«КАЗАНЬ — ЛЕТНИЕ ВИДЫ СПОРТА, СОЧИ — ЗИМНИЕ»

Деловой понедельник мэр Казани Ильсур Метшин ожидаемо начал с комментариев по поводу олимпийского Сочи — игры, по его мнению, завершились триумфально.

— Я мониторил и западную прессу — после Универсиады у нас много друзей по всему миру, созванивались. Комментируют очень хорошо, — доложил градоначальник. — Что называется, наш ответ Чемберлену. И конечно, это мощнейший эмоциональный подъем для всей России — то, как мы болели, как переживали за сборную России, то, как она медленно, но верно поднималась.

Вспомнил градоначальник и разговоры вокруг побед российских спортсменов на Универсиаде, куда, как говорили злые языки, Россия под видом студентов заслала чуть ли ни всех своих олимпийцев. Успех сборной в Сочи, по мнению Метшина, означает возвращение стране статуса спортивной державы.

— Все говорит о том, что в России началась новая эра спорта: Казань — летние виды спорта, Сочи — зимние, — резюмировал мэр.

КРЫШИ БУДУТ ЧИСТИТЬ НА АВТОМАТЕ

Затем Метшин перешел к городским проблемам. В Казани то снег, то почти что дождь, а оттепели сменяются морозами. Тем не менее, сообщил председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин, количество пострадавших от гололеда держится на уровне прошлого года. Но цифра все равно внушительная — более 1400 казанцев обратилось в травмпункты с начала зимы. В течение двух-трех дней глава комитета пообещал расчистить казанские дворы, а вот с кровлями не все так просто.

— К сожалению, на прошлой неделе было допущено два случая падения снеговых шапок на работников управляющих компаний, которые организовали работу по очистке кровель в Авиастроительном районе, — добавил Гиниятуллин. — Люди отделались ушибами, но случай неприятный...

Метшин поинтересовался судьбой пилотного «антисосулечного» проекта, развернутого на шести казанских крышах. Напомним, экспериментальная система позволяет разбрызгивать реагент, который растворяет лед, без участия человека. Ее стоимость — около 150 - 170 тысяч рублей на один дом, но работа альпинистов обходится еще дороже. Так что устройство окупается чуть ли ни за одну зиму. В потенциале ноу-хау можно оснастить до 1,5 тысяч казанских кровель.

— Может быть, через кредиты, лизинговые схемы, ведь это выгоднее и, главное, безопаснее, чем чистить вручную, — подчеркнул градоначальник.

КАЗАНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — В ТРОЙКЕ САМЫХ ДИНАМИЧНЫХ

Далее совещание перешло к основной теме — подведению экономических итогов. Год был сложным, такую оценку не раз высказывал президент РТ Рустам Минниханов, комментируя тот факт, что рост промпроизводства в республике лишь чуть-чуть превысил 1%. В России его вовсе не разглядишь под микроскопом — 0,3%. Казань на общем фоне стагнации смотрится более чем убедительно — прирост составил 5,7%. Хотя, отметим, замедление чувствуется и здесь: год назад темпы были и вовсе двузначными. Обо всем этом доложил впервые публично вышедший на трибуну после своего назначения замруководителя исполкома Иван Кузнецов.

— Среди городов-миллионников Казань по индексу производства находится в тройке лидеров наряду с Воронежем и Екатеринбургом, — похвастался Кузнецов, отметив, что половину выпуска продукции обеспечивают пять крупнейших предприятий: «Казаньоргсинтез», КВЗ, «Нэфис Косметикс», КАПО им. Горбунова и КМПО.

ВТП, по прогнозным данным, ожидается в пределах 486 млрд. рублей с ростом в 3,5%, в то время как по республике он составляет 2%, а по России — 1%. Более медленный рост территориального продукта по сравнению с промышленным сектором несколько удивителен, так как наиболее высокие темпы на волне Универсиады демонстрирует потребительский рынок. Так, на 15% рванул вверх общепит, оборот которого составил 16,5 млрд. рублей. Сильно — на 9,2% — выросли объемы сферы услуг в целом (оборот в 125,9 млрд. рублей). Оборот розничной торговли увеличился на 3,5% до 410 млрд. рублей, хотя за год открылось несколько крупных торговых центров — «Леруа Мерлен», «Свита холл», «Эталон» и «Адмирал».

— 2013 год в целом для города стал прорывным — цифры говорят сами за себя, — дал, возможно, даже слишком радужную оценку Метшин. — Но это уже история. И наша задача — сохранить достигнутые результаты. Мы видим, что творится с экономикой и за океаном, и в Европе, и по России.

Вспомнив о кадровой проблеме, на которую жалуются большинство промышленников, Метшин дал слово замруководителя исполкома Лейле Фазлеевой, которая рассказала о том, как городские школы сотрудничают с крупными предприятиями. Оказывается, в рамках договоренностей в 2012 - 2013 учебном году более 2,5 тыс. школьников побывали на 43 предприятиях. В наступившем учебном году чуть больше 2 тыс. детей познакомились с работой 30 компаний, в том числе «Электроприбора», КМПО, КВЗ, КАПО, «Спартака», «Оргсинтеза», вагонного депо в Юдино и других. А 26 школ получили от предприятий оборудование для кабинетов химии, биологии и технологии.

— К сожалению, в эпоху перехода от Советского Союза к России мы это потеряли, — сказал Метшин. — Все мы росли в школах, когда за каждым учебным заведением было закреплено промышленное предприятие — во всяком случае, для Нижнекамска было так. И это было не просто шефской помощью — мы бывали на предприятиях, видели станки, оборудование, техпроцессы. И именно в такие моменты у детей рождается желание пойти по стопам взрослых.

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАЗАНИ УВЛЕКСЯ «ГРАНТОЕДСТВОМ»

Малый бизнес в Казани развит, как, наверное, нигде в Татарстане — 34% валового территориального продукта дают предприятия МСБ. Это в 1,5 раза больше средних значений по республике (22,4%), отметил Кузнецов.

— Это немало, но президент республики ставит задачу расти дальше, — заявил Кузнецов. — В современных условиях удельный вес занятых на малых предприятиях доходит до 70 процентов, в то время как у нас пока только 33 процента. В малом бизнесе города заняты сегодня 172 тысячи человек.

— Для нас это лакмусовая бумажка — от активности их жизненной позиции многое зависит, — заявил Метшин. — Город столичный, становится постиндустриальным, и, скажем, сравнивать нас с другими городами уже не стоит. 33 процента — хороший показатель для России, для Татарстана. Но мы должны себя сравнивать с сопоставимыми городами Европы. Если наша статистика не считает малыми предприятия с численностью до 500 человек, посчитайте, как бы мы выглядели по сравнению с европейскими городами. Чтобы был внутренний ориентир.

Кузнецов также привел интересную статистику по участию казанских бизнесменов в различных программах их поддержки. Оказывается, в общей сложности им удалось проглотить 344 субсидии на сумму 418 млн. рублей — более половины всей «гуманитарной помощи» татарстанским предпринимателям из республиканского и федерального бюджетов. Еще 65 проектов получили льготные кредиты по городской программе.

Градоначальник призвал комитет экономического развития к диалогу с бизнесом всех масштабов, приведя в пример работу КЗИО — целый ряд вопросов решается во взаимодействии.

— Деловые завтраки, круглые столы должны быть нормой не только для комитета экономического развития, управления наружной рекламы, мы говорили и о главном архитектурном управлении, комитете туризма, управлении градостроительных разрешений, — напомнил Метшин руководителям подразделений. — Чаще встречайтесь, чаще общайтесь, вовлекайте бизнес в обсуждение городских проблем.

КАЗАНЬ СОБИРАЕТ В 1,8 РАЗА НАЛОГОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД

Экономика растет, но что остается городу в сухом, то есть финансовом, остатке? Доложить об этом на трибуну вышел начальник финуправления исполкома Айрат Гарипов.

Он сразу порадовал собравшихся тем, что по сравнению с 2012 годом казанской казне удалось собрать собственных доходов на 1 млрд. рублей, то есть на 8,7% больше. При этом отчисления в федеральный бюджет выросли на 5%, в бюджет республики — на 4%. Всего, по словам Гарипова, на территории города собрано 92 млрд. рублей налогов — на 5 млрд. больше, чем год назад. При этом только за последние три года объем ежегодных сборов возрос на 44%, а за пять лет — в 1,8 раза. Впрочем, каков был индекс инфляции за это время, начальник финуправления исполкома благоразумно умолчал, видимо, чтобы не портить эффектную цифру.

— Всего за пять лет — за время подготовки Универсиады — с территории города было мобилизовано во все уровни бюджетов 364 миллиарда рублей, — с гордостью объявил начфин.

— На Универсиаду из всех источников, включая внебюджетные, потратили 228 миллиардов… — с удовлетворением прокомментировал Метшин. — Если не брать федеральное законодательство, получается, в каком-то смысле мы заработали эти деньги нашим городом… Казань — город-донор и остается им.

СТОЛИЦА ЕСТЬ, А ЗАКОНА О НЕЙ НЕТ

Впрочем, все эти миллиарды текут у городской казны, что называется, по усам. Гарипов по традиции напомнил, что в городской бюджет идет лишь 11 копеек с каждого собранного рубля — такое федеральное законодательство, которое муниципалитеты, как известно, не жалуют. Поэтому доходная часть казны традиционно во многом формируется за счет всевозможных вливаний со стороны федерального центра и республики. В 2013 году из 21,8 млрд. рублей всех доходов дотации составили 8,1 млрд., то есть 37%.

10.jpg

Впрочем, как оказалось, даже после всей помощи свыше Казань не перестает выглядеть бедной родственницей:

— Среди 13 городов-миллионников Казань в рейтинге по общему объему доходов занимает 10-е место, — заявил Гарипов. — На слайде видно, что доходы бюджета города Новосибирска составили почти 40 миллиардов рублей, 36 миллиардов — у Екатеринбурга и 30 миллиардов — у Челябинска.

— Секундочку, еще раз можно? — не поверил Метшин.

— Это рейтинг 13 городов по общему объему доходов, включая и собственные доходы, и финансовую помощь, — пояснил Гарипов.

— То есть здесь включены все наши доходы, в том числе дотации и субвенции с республики, и мы на 10-м месте? — удивился градоначальник. — После Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Ростова, Перми, Нижнего и Самары?..

8.jpg

— Да, — лаконично подтвердил Гарипов и после театральной паузы объяснил. — Ряд городов вышли на такие высокие показатели во многом благодаря тому, что на уровне региона у них принят закон о статусе столицы административного округа. Этот закон создает базу для исполнения городами соответствующих административных функций, что связано с передачей в их бюджеты дополнительных нормативов по налоговым доходам и финансовой помощи.

Действительно, многие миллионники получили помощи в разы больше, чем Казань. Челябинск — 17 млрд., Новосибирск и Красноярск — по 16 млрд., Екатеринбург — 15 млрд., Уфа — 12 млрд. рублей. В столице Татарстана, напомним, — 8,1 миллиарда.

Что касается налоговых поступлений, то на уровне региона можно регулировать норматив отчислений по НДФЛ. Казани от него достается чуть более 23%, в то время как Пермь оставляет себе 45%, Новосибирск и Самара — 40%. Еще 7 городов — около 30%. Ниже Казани только Уфа — 22%.

Если сравнение абсолютных размеров бюджета не совсем корректно, то окончательную ясность вносит продемонстрированная Гариповым диаграмма по среднедушевому бюджетному доходу. Из нее видно, что на одного казанца приходится 18,6 тыс. рублей бюджетного дохода, в то время как на одного красноярца тратится 28,6 тыс. рублей.

6.jpg

Тем не менее в столь несправедливую статистику Метшин верить отказался. Он напомнил, что значительные средства в город вкладываются напрямую через республиканские структуры, такие как ГИСУ, Главдорстрой. Один ГЖФ строит соципотечного жилья на миллиарды рублей в год, чего в других регионах нет.

Впрочем, от того городская казна сама по себе не становится менее скудной. Треть полномочий, переданных муниципалитетам, никак не обеспечены финансированием. Это проблема федерального уровня, отметил градоначальник.

— Спасибо нашему президенту — без поддержки республиканского бюджета мы бы не смогли их выполнять, — подчеркнул Метшин. — Но приведенные цифры — повод того, чтобы на уровне минфина доказывать, что мы можем большую долю собираемых в Казани налогов оставлять для расходной части городского бюджета.

С одобрением он отозвался и об идее закона о столице. Его проект, оказывается, давно, еще со времен Шаймиева, лежит где-то в недрах ЦЭСИ…