В прошлом году мы приняли решение получать импортное сырьё, аналогов которого нет на российском рынке, напрямую от зарубежных производителей. Начав работать с закупочной площадкой, которая находится в Лугано, Швейцария, мы определили место положения основного закупочного центра близко к предприятиям-поставщикам. Она выступает в качестве базовой и для нашего экспорта, сейчас мы непрерывно экспортируем товары в страны бывшего Советского Союза. Через эту площадку в Швейцарии мы планируем развивать другие европейские и мировые рынки. Мы уже экспортируем подсолнечное масло на Ближний Восток, планируем поставку соусов и масла в ЕС.

Что касается новых проектов, мы продолжаем развивать производство моющих средств. Мировой тренд на натуральные продукты позволяет создавать новые рецептуры и новую, более привлекательную упаковку.

В масложировом секторе отмечу, прежде всего, проект по джемам, конфитюрам – мы готовим новую для «Нэфиса» «сладкую линейку» продуктов.

Наши главные конкуренты - транснациональные компании. И это хорошо для нас. Они обременены крупными европейскими расходами, тогда как «Нэфис» - компания с российским капиталом, которая работает на российском рынке. Мы можем быстро реагировать и быть более конкурентоспособными.

Один из самых драматических моментов на рынке — это конкуренция между транснациональными корпорациями и местными производителями. Не секрет, что многие из них умерли или были проданы иностранным конкурентам, причем, не только в сфере бытовой химии.

Если выделить сильные стороны «Нэфиса», которые позволили ему выжить в конкуренции с теми же Procter&Gamble и Henkel, то я отмечу несколько:

Во-первых, плотное участие руководства в жизни компании: чтобы правильные люди были на правильных должностях. Недооценивать конкурентов нельзя, но размазывание принятия решения по уровням при всех плюсах понижает скорость. А у нас решения принимаются очень и очень оперативно, ведь сегодня все меняется с огромной скоростью.

Во-вторых, абсолютно ясное понимание рынка, эффективный маркетинг, реклама, дистрибуция — все важно. В-третьих, отмечу беспрецедентное качество продукции. У «Нэфиса» есть даже такой лозунг: «Мы всегда делаем лучше то, что другие делают хорошо». То есть наша продукция при конкурентных ценах, выделяется именно более высоким качеством, нежели у других производителей.

Что касается кадров, то российские специалисты, по моей оценке, имеют высокий уровень образованности и навыков. Исторически в России всегда были хорошие инженеры. Но, к сожалению, у вас был долгий период, когда основные ресурсы были сосредоточены в военной технике. Остальная страна и инфраструктура по этой причине пострадали. Россия очень богата природными ресурсами, людьми, университеты хорошие. Промышленность развивается. Так почему бы не вернуться на тот уровень, который был? И не только в области военной техники.

На европейском континенте Россия — это интересный рынок. Здесь еще много вещей, отраслей, которые можно улучшить и развить. Думаю, с точки зрения инженерии страна в любом случае будет развиваться.

Российская промышленность вообще довольно активно развивается («Нэфис» яркий тому пример). Но, здесь по-прежнему наблюдается так называемый «технологический разрыв». Это недостаток современных технологий в производстве: Россия стремится закупать иностранное оборудование, а не производить собственное оборудование по современным технологиям. Есть много зарубежных производителей оборудования, которые готовы привезти в Россию свои технологии. Это может помочь усовершенствовать российскую промышленность и быстро избавиться от технологического разрыва.

Особая экономическая зона «Алабуга» - это замечательная идея для привлечения инвесторов. Думаю, необходимо создать дополнительные специальные стимулы для таких актуальных видов деятельности, как производство автоматического оборудования на подобных площадках.

В целом высоко оцениваю потенциал Татарстана, где располагаются производственные мощности ГК «Нэфис». Это важнейшее стратегическое решение собственников.

Потенциал в первую очередь зависит от доступности природных ресурсов. Он у Татарстана очень большой.

Второе - многое зависит от культуры и поведения людей. Я не раз говорил, что казанцы, к примеру, очень похожи на миланцев своей работоспособностью и мотивацией. На моих глазах Казань подтвердила, что способна огромное количество работы выполнить в очень короткие сроки, подготовиться, и на высоком уровне провести Универсиаду. И, мне кажется, на самом деле вы можете достигнуть всего, чего захотите. Разговаривая с людьми, я понял, что какие цели вы перед собой ни поставите — вы их достигаете.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции