Профессиональный диалог между российскими и белорусскими специалистами

В работе круглого стола участвовали специалисты ведущих учреждений культуры: Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, а также Национального художественного музея Республики Беларусь. Главной темой обсуждения стали традиционные и современные практические методы реставрации произведений искусства. Мероприятие стало важным шагом в развитии профессионального диалога между российскими и белорусскими специалистами.

Неподдельный интерес у публики вызвал доклад сотрудников Международный институт культурного наследия ASG. Директор Алина Булгакова рассказала о многолетней деятельности реставрационных мастерских ASG, их вкладе в сохранение культурного наследия:

«Реставрационные мастерские Международного института культурного наследия ASG работают с 2010 года. В этом году мы отмечаем свое пятнадцатилетие. Реставрационная деятельность института многоаспектна. Она включает восстановление архитектурных объектов в Казани, Москве и Московской области, их экстерьера и интерьера, реставрацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В мастерских реставрируются предметы из Большого собрания изящных искусств ASG, которое является уникальным как по своему объему (на сегодняшний день в нём уже более 7000 предметов искусства), так и по составу. В Международный институт культурного наследия ASG предметы поступают в разном состоянии. Реставрационные мастерские института выступают настоящей лабораторией по восстановлению первоначального состояния предмета. На сегодняшний день наши мастера отреставрировали 350 картин и около 1000 предметов мебели.

Совсем недавно была завершена реставрация немецкого кабинета конца XIX века. Он нуждался в комплексном восстановлении. В процессе реставрационных работ обнаружился тайник, традиционный для подобных кабинетов. Данный предмет будет украшать зал князей Горчаковых на втором этаже Дворца изящных искусств ASG».

Кабинет до и после реставрации<p> Южная Германия, конец XIX в.</p><p> Шпон клена, резьба, точение,</p><p> тонирование, маркетри,</p><p> масляная живопись</p><p> БСИИ ASG, инв. № 18-3529</p> Кабинет до и после реставрации, Южная Германия, конец XIX в. Шпон клена, резьба, точение, тонирование, маркетри, масляная живопись БСИИ ASG, инв. № 18-3529 

Уникальная концепция наполнения здания

Концепцию уникального культурного пространства — Дворца изящных искусств ASG представила Дарья Молотникова, заместитель главного редактора издательского центра МИКН ASG: «Группа компаний ASG последовательно реализует системную программу восстановления и приспособления исторического объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Адмиралтейской конторы, XVIII в., арх. Кафтырев В.И.». Мы разработали уникальную концепцию наполнения здания — создание тематических залов, посвящённых российским императорам, меценатам и коллекционерам, связанных с историей Казани. Особое внимание уделяется отражению многовековой связи между императорами и Казанской губернией, а также вкладу аристократов и купцов-меценатов в историко-культурное наследие страны. Мы придерживаемся комплексного подхода проектирования, который включает научную работу: атрибуционные исследования Большого собрания изящных искусств ASG, изучение биографий исторических личностей, анализ их коллекций и «собирательского вкуса». Только после данной работы мы приступаем к выявлению общности собраний. На сегодняшний день мы сформировали наполнение залов по всему второму этажу, архитекторами были подготовлены эскизные интерьерные решения».

Большое собрание изящных искусств ASG и коллекции князей Горчаковых

Каждый зал уникален, в частности, зал князей Горчаковых. Горчаковы принадлежали к старинному княжескому роду. Коллекционирование было их семейной чертой: светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798–1883) был известным коллекционером, чья картинная галерея вошла впоследствии в состав собрания Государственного Эрмитажа. Важно подчеркнуть его этническую принадлежность к татарскому народу: «род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы…»

Большое собрание изящных искусств ASG и коллекции князей Горчаковых объединяет мебель немецких мастеров, французскую мебель XVII века, живопись кисти Томаса Вейка, Хендрика ван Линта и Яна Фейта, что подтверждают научные публикации и архивные источники.

В Эрмитаже хранится полотно Яна Фейта «Охотничья добыча», которое ранее принадлежало Михаилу Александровичу В Эрмитаже хранится полотно Яна Фейта «Охотничья добыча», которое ранее принадлежало сыну канцлера Михаилу Александровичу Горчакову

Ян Фейт, круг<p> Нападение на птичий двор</p><p> Фландрия, XVII в.</p><p> Холст, масло,</p><p> БСИИ ASG, инв. № 04-2236</p> Ян Фейт, круг, Нападение на птичий двор Фландрия, XVII в. Холст, масло, БСИИ ASG, инв. № 04-2236

МИКН ASG открыто делится результатами своей работы. Все материалы по сохранению произведений из Большого собрания изящных искусств ASG публикуются в журнале «Мир искусств». О концепции Дворца, апробации проекта и реставрационной политике компании можно ознакомиться в корпоративном издании «Спасенная красота. Инвестиции во благо!».