КАМАЗ в конце минувшей недели опубликовал отчет о работе за четвертый квартал минувшего года. Самое пикантное в этом документе — размер вознаграждений, которые предназначены высшему руководству компании — членам совета директоров и членам правления. 19 человек за работу в руководящих структурах камского автогиганта, согласно отчету, получили заработную плату, бонусы и другие выплаты в размере 142 млн. рублей. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», попытались оценить, насколько данные выплаты являются адекватными с учетом противоречивых для челнинцев итогов года...
Ильдар Халиков, Сергей Чемезов и Сергей Когогин — члены совета директоров ОАО «КАМАЗ» |
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ КОГОГИН
ОАО «КАМАЗ» в конце минувшей недели опубликовало отчет о работе компании за четвертый квартал. Главная новость — члены совета директоров и правления за работу в прошлом году получат заработную плату, бонусы и другие выплаты в размере 141,9 млн. рублей. Это на 5,9% больше, чем они получили по итогам 2012 года, когда выплаты составили 134 млн. рублей, и почти в 1,5 раза больше, чем в 2011 году — 66,7 млн. рублей.
Однако при этом выплаты членам совета директоров по сравнению с 2012 годом снизились в 2,9 раза — до 8 млн. рублей. А членам правления, наоборот, увеличились на 20,6% до 133,8 млн. рублей (из этой суммы 53,2 млн. рублей пришлось на зарплату и 80,5 млн. рублей — на премиальные выплаты). Почему произошло именно такое распределение, газете «БИЗНЕС Online» спросила у Олега Афанасьева — руководителя пресс-службы ОАО «КАМАЗ», однако он не стал комментировать выплату вознаграждений, отметив лишь, что такое решение было принято на совете директоров.
В состав правления входят 7 человек (Ирек Гумеров, Павел Каничев, Юрий Клочков, Сергей Когогин, Елена Милинова, Кирилл Пузырьков, Ахат Урманов), их призовые куда весомее. Если не брать во внимание зарплату, то бонусы составят 11,5 млн. рублей (с учетом равной доли каждого), а «генерал» КАМАЗа Сергей Когогин с учетом нахождения в совете директоров получит за год 12,3 млн. рублей. Зарплата же членов правления составила для каждого в среднем 7,6 млн. рублей в год (или 630 тыс. рублей в месяц). Итак, каковы же личные бонусы? Известно, что в состав совета директоров КАМАЗа входят 11 человек (председатель Сергей Чемезов, Михаил Бройтман, Рубен Варданян, Игорь Завьялов, Когогин, Гумер Нуретдинов, Сергей Скворцов, Маттиас Грюндлер, Ильдар Халиков, Илкка Салонен, Владимир Дмитриев). Если разделить на них 8 млн., то каждый получит по 800 тыс. рублей. Кстати, исключение составляет премьер-министр РТ Ильдар Халиков, который как представитель государства не получает ни бонусы, ни зарплату.
Суммы, конечно, многих впечатляют. Но, с другой стороны, это относительно немного по сравнению с топ-менеджерами других крупных российских компаний, у которых ежемесячные выплаты доходят до миллиона. Но с другой — если сравнить со средней зарплатой по КАМАЗу, то так называемый разрыв между доходами членов правления и работниками — децильный коэффициент — составляет 58 раз.
КАМАЗ СОКРАТИЛ ПРОДАЖИ, НО РЫНОК УПАЛ СИЛЬНЕЕ
Выплаты членам правления и совету директоров происходят на фоне снижения реализации ОАО «КАМАЗ» на российском рынке на 4,7% — с 40,2 тыс. автомобилей и комплектов в 2012 году до 38,3 тыс. автомобилей и комплектов в 2013 году.
Однако рынок в целом в 2013 году упал весьма существенно — на 28,5%, и доля автогиганта из Челнов, напротив, заметно выросла. На рынке грузовых авто полной массой 14 - 40 т, то есть в своем основном сегменте, доля увеличилась на 11,3 п.п. — до 44,8%. Такое явление характерно для падающего рынка: покупатели сокращают объемы и горизонты инвестирования и больше обращают внимание на доступную и быстро окупаемую технику. Однако дела у того же МАЗа шли заметно хуже: минус 3,4 п.п. И есть еще ряд причин, по которым КАМАЗ держится заметно лучше рынка. Более подробно их рассмотрим в материале, посвященном рынку грузовых автомобилей РФ, на основе данных агентства Автостат.
КАМАЗ, как может, пытается сдержать падение продаж авто (и в том числе запчастей, реализация которых сократилась на 7,5%), вложившись в прошлом году в масштабное расширение дилерской сети. Она увеличилась сразу на 26 представителей — до 220 на 1 января 2014 года. Можно добавить, что тот же МАЗ тут уступает в разы.
«Необходимость в расширении сети связана с двумя основными причинами. Первая заключается в том, что обслуживать и ремонтировать автомобили экологического класса «Евро-3», «Евро-4» и выше уже нельзя в кустарных условиях, как это иногда бывало раньше, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Афанасьев. — Поэтому возникла необходимость в поиске компаний, способных качественно производить обслуживание и ремонт наших автомобилей. Вторая причина заключается непосредственно в необходимости расширения дилерской сети: не всегда наши представители могут удовлетворить существующий спрос на местах. Нам известны факты, что потенциальные покупатели (если, например, в регионе всего один дилер) не могли приобрести необходимую им технику».
Совет директоров КАМАЗа |
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ СОВЕТА
Эксперты оценили газете «БИЗНЕС Online» выплату премиальных для топ-менеджмента КАМАЗа:
Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:
— Общая сумма выплат осталась примерно на уровне 2012 года. Значительно было сокращено вознаграждение членам совета директоров, которое снизилось почти в 3 раза. За счет этого было поднято вознаграждение членам правления, которые принимают непосредственное участие в управлении предприятием. Нельзя не отметить, что 2013 год был непростым для сектора тяжелых грузовиков и КАМАЗ продемонстрировал удержание позиций и увеличение доли на рынке. Несмотря на то что прибыль компании снизилась, это не означает, что члены правления плохо работали и не достойны вознаграждения. Была проведена работа по усилению позиций КАМАЗа в Казахстане и на Украине. Основной результат этой работы должен проявиться в этом и следующем годах, хотя надо признать, что ситуация на этих рынках непростая.
Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:
— Совет директоров и правление компании — это фактически те органы, деятельность которых является очень важной для ОАО. И от качества управления, безусловно, во многом зависят итоги работы общества. И это самое качество управления должно оцениваться некими измеримыми параметрами. В том числе, например, чистой прибылью предприятия. Когда орган работает, он должен получать за это заработную плату и, возможно, какие-то бонусы. А размер вознаграждения должен быть привязан к этому показателю.
Другое дело, что КАМАЗ сейчас изрядно лихорадит. Наша компания являлась поставщиком автогиганта по двум позициям. И КАМАЗ постоянно работает со своими поставщиками в таком направлении: требует снижения цены при сохранении качества. По одной позиции мы пока выдерживаем требования КАМАЗа, а вот по другой не смогли снизить цену. Это показатель того, что КАМАЗ нуждается в сокращении расходов. В этой ситуации акционерам стоило бы еще тщательнее подумать о выплате вознаграждения управляющим органам.
Алексей Захаров — аналитик ИХ «ФИНАМ»:
— Совет директоров за 2013 год получил вознаграждение в 3 раза меньше, чем в прошлом году. С этим все нормально. Не вызывает особых вопросов и зарплата членов правления — она выросла на 4,5 процента, что даже не покрывает инфляции, даже официальной.
Рост на 34 процента суммы премий членов правления может быть обусловлен тем, что в 2013 году они получили вознаграждение по результатам 2012 года, который для КАМАЗа был удачным.
Николай Лаптев — директор филиала брокерского дома «Открытие» в Казани:
— Среднемесячная номинальная зарплата в РФ в 2013 году выросла примерно на 10 процентов. Так что увеличение совокупного вознаграждения руководству эмитента на 5,9 процента — это скромно. При этом реализация КАМАЗа на внутреннем рынке снизилась на 2,8 процента, а весь рынок сжался на 15 - 20 процентов. То есть результаты КАМАЗа очень сильные.
Бонусы руководства, по-хорошему, должны быть в первую очередь привязаны к каким-то долгосрочным стратегическим задачам. Из вышесказанного следует, что размер вознаграждения руководства компании был вполне адекватен.
Руслан Фатыхов — директор филиала «БКС Премьер» в Казани:
— Вознаграждение находится на рыночном уровне сопоставимых компаний. Общее снижение продаж было вызвано объективными причинами в виде замедления экономического роста, что сразу же сказывается на покупках тяжелой техники и грузовиков. С учетом инфляции вознаграждение осталось практически на уровне прошлого года, видимо, менеджмент считает такой спад плановым и не считает нужным экономить на топ-менеджерах.
Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:
— Дилерская сеть КАМАЗа расширилась за счет активной реализации прицепной техники. Осенью прошлого года компания разработала сбытовую стратегию, сформировала ценовую политику и приступила к централизации продаж прицепной техники. Стратегия имела успех, новые дилеры заинтересовались реализацией прицепной техники КАМАЗа.
Произошло объединение дилерских сетей дочерних предприятий КАМАЗа ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» и ОАО «НЕФАЗ». Кроме того, была задействована товаропроводящая сеть. Активное расширение дилерской сети произошло в последние два месяца 2013 года.
По итогам 2013 года доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн составила 44,8 процента (за аналогичный период 2012 года она составляла 33,5 процента). Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 2013 года составил 7,9 тысячи единиц, что на 34,6 процента меньше, чем за аналогичный период 2012 года.
Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 12 месяцев 2013 года составила 8,6 процента (доля за аналогичный период 2012 года составляла 6,7 процента). Доля реализации ОАО «КАМАЗ» на рынке России по итогам 2013 года составила 87,1 процента от общей реализации грузовых автомобилей и сборочных комплектов в штуках.
В целом отчетность КАМАЗа можно оценить как хорошую, учитывая, что компании удалось увеличить долю на российском рынке грузовых автомобилей при его общем сокращении на 28 процентов.
Справка
Состав совета директоров ОАО «КАМАЗ»:
Сергей Чемезов — генеральный директор государственной корпорации «Ростех»;
Михаил Бройтман — заместитель генерального директора ЗАО «СИБ Финансовый консультант»;
Рубен Варданян — управляющий директор Sberbank CIB;
Игорь Завьялов — заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии»;
Гумер Нуретдинов — председатель профсоюзного комитета работников ОАО «КАМАЗ»;
Сергей Скворцов — управляющий директор по инвестициям госкорпорации «Ростех»;
Маттиас Грюндлер — финансовый директор подразделения Daimler Trucks and Buses;
Илкка Сеппо Салонен — председатель правления «Уралсиба»;
Владимир Дмитриев — председатель Внешэкономбанка;
Сергей Когогин — генеральный директор ОАО «КАМАЗ»;
Ильдар Халиков — премьер-министр РТ.
Состав правления ОАО «КАМАЗ»:
Гумеров Ирек — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — директор по развитию;
Каничев Павел — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по продажам и сервису;
Клочков Юрий — первый заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — исполнительный директор;
Когогин Сергей — генеральный директор ОАО «КАМАЗ»;
Милинова Елена — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — финансовый директор;
Пузырьков Кирилл — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию;
Урманов Ахат — заместитель председателя правления ОАО «КАМАЗ».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.