Сегодня в Москве дали старт биеннале частных коллекций, организованной фондом «Новые коллекционеры». Она будет проходить до октября и охватит 12 городов. В Казани масштабный проект будет представлен выставками в галерее современного искусства «БИЗON» и ЦСК «Смена».
«Галерея „БИЗON“ работает в Казани почти 8 лет. В ней представлен довольно важный контекст современного искусства. Это очень важная культурная институция, которая работает с местными художниками очень активно, открывает их и показывает, а также привозит в Казань искусство ключевых художников, которые живут в нашей стране», — отметила сооснователь фонда «Новые коллекционеры», экс-директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак.
Кроме Москвы и Казани, мероприятия пройдут в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде. Нижнем Новгороде Суздале, Владимире, Уфе, Томске, Владивостоке, Екатеринбурге и Калуге. Всего в проекте примут участие более 40 ведущих галерей.
Лошак обратила внимание на то, что в рамках биеннале в меньшей степени будут представлены хорошо известные коллекции. Весьма разнообразными будут и экспонаты выставок. К примеру, они будут состоять из произведений живописи, графики французских модернистов, икон, фотографий, видеоарта, периодических изданий, искусства аутсайдеров, коллекционного дизайна и периодических изданий 1920–1930-х годов и т. д.
Марина Лошак
Частью биеннале также станет обширная интеллектуальная программа «Коллекционирование, как культурная практика, наследие и акт выбора». Она начнется 8 июля в московском ЦСИ «Винзавод» с дискуссии «Коллекционеры как агенты изменений».
Лошак, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», подчеркнула, что современное российское искусство — это не только про громкие столичные имена, но и про личный выбор зрителей в регионах. По ее словам, даже в городах с небольшой художественной сценой сегодня есть активный интерес к искусству: яркий пример — выставка «коллекционера-вундеркинда» Антона Козлова в Ельцин-центре, которая три с половиной месяца собирала до 2 тыс. посетителей в день. Однако ситуация в разных частях страны разительно отличается: если на Урале сложилась живая арт-среда с вовлеченными коллекционерами, то в Сибири, несмотря на ожидания, художественная жизнь остается слабой.
Особенно показателен пример Томска — города с мощным научным потенциалом, но практически отсутствующей арт-сценой. При этом на Дальнем Востоке, по мнению Лошак, ситуация обратная: там появляются яркие частные музеи, созданные местными энтузиастами. Она связывает такие различия с миграцией творческих кадров — многие активные художники и кураторы переезжают в Москву или Петербург в поисках возможностей.
Ключевой вывод эксперта: развитие искусства в регионах зависит не столько от финансирования, сколько от энергии конкретных людей. Подтверждение этому — Красноярская биеннале, куда едут столичные специалисты, несмотря на загруженность, или частные музеи в дальневосточных городах, становящиеся культурными центрами. «Наша задача — не навязывать готовые решения, а поддерживать тех, кто уже меняет художественную среду вокруг себя», — резюмирует Лошак. По ее мнению, будущее российского искусства — в балансе между столичными институциями и локальными инициативами, каждая из которых отражает уникальный культурный код своего региона.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.