В дуэте с Китаем Россия полностью решила бы все проблемы энергодефицита Дальнего Востока, это был бы самый мощный толчок, который только можно придумать для быстрого форсированного развития региона, а Китаю «позарез» нужны очень большие объемы чистой энергии. Об этом пишет в своей статье для «БИЗНЕС Online» главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев.

Иван Грачев Иван Грачев Фото: «БИЗНЕС Online»

В качестве примера «синергетического» проекта, который бы помог Поднебесной избавиться от необходимости зарабатывать столько денег, сколько страна сегодня зарабатывает на европейских и американских рынках, откуда ее будут вытеснять, эксперт называет строительство приливной электростанции на севере Охотского моря. «Есть такая Пенжинская губа. С советских времен там были предварительные планы построить приливную электростанцию. Там огромные приливные волны, до 13 метров. Это как 25–30 рек Амазонок протекают то в одну, то в другую сторону. То есть это огромная энергия, которая, в принципе, позволяет построить электростанцию мощностью до 100 ГВт», — рассказал спикер.

100 ГВт — это примерно треть того, что сегодня производит вся Россия, добавил он, а тут одна электростанция. Оценки стоимости строительства Грачев называет такие: для первой очереди нужно $60 млрд, для второй — $200 миллиардов. «С учетом того, что я анализировал данные по строительству других гидростанций, полагаю, реально нужно около 500 миллиардов долларов, чтобы построить такую приливную электростанцию. Есть „но“. Во-первых, для России этот проект слишком дорогой. Во-вторых, как бы быстро Дальний Восток ни развивался, там нет такого количества потребителей. Это заведомо избыточные мощности. Но если бы это был совместный проект с Китаем, то это было бы не так уж и дорого. Близкие по масштабу затрат электростанции, кстати, КНР пытается построить в Гималаях», — отметил эксперт.

Что касается окупаемости проекта приливной электростанции, подсчитал спикер, если цены на электроэнергию примерно равны ценам для американских промышленных предприятий (что ниже цен на электроэнергию в России и чуть-чуть выше, чем электроэнергия в Китае), это случилось бы через 15–20 лет.

«В этом смысле проект абсолютно реалистичный с точки зрения получения дешевой энергии, которая китайским партнерам была бы позарез нужна, потому что это дефицитный ресурс. Конкурентоспособность их маршрутов полностью зависит от стоимости электроэнергии. А Китаю обязательно нужно иметь гарантированные сухопутные маршруты на случай конфликта с США. От соотношения цены на 1 кВт⋅ч и литра дизельного топлива для корабля или какого-то иного топлива, — резюмировал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН. — Это мощнейший синергетический проект, обладающий огромным потенциалом для России и Китая, но пока такие проекты даже не обсуждаются».