ИСЧЕЗНОВЕНИЕ АДВОКАТА

Сегодня в Московском районном суде Казани после длительного перерыва продолжился процесс по громкому делу о гибели теплохода «Булгария». 21 ноября прошлого года после допроса бывшего старпома теплохода Рамиля Хаметова его адвокат Гурами Горгиладзе неожиданно выступил с ходатайством о назначении его подзащитному стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Судья объявил перерыв в судебном разбирательстве больше чем на месяц, за это время врачи должны были установить, страдал ли Хаметов во время крушения теплохода и страдает ли в настоящее время каким-либо психическим расстройством или психическим заболеванием.

И вот сегодня после перерыва процесс сорвал настоящий аншлаг. Судья Сергей Якунин, зайдя в зал и увидев количество людей, пришедших на заседание, попросил судебных приставов добавить дополнительный ряд стульев — всего в помещении находились более 50 человек. Среди них были и потерпевшие, и журналисты. Когда все организационные моменты утрясли, Якунин обратил внимание на то, что в зале нет Горгиладзе.

— Причина его отсутствия нам неизвестна, — объяснил судья и спросил у подсудимого Хаметова, почему его защитник не пришел на заседание.

— Местонахождение моего адвоката мне тоже неизвестно, мы не выходили на связь, — обескураживающе заявил Хаметов.

После того как среди потерпевших послышался недовольный ропот, встал вопрос о смене защитника для Хаметова, но последний был категорически против и подал ходатайство о переносе процесса на 21 января, проговорившись, что к этому времени Горгиладзе должен вернуться в Россию и сможет продолжить работу.

— Доиграешься ты, братан! — выкрикнул кто-то из зала, обращаясь к Хаметову.

— Вы, Хаметов, не в том положении, чтобы поступать так, — заметил судья, проигнорировав гневные выкрики. — Вы единственный из всех подсудимых находитесь не под стражей и должны понимать, какие неудобства доставляет нам откладывание процесса.

В итоге судья решил, если в течение пяти дней адвокат Горгиладзе не даст о себе знать или хотя бы не уведомит суд о своем местонахождении по факсу, Хаметову назначат нового защитника.

Подсудимый Рамиль Хаметов

— Да ведь у него было еще два адвоката, которые в свое время заменяли Горгиладзе, — заявила потерпевшая Гульнара Назарова, которая исправно посещает каждое судебное заседание. Судья подтвердил: да, у Хаметова были и другие защитники, и если Горгиладзе не объявится, они его заменят.

Якунин также сообщил, что судебно-психиатрическая экспертиза, на проведении которой настаивал в ноябре Горгиладзе, готова и ее результаты будут озвучены в следующий раз. Также на следующем заседании будет рассмотрено прошение подсудимой Светланы Инякиной, которая потребовала амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции России.

— Да какая ей амнистия! — не сдержалась Назарова.

Затем слово взял другой потерпевший — Геннадий Игнарин. Он напомнил присутствующим о том, что сегодняшнее заседание по делу о крушении «Булгарии» сотое по счету.

— Уже прошло 100 заседаний, сегодня юбилейное, 922 дня прошло с момента этой трагедии, а суд так и топчется на месте, — вздохнул мужчина.

— Суд на месте не топчется, — заверил судья Игнарина. — Уверяю вас! Сейчас мы закончим иссследование доказательств защиты и после этого продолжим... И мы ведь не знаем, что произошло с Горгиладзе на самом деле. Может быть, его действительно нет по уважительной причине.

Отметим, газете «БИЗНЕС Online» также не удалось связаться с адвокатом по сотовому телефону — он был недоступен.

ЮБИЛЕЙНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Судебный процесс по делу о гибели теплохода «Булгария» стартовал в Московском районном суде 6 мая 2013 года, то есть спустя почти два года после самого ЧП. За этим судебным разбирательством, равно как и за делом о пытках в «Дальнем», следят не только в Татарстане, но и за пределами республики. Процесс начался не в стенах суда, а во дворце культуры «Юность», просто потому, что маленький зал суда не смог бы вместить всех участников. Напомним, на скамье подсудимых по громкому делу оказались пять человек: субарендатор «Булгарии» Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов, старший помощник капитана теплохода Хаметов и два сотрудника Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. Все подсудимые, кроме Семенова, свою вину не признали. Семенов признал ее частично.

Газета «БИЗНЕС Online» максимально подробно освещала каждое судебное заседание. Надо отдать должное судье Якунину — во многом благодаря ему процессу изначально был задан динамичный темп. Когда летом выяснилось, что в суд для дачи показаний неохотно идут потерпевшие, выжившие пассажиры теплохода, Якунин распорядился обеспечить принудительную явку, и дело не забуксовало.

К осени допрос потерпевших закончился и начался допрос экспертов и прочих свидетелей. С большим интересом суд и адвокаты подсудимых выслушали старшего механика затонувшего теплохода Константина Пузанкова и Валерия Незнакина, который до 30 мая минувшего года был генеральным директором ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП). К ним было больше всего вопросов, Пузанкова даже пришлось допрашивать несколько дней. А компания Незнакина сдавала в аренду затонувший теплоход сначала ООО «Бриз», а тот, в свою очередь, сдавал его компании «АргоРечТур» — компании Инякиной.

Среди VIP-свидетелей, допрошенных судом, оказалась руководительница республиканского Роспотребнадзора Марина Патяшина. Она сообщила суду о том, что подсудимая Инякина за несколько недель до крушения теплохода обратилась в Роспотребнадзор с заявлением на получение санитарного свидетельства. Но больше субарендатора коллеги Патяшиной не видели.

— Проверки на самом теплоходе сотрудники Роспотребнадзора не проводили, пакет документов мы тоже не получили, нам вообще сказали, что «Булгария» встала на ремонт, — рассказывала руководительница надзорного ведомства.

Еще одним свидетелем стал капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который за спасение выживших пассажиров получил награды и стал олицетворением героизма. Его допрашивали два дня. Во время допроса в суде Лизалин неоднократно эмоционально удивлялся бездействию экипажа. По словам капитана, действия, которые не производились на «Булгарии» экипажем судна, «даже на самом расхлябанном судне делаются». В связи с чем капитан «Арабеллы» сделал вывод, что дисциплины на «Булгарии» не было вообще. Лизалин высказался о компетентности командного состава «Булгарии», действия которого, по мнению потерпевших, вкупе с другими обстоятельствами привели к крушению теплохода.

— Учитывая все вышесказанное, я начинаю сомневаться в компетентности экипажа, — заявил Лизалин. — Боюсь давать на эту тему какие-то комментарии. Может создаться мнение, что не все в экипаже сумели объективно оценить ситуацию.

На финишную прямую процесс по делу о гибели «Булгарии» выйдет, скорее всего, не раньше поздней весны.