«ШОКОЛАДНЫЙ ПРОЕКТ» БКК ВЫХОДИТ НА СТАДИЮ СТРОЙКИ

Подготовка к строительству фабрики находится на стадии решения земельных вопросов — накануне сборник документов казанского исполкома опубликовал извещение о предстоящих публичных слушаниях. По просьбе ОАО «БКК» мэр Казани Ильсур Метшин назначил слушания по предоставлению условно разрешенных видов использования земельных участков на улице Адоратского — два участка общей площадью около 2,3 га под шоколадную фабрику в зоне незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности). Слушания пройдут 17 февраля.

О деталях проекта газете «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» Булат Кутдусов. По его словам, новая шоколадная фабрика будет отдельным предприятием.

— Мы смотрели разные проекты по развитию земельного участка, имеющегося в нашей собственности, и остановились на конфетной фабрике, — рассказал Кутдусов. — После закрытия фабрики «Заря» крупных производителей конфет в Казани не осталось, несмотря на то что объем потребления конфет в Татарстане, согласно статданным, около 16 тысяч тонн в год. Большая часть продукции завозится.

На фоне развитой промышленности республики и высокого уровня потребления сладкой продукции отсутствие собственного конфетного бренда — пробел, который намеревается восполнить БКК. В Ульяновске, Мордовии, Чувашии есть крупные фабрики, отметил Кутдусов.

ПРОЕКТ В 2,5 МЛРД. РУБЛЕЙ ПРОФИНАНСИРУЮТ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ БАНКИ

Рынок шоколадных конфет сложный и насыщенный, вход на него затрудняют высокая конкуренция и дороговизна оборудования. Но рынок является растущим, отмечает Кутдусов.

— К концу года мы завершим строительство и к новому году начнем отработку технологий. Это может занять от трех месяцев до полугода — и фабрика выйдет на проектную мощность, — отметил он.

Ранее уже было известно, что объем инвестиций может составить 1,5 млрд. рублей. Однако в ходе проработки проекта его параметры существенно изменились. Теперь это 2,5 млрд. рублей, соотношение собственного и заемного капитала типично для проектного финансирования: 30% на 70%. Срок окупаемости — 5 - 7 лет. Мощность фабрики, которая станет дочерним предприятием БКК, сохранится на ранее заявленном уровне — 1,5 т продукции на каждую из трех «шоколадных» линий в сутки. Две из них будут смонтированы сразу, третья будет установлена после запуска производства. Ожидается, что годовой оборот «шоколадной дочки» в 5 раз превысит выручку материнской компании, который по итогам 2013 года составил свыше 1 млрд. рублей. К финансированию проекта привлекаются крупные федеральные банки, однако Кутдусов не сообщил, какие именно, и не озвучил условия, на которых будет идти финансирование проекта.

Конфетная фабрика потребует создания дополнительных 500 - 600 рабочих мест. Сейчас на БКК работают 850 человек. Плюсы БКК — не только собственная земля по соседству с действующим производством, но и подготовленный персонал. А технологический персонал в этой сфере нарабатывает опыт в течение 10 - 15 лет, утверждают в БКК.

В ОАЭ ПОЛЮБИЛИ КАЗАНСКИЕ СУШКИ

Причины значительного увеличения стоимости проекта Кутдусов объяснил тем, что в компании решили увеличить предполагаемый ассортимент выпуска. Это будет примерно 50 наименований продукции — шоколадные конфеты, конфеты с начинками и плиточный шоколад. Кроме того, будут и всевозможные шоколадные сувениры. Гендиректор не исключил, что они будут носить казанский колорит и покупатель сможет выбрать что-нибудь вроде шоколадного Зиланта.

— Мы внимательно изучили рынок, привлекли питерских, московских экспертов по маркетингу и созданию брендов, — пояснил он.

Как будут называться конфеты? Бренды уже разработаны, и сейчас идет их регистрация, заявки уже прошли контроль патентной чистоты, и окончательная регистрация, как надеются в БКК, — дело пары месяцев. Хотя вообще процесс занимает до года.

— Мы планируем позиционировать бренды в зависимости от регионов: Поволжье, Северо-Запад, Центральный федеральный округ, — приоткрыл некоторые детали Кутдусов. — Изучено восприятие жителей центральной России и республики, какие ожидания люди связывают с новой продукцией, которая может выйти из Татарстана. Мы использовали нашу уникальность, будет присутствовать и тонкость Востока. В дизайне будет отражена и принадлежность к мусульманскому миру, и современность.

БКК планирует реализовывать шоколадную продукцию через уже существующую сбытовую сеть — 1,8 тыс. магазинов в РФ. Через сети ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») продукция БКК продается в Екатеринбурге, Уфе, Самаре, еще около 10 крупных городах Поволжья и Урала. Кроме того, есть выход и на зарубежный рынок — в частности, продукция востребована в ОАЭ.

— В Арабских Эмиратах пользуются спросом сушки и чак-чак, — добавил подробностей Кутдусов. — Мы завезли туда и вафельную продукцию, но особенно активно пошли именно они.

Интересно, что проект БКК реализуется параллельно с недавно запущенным конфетным проектом «Эссен Продакшн» Леонида Барышева.

— Мы работаем на растущем рынке, и у нас с кондитерской фабрикой «Эссен Продакшн» абсолютно не пересекающиеся позиции по ассортименту. Поэтому мы партнеры и можем дополнять друг друга. Нам хватило мудрости еще на стадии планирования обсудить технологии и ассортиментную политику, чтобы не конкурировать.

РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ БУДЕТ РАСТИ НА 5% В ГОД

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили объем локального рынка кондитерских изделий РТ примерно в 15 - 20 млрд. рублей. При этом конкурировать казанским кондитерам придется с крупными транснациональными и отечественными игроками.

Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:

— Рынок шоколадных конфет постепенно возвращается на докризисный уровень, при этом темпы роста потребления в среднем составляют порядка 7 процентов в год. Впрочем, ожидаются замедление темпов роста и приближение к общемировой динамике в 2 процента в год. При этом за 2013 год объем российского рынка шоколада составил порядка 700 тысяч тонн.

При максимальной загрузке мощностей компания будет выпускать порядка 1,6 тысячи тонн шоколадных конфет в сутки, в результате не думаю, что приход БКК может оказать значительное влияние на рынок в целом, так как это всего 0,2 процента от общего объема потребления шоколада в России.

Среднестатистический россиянин потребляет порядка 4,5 килограммов шоколада в год, впрочем, это достаточно низкий уровень по сравнению, например, со Швейцарией, в которой приходится около 10,5 килограммов шоколада в год. При этом порядка 60 процентов потребления шоколадных изделий приходится именно на конфеты. Несмотря на то что доля импортных изделий достаточно небольшая (10 - 15 процентов), основной объем производства приходится на группу «Объединенные кондитеры» и на заводы зарубежных производителей, таких как Nestle, Mars, Cadbury и другие.

Основным условием успеха при запуске нового бренда шоколадных конфет является его дистрибуция. В целом городе Казани значительная часть населения является мусульманами, в связи с этим то, что продукция БКК соответствует нормам ислама, является конкурентным преимуществом компании. Также в результате того, что основными конкурентами продукции данного завода будут, скорее всего, не Nestle и Mars, а конфеты менее известных компаний, можно ожидать, что БКК сможет найти свой рынок сбыта и занять долю на местном рынке.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— В целом проект выглядит довольно интересно. При условии эффективной реализации такая диверсификация и выход в относительно новый для БКК сегмент, полагаю, позволят повысить рентабельность предприятия, так как сегмент шоколадных изделий отличается более высокой маржинальностью и в целом будет способствовать усилению позиций компании на локальном рынке. Вполне вероятно, расширение портфеля продукции позитивно отразится и на положении компании на рынках соседних регионов, так как более сбалансированный ассортимент позволит эффективнее конкурировать с другими игроками, оперирующими широкой линейкой брендов в разных сегментах. Полагаю, профильное предприятие располагает значительными ресурсами и компетенциями для развития нового направления. Впрочем, помимо собственно капитальных затрат на ввод новых производственных мощностей запуск нового направления, вероятно, потребует в дальнейшем значительных дополнительных инвестиций в маркетинг и дистрибуцию.

Объем российского рынка кондитерских изделий по итогам 2013 года составляет около 700 миллиардов рублей. Объем локального рынка кондитерских изделий РТ можно примерно оценить в диапазоне 15 - 20 миллиардов рублей.

Средние темпы роста рынка в номинальном денежном выражении в последние годы варьируются в большинстве регионов в диапазоне 10 - 15 процентов. В значительной степени высокая динамика роста была обусловлена сильной инфляцией в секторе, связанной с опережающим ростом цен на основное сырье. В товарной массе рынок в среднем рос на 5 - 6 процентов. Полагаю, что в среднесрочной перспективе темпы роста сохранятся на сопоставимом уровне, так как в секторе, несомненно, сохраняется значительный потенциал роста, который будет реализован по мере увеличения доходов и расширения потребления, особенно продукции высоких ценовых сегментов. Сегодня среднедушевое потребление кондитерских изделий составляет около 12 килограммов в год, в том числе шоколадных изделий — около 5 килограммов в год. Я ожидаю, что в среднесрочной перспективе следующих трех-пяти лет в товарной массе рынок продолжит расти умеренными темпами на уровне около 5 процентов.

Что касается конкуренции на рынке, то ее уровень в целом весьма высок. Подавляющая часть рынка, особенно в наиболее маржинальном сегменте сахаристых изделий, консолидирована несколькими крупными транснациональными и отечественными игроками (крупнейшие игроки сегмента — «Объединенные кондитеры», Nestle, Mars, Kraft Foods).

В секторе мучных кондитерских изделий, в том числе в сегменте тортов и пирожных, хлебобулочных изделий, уровень консолидации, напротив, сравнительно невысок. Здесь превалируют локальные предприятия. Однако избыток игроков также становится причиной формирования насыщенной конкурентной среды.