«ШОКОЛАДНЫЙ ПРОЕКТ» БКК ВЫХОДИТ НА СТАДИЮ СТРОЙКИ
Подготовка к строительству фабрики находится на стадии решения земельных вопросов — накануне сборник документов казанского исполкома опубликовал извещение о предстоящих публичных слушаниях. По просьбе ОАО «БКК» мэр Казани Ильсур Метшин назначил слушания по предоставлению условно разрешенных видов использования земельных участков на улице Адоратского — два участка общей площадью около 2,3 га под шоколадную фабрику в зоне незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности). Слушания пройдут 17 февраля.
О деталях проекта газете «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» Булат Кутдусов. По его словам, новая шоколадная фабрика будет отдельным предприятием.
— Мы смотрели разные проекты по развитию земельного участка, имеющегося в нашей собственности, и остановились на конфетной фабрике, — рассказал Кутдусов. — После закрытия фабрики «Заря» крупных производителей конфет в Казани не осталось, несмотря на то что объем потребления конфет в Татарстане, согласно статданным, около 16 тысяч тонн в год. Большая часть продукции завозится.
На фоне развитой промышленности республики и высокого уровня потребления сладкой продукции отсутствие собственного конфетного бренда — пробел, который намеревается восполнить БКК. В Ульяновске, Мордовии, Чувашии есть крупные фабрики, отметил Кутдусов.
ПРОЕКТ В 2,5 МЛРД. РУБЛЕЙ ПРОФИНАНСИРУЮТ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ БАНКИ
Рынок шоколадных конфет сложный и насыщенный, вход на него затрудняют высокая конкуренция и дороговизна оборудования. Но рынок является растущим, отмечает Кутдусов.
— К концу года мы завершим строительство и к новому году начнем отработку технологий. Это может занять от трех месяцев до полугода — и фабрика выйдет на проектную мощность, — отметил он.
Ранее уже было известно, что объем инвестиций может составить 1,5 млрд. рублей. Однако в ходе проработки проекта его параметры существенно изменились. Теперь это 2,5 млрд. рублей, соотношение собственного и заемного капитала типично для проектного финансирования: 30% на 70%. Срок окупаемости — 5 - 7 лет. Мощность фабрики, которая станет дочерним предприятием БКК, сохранится на ранее заявленном уровне — 1,5 т продукции на каждую из трех «шоколадных» линий в сутки. Две из них будут смонтированы сразу, третья будет установлена после запуска производства. Ожидается, что годовой оборот «шоколадной дочки» в 5 раз превысит выручку материнской компании, который по итогам 2013 года составил свыше 1 млрд. рублей. К финансированию проекта привлекаются крупные федеральные банки, однако Кутдусов не сообщил, какие именно, и не озвучил условия, на которых будет идти финансирование проекта.
Конфетная фабрика потребует создания дополнительных 500 - 600 рабочих мест. Сейчас на БКК работают 850 человек. Плюсы БКК — не только собственная земля по соседству с действующим производством, но и подготовленный персонал. А технологический персонал в этой сфере нарабатывает опыт в течение 10 - 15 лет, утверждают в БКК.
В ОАЭ ПОЛЮБИЛИ КАЗАНСКИЕ СУШКИ
Причины значительного увеличения стоимости проекта Кутдусов объяснил тем, что в компании решили увеличить предполагаемый ассортимент выпуска. Это будет примерно 50 наименований продукции — шоколадные конфеты, конфеты с начинками и плиточный шоколад. Кроме того, будут и всевозможные шоколадные сувениры. Гендиректор не исключил, что они будут носить казанский колорит и покупатель сможет выбрать что-нибудь вроде шоколадного Зиланта.
— Мы внимательно изучили рынок, привлекли питерских, московских экспертов по маркетингу и созданию брендов, — пояснил он.
Как будут называться конфеты? Бренды уже разработаны, и сейчас идет их регистрация, заявки уже прошли контроль патентной чистоты, и окончательная регистрация, как надеются в БКК, — дело пары месяцев. Хотя вообще процесс занимает до года.
— Мы планируем позиционировать бренды в зависимости от регионов: Поволжье, Северо-Запад, Центральный федеральный округ, — приоткрыл некоторые детали Кутдусов. — Изучено восприятие жителей центральной России и республики, какие ожидания люди связывают с новой продукцией, которая может выйти из Татарстана. Мы использовали нашу уникальность, будет присутствовать и тонкость Востока. В дизайне будет отражена и принадлежность к мусульманскому миру, и современность.
БКК планирует реализовывать шоколадную продукцию через уже существующую сбытовую сеть — 1,8 тыс. магазинов в РФ. Через сети ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») продукция БКК продается в Екатеринбурге, Уфе, Самаре, еще около 10 крупных городах Поволжья и Урала. Кроме того, есть выход и на зарубежный рынок — в частности, продукция востребована в ОАЭ.
— В Арабских Эмиратах пользуются спросом сушки и чак-чак, — добавил подробностей Кутдусов. — Мы завезли туда и вафельную продукцию, но особенно активно пошли именно они.
Интересно, что проект БКК реализуется параллельно с недавно запущенным конфетным проектом «Эссен Продакшн» Леонида Барышева.
— Мы работаем на растущем рынке, и у нас с кондитерской фабрикой «Эссен Продакшн» абсолютно не пересекающиеся позиции по ассортименту. Поэтому мы партнеры и можем дополнять друг друга. Нам хватило мудрости еще на стадии планирования обсудить технологии и ассортиментную политику, чтобы не конкурировать.
РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ БУДЕТ РАСТИ НА 5% В ГОД
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили объем локального рынка кондитерских изделий РТ примерно в 15 - 20 млрд. рублей. При этом конкурировать казанским кондитерам придется с крупными транснациональными и отечественными игроками.
Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:
— Рынок шоколадных конфет постепенно возвращается на докризисный уровень, при этом темпы роста потребления в среднем составляют порядка 7 процентов в год. Впрочем, ожидаются замедление темпов роста и приближение к общемировой динамике в 2 процента в год. При этом за 2013 год объем российского рынка шоколада составил порядка 700 тысяч тонн.
При максимальной загрузке мощностей компания будет выпускать порядка 1,6 тысячи тонн шоколадных конфет в сутки, в результате не думаю, что приход БКК может оказать значительное влияние на рынок в целом, так как это всего 0,2 процента от общего объема потребления шоколада в России.
Среднестатистический россиянин потребляет порядка 4,5 килограммов шоколада в год, впрочем, это достаточно низкий уровень по сравнению, например, со Швейцарией, в которой приходится около 10,5 килограммов шоколада в год. При этом порядка 60 процентов потребления шоколадных изделий приходится именно на конфеты. Несмотря на то что доля импортных изделий достаточно небольшая (10 - 15 процентов), основной объем производства приходится на группу «Объединенные кондитеры» и на заводы зарубежных производителей, таких как Nestle, Mars, Cadbury и другие.
Основным условием успеха при запуске нового бренда шоколадных конфет является его дистрибуция. В целом городе Казани значительная часть населения является мусульманами, в связи с этим то, что продукция БКК соответствует нормам ислама, является конкурентным преимуществом компании. Также в результате того, что основными конкурентами продукции данного завода будут, скорее всего, не Nestle и Mars, а конфеты менее известных компаний, можно ожидать, что БКК сможет найти свой рынок сбыта и занять долю на местном рынке.
Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:
— В целом проект выглядит довольно интересно. При условии эффективной реализации такая диверсификация и выход в относительно новый для БКК сегмент, полагаю, позволят повысить рентабельность предприятия, так как сегмент шоколадных изделий отличается более высокой маржинальностью и в целом будет способствовать усилению позиций компании на локальном рынке. Вполне вероятно, расширение портфеля продукции позитивно отразится и на положении компании на рынках соседних регионов, так как более сбалансированный ассортимент позволит эффективнее конкурировать с другими игроками, оперирующими широкой линейкой брендов в разных сегментах. Полагаю, профильное предприятие располагает значительными ресурсами и компетенциями для развития нового направления. Впрочем, помимо собственно капитальных затрат на ввод новых производственных мощностей запуск нового направления, вероятно, потребует в дальнейшем значительных дополнительных инвестиций в маркетинг и дистрибуцию.
Объем российского рынка кондитерских изделий по итогам 2013 года составляет около 700 миллиардов рублей. Объем локального рынка кондитерских изделий РТ можно примерно оценить в диапазоне 15 - 20 миллиардов рублей.
Средние темпы роста рынка в номинальном денежном выражении в последние годы варьируются в большинстве регионов в диапазоне 10 - 15 процентов. В значительной степени высокая динамика роста была обусловлена сильной инфляцией в секторе, связанной с опережающим ростом цен на основное сырье. В товарной массе рынок в среднем рос на 5 - 6 процентов. Полагаю, что в среднесрочной перспективе темпы роста сохранятся на сопоставимом уровне, так как в секторе, несомненно, сохраняется значительный потенциал роста, который будет реализован по мере увеличения доходов и расширения потребления, особенно продукции высоких ценовых сегментов. Сегодня среднедушевое потребление кондитерских изделий составляет около 12 килограммов в год, в том числе шоколадных изделий — около 5 килограммов в год. Я ожидаю, что в среднесрочной перспективе следующих трех-пяти лет в товарной массе рынок продолжит расти умеренными темпами на уровне около 5 процентов.
Что касается конкуренции на рынке, то ее уровень в целом весьма высок. Подавляющая часть рынка, особенно в наиболее маржинальном сегменте сахаристых изделий, консолидирована несколькими крупными транснациональными и отечественными игроками (крупнейшие игроки сегмента — «Объединенные кондитеры», Nestle, Mars, Kraft Foods).
В секторе мучных кондитерских изделий, в том числе в сегменте тортов и пирожных, хлебобулочных изделий, уровень консолидации, напротив, сравнительно невысок. Здесь превалируют локальные предприятия. Однако избыток игроков также становится причиной формирования насыщенной конкурентной среды.
Справка
Открытое акционерное общество «Булочно-кондитерский комбинат»
Создано в 1986 году.
Директор: Булат Фатихович Кутдусов
На сегодняшний день БКК имеет автоматические линии по производству вафельной и хлебной продукции, оборудование по контролю за температурой хлеба и линию «Рондо», способную производить одновременно более 60 видов продукции.
Новая торговая марка «Мастер Сластер» — это самая широкая ассортиментная линейка в России, которая выпускается под единым брендом. Более 100 наименований продукции «Мастер Сластер» уже представлены в пяти городах России (Москва, Казань, Набережные Челны, Самара, Нижний Новгород) и двенадцати торговых сетях.
По данным выписки из ЕГРЮЛ ФНС России по состоянию на 31.01.2014 учредителями БКК являются:
— Центральный депозитарий Республики Татарстан — 54%;
— Объединенная депозитная компания 46%.
В свою очередь учредителями Центрального депозитария РТ является минземимущество РТ (99,99), ООО «Учебно-консалтинговый центр АСС» (0,00081) и физлица.
Ранее БКК контролировался ОАО «ХК «Золотой колос».
По итогам 2012 года БКК получил чистую прибыль в 1,3 млн. рублей. Валовая прибыль составила 204,5 млн. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.