Как стало известно «БИЗНЕС Online», главный дирижер Татарского театра оперы и балета им. Джалиля Ренат Салаватов получил документ под названием «Уведомление о необходимости дать объяснение» за подписью директора ТАГТОиБ Рауфаля Мухаметзянова (имеется в распоряжении редакции). Это произошло на фоне его громкого интервью нашему изданию.

Ренат Салаватов Ренат Салаватов Фото: «БИЗНЕС Online»

Руководитель театра требует от дирижера объяснить его отсутствие на рабочем месте с 26 мая по 20 июня текущего года. Директор просит предоставить письменное объяснение в отдел кадров в течение двух рабочих дней.

В разговоре с нашей газетой народный артист РТ и заслуженный артист РФ заметил, что не будет реагировать на письмо. «Я уже перелистнул эту страницу, — сказал Салаватов. — Просто прошу меня оставить в покое. У меня уже другая жизнь, я иду дальше».

Напомним, ранее наша газета сообщала, что Салаватов может покинуть театр им. Джалиля, главным дирижером которого является с 2003 года, в знак недовольства политикой, которую проводит команда директора Мухаметзянова. В мае, продирижировав «Анютой» и «Баядеркой» на Нуриевском фестивале, он покинул Казань и уехал в Алма-Ату, где работает в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая.

Ренат Салаватов: «Господин директор боится, что талантливые татары помешают ему сохранить власть!»

Подробно свою позицию именитый дирижер разъяснил в интервью «БИЗНЕС Online», где, в частности, рассказал, что сотрудники отдела кадров театра предлагали написать ему заявление об увольнении по собственному желанию, Салаватов отказался. «Меня это страшно возмутило. Сказал, что ничего писать не буду. Я говорю: мне важен пиар как артисту! Ростропович говорил: пусть пишут, говорят все что угодно, лишь бы писали и говорили. Мне не нужна тишина», — сообщил он.

В интервью Салаватов высказал целый ряд претензий относительно управления и репертуарной политики Казанской оперы: выбор названий для постановок, низкие заработные платы сотрудников, текучесть кадров и т. д. «Он (Мухаметзяновприм. ред.) талантливых людей боится как огня, потому что талант же неудобен, — уверен главный дирижер театра. — А татар боится еще сильнее. Поэтому у нас не поют наши звезды: Альбина Шагимуратова, Аида Гарифуллина, Айгуль Хисматуллина. В мире они востребованы, а в Казани нет. Господин директор боится, что талантливые татары помешают ему сохранить власть. А это его единственная задача — быть главным до конца дней, чтобы его из оперного театра вынесли вперед ногами».

Накануне Салаватов рассказал нашему корреспонденту, что с момента отъезда из Татарстана с ним не выходил на связь никто из официальных лиц республики, но дирижер получил множественные слова поддержки от своих подопечных в оркестре театра им. Джалиля и коллег по цеху. «Десятки, сотни людей пишут и продолжают писать, просят вернуться. Но я решение свое уже принял», — говорит наш собеседник.

Между тем имя Салаватова по-прежнему числится в разделе «Художественное руководство» на официальном сайте театра им. Джалиля. В самой Казанской опере отказались от комментариев по ситуации, не высказывались по теме и в министерстве культуры РТ — учредителе театра.

Один из самых именитых российских и казахстанских дирижеров Салаватов родился 5 ноября 1949 года в Чимкенте. Окончив в 1969-м московскую ЦМШ по классу виолончели, поступил на кафедру симфонического дирижирования Ленинградской консерватории, где познакомился с молодым Валерием Гергиевым, оба они учились у знаменитого педагога и теоретика дирижирования Ильи Мусина.

Еще на пятом курсе получил приглашение занять пост главного дирижера камерного оркестра Радио Казахстана. После службы в армии становится дирижером оперного театра в Алма-Ате. В 1979 году окончил аспирантуру при Московской консерватории и приехал работать в Казань, где возглавил симфонический оркестр Татарской государственной филармонии. Затем был главным дирижером Казахского академического театра оперы и балета им. Абая и дирижером Мариинского театра. В 1990-е работал дирижером Баварской государственной оперы (Мюнхен) и дирижером Шведской Королевской оперы (Стокгольм). В 2000 году в Мариинском театре в качестве приглашенного дирижера ставил балеты «Манон» Ж. Массне и «Петрушка» И. Стравинского.

С 2003 года Салаватов — главный дирижер татарского театра оперы и балета. В 2020-м был удостоен Государственной премии РТ им. Тукая (в составе творческой группы за постановку оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике» в качестве музыкального руководителя и дирижера). Он имеет звание народного артиста Татарстана и Казахстана, заслуженного артиста РФ и заслуженного деятеля Казахстана.