Материалы уголовного дела по факту пожара в технополисе «Новая Тура» переданы следственному управлению при МВД по РТ

ИЗ МЧС В МВД

Уголовное дело по расследованию пожара в технополисе «Новая Тура» передано пожарными дознавателями государственного пожарного надзора МЧС РТ в главное следственное управление при МВД РФ по РТ. Материалы в ГСУ получили на днях. Данная процедура передачи материалов производится только в том случае, если дознаватели в своей работе столкнулись с какими-то сложностями и не смогли расследовать уголовное дело в назначенные сроки — в течение полугода, сообщила сегодня газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ГСУ при МВД РФ по РТ Наталья Сагитова.

«Пожар в технополисе «Новая Тура» — это дело подследственности дознания, но в соответствии с законодательством срок дознания может длиться не более полугода. Они его исчерпали и передали материалы дела нам, — рассказала она нашей газете. — Сейчас идет изучение того материала, который наработали пожарные дознаватели. Определенная работа проведена, но за полгода не очень-то сильно продвинулись — дело не расследовано. По большому счету полгода — это срок для хорошего экономического дела. Для того чтобы сказать, на чем остановились пожарные дознаватели, нужно изучить все материалы дела. Возможно, будет повторное назначение экспертиз».

Газета «БИЗНЕС Online» с вопросом о причинах передачи и загадочных сложностях в деле обратилась за комментариями в МЧС РТ, однако на момент публикации материала они получены не были.

Площадь возгорания на 2 складских помещениях технополиса составила 20 тыс. кв. метров

300 ПОЖАРНЫХ, 74 МАШИНЫ, 1 ВЕРТОЛЕТ...

Напомним, возгорание в «Новой Туре» произошло 13 мая 2013 года. По счастливой случайности на пожаре никто не пострадал, однако площадь возгорания на 2 складских помещениях составила 20 тыс. кв. м (площадь технополиса составляет 28 тыс. кв. м) площади здания. Для тушения огня был вызван вертолет, а гидрант пришлось тянуть из поселка Новая Тура в нескольких километрах от пожара — в результате шланг на несколько часов перекрыл трассу Казань — Зеленодольск, отчего движение встало в обе стороны.

На борьбу с огнем МЧС бросило более 300 человек, 74 машины и вертолет Ми-8, который курсировал между технополисом и близлежащим водоемом и за день вылил на горящий комплекс более 200 т воды, выполнив более 40 оборотов.

Полностью пожар удалось потушить только к утру. К тому времени на месте ЧП успели побывать президент РТ Рустам Минниханов, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, первый вице-премьер Равиль Муратов, тогда вице-премьер Асгат Сафаров.

37096.jpg
Асгат Сафаров: «Грубейшие нарушения противопожарной безопасности не позволили сохранить «Новую Туру»

После пожара было возбуждено уголовное дело по статье 168 УК РФ «Уничтожение имущества по неосторожности». В июне стало ясно, что дело о пожаре в «Новой Туре» может обернуться делом о злоупотреблениях в Госстройнадзоре. В следственном комитете было возбуждено уголовное дело по признакам превышения должностных полномочий, и в нем фигурировали сотрудники фирмы — заказчика объекта, проектных организаций и инспекции Госстройнадзора. Но спустя полгода следствие так и не очертило даже примерный круг тех, кто может понести наказание за ЧП.

Главный вопрос — кто компенсирует потери — актуален до сих пор. Если с инвестором все более-менее понятно — здание технополиса оказалось застраховано на $132 млн., то судьба предпринимателей, потерявших в огне свой товар на десятки миллионов, была неясна. Большинство предпринимателей в итоге получило льготный банковский кредит, предоставленный по специальным гарантиям республиканского правительства. Еще одно преимущество погорельцы получили при распределении мест во второй очереди технополиса, которая открылась в августе.

В настоящее время потерпевшими по данному делу признаны 89 предпринимателей. Ранее отмечалось, что на пожаре сгорел товар примерно 500 предпринимателей. Первый вице-премьер Муратов ранее заявлял: если в среднем считать, что у каждого из них сгорело товара на 2 млн. рублей, то получается, ущерб составляет миллиард рублей.

— Моя клиентка до сих пор не может добиться материальной компенсации, потому что для того, чтобы получить компенсацию, надо знать виновника причинения вреда, — рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» Лаврентий Сичинава — адвокат потерпевшей предпринимательницы Лилии Черниковой. — Мы пока элементарно не знаем, на кого подавать в суд. Если пожар, скажем, произошел из-за слабой электропроводки, значит будем разбираться с организациями, которые вводили в эксплуатацию это здание. Круг подозреваемых по делу может быть определен только после того, как нам покажут выводы пожарно-технической экспертизы. Для этого мы и ставили вопрос о проведении этой экспертизы, чтобы установить причину пожара. То ли это электропроводка, то ли окурок бросили, то ли еще что-то. Пока мне никто ничего не сообщает.

Александр Халдей оценил ущерб от пожара в $50 миллионов

В пресс-службе «Туры» корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили, что «руководство технополиса заинтересовано в скорейшем расследовании и с уважением относится к любым следственным действиям, которые помогут установить истину. Сгоревший павильон будет восстановлен, как только перестанет представлять интерес для следственных действий. На данный момент возведен каркас нового третьего павильона, который летом будет сдан в эксплуатацию. Четвертый и пятый павильоны будут построены согласно бизнес-плану — в 2014 - 2015 годах».

Что касается суммы ущерба владельцев технополиса, то сам глава FGN Capital Александр Халдей (совладелец технополиса) оценил ее в $50 миллионов (в СМИ называлась цифра в $ 120 млн.прим. ред.) Однако оговорился: это очень приблизительно и условно.

По-прежнему остается открытым вопрос и о причинах пожара. Среди них, например, есть версия поджога. Во всяком случае, на следующий день после пожара пресс-секретарь УК «Технополис «Новая Тура» Вадим Пестряков распространил официальное сообщение о том, что эту версию они считают наиболее вероятной. Поскольку ранее им поступали угрозы, хотя и недостаточно конкретные, что не позволило им написать заявление в полицию.

Также среди вероятных причин называлось самовозгорание. В день пожара электрики технополиса отключали электричество, а пожар начался вскоре после того, как оно вновь было подключено.

В августе этого года сдан в эксплуатацию второй павильон, куда переехала часть пострадавших предпринимателей

«ХОРОШО ХОТЬ КРЕДИТ УДАЛОСЬ ВЗЯТЬ»

Предприниматель «Новой Туры» Черникова рассказала «БИЗНЕС Online», что ей до сих пор не удалось расплатиться с поставщиками. При этом материальная компенсация, обещанная предпринимателям-погорельцам, также, по ее словам, не дошла до пострадавших.

— Несколько пострадавших в результате пожара наняли адвоката, самой первой статус потерпевшей получила я. После нас других предпринимателей-погорельцев стали вызывать в МЧС и признавать потерпевшими. До сих пор мы не получили ни копейки из материальной компенсации, которая нам положена. Мы даже не знаем, существуют ли фонды, которые обещал создать вице-премьер Равиль Муратов. Наш адвокат не может узнать, где находится дело по факту пожара. После пожара меня выжили из нового павильона «Туры» техническим путем. У меня предоплата там остается, но на сегодняшний день мою точку, которая досталась мне при розыгрыше, переоформили на другого человека.

Черникова рассказала «БИЗНЕС Online» о том, что во время пожара у нее сгорела точка общей площадью (вместе со складским помещением) в 20 кв. м, ущерб от сгоревшего товара составил 5 млн. рублей. Сейчас коммерсант работает в «Адмирале» в идентичной по площади торговой ячейке. По словам Черниковой, выйти на прежние обороты по продажам ей не удалось.

«Хорошо что мне хоть кредит удалость взять на 500 тысяч рублей в банке. Это на текущие расходы, я до сих пор с поставщиками не расплатилась. Кстати, из 250 заявок от предпринимателей на получение кредита, деньги получили только 18 человек!» — заявила Черникова.

Предприниматель Фарит Шамсутдинов, занимающийся торговлей головных уборов, в результате пожара потерял товар на 4,5 млн. рублей.

— В сгоревшем павильоне я владел двойной торговой ячейкой общей площадью в 40 квадратных метров. После пожара произошло деление на два оптовых рынка — это «Адмирал» и «Новая Тура». В этом плане мне повезло, откровенно говоря, «Тура» стала центром головных уборов. Что касается прежних оборотов, то я заметил спад продаж примерно на 20 процентов — это немало. Этот спад я в основном связываю с погодой (наступление зимы затянулось) и с тем, что в Казани работают два оптовых рынка. «Тура» находится за городом, «Адмирал» — в Казани. Соответственно, часть клиентов предпочитает приобретать вещи, не выезжая за пределы города.

Несмотря на то, что сейчас я продолжаю работать в «Туре», из-за пожара я понес большие убытки. Кроме убытка от сгоревшего товара, который я оцениваю в 4,5 миллиона рублей, мне пришлось брать кредиты. А любой кредит — это потеря денег, ведь я плачу проценты. К потерям по обороту надо прибавить проценты от кредитов.

Мой товарищ, который также продает головные уборы, потерял 5,5 миллионов рублей. Мы всегда работаем вместе, наши точки располагаются рядом. Есть наработанная база клиентов, есть небольшое производство головных уборов, ориентированное под нас.

Услышав от корреспондента «БИЗНЕС Online» о материальной компенсации, положенной пострадавшим в результате пожара, предприниматель признался, что ничего не слышал о ней. Он сразу вспомнил про льготные кредиты, которые выдавались пострадавшим.

— Я получил кредит на 500 тысяч рублей одним из первых, но эта возможность быстро свернулась с началом Универсиады. Как только начались студенческие Игры, программу по льготным кредитам тут же свернули, и многие люди не получили кредитов. Я даже не говорю о материальной помощи, но даже кредиты выдавали смешные. Что эти 500 тысяч для тех, кто потерял несколько миллионов?