государственничества, демократии и порядка. По возможности — социальной справедливости. По современной моде все это «блюдо» обильно заправляется соусом религиозных традиций и духовных ценностей. И вперед!

Однако с отделениями, филиалами, первичными ячейками худо. Народ пассивный. Это тебе не Киев, кстати, с тюркским словом «майдан» — «площадь». Везде нужно платить, обещать. Еле-еле набираются голоса на местных или региональных выборах. Или суммируются каким-то образом. Хорошо, если административный ресурс поможет подтянуть проценты. Все равно партия держится на деньгах, которые идут на политрекламу, информационные каналы и оплату актива.

Ничего этого или почти ничего нет в национальной организации. Идея ясная: народ, самобытность, культура, историческая справедливость, консолидация лучших и влиятельных соплеменников. Ресурсы — общественная активность, личные средства, возможности всего актива. Тактика — конструктивное сотрудничество со всеми партнерами. И с властью тоже.

ВООБЩЕ-ТО МЫ ЕЩЕ ЖИВЫ

Прежде чем ломать Конституцию и аннулировать обычные нормы культуры и образования, отменить многонациональность, надо спросить у всех народов и регионов, стоит ли это делать? В России более 150 этносов. Самых крупных — около 10. Татар — 5,5 миллионов, хотя смотря как посчитать. У татар сотни этнических организаций, тысячи культурных, просветительских, информационных центров. Есть федеральная автономия с представителем президентского совета по национальностям, Всемирный конгресс, тесно связанный с профильной организацией «Россотрудничество», поддерживаемый Татарстаном. И десятки тысяч созидательно настроенных активных лидеров различного масштаба. И есть Татарстан — родное гнездо, связанное со всем миром.

Вот почему я посмел сравнить сообщество татар с некоторыми искусственными партиями. Вы уж не обессудьте. Они (татары) не меньше, если не больше, заинтересованы в благополучии и гражданском обществе. А слово «майдан» им знакомо в изначальном смысле. Это площадь, место, где мы живем.

Всего вам доброго!