«У МЕНЯ БЫЛО ЖЕЛАНИЕ ВЫПИТЬ КОРВАЛОЛ...»

Заняться проблемой положения дел в республиканской медицине депутаты Госсовета РТ и Казгордумы решили из-за потока жалоб со стороны населения: люди говорят о закрытии больниц и сокращении коек. По крайней мере, именно так анонсировала причины заседания глава комиссии Госсовета РТ по социальным вопросам Светлана Захарова. Впрочем, в итоге депутаты сошлись на том, что сокращение сокращением, а это количество перешло в качество. И больных лечить меньше не стали.

«Основной удар» парламентарии сделали на казанской медицине и побывали с визитами в двух больницах: ГКБ №18 и городской детской больнице №1. То, что они там увидели, довольно эмоционально описала сама Захарова. «Невозможно в тех условиях, что мы видели, работать! Это не дело, когда у нас женщина, которая родила, у которой ребенок лежит в реанимации, а она сама в подвале! Я по-другому это назвать не могу — пусть это будет «цокольный этаж», но это самый настоящий подвал. Сначала надо пройти через все эти трубы, которые текут, через вентиляцию и прочее, а потом попасть в свою палату! Тем более что у нас есть клиники международного уровня...»

Этот посыл поддержала депутат Гульнара Табакчи. «Я не знаю, как у остальных, а у меня было абсолютно стрессовое состояние и желание выпить корвалол — там, где дети недоношенные лежат», — заявила она и даже на правах «идеи абсурда» предложила самым натуральным образом скинуться всем казанцам на новую детскую больницу. Цена вопроса, по предварительным расчетам, порядка 600 млн. рублей — значит, миллионному городу это по 600 рублей с человека.

В целом же цифры недоремонта назвал начальник управления здравоохранения Казани Рамиль Ахметов. В детской сети это вообще близко к катастрофе: из 20 детских поликлиник общей площадью 22,3 тыс. кв. м в капремонте нуждаются практически 90% — 19,9 тыс. кв. метров. Из 41 взрослой поликлиники площадью более 51,4 тыс. кв. м капремонта требуют 74% площадей или 38 тыс. кв. метров. Из 13 стационаров площадью более 72,2 тыс. кв. м капремонту подлежит 73% площадей или более 52,6 тыс. кв. метров. А всего надо 1,7 млрд. рублей, назвал цену вопроса Ахметов.

Напомним, что в ходе коллегии министерства здравоохранения республики президент РТ Рустам Минниханов констатировал удручающее состояние казанского первичного звена. «Особенно в Казани у нас поликлиники в неприглядном состоянии, — заявил он. — Мы в районах больше сделали! Хотя в Казани у нас появились мощные центры, первичное звено оставляет желать лучшего».

2014-02-27-11-09-33.jpg

«У МОЕГО ТОВАРИЩА ДОЧЬ РАБОТАЕТ В БОЛЬНИЦЕ ВТОРОЙ ГОД — 9 ТЫСЯЧ ПОЛУЧАЕТ!»

Впрочем, градус споров резко поднял кадрово-зарплатный вопрос. Ахметов продемонстрировал целый ряд слайдов, характеризующих положение медработников. По картинкам выходило, что с 2009 года зарплата врачей поднялась почти вдвое — с 15 тыс. с гаком до без малого 28 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей — 27,8 тыс. рублей, среднего медперсонала — 19,6 тыс., младшего — 12,5 тыс. рублей, показал слайды Ахметов. Помимо общих цифр он дал зарплату врачей и в разрезе специальностей. Больше других — у «задушенных» работой анестезиологов (29,6 тыс. рублей), меньше — у хирургов (около 20 тыс. рублей).

Средние зарплаты вроде немаленькие по сравнению с теми, что были пару лет назад. Но когда депутаты начали вникать в ситуацию, картинка оказалась куда более мозаичной. Тем более что многим все еще памятен грандиозный скандал с врачами БСМП Казани. Напомним, что накануне собственного праздника (станция скорой помощи в этом году отметила 140-летний юбилей) они устроили забастовку. В результате выяснилось, что у них не только низкие зарплаты, но их к тому же еще и задержали, пусть и на несколько дней.

«У моего товарища дочь работает в больнице второй год — 9 тысяч получает, — заявил депутат Илсур Сафиуллин. — Если вы не знаете об этом, они врут мне?.. Но я не считаю, что они мне врут!»

Сафиуллин заинтересовался вопросом, а сколько вообще должен получать врач, чтобы не уехать куда-нибудь, допустим, в Москву. Если ему надо платить за квартиру, если ему хочется иметь машину, если надо поднимать детей и вообще жить по-человечески, какой должна быть зарплата? Тут Сафиуллин, виртуально загибая пальцы, начал перечислять: за соципотеку — как минимум 7 тыс. рублей в месяц, коммуналка — еще 3 тыс., надо еще что-то кушать, как-то одеваться, а есть еще плата за детский сад...

На этот вопрос, впрочем, ответа не нашлось. В конце концов, кому-то нужно квартиру пошикарнее, машину — непременно, дачу у воды, а у кого-то потребности попроще. Вместе с тем помимо денежного интереса у врача должен быть в первую очередь интерес творческий, считает замминистра здравоохранения Сергей Осипов. Он напомнил, что врачи и в советские времена получали достаточно мало, если сравнивать зарплату врача и квалифицированного советского рабочего. Творческий же интерес невозможен без хорошо оборудованных клиник. В целом дыру в штатном расписании татарстанских медучреждений планируется закрывать не только за счет местных специалистов, но и за счет приглашенных «варягов», и ставка тут делается в том числе на арендное жилье. Потому что вопрос надо решать сейчас, а подготовка кадров тянется годы.

Кроме того, очень важен и общий климат в обществе. Заставить студента-медика работать в медицине по закону невозможно. А при том прессинге, который испытывает медицина, очень мало людей вообще хотят заниматься врачебной деятельностью, считает Осипов. Тяжело отучившись 6 лет, наслушавшись фоновых разговоров — от кухонных бесед до публикаций в прессе, они просто не приходят в медицину.

Тем более что, согласно исследованиям медицинского университета, около 8% работников отрасли ежегодно из нее уходят. Такую цифру озвучил депутат Казгордумы, ректор КГМУ Алексей Созинов. И это проблема, потому что уходят в основном молодые, удержать которых можно однозначно зарплатой и жильем. Кроме того, Созинов поддержал Осипова в части интереса: выпускникам медуниверситета хочется работать в хороших условиях. И «при красивом потолке, при парковке и при возможности обучаться и развиваться дальше». И врачам из соседних регионов хочется приехать в Татарстан, если есть интересные предложения. Но для этого нужны жилье и зарплата.

ЗАРПЛАТА НЕ НИЖЕ 25 ТЫС. РУБЛЕЙ, ТОГДА ЛЮДИ ПОЙДУТ В ГОСМЕДИЦИНУ

Однако средние цифры приличных относительно экономики зарплат врачей (средняя по РТ — 26 тыс. рублей) продолжали будоражить депутатское воображение. А главврачи, присутствовавшие на совещании, тихонько спорили о чем-то между собой. И Захарова в конце концов предложила озвучить цифры не со всеми доплатами, как это любят делать чиновники, а на одну ставку.

«Коэффициент совмещения — 1,7, никто его не скрывает, — ответил первый замминистра здравоохранения РТ Сергей Осипов. — Соответственно, делим на 1,7, получаем результат. Порядка 15 тысяч рублей будет зарплата. Тарифы обязательного медицинского страхования ничего другого не позволяют, таковы стандарты Российской Федерации. Если мы хотим изменить этот порядок, мы должны изменить тарифы ОМС».

И чтобы люди хотели работать врачами, нужно платить им зарплату выше среднего уровня — к этой цели призывают майские указы Владимира Путина к 2018 году. Но на сегодня, подчеркнул Осипов, зарплата должна быть не ниже 25 тыс. рублей в месяц — на эти деньги люди уже идут работать.

«ЗАРПЛАТА ГЛАВВРАЧА ЗАВИСИТ ОТ СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ ЕГО КЛИНИКИ»

Сколько должны получать врачи, чтобы их мотивация была достаточна для работы? С таким вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам отрасли.

Альберт Галявич — главный кардиолог РТ:

— Если речь идет о государственных учреждениях, то зарплата медиков должна быть на уровне 30 - 35 тысяч рублей. Потому что сейчас из-за низкой зарплаты происходит постепенное перетекание квалифицированных кадров из государственных учреждений в частные негосударственные учреждения. При этом я отрицательно отношусь к совмещению врачом работы в частной и государственной клинике. Это значит, что он не дорабатывает на своем месте, потому что стремится в другое — заработать. Это не совсем правильная ситуация. Лучше работать на одном месте, получать достойную зарплату и максимально выкладываться.

Что касается мотивации медиков, я думаю, что интерес поддерживается хорошей зарплатой и наоборот. Я вижу, как работают люди, особенно в неотложной помощи. Каждый день идет борьба со смертью — и получать за это гроши? Молодежь работает на интересе и энтузиазме, но когда проходит 10 - 15 лет работы, человек видит, что капитал не собрал, а молодые годы ушли. Тут уже некоторое разочарование может наступить.

Пока квалификацию врачей госбольниц я оцениваю хорошо, но, боюсь, это вопрос времени. Если ситуация сильно меняться не будет в смысле повышения зарплаты, я думаю, мы просто не привлечем молодежь. Сейчас очень большой разрыв между возрастным составом опытных врачей и молодых, и конечно, на тяжелую клиническую работу, требующую ежедневного вкладывания сил и эмоций, народ просто будет искать более легкую работу. Или такую же работу, но за большую зарплату. Есть ряд специальностей, где нужно удержать людей, иначе через три-четыре года будет сложно работать. Это касается не только стационаров, но и поликлинических учреждений, и сельского здравоохранения.

2014-02-27-11-23-35.jpg
Чтобы загрузить картинку полностью, кликните по ней мышкой

Марат Садыков — депутат Госсовета РТ, главный врач ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»:

— Я считаю достойной среднюю зарплату от 35 тысяч рублей. По крайней мере в больнице №7 мы будем стремиться к таким цифрам. Понимаете, у врачей такая вилка: те, кто занимается высокими технологиями, специалисты высокого класса, квалифицированные получают 80 тысяч рублей и больше. Те, кто пришел после окончания института, получают, естественно, меньше. Многое зависит от квалификации. Врачи, которые участвуют в высокотехнологичных операциях, например акушеры-гинекологи, которые получают надбавки по родовым сертификатам, у них зарплата довольно высокая.

Сейчас задача получена, и Владимир Владимирович (Путинавт.) дал поручение регионам, зарплата главного врача будет зависеть от средней заработной платы врачей. Такой мониторинг постоянно министерством здравоохранения ведется. В каждой больнице назначение зарплаты происходит по-разному. Есть тарифы, есть госзаказ, например, пролечить 50 тысяч пациентов. Сейчас главная задача главврачей — поддержать тех сотрудников, которые получают меньше по сравнению с другими. В этом году государством была выделена дополнительная поддержка первичной амбулаторной сети с добавлением суммы для участковых врачей, для врачей узких специальностей.

Многие врачи седьмой больницы работают здесь, потому что есть перспективы. В каком смысле перспективы? К нам приезжают медики из других регионов Российской Федерации, мы смогли привлечь 142 специалиста. В прошлом году благодаря программе президента мы отправили 35 специалистов на обучение-стажировку на 28 дней в одни из лучших клиник США, Европы, не только врачей, но и средний медперсонал. Сейчас мы внедряем технологии клиник, где они стажировались. Кроме этого, отправляем обучаться в лучшие российские клиники, в Краснодар например. Сейчас четыре специалиста проходят стажировку по трансплантации в институте Склифосовского. Это же тоже вложение капитала.

Ленар Салахутдинов — директор клиники Medel:

— Я слышал, какая средняя зарплата медиков была озвучена Госкомстатом, они приводят информацию, средняя оплата медицинского работника — 29 тысяч рублей. Не только по медицинским работникам, но и вообще по рынку средняя заработная плата по какой-то причине завышенная. Зарплата медиков должна быть повышена даже по причине того, что рынок труда имеет большой дефицит хороших медицинских специалистов.

Я считаю, что медсестры должны зарабатывать не меньше 15 тысяч рублей. А по врачам не меньше 25 тысяч рублей. В среднем по рынку зарплата врача в частной клинике больше зарплаты в госбольнице от 20 процентов до 100 процентов. Но врачи в частные клиники уходят не только из-за большей зарплаты. Они уходят и по причине условий труда — оборудование, рабочее место, эргономика рабочего места, условия ремонта, сервиса. Важную роль играет отношение руководства. Отношение руководителей в коммерческих структурах, как правило, значительно лучше, чем в бюджетных учреждениях. В коммерческих учреждениях своих сотрудников глубоко ценят. Мне приходилось сталкиваться с жалобами врачей, особенно из районных ЦРБ, что нет положительного отношения к врачам. И даже присутствует некоторая степень дискриминации.