С 1 ноября в России вступают в силу изменения, упрощающие процедуру взыскания задолженностей по налогам непосредственно с банковских счетов граждан. О том, как будет работать новый механизм, в беседе с RT рассказала адвокат, специалист по гражданскому и международному праву Мария Ярмуш.

 Фото: «БИЗРНЕС Online»

По словам эксперта, при наличии у гражданина неуплаченных налоговых обязательств Федеральная налоговая служба (ФНС) будет направлять требования напрямую в банки, где у должника открыты счета. На этом основании финансовые организации получат право списывать средства в счет погашения долга без получения судебного решения и исполнительного листа.

«Также банки могут наложить арест на счета ровно в той сумме, которую необходимо заплатить по долгам. Если, предположим, нужно заплатить 50 тысяч, а на счетах у налогоплательщика ничего нет, но ему начисляется заработная плата, то в рамках вот этой перечисленной суммы заработной платы банки будут переводить сумму по погашению долгов налогоплательщика перед бюджетом», — пояснила Ярмуш.

При этом адвокат обратила внимание на важное исключение: закон защищает от взыскания определенные социально значимые выплаты. В эту категорию входят пенсии по инвалидности и потере кормильца, алименты на детей, возмещение вреда жизни и здоровью, а также прожиточный минимум.

Ярмуш уточнила, что для сохранения неприкосновенного минимума гражданину необходимо самостоятельно подать в банк соответствующее заявление. Это позволит обеспечить финансовую защиту для него и его семьи.

«Молчание – знак согласия»: как новый закон изменит правила списания налоговых долгов

Напомним, ранее стало известно, что с 1 ноября 2025 года ФНС получит право списывать долги с банковских счетов физических лиц во внесудебном порядке. Без суда станут взыскивать бесспорные долги по НДФЛ, транспортному и имущественному налогам. Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили уверенность, что за обещанной эффективностью кроются серьезные риски для граждан — с введением нового порядка вся ответственность ляжет на самих налогоплательщиков, а молчание будет расценено как согласие с долгом.