Международный женский день 8 Марта, который празднуется сегодня, — хороший повод обсудить тему «мужской» и «женской» стратегии ведения бизнеса. «БИЗНЕС Online» провел опрос среди своих экспертов о том, что более эффективно и перспективно в современном бизнесе: готовность к риску, быстрота и единоличность в принятии решения, агрессивность или же долгий анализ ситуации, взвешенный подход, планомерность и желание минимизировать риск? Эксперты отметили, что в различных обстоятельствах может выиграть как «мужская», так и «женская» стратегия ведения бизнеса.
Рустам Минниханов — президент Татарстана:
— Женщины в бизнесе более цепкие, ответственные. Поэтому, думаю, женщина может любой бизнес раскрутить. У нас есть пример — Муслима Латыпова, гендиректор сети «Бахетле». Очень много успешных деловых женщин. Просто они не раскрывают свой успех, не показывают. А так женщины очень способные.
Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя комитета по аграрным вопросам:
— Все-таки нас в детстве учили тому, что мы должны относится к женщинам более трепетно, уважительно, и с тех пор сформировалось мнение, что женщины — это слабый пол. В то же время вспоминаю случай, свидетелем которого я был в 93 - 94-м в США. На переговорах мой товарищ открыл дверь женщине, дал ей пройти вперед, а она в ответ дала ему пощечину. Нам потом все это объяснили, что есть страны, где считают, что открывать дверь — дурной тон.
Если же убрать шутки в сторону, я все-таки считаю, что прежде всего женщина — это хранительница домашнего очага, она отвечает за рождение детей. Я глубоко убежден, что добытчиком в семье должен быть мужчина, и, например, моя жена не работает. Она следит за домом, детьми, мной. Такова моя позиция.
Было бы, наверное, неправильно выделять один из факторов бизнес-стратегии. Все они важны и имеют большое значение в том или ином направлении бизнеса.
Во Франции есть такая шутка, что сегодняшний француз — это женщина, а сегодняшняя француженка — это мужчина. В каждой шутке есть доля шутки, но я, конечно, против этого.
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «Транстехсервис»:
— Сегодня я думаю, что актуальность женской слабости во всем мире уменьшается. Сейчас как раз модно быть сильной, и все больше примеров мы видим тогда, когда женщины делают успешную карьеру и в бизнесе, и в политике. Мы все больше видим активных бизнес-леди. Я думаю, что активность женщин во всем мире возрастает, просто в России эти процессы идут с некоторым опозданием. В других странах-то женщины и президентами уже становятся.
Что же касается способностей женщин, то я не вижу, что они уступают мужчинам, ну а физическая сила в бизнесе не играет решающую роль.
Я думаю, что наиболее успешным мужчинам, ведущим свой бизнес, присущи все перечисленные в вопросе качества. А женщины-предприниматели успешны потому, что у них уже сочетаются все лучшие качества.
Что касается эпохи матриархата, очень надеюсь, что до этого не дойдет. Тем не менее вполне возможно, что женщины отвоюют значительную часть позиций и в бизнесе, и в руководстве, и в семье. Хотя в семье, мне кажется, лидирующие позиции уже давно принадлежат женщине.
Айгуль Мирзаянова — PR-директор ГК «Нэфис»:
— Понятие «слабый пол» в бизнесе все еще существует только по той причине, что женщины, помимо работы, должны еще и детей родить, и за уютом в доме следить, и семью полноценную (желательно все-таки) иметь, и при этом выглядеть стильно, ухоженно, красиво. Вот если все это пытаться выполнять на пять с плюсом, невроз обеспечен, на мой взгляд. Комплекс отличницы в жизни может сыграть злую шутку. Уместно вспомнить сравнение человеческой энергии с шагреневой кожей: чуть перетянешь в одном месте — в другом порвется. Так и в жизни. Это не значит, что не надо ничего пытаться делать и социально самоутверждаться. На мой взгляд, это означает, что в жизни необходимо ставить не только цели, но и обозначать приоритеты, что для вас важнее всего. Конечно, самое главное — это гармония, но без хорошей дозы фанатизма, страсти, преданности своему делу ничего выдающегося не получится ни в карьере, ни в семье.
А что касается гендерных различий в стратегии ведения бизнеса — они есть. Главное правило: не изображать из себя могучего и всесильного мужика в юбке. У нас другие сильные стороны, и нередко женщины забывают о них. ГК «Нэфис», кстати, первое предприятие, где я увидела большое количество женщин на топовых должностях. Обладая достаточно твердым характером, многие их них являют собой образец женского подхода к решению проблем. Не говоря уж о том, что они очень красивы. Руководство, насколько я успела заметить, ценит ум, креативность, трудолюбие и (это важно!) умение решать вопросы. Проблема, что скрывать, существует, ведь иногда на предприятиях при всех одинаково сильных качествах предпочтение отдается мужчине-претенденту на какой-либо пост. Не буду называть это «мужским шовинизмом». Порой так поступают и умные руководители, просто помятуя об этой шагреневой коже, пытаются по-своему обезопасить женщин. Однако лучше бы этот выбор оставлять за нами.
Подход женщин в решении вопросов разнообразен: кто-то решает силовым методом, жестко, кто-то проявляет чудеса дипломатии, взвесив все нюансы. Вы знаете, как и во внешней политике, эффективней всего чередование этих приемов. Если тебя легко просчитать, ты не добьешься того, чего хочешь.
Александр Сидякин — депутат Госдумы:
— Я сталкивался с разным стилем ведения бизнеса. У нас в политике преобладает, наоборот, патриархат, больше мужчин, но есть очень продвинутые женщины типа Ирины Яровой, она жесткая, бескомпромиссная, абсолютно обворожительная, чарующая в своей строгости. Но мне больше нравится результат, не важно, каким способом достигается — женской улыбкой или мужским ударом по столу, наверное, это не так важно, хотя...
Женщина вынуждена брать мужские методы, а мужчины — женские, поскольку правила ведения бизнеса, маркетинг, менеджмент того или иного процесса — это вещь универсальная. В учебниках же не написано, что это мужское или женское. Это уже эмоциональное.
Ролан Шамсутдинов — директор по развития ГК «Мехуборка» (Набережные Челны):
— Думаю, что делить стратегии бизнеса на «мужские» и «женские» не совсем верно. У нас есть достаточно много примеров, когда женщины занимаются бизнесом и занимаются им достаточно успешно. Есть женщины, которые по натуре своей тоже достаточно сильные. И я, например, если говорить даже о нашей отрасли, знаю некоторых таких бизнесвумен, которые отлично справляются со своими обязанностями. И для меня, конечно, в свое время было небольшим шоком узнать, что такими успешными предприятиями руководят, оказывается, женщины. Хотя вместе с шоком испытал приятные чувства, было приятно узнать, что руководителями таких успешных компаний являются как раз-таки женщины.
Не думаю, что женская стратегия ведения бизнеса более перспективна, чем мужская. Женщина просто более взвешенно и обдуманно принимает решения, меньше, возможно, рискует. Хотя риск тоже, безусловно, должен присутствовать. Думаю, что всего должно быть в меру. Идти на риск, думаю, не всегда правильно, потому что можно наделать очень много ошибок. Но и сидеть месяцами и вынашивать какое-то решение, тоже, думаю, не совсем хорошо. Должна быть какая-то золотая середина.
В коллективах, где первый руководитель мужчина, зачастую не особо церемонятся с работником, допустившим какой-то промах или ошибку. Руководитель-мужчина не всегда терпеливо к ним относится и подводит к тому, что такого сотрудника проще поменять. Женщина, как мне кажется, более терпелива в этом смысле. Она сначала будет пытаться человека изменить, больше уделять ему внимания и до последнего будет пытаться вывести сотрудника на тот нужный компании уровень и только в самую последнюю очередь будет принимать решение о его замене.
Я согласен, что женщин-предпринимателей становится с каждым днем все больше и больше. Есть такой момент, но опять же, смотря какую сферу бизнеса рассматривать. Женщин у нас больше, мне кажется, все-таки в сфере услуг: рестораны, оздоровительные центры... В этой области женщин-предпринимателей действительно становится больше. И у меня в последнее время складывается такое впечатление, что это желание женщин идти в бизнес связано в первую очередь с нежеланием работать у мужчин. Многие мужчины перестали думать о том, что они являются главами своих семей, и о том, что они должны быть на самом деле кормильцами своих семей. Поэтому женщины и берут на себя эту обязанность и пытаются самостоятельно кормить свои семьи и принимать решения в конце концов. Это связано с нашей сегодняшней современной жизнью — женщине чаще приходится принимать такие решения, когда мужчина не справляется со своими обязательствами кормильца и ролью главы семьи. Когда мужчина уходит на второй план, женщина и берет ответственность на себя. Почему так происходит, ответить тяжело, но это факт.
Татьяна Прокофьева |
Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО «Завод имени Серго» (ПОЗиС):
— Нет женщин — нет созидания. На нашем производстве очень большой процент женщин. Я без проблем работаю с женщинами на руководящих должностях. Например, мой заместитель по финансам — женщина, заместитель главного технолога — тоже женщина, руководитель департамента по продвижению холодильной техники — женщина, и с ними хорошо работать.
Современные женщины по оперативности принятия решений ни в чем не уступают мужчинам. И самое главное — педантичность в доведении любого дела до конца. Поэтому женщины-предприниматели в современном мире могут быть не менее успешны, чем мужчины.
Не думаю, что существует такое понятие, как мужской или женский стиль работы в бизнесе. Конечно, определенная эмансипация произошла и в тоже время некий женский подход в современном бизнесе нормален.
Наталья Таркаева — помощник министра экономики РТ:
— Я не считаю правильным делать какие-то гендерные различия в бизнесе. Понятно, что есть виды деятельности, которые более близки женщинами, есть те, что более близки мужчинам, но это не значит, что должны быть какие-то принципиальные различия в подходе к женщине-предпринимателю или к мужчине-предпринимателю. Человек, который выбирает для себя определенный вид деятельности должен соответствовать установленным критериям данной квалификации.
За время своей работы я видела перечисленные качества как у женщин, так и у мужчин. В чем-то, конечно, женщины склонны к более взвешенным решениям, однако есть и такие, кто принимает решения очень быстро, при этом рискованные решения. Есть бизнес-леди, которые работают и достаточно успешно в рискованных сферах, где просо нет времени долго обдумывать каждый шаг. А есть мужчины, которые работают в бизнесе, где детально нужно прорабатывать все моменты.
Нет, мне не кажется, что мы движемся к эпохе матриархата. Другой момент, что все больше женщин начинают заниматься бизнесом и темпы роста среди них гораздо больше.
Анна Кокорева — аналитик компании «Альпари» (Москва):
— Как аналитик и управляющий активами могу сказать, что аналитика и игра на бирже требует внимательности, последовательности, взвешенного анализа и терпения. Резкие действия и необдуманные решения неизбежно приводят к потерям на рынке. Всегда нужно взвешивать риски.
Прежде чем дать рекомендацию по тому или иному активу, сделать вывод о состоянии дел той или иной компании, важно проанализировать ситуацию с разных сторон, ничего не упустить, сверить все цифры и факты, потому что за свои слова нужно отвечать.
Из своего опыта могу сказать, что как такового стиля мужского и женского управления нет. Есть люди эмоционально сдержанные, а есть наоборот. Соответственно, вторые чаще всего принимают решения быстро, необдуманно и ведут агрессивную игру. Люди спокойные спокойны во всем и всегда, как руководители они более успешны.
Однако стоит отметить, что чаще всего женщины более консервативны в управлении и стремятся к стабильности, а мужчины склонны к риску и авантюрам.
Вообще, в современном обществе женщины все чаще занимают руководящие посты в бизнесе и в политике. Достаточно вспомнить нового главу ФРС Джанет Йеллен и канцлера Германии Ангелу Меркель. Но в то время, когда женщина на себя много берет, мужчины становятся более инфантильными. Это не очень хорошая тенденция, которая наблюдается в современном обществе, особенно в крупных городах.
Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:
— Как говорили в советское время: у нас нет женщин или мужчин, у нас сесть работники. И в настоящее время это стало реальностью. Сейчас неважно — мужчина или женщина. Так или иначе эмансипация берет свое и приходится не то что мириться, но иной раз соглашаться с таким положением вещей, и в некоторых случаях это очень хорошо. Потому что женщина-руководитель, женщина-предприниматель ничем по своим возможностям не уступает. Естественно, при работе откладывается некий отпечаток того, что еще нужно смотреть за детьми, домашние какие-то дела. Но если абстрагироваться от этих дополнительных обязательств, то женщина в бизнесе — это неплохо.
Именно способность сочетать перечисленные качества в зависимости от обстоятельств и делает дело перспективным. Есть дела, которые стратегически требуют обдумывания и планомерной серьезной работы. Есть тактические ходы, которые требуют моментального принятия решения, есть много других обстоятельств, при которых нужно вести себя тем или иным образом. Тут нет готового решения.
Я считаю, что нет такого понятия, как «мужское» или «женское» ведение бизнеса. В своей жизни я сталкивался со многими женщинами-предпринимателями, которые по многим параметрам превосходят мужчин и у которых есть чему поучиться. Это проявлялось в большей логике в управлении.
Нет, к эпохе матриархата мы не движемся, просто мы стали женщин в бизнесе воспринимать нормально, а не как что-то аномальное.
Сергей Ковжаров — управляющий активами финансовой компании AForex (Москва):
— В бизнесе понятия «слабый пол» нет, потому что все определяется таким показателем, как получение прибыли и выполнение поставленных результатов. И в данном случае неважно, кто их выполнил, или, наоборот, не выполнил, достижения и провалы бывают у всех. Шерил Сандберг заработала миллиард долларов за свою успешную карьеру в Google и Facebook, тогда как Эрин Каллан на посту финансового директора Lehman Brothers стала объектом критики на Уолл Стрит и так и не смогла вернуться в мир больших денег после кризиса. Женщины более эмоциональны, однако у них сильно развита интуиция. Чаще всего успеха добиваются те, кто принял мужской стиль поведения и смог избавиться от сантиментов, то есть стал играть на поле мужчин по их правилам, зачастую жертвуя карьерой и здоровьем. Каллан после крушения своей карьеры в инвестбанкинге нашла счастье в личной жизни, пусть и без больших денег.
Рамиль Галеев — владелец холдинга «Единство» (Набережные Челны):
— Думаю, что в каждом бизнесе есть свои особенности и стратегии, и под одну черту их подвести очень сложно. Каждый бизнес имеет свою специфику, и для каждого должна быть своя стратегия, я так считаю.
Если говорить о «мужской» или «женской» стратегии, в каждой женщине есть что-то мужское, и в каждом мужчине есть что-то женское. Это все очень перемешивается. Безусловно, очень важна скорость принятия решений. Она всегда более эффективно проявляет себя в бизнесе. То есть многое зависит от решения, принятого быстро и правильно. В кризисные периоды, например, быстрые побеждают больших. Есть такая аксиома. Крупные компании менее поворотливые, и их зачастую побеждают маленькие, более мобильные компании, которые могут быстро перестраивать свои стратегии и лучше, таким образом, реагировать на изменения, которые происходят на рынке. Но у каждого вида бизнеса должна быть своя стратегия, и здесь все зависит именно от его вида.
Женщины иногда проявляют достаточную жесткость в бизнесе. Я не думаю, что женщины в бизнесе могут быть в чем-то слабее мужчин, занятых предпринимательской деятельностью. Есть женщины, и я знаю таких, которые очень агрессивно и очень жестко ведут свой бизнес. Никаких слабостей не проявляют, такое тоже бывает.
Я согласен с тем, что эта тенденция движения к матриархату бизнесе действительно существует. И это, кстати говоря, касается не только бизнеса. Эта тенденция проявляется во всех сферах нашей жизни. Я признаю, что это действительно так. Женщины сегодня берут на себя больше, чем раньше. Можно только посочувствовать этому. Это связано в первую очередь с женской психологией, я считаю. Женщина берет на себя дополнительные обязанности и обязательства, когда боится, что ее мужчина не сможет ее защитить и не сможет ее обеспечить в будущем. Именно поэтому, чтобы гарантировать себе свое будущее, она берется за все сама.
Зиля Валеева |
Рушания Бильгильдеева — генеральный директор агентства недвижимости «Пассаж»:
— Я считаю, что нет. Женщина в бизнесе давно уже показала всем, что она умеет грамотно участвовать в бизнес-процессах и быть хорошим руководителем. Она мыслит не только интуитивно и решает какие-то вопросы более мягко и гибко, в то же время женщина по деловым своим качествам нисколько не уступает мужчинам.
Сегодня проводить долгий анализ в бизнесе практически невозможно, его нужно делать очень оперативно и естественно, если говорить о женщине, как о руководителе бизнеса, то готовность на риск, готовность взять риск на себя — это одно из наиважнейших качеств, которые присущи современным деловым женщинам. Ответственность за начатое дело, за своих сотрудников, за конечный результат — только при таком раскладе женщина становится успешной.
Я все-таки считаю, что есть женский стиль ведения бизнеса. Женщина ведь по своей природе отличается от мужчины, и поэтому стиль женщины несколько другой. Я бы сказала, что, например, в отношении каких-то социальных вопросов женщина мягче, она больше думает о человеческом факторе, порой это даже ставится в ее приоритетах в отличие от мужчин. Женщина иногда может принять удар за себя, лишь бы окружающим было легче, в то время как мужчины могут этого момента не понять и не сделать.
О матриархате уже давно говорят сами женщины. Ведь даже за сильным руководителем-мужчиной всегда стоит умная, грамотная женщина. Я думаю, что женщины на сегодняшний день стали гораздо более активными, смелыми. Это проявляется в государственной политики. В наше время для самореализации женщины есть все условия. Хотя наступления матриархата я бы не хотела, я за равноправие полов. Мужчин надо тоже беречь.
Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):
— Я считаю, что в бизнесе вообще неактуально понятие «пол», это чистый унисекс. В бизнесе достаточно жестокие законы, которые совершенно едины, там нет никаких поблажек. Есть понятие «бизнес», есть понятие «конкуренция», понятие «обойти конкуренцию» и есть механизмы, с помощью которых все это достигается. Женщина своей красотой, обаянием и умом не сделает больше, чем внешне непривлекательный мужчина с таким же умом.
Я думаю, что быстрота и жесткость более эффективны. На самом деле это одни из сотни качеств, которыми должен обладать успешный предприниматель независимо от пола абсолютно. Просто быстрота и жесткость во многих случаях являются определяющими качествами.
Женский стиль ведения бизнеса существует, я думаю. Прежде всего, пожалуй, это проявляется в отношении сотрудников. И если женщина мягче, то при прочих равных условиях в таком же бизнесе женщина проиграет.
О матриархате в бизнесе говорить смысла нет. Ведь если посмотреть на долю женщин-предпринимателей и мужчин и поставить на чашу весов, то мужская сторона, конечно, перевесит.
В любом случае бизнес зависит от каких-то чиновничьих отношений. То есть все равно какие-то разрешительные моменты, ты идешь и получаешь, делаешь у них. И всегда спотыкаешься об то, что в руководстве государственных структур в большинстве своем мужчины. И уже так уж получается, природой дано, при равных обстоятельствах мужчине-чиновнику проще общаться с мужчиной-предпринимателем. И вот в этом отношении женщине еще сложнее. Так что про матриархат я бы не стала говорить. Такого не будет. К тому же женщина ведь — человек семейный, даже если женщина — предприниматель, у нее есть семья. И вот момент разделиться между семьей, детьми и бизнесом, и если последовательно будет двигаться в сторону бизнеса, то у нее разлетится семья. Эта двойственность мешает женщине развиваться в бизнесе так же успешно, как мужчине.
Харис Шарафуллин — депутат горсовета Набережных Челнов, генеральный директор ООО «ШарХХ»:
— Достаточно провокационный вопрос. Женщины пробиваются в бизнесе все чаще, их становится все больше. Есть они и среди моих партнеров. Но в целом, я считаю, слишком много их стать не может. Так что ни о каком матриархате в бизнесе, даже в отдаленном будущем речи не может идти. По той простой причине, что женщины и в бизнесе остаются женщинами. И сферы деятельности выбирают свои, в основном чисто женские. Например, магазин тканей, салон красоты и так далее. Вряд ли какая женщина возьмет на себя руководство, например, металлургическим комбинатом или автозаводом. Ну а по манере ведения бизнеса вряд ли стоит делить руководителей на мужчин и женщин. Тут все зависит от личностных качеств человека. Иная женщина может вести свои дела настолько агрессивно, что похлеще любого мужика будет. А другая действительно работает мягче, более гибко, решая вопросы своим обаянием и красотой.
Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:
— Не думаю, что пол влияет на развитие или успешность личности. Но если говорить в целом, то, конечно, мужчины добиваются больше, так как обладают большей харизмой, в большей степени какими-то деловыми качествами. Ну и, конечно, мужчинам не надо рожать детей и не нужно делать перерывы в карьере, а это очень важно. Тем более что после декретного периода на женщину ложатся и другие обязанности: забота о детях, муже, семье. Мужчина же может полностью сфокусироваться на работе без страха как-то развалить семью, так как он является добытчиком.
Бизнес бывает разный, бывают разные ситуации. Где-то наиболее подходящим будет именно женский подход, где-то нужен будет именно мужской волевой характер, жесткость. Мужчины склонны к более авторитарному управлению, женщины к более демократичному. Здесь дать однозначный ответ я затрудняюсь.
Рустам Исхаков — дизайнер одежды, владелец ООО «Студия Рустама Исхакова»:
— Для меня нет понятия «слабый пол» в бизнесе. Разделение по половому отличию — это, мне кажется, социальное клише, которым активно пользуются. Есть масса примеров, когда с виду хрупкая женщина принимает такие смелые решения, которым любой мужчина позавидует. Все зависит от того, насколько силен внутренний дух, насколько человек горит своей идеей. И тут нет разницы, к какому полу принадлежит деловой человек. Поступки он будет принимать не от гендерной принадлежности, а от своего внутреннего содержания.
Леся Виноградова — заместитель коммерческого директора R-Style:
— Считаю, что понятие «слабый пол» неактуально в современном бизнесе. Для успешного ведения бизнеса независимо от пола необходимы такие лидерские качества, как решительность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, ответственность. Эти черты присущи как эффективным мужчинам-руководителям, так и успешным бизнес-леди. Поэтому я не выделяю мужской стиль ведения бизнеса или женский. Я, например, уверенно и комфортно себя чувствую с партнерами и коллегами вне зависимости от их пола.
Существуют отрасли, где мы больше привыкли видеть мужчин, например, строительная или топливно-энергетическая. С этим невозможно не согласиться. Однако есть мнение, что и в IТ-компаниях значительно преобладает мужская часть населения, но сегодня на деле я этого не вижу. В нашей компании работает довольно много представительниц прекрасного пола, которые отлично справляются как со сложными техническими проектами, так и с задачами по управлению.
Думаю, успешность женщин-руководителей во многом связана с тем, что кроме лидерских они обладают дополнительными качествами, как правило, присущими прекрасной половине человечества. Например, умение найти подход, внимательность к подчиненным, способность сгладить ситуацию, спокойнее разрешить сложные вопросы и найти путь к взаимопониманию помогают женщинам быстрее завоевать доверие и сделать коллектив более сплоченным. Один из главных секретов женщин-руководителей — это искренность и доверие в работе с людьми.
Юлия Таланова — директор туристической компании ООО «Трэвэл эндвок»:
— Мне кажется, что понятие «слабого пола» в бизнесе постепенно исчезает. Хотя я вижу разницу в тактике принятия решения, в манере ведения бизнеса между двумя полами. Не зря же говорят, что женщина думает правым полушарием, а мужчина — левым. Сказать, какая стратегия является более эффективной, очень трудно. Все зависит от конкретной ситуации.
Другое дело, что до сих пор случаются ситуации, когда мужчины изначально не воспринимают женщину как равного партнера. Из глубины веков пошло, что они ощущают себя сильным полом, и женщина в их понимании должна сидеть дома и воспитывать детей. Когда во время переговоров перед ними сидит барышня в платье или строгом деловом костюме, в первые минуты тебя не воспринимают как равноценного игрока, срабатывают стереотипы. Только спустя какое-то временя, когда мужчина видит, что рядом умная, решительная женщина, не меньше него разбирающаяся в бизнесе, отношение начинает меняться.
Сергей Валишев — владелец таксомоторной компании «5 девяток» (Набережные Челны):
— Женщины в ведении бизнеса, впрочем, как и во многих других сферах, принципиально отличаются от мужчин. Сильная половина человечества оценивает свою работу по тому, что им было сделано. А слабая — как было сделано. То есть изначально разный подход. Но я не думаю, что грядет некое засилье женщин в сфере предпринимательства. Во-первых, для того чтобы заниматься бизнесом, нужны соответствующие черты характера и способности. Не секрет, что определенная часть людей являются лишь хорошими исполнителями, избегающими принятия решений. И среди женщин доля таких людей выше, чем среди мужчин. А во-вторых, женщинам в бизнесе все же сложнее, чем мужчинам. И главная сложность, я считаю, в управлении мужчинами. Если уж женщина начитает заниматься предпринимательством, она предпочитает и коллектив себе подбирать женский. Мужчинами им руководить сложнее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.