В ПРИОРИТЕТЕ — ЧЕЛНИНСКОЕ

Накануне в Набережных Челнах в выставочном центре «ЭКСПО-КАМА» начал работу IX Камский промышленный форум. В нем участвуют 65 компаний из 16 регионов России, а также Беларуси, при этом организаторам пришлось отказать 30 компаниям — не хватило площадей. В рамках форума проходят 8 специализированных выставок, посвященных машиностроению, деревообработке, автокомпонентам, нефтехимии, энергетике, промышленной безопасности и так далее. Несмотря на то, что организаторы и участники форума отмечают его значимость, первые лица республики и Набережных Челнов не почтили его открытие своим присутствием. Из Казани на форум приехали заместитель министра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев и директор центра энергосберегающих технологий при кабмине РТ Евгений Мартынов, а исполком города, который тоже заявлен как организатор форума, представлял даже не профильный заместитель руководителя исполкома города, а начальник отдела поддержки и развития предпринимательства Радмир Беляев.

Радмир Беляев
Радмир Беляев

Судя по словам Мингалеева на церемонии открытия, республике вроде есть чем хвастаться — в 2013 году объем промышленного производства в РТ составил 1,52 трлн. рублей. Это одна из лучших позиций среди регионов России. Стоит задача к 2016 году достичь уровня 2 триллионов И в этом плане немалую роль играет именно Закамье, где расположены такие «монстры» промышленности, как КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», Ford Sollers, «Танеко», ЕлАЗ. Беляев выразил особую благодарность участникам форума из других регионов и Беларуси, но когда высокие гости пошли по павильонам, бросилось в глаза, что основное внимание они уделяли стендам челнинских компаний. Беляев пояснил корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что это неслучайно и диктуется задачей поддерживать именно местных производителей. Он напомнил, что во время мирового финансового кризиса челнинская мэрия инициировала акцию «Покупай челнинское». Велась работа с ритейлерами, которые не очень охотно брали местные продукты: «Мы и сейчас ведем политику, чтобы ритейлеры обязательно брали челнинские продукты и выставляли в своих торговых центрах. Такую же политику мы начали проводить и в отношении промышленных предприятий. В прошлом году у нас стартовал проект «День местного товаропроизводителя». Организовываем презентации предприятий, на которые приглашаем их потенциальных клиентов и партнеров. И это эффективно. Есть пример, когда по одной довольно небольшой фирме, где работают 50 - 80 человек, после такого мероприятия объем производства увеличился на 7 - 8 миллионов рублей в год. И я ставлю задачу, чтобы компании, которые участвуют в выставках, были у нас на виду, и мы помогали бы им в продвижении их продукции».

НОВОЕ — ЭТО СТАРОЕ. И ДАЖЕ НЕ ЗАБЫТОЕ

Семинаров было два. На первом говорили об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Но из способов экономии выступающие по большому счету предложили только один ­— обновить освещение. Речь об индукционных лампах. Вещь действительно неплохая. При своей немалой цене — 10,3 тыс. рублей за лампу в 300 Вт и светильник — она дает существенную экономию. «Мы на КАМАЗе вместо 1000-ваттных ламп ставили наши 300-ваттные, — рассказал директор ООО НПП «РеТеХ» Максим Антипин. — Их вполне оказалось достаточно. В итоге энергопотребление КАМАЗа на освещение сократилось на 76%, а окупаемость проекта составила 1,3 года». Вот только новинкой индукционные лампы назвать сложно. Как сказал Антипин, есть объекты в Татарстане, где они были установлены еще в середине 90-х. Иными словами, нормальный бизнесмен, желающий сократить затраты на освещение, давно должен был про эти «новинки» узнать и внедрить на своем предприятии.

Начальник отдела департамента поддержки предпринимательства РТ Расима Кашапова напомнила челнинским бизнесменам о возможности получить субсидии. В частности, в республике предоставляют возмещение до 50% затрат на энергообследование, энергосберегающие мероприятия и техприсоединение к электросетям. Другое дело, что доля этих субсидий в государственных программах поддержки предпринимательства составляет менее 10%.

Михаил Антипин
Михаил Антипин

МЫ ПОЗАДИ ЕВРОПЫ ВСЕЙ

Второй семинар был посвящен вопросам повышения производительности труда. Как рассказал заместитель директора центра энергосберегающих технологий РТ Михаил Антипин, Татарстан по этому показателю смотрится относительно неплохо в сравнении с большинством регионов России. Так, производительность труда в РТ составляет $21 на человеко-час. В среднем по России — $22. С нашей республикой наравне, а по каким-то показателям и опережая, идут Пермский край, Башкортостан, Самарская и Нижегородская области. Все остальные регионы отстают. Татарстан опережает также некоторые республики бывшего СССР: Казахстан ($16 на человеко-час), Азербайджан ($14), Украину ($10), Армению ($8), Молдавию ($6) и Киргизию ($4). Но при этом наша республика отстает по производительности труда от Беларуси и Эстонии ($25 и $26 на человеко-час). Если же сравнивать этот показатель с развитыми странами, то тут ситуация вообще аховая. Например, производительность труда в Ирландии — $66 на человеко-час, в Норвегии — $75, а в Люксембурге — $76.

В частности, на «Нижнекамскнефтехиме» и «Казаньоргсинтезе» производительность труда составляет $18 тыс. и $15 тыс. на человека в месяц, у их конкурентов по химической и нефтехимической промышленности компаний Lanxess и Basf — $53 тыс. и $73 тыс. соответственно. У «Нижнекамскшины» этот показатель равен $11 тыс. на человека в месяц, у Pirelli — $18 тыс., у КАМАЗа — $7 тыс., у MAN и Volvo — $30 тыс. и $35 тысяч. При этом, как свидетельствует мировая практика, существует прямая связь между производительностью труда и средней годовой зарплатой. К слову, в Татарстане в этом плане явный перекос. В последние годы у нас падает эффективность производства. В частности, прибыль в 2012 году по предприятиям составила 189,5 млрд. рублей, в 2013-м — 163,5, убытки — 8,6 и 10,8 млрд. рублей соответственно. При этом производительность труда и реальная зарплата не всегда увязаны. В частности, первый показатель в 2012 году поднялся на 5,4%, в 2013-м — на 2,4%, а второй — на 11,1% и 5,7%, что противоречит здравому смыслу и экономическим догмам.

Евгений Мартынов
Евгений Мартынов

«ЭТО ПРОСТО СМЕШНО!»

Далее собравшихся на семинар предпринимателей начали учить, как же все-таки правильно повышать производительность труда (снижать издержки и повышать прибыль). Со слушателями поделились «уникальными» методами: расширять рынки сбыта и номенклатуру изделий, изучать действия конкурентов, экономить энергию, применять новые технологии, модернизировать оборудование и так далее, и тому подобное. На этой стадии семинара публика откровенно заскучала. Некоторые потянулись к выходу. Заканчивался второй час семинара, когда кто-то, наконец, не выдержал и передал в президиум анонимную записку: «Руководителям производственных предприятий, практикам рассказывать то, что проходят на втором-третьем курсах институтов, смешно, — прочитал вслух Антипин. — От вас ждали практических методов анализа производительности труда, рассмотрения проблем, с которыми столкнулись в пилотных зонах, современных инструментов обеспечения роста производительности труда».

Замдиректора ЦЭТ РТ ответил на записку так: «Программа сегодняшнего мероприятия придумана не нами. Мы являемся исполнителем программы и действия свои координируем с двумя министерствами: промышленности и торговли и экономики. Видимо, они решили, что должна быть теория. Они видят, каковы показатели экономики на сегодняшний день. Видимо, решили напомнить теорию... Цель мероприятия мобилизующая. Чтобы взбудоражить ситуацию. А что касается того, что вы ждали конкретных примеров, то универсального рецепта, чтобы каждый применил его на своем предприятии, не существует. Потому что нет двух абсолютно одинаковых предприятий». Ответ не удовлетворил слушателей, отток с семинара продолжился. Оставшимся предложили еще два доклада: вновь про энергоменеджмент и индукционные лампы. Так сказать, в нагрузку. К тому моменту слушателей осталось меньше половины зала.

КОНТРАКТОВ НЕТ, НО ЕСТЬ КОНТАКТЫ

А есть ли смысл в таких мероприятиях? Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» участники форума отметили, что он интересен прежде всего возможностью изучить конкурентов и найти местных потребителей выпускаемых товаров.

Андрей Корнилов — заместитель руководителя ООО ПКФ «Азимут» по развитию:

— Мы постоянно участвуем в подобных мероприятиях вообще, и в Камском промышленном форуме в частности. Основная наша цель — заявить о себе, привлечь новых клиентов. И могу сказать, что участие дает свой положительный эффект. Конкретно в ходе выставок контракты не заключаются, но мы видим интерес к себе, есть обращения потенциальных покупателей. А состоится сделка или нет — здесь это не решится. Работа в этом направлении будет вестись уже после окончания форума. Тем более что мы не просто продаем оборудование, но и занимаемся пусконаладкой, монтажом, оказываем услуги по планово-предупредительным мероприятиям... На таких форумах мы находим, как правило, клиентов именно с местного или регионального рынков. Кстати, именно это и привлекает иногородние компании на такие мероприятия — чтобы найти потребителей в Набережных Челнах.

Владимир Дятлов — региональный менеджер по продажам компании Bystronic Laser (Швейцария):

— Мы участвовали в подобных мероприятиях в Самаре, Казани, Уфе. Теперь вот в Набережных Челнах. Для нас это в первую очередь возможность донести до заказчиков новые возможности нашего оборудования и вообще новые технологии. У нас, например, в лазерной резке опыт работы почти 30 лет. Но на некоторых предприятиях о них до сих пор не знают. Что касается заключения контрактов, то в течение форумов такой возможности нет. Наше оборудование требует значительных инвестиций, и такие вопросы не решаются за день-два. Так что обычно выставка — это подготовка к дальнейшему сотрудничеству. Кроме того, мы тут смотрим и другие компании, какие решения они предлагают, если есть конкуренты, их изучаем. В любом случае это интересно.

Виктор Логинов — начальник отдела продаж ГК «Татсвет»:

— Наше предприятие часто участвует в выставках и форумах. Главное здесь — обмен контактами. Работа с потенциальными потребителями ведется позже. Мы не только себя показываем, но и других смотрим. Конкурентов, конечно, тоже, но чаще всего обращаем внимание на потенциальных поставщиков.