Ориентировочно, сельскохозяйственная перепись пройдет в РТ с 1 июля по 15 августа 2016 года

МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДОЙДУТ ДО КАЖДОЙ КОРОВЫ, НО ЭТО БУДЕТ НЕСКОРО

В 2016 году в Татарстане, как и по всей России, будет проведена сельскохозяйственная перепись, в республике в настоящее время началась к ней подготовка. Об этом стало известно сегодня на заседании комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам, где депутаты рассмотрели проект закона РТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан на подготовку проведения всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года». Он позволяет начать районным властям подготовку к мероприятию.

Планируется, что перепись пройдет в республике с 1 июля по 15 августа 2016 года, при ее проведении будут учитываться данные по состоянию на 1 июля 2016 года. Предварительные итоги переписи планируется подвести в конце 2017 года, окончательные — в конце 2018 года.

На перепись в настоящее время выделено 45 млн. рублей из федерального центра, сообщил после заседания комитета газете «БИЗНЕС Online» заместитель министра финансов РТ Алексей Шишкин. Возможно, к 2016 году бюджет мероприятия в РТ изменится, однако в настоящее время прогнозировать сложно. Финансирование и схема подсчета определены федеральным центром. По словам Шишкина, пока основные затраты прогнозируются на зарплату переписчиков, связь, транспорт (для создания мобильных групп) и аренду помещений.

Отметим, что последний раз сельскохозяйственная перепись состоялась в 2006 году (а до этого — лишь в 1920 году). При этом теперь перепись должна проводиться не реже одного раза в 10 лет. Ранее сообщалось, что проведение всероссийской переписи планировалось в 2012 и 2014 годах, однако они так и не состоялись — средства из Москвы так и не были выделены (хотя, как заверили «БИЗНЕС Online» в минсельхозе РТ, никаких оргвопросов не было). Во время последней переписи в Татарстане было охвачено около полумиллиона различных объектов в 21 городе республиканского и районного подчинения, 19 поселках городского типа, 50 административных районах, 916 сельских муниципальных образованиях, 3082 сельских населенных пунктах. Другой вопрос, что, судя по всему, в переписи из чиновников мало кто заинтересован, судя по мнению ряда наших экспертов (туманные цифры дают возможность для широких манипуляций с субсидиями). А так, до 2017 года, когда мы получим реальные цифры по селу, согласно прошедшей переписи, можно жить нашему минсельхозу по известной притче про Насреддина, который рассуждал о шахе и его ишаке...

На комитете депутаты рекомендовали принять законопроект в первом чтении на ближайшем заседании парламента. Предварительно, оно состоится 13 февраля.

ПРИ ПЕРЕПИСИ ОХВАТ СТОПРОЦЕНТНЫЙ, А НЕ КАК У РОССТАТА

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», напомнили, что именно на сельхозпереписи 2006 года были основаны последующие программы в сельском хозяйстве.

Андрей Даниленко — председатель правления «Союзмолоко»:

Мы уже давно говорим, что, к сожалению, у нас государственная программа поддержки и вообще вся оценка ситуации в агропромышленном секторе (по крайней мере, по молоку точно) ориентируется на необъективные цифры. В первую очередь по количеству поголовья и объемам производства молока у населения, то есть в частных хозяйствах. Это приводит к тому, что мы не понимаем, сколько реально у нас производится молока, не видим реальную ситуацию динамики объемов производства. И мы не понимаем ситуацию с тем, какое же у нас реальное потребление на душу населения.

Причина сложившейся ситуации в том, что за счет показателей частного сектора в регионах России власти имеют возможность, мягко говоря, улучшать показатели — и это приводит к искажениям. Поэтому мы как отраслевое объединение сегодня настаиваем на том, что нужен реальный пересмотр подхода к управлению. Когда они базируются на показателях региона, это стимулирует к припискам. Если же поддержка будет ориентироваться на показатели конкретных индивидуальных хозяйств, это будет стимулировать развитие, потому что в конкретных хозяйствах можно проверить реальную ситуацию. Тогда стимул к припискам у регионов отпадает.

Поэтому алгоритм действий может быть следующим. Во-первых, необходимо провести определенную «статистическую амнистию». Во-вторых, однозначно пересмотреть программу поддержки в сторону индивидуальных хозяйств. Причем новая программа должна быть сконструирована не на коленке, а на основе реальной ситуации в отрасли.

Следует проводить перепись с пониманием этой ситуации. Выделяется достаточно ресурсов для проведения переписи не путем опросов управлений сельского хозяйства, а для реальной фактической проверки на местах. В этом случае она будет эффективной.

Николай Якушкин — ректор Татарского института переподготовки кадров агробизнеса:

— Есть, разумеется, статистические данные. Однако статистика изучает лишь часть хозяйств, не охватывает полностью все сельские, крестьянские, фермерские хозяйства. Если мы говорим о статистике по частным подворьям — а они дают примерно половину сельхозпродукции, то Росстат определяет данные расчетным путем, изучая около 400 хозяйств. При проведении переписи охват стопроцентный — все подворья со своей структурой, нюансами, всем тем, что имеется в сельской местности. Поэтому кроме выборочных обследований статистики необходимо проводить и сельскохозяйственную перепись.

Насколько реальна картина, которую получает минсельхоз? Полную информацию можно получить только в ходе переписи, на базе этих данных можно определять стратегию и тактику действий. И данные, полученные в 2006 году, были использованы в оперативной работе министерства сельского хозяйства РТ при составлении программ развития сельского хозяйства, например, на 2008 - 2012 годы.

Перепись — своеобразная инвентаризация того, что есть в сельском хозяйстве. Это вопросы и о земле, ее рационального использования, наличия заброшенных земель. Изучается состав населения: кто проживает на селе, по категориям, по половозрастному составу. Есть вопросы по технике: какая она, как используется. И так далее. В результате собирается и обобщается богатейший материал для анализа и принятия грамотных управленческих решений — без переписи это сделать невозможно.

Марсель Сабиров — председатель сельскохозяйственного потребительско-снабженческого кооператива «Восток» (Нурлатский район):

— Может, людям после переписи дадут субсидии? Сейчас скрывать нечего, дотации же даются на поголовье, на килограмм молока... Думаю, перепись покажет реальную картину в сельском хозяйстве, и хочется, чтобы государство после этого поддержало сельхозпроизводителей. У нас ведь все равно не полностью субсидируется. Вот, например, молоко, которым я занимаюсь, в Самарской области для сельскохозяйственных потребительских кооперативов ввели такой закон: за килограмм собранного молока 1 рубль 50 копеек субсидируется, а у нас почему-то такого нет.

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):

— Если проведут перепись, то будут знать, сколько животных, сколько КРС, сколько голов, какая потребность того же самого зерна внутри страны. Потому что по хозяйствам еще можно как-то по статистическим данным выявить, какое количество, а в личных подворьях только благодаря переписи можно посчитать. Физические лица, у кого личные подворья, нигде не отчитываются. Нужно узнать, например, какая на внутреннем рынке потребность зерна, потенциальную возможность производства молока.

Фермеры, которые зарегистрированы в установленном порядке, платят сельхозналог: доход минус расход, 6 процентов от оборота, сокращенно — ЕСХН. Но не думаю, что они будут скрывать, сколько у них зерна или КРС. Тут ведь хитро все устроено: если в органы статистики ты подаешь неверные данные, то это тоже наказуемо.

Павел Рэдзиш — гендиректор ООО УК «Русмолко»:

Разрабатывая инвестиционные планы и выстраивая бизнес в России, мы всегда берем за основу официальные статистические данные. Я вынужден констатировать, что на сегодняшний день они не всегда адекватно отражают реальную ситуацию в сельском хозяйстве. Поэтому я уверен, что проведение второй сельскохозяйственной переписи сыграет важную роль в повышении эффективности государственной аграрной политики в стране.

Ник Халливелл директор по стратегическому развитию группы компаний «Дамате»:

Мы можем делать долгосрочные инвестиции только на основании достоверной информации об объемах производства и потребления. Если говорить о молочном бизнесе, статистика и мнения экспертов в отдельных моментах расходятся почти на 40 процентов. И это касается прежде всего данных по частному и фермерскому секторам.

На этом фоне следует рассматривать перепись как инструмент, который может сыграть важную роль в стимулировании запуска новых инвестиционных проектов в нашем секторе.