Азат Кадыров и Рафис Бурганов
Азат Кадыров и Рафис Бурганов ведут переговоры с казанскими отельерами по размещению участников и гостей чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году

НА ЧМ-2015 НУЖНО 60 ОТЕЛЕЙ И 4 ТЫС. НОМЕРОВ

В распоряжении редакции «БИЗНЕС Online» оказалось письмо одному из казанских отельеров за подписью гендиректора АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады-2013» Азата Кадырова. После слов благодарности за сотрудничество во время Универсиады следует напоминание, что «с 20 июля по 18 августа 2015 года (с учетом ранних заездов) примут участие более 2 тысяч спортсменов из 190 стран». В связи с этим дирекция ЧМ-2015 запросила у управляющих гостиниц коммерческое предложение на размещение гостей. «Учитывая высокий статус мероприятия и групповое размещение, просим вас рассмотреть возможность предоставления 90 процентов номерного фонда отеля и предусмотреть минимально возможные цены на проживание участников чемпионата», — говорится в письме, которое завершается просьбой к отельеру прислать коммерческое предложение до 30 января 2014 года.

«БИЗНЕС Online» обратился в дирекцию Универсиады (она является официальным организатором чемпионата мира-2015 по водным видам спорта в Казаниприм. ред.), где подтвердили, что направляли подобное письмо. По подсчетам дирекции, для размещения различных клиентских групп во время чемпионата планируется задействовать около 60 отелей — примерно 4 тыс. единиц номерного фонда Казани. «При этом не стоит забывать, что загрузка номерного фонда может варьироваться по времени, ведь не все гости будут пребывать в столице на протяжении всего чемпионата. Стоит отметить также, что значимая часть участников чемпионата будет проживать в Деревне спортсменов (на территории Деревни Универсиады), — добавляют в дирекции. — По опыту организации размещения различных клиентских групп в ходе проведения XXVII Всемирной летней универсиады в Казани дирекция обратилась к отельерам столицы с предложением принять участие и в программе гостеприимства для участников и гостей XVI чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году. В зависимости от того, какое количество отельеров запланирует принять участие в программе размещения участников и гостей чемпионата, будут, при необходимости, использованы и альтернативные средства размещения. Сейчас мы ведем переговоры со всеми заинтересованными отельерами».

И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...

Сами отельеры не в восторге от предложения дирекции отдать 90% номерного фонда и вспоминают Универсиаду-2013, когда вместо прибылей гостиницам, отдавшим свой номерной фонд под правительственные делегации, пришлось считать убытки. Отказ официальных делегаций от бронирования в последний момент привел к тому, что отельеры не могли в короткие сроки найти туристов, чтобы заполнить номера.

Отметим, что проблема с загрузкой отелей в Казани во время Универсиады отмечалась и в исследовании HRS (Hotel Reservation Service) — международного оператора по бронированию отелей по всему миру. Всего, по данным HRS, из 104 отелей и хостелов, работающих на гостиничном рынке Казани, в размещении гостей и участников спортивного мероприятия было задействовано 49. В отчете констатировалось, что «вопреки ожиданиям представителей гостиничной индустрии Казани местным отелям не удалось обеспечить стопроцентную загрузку в течение всего срока проведения XXVII Всемирной летней универсиады, проходившей в городе 6 - 17 июля 2013 года». Исключением стали лишь дни открытия и закрытия Игр, номерной фонд был востребован не более чем на 80%. «Полная загрузка отелей только в дни открытия и закрытия мероприятия — обычная ситуация. Я считаю, имеет смысл продавать пакеты на весь период мероприятия или на большую его часть», — заявила Яна Павленко — руководитель отдела контрактинга HRS Russia East.

В исследовании говорится, что при этом часть делегаций, под которые казанские отели «держали» номера, не заехала, что существенно снизило показатель загрузки: в ряде гостиниц он не превышал 20%, говорят в HRS.

«ПОЛОВИНА НОМЕРНОГО ФОНДА БЫЛА НЕ ВЫБРАНА»

Последнее подтверждают на тот момент и опрошенные участники казанского рынка.

Так, Евгения Лодвигова — вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ и одновременно генеральный менеджер гостиниц «Гранд Отель Казань» и «Шаляпин Палас Отель», вспоминает следующее: «Опыт брони во время Универсиады был не очень позитивным, много номеров было снято. Пострадали в первую очередь те отели, которые были забронированы под правительственные делегации. «Шаляпин Палас Отель» и «Гранд Отель Казань» в том числе. Могу сказать, что нам заработать не удалось, были убытки. У нас из забронированных 5157 номеросуток по двум отелям фактически было занято 2975, то есть практически лишь половина. При этом средняя стоимость цены номера под нужды гостей во время Универсиады-2013 составила 5 - 6 тысяч рублей».

Евгения Лодвигова
Евгения Лодвигова: «Мы сотрудничали с дирекцией во время Игр в 2013 году. Было много провисших дат, по которым должны были быть стопроцентные заезды»

Похожий негативный опыт был и у отеля «Ривьера». «Мы сотрудничали с дирекцией во время Игр в 2013 году. Было много провисших дат, по которым должны были быть стопроцентные заезды. Поэтому доход был меньше ожидаемого и планируемого. Во время Универсиады проживало меньше гостей, чем в те года, когда мы работали с туристами.

Если говорить об отказах, то в день открытия больше трети номеров остались свободны. В другие дни также появлялись такие незаполненности. Когда летом просто едет туристический поток, у нас, как правило, все плотно заполнено, и в июле стандартная загрузка нашего комплекса — 85 - 90 процентов. Средняя стоимость номеров на время Универсиады у нас была чуть выше, чем в обычный сезон. Но летом у нас всегда цены повыше из-за высокого сезона. Примерный порядок повышения цен был около 20 процентов», — рассказала Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера».

ПОКА ВОЗДЕРЖИМСЯ...

Отсюда у казанских отельеров есть опасение, что ситуация может повториться и во время чемпионата 2015 года. Причем часть управляющих гостиниц не захотела комментировать щепетильную тему. Отказались разговаривать об этом «Кортъярд Марриотт Казань», Park Inn. Источник в отрасли рассказал, что отели в этот раз откажутся от предоставления брони на 90% номерного фонда и будут самостоятельно зарабатывать на этом. «Знаю, что из крупных отелей , с кем мы разговаривали и в принципе общаемся, никто не дал 90 процентов. Исключение могут составлять дешевые отели, но опять же, насколько нам известно, в этот раз Универсиада у них номера не запрашивала, так как ожидается официальных делегаций меньше, чем на Универсиаду», — говорит на условиях анонимности один из отельеров. Последнее подтверждает, по сути, и ответ из дирекции. «По отелям работа пока продолжается. Ведутся переговоры. Итоги этих переговоров пока рано подводить», — заявили «БИЗНЕС Online» в дирекции Универсиады на запрос, есть ли отели, которые готовы предоставить 90% бронь.

Войтко заявила, что дирекция обращалась к руководству отеля. «Наша политика продаж не предполагает такого долгосрочного планирования. Мы начинаем бронировать номера на крупные мероприятия за полгода до их проведения. Мы принимаем заявки, но размещаем их чуть позже», — дипломатично ответила она.

По словам вице-президента ассоциации рестораторов и отельеров РТ Лодвиговой, исполнительная дирекция «Казань-2013» обратилась во все ведущие отели города с письменной просьбой о предоставлении номеров на чемпионат. «Насколько я знаю, групп, которые будут размещаться от самой дирекции на время ЧМ-2015, меньше, чем было во время Универсиады. Но дело в том, что чемпионат мира по водным видам спорта является очень зрелищным и популярным среди болельщиков. Так что мы надеемся на приток спортивных туристов, — говорит она и продолжает. — Для ЧМ-2015 мы планируем отдать не более 50 процентов номерного фонда, остальное продавать самостоятельно болельщикам и туристам.

«ТАКАЯ СИТУАЦИЯ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ И В 2015 ГОДУ, МЫ НЕ МОЖЕМ ЕЕ ИЗБЕЖАТЬ, НО, ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ, НЕ ПО НАШЕЙ ВИНЕ»

«БИЗНЕС Online» опросил мнение экспертов по сложившейся ситуации.

Наталья Розенблюм — партнер компании Hospitality Income Consulting:

— Установление пороговых цен является нормальной практикой, характерной для проведения крупных мероприятий по всему миру. Как правило, во избежание завышения цен со стороны отельеров на период высокого спроса при проведении игр и крупных мероприятий устанавливается коридор/потолок цен для каждой категории звездности отелей. Данные цены ориентированы, как правило, на средние рыночные цены, характерные для качественных объектов размещения в каждой категории для данного сезона (поскольку в зависимости от уровня звездности и сезонных колебаний цены на размещения могут значительно варьироваться). Таким образом, под крупные мероприятия происходит бронирование номеров, которые ближе к дате проведения мероприятия должны быть подтверждены со стороны организаторов. Совместно с подтверждением может взыматься предоплата в установленном отелем размере.

В 2011 году в Шанхае Международной федерацией плавания было принято решение, что XVI Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года пройдет в Казани
В 2011 году в Шанхае международной федерацией плавания было принято решение, что XVI чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года пройдет в Казани

На период Универсиады 2013 года в Казани были забронированы большинство номеров на весь период проведения мероприятия. Однако в процессе Игр большое количество гостей отказалось от своих броней и съехало раньше намеченного срока. То есть отельеры получили меньший доход по сравнению с запланированным, поскольку фактически гости проживали меньше ночей. Недополученный доход варьируется в зависимости от конкретных условий бронирования.

Если смотреть на перспективу будущих крупных мероприятий, то бронирование большой части номеров — это, безусловно, выгодно для отельеров, однако особую роль играют условия отмены брони, размер и возможность получения гарантированных бронирований или предоплаты за номер.

Сергей Иванов — заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ:

— Когда город принимает на себя проведение того или иного соревнования, оргкомитет берет на себя обязательство по размещению спортсменов и официальных делегаций стран-участников. Как и в ходе подготовки к Универсиаде, а сейчас к чемпионату мира 2015 года, есть определенное количество участников, перечень и состав делегаций, спортсменов и так далее.

В период проведения Универсиады не все гостиницы города были забронированы под нужды Игр, но там, где такая бронь была, она составила 85 - 90 процентов номерного фонда. Да, я знаю, что были случаи отказов по турам из-за отсутствия мест в гостиницах (по причине такой существенной брониприм. ред.). Но дело в том, что спортивные федерации и делегации дают информацию по числу приезжающих, как правило, за два-три дня. Иногда они приезжают уже по факту. То есть первоначально от них была получена информация, что приедут, к примеру, 30 человек, а фактически в день заезда мы понимаем, что приехали не 30, а 15 или 10 человек. И здесь нет вины оргкомитета казанской Универсиады или гостиниц, потому что здесь незаезд происходит по вине спортивной федерации. Таких случаев было достаточно много, и мы понимаем, что они могут повториться.

Конечно, должен быть здоровый баланс между финансовыми интересами гостиниц и в целом результатом проведения того или иного спортивного соревнования. Я знаю, что в период проведения Универсиады фактически были недозагруженные гостиницы, которые при этом уже не смогли привлечь и сторонних туристов, потому что оставалось слишком мало времени. Но в то же время в большинстве отелей обязательства были выполнены и по количеству заезжающих гостей, и по размещению. Естественно, такая ситуация может повториться и в 2015 году — мы не можем ее избежать, но, еще раз повторю, не по нашей вине.

Ильдар Абдулкадыров — и.о. директора по маркетингу ООО «Корстон-Казань»:

— Во время подготовки крупных мероприятий, в том числе и ЧМ по водным видам спорта, организаторы стараются охватить как можно большее количество номерного фонда города. Это понятно: имея в запасе излишек, всегда удобно координировать расселение участников и гостей. Поэтому обращение организаторов массовых мероприятий к отельерам о предоставлении большого количества номеров — стандартное явление.

Тем не менее это редкий случай, когда отель может предоставить 90 процентов номеров под «чистое» бронирование без произведения полной или частичной предоплаты и без штрафных санкций за отказ. То есть все, как в известной поговорке: «Съесть-то он съест, но кто ему даст?» В «Корстоне», например, в таких случаях действует обычная бизнес-практика: чем раньше и чем больше номеров забронировано, чем большая сумма оплачена, тем меньший тариф можно получить.

В этом отношении опыт работы с Универсиадой для «Корстона» оказался позитивным: практически все зарезервированные номера были заполнены, остальные номера полностью были задействованы журналистами и гостями Универсиады. Естественно, при таких условиях об убытках речи быть не может. Стоимость номеров отличалась не более чем на 20 процентов от обычных тарифов, представляемых на стойке регистрации гостиницы и опубликованных на сайте «Корстона». Это будет справедливым и для ЧМ-2015.