Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», руководство Росавиации приняло решение об упразднении своего татарского межрегионального территориального управления (МТУ). Оно было образовано ровно 20 лет назад на волне «парада суверенитетов»... Официальные причины пока не называются. В авиатранспортных кругах говорят о том, что это и итог «поиска стрелочников» в катастрофе «Боинга», и объективные недостатки в работе МТУ. Эксперты указывают на то, что ликвидация управления — потеря конкурентного преимущества республики в делах воздушного транспорта и, по сути, расставание РТ с большими авиационными амбициями.
«ПОКУШЕНИЯ» НА УПРАВЛЕНИЕ БЫЛИ И РАНЬШЕ
О ликвидации татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (МТУ) федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) газете «БИЗНЕС Online» сообщили в минувший понедельник несколько источников в авиатранспортной отрасли. По их данным, функции МТУ перейдут к Приволжскому управлению со штаб-квартирой в Самаре.
Исполняющий обязанности руководителя МТУ Сергей Саушкин (он возглавил управление после отставки Шавката Умарова) не стал комментировать сведения наших источников. Заместитель начальника Приволжского МТУ Александр Нетреба сообщил нашей газете, что документов о ликвидации татарского МТУ в Самаре пока не видели, но на неделе в Казань выедет начальник управления Валерий Шубин, а также представители московского офиса Росавиации. По итогам поездки решат, как технически будет реорганизовано татарское МТУ. Умаров рассказал «БИЗНЕС Online», что судьба управления, скорее всего, решена. Получить информацию у руководства Росавиации не удалось — телефоны пресс-службы агентства не отвечали.
Авиаторы РТ восприняли новость однозначно негативно. Например, председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким уверен, что с потерей МТУ республика теряет серьезное конкурентное преимущество в области воздушного транспорта. Здесь надо напомнить, что татарское МТУ было организовано 20 лет назад — выделилось из того же Приволжского управления. Цель? Как рассказал «БИЗНЕС Online» Умаров, все произошло на волне «ельцинской революции, когда суверенитет все брали». Была и объективная необходимость. В РТ авиационная жизнь буквально бурлила: раньше, чем в других регионах, начали делиться на аэропорты и авиакомпании, действовал с десяток авиафирм, летчики местного авиаотряда первыми в Приволжском управлении начали летать за границу. В конце концов, Татарстану едва ли не единственному из регионов Поволжья удалось сохранить гражданскую авиацию. Словом, нужен был местный орган, способный оперативно отслеживать, регулировать и направлять все виды деятельности в области гражданской авиации.
«Были попытки и раньше «покушаться» на МТУ — дескать, небольшое управление, да и рядом есть самарское, — напомнил «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Но в конце 1990-х-начале 2000-х авиация в Татарстане стала бурно развиваться и стала сильнейшей в Поволжье, и оснований для таких «покушений» становилось все меньше. Авиакомпания «Татарстан» поднялась до 11-го места в российском рейтинге, малая авиация стала лучшей в Поволжском регионе, хотя стартовые условия для ее развития у соседей были гораздо лучше. Напомню, что в то время в Самаре, Башкирии и так далее авиакомпании закрывались. Сама деятельность управления способствовала развитию авиации. И оно было одним из немногих бескорыстно работающих на авиационный бизнес».
«ЕСЛИ СВОЕЙ ПОЛИТИКИ НЕТ...»
Разговоры о том, что татарское МТУ могут закрыть, пошли почти сразу после катастрофы «Боинга» в Казани. Особенно активными они стали после отставки Умарова. Косвенным подтверждением считали и то, что Саушкин до сих пор — и.о.
Некоторые авиаторы полагают, что все дело в желании назначить виновных за гибель «Боинга». «Однозначно, это реакция на «Боинг», — уверен Хаким. — Я так и думал, что закончится тем, что закроют региональное управление. Для этого и авиакомпанию «Тулпар» закрыли. По большому счету это сделали по надуманной причине, что мы не проходили по финансовым показателям. А на самом деле закрыли именно для того, чтобы показать, что они владеют ситуацией, и чтобы показать плохую работу регионального управления».
Азат Хаким отмечает, что авиаотрасль РТ ждут тяжелые времена |
Примерно такого же мнения придерживаются и фигуранты «дела дельталетчиков». В начале марта один из них — председатель федерации дельталетного спорта РТ Владимир Чупарков — говорил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Мы наверняка волнуем прокуратуру в самую последнюю очередь. Ее главная цель — территориальное управление Росавиации... Сегодня принимаются усилия установить виновных именно в нашем региональном управлении». Впрочем, он полагает, что «Боинг» — это только повод, а судьба управления была предрешена намного раньше — некоторым давно не нравилось, что у РТ есть «собственное» управление, у которого есть свое мнение и финансирование.
Ряд экспертов полагает, что все проще — мы имеем дело с реформой структуры Росавиации. «Не исключено, что в данном случае агентство руководствуется, так скажем, принципом общего укрупнения», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров. Но, по его мнению, причина может быть, так скажем, идеологической: «Возможно, масштабы авиации в Татарстане сейчас таковы, что держать целое управление бессмысленно».
С ним солидарен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий: «Вижу здесь сплав вопросов политики, управления, экономики. Если республика проводит более-менее автономную политику в области гражданской авиации, то разумно иметь и собственное управление, которое бы ее и проводило, так гораздо проще работать. А если своей политики нет, то нет никакого смысла в этой структуре». Судя по тому, что на сохранении МТУ чиновники РТ, по всей видимости, особо не настаивали, можно предположить, что так оно и есть.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОТСТАИВАЛ ИНТРЕСЫ АВИАТОРОВ
Какими будут последствия ликвидации МТУ?
Во-первых, это сложности технического характера. «Крайне неудобно будет для решения вопросов мотаться в Самару», — говорит Хаким. На одной такой поездке для решения элементарного вопроса два дня потеряешь, согласен с ним Умаров. «Неудобно будет, — отмечает директор авиакомпании «Вектор» Марат Фазлеев. — Оформление сертификатов летной годности, пилотских свидетельств делали в Казани, да и то в аэропорт ездить неудобно было — все ждали, когда управление в город переедет. А если это будет в Самаре...» «Разрешения, согласования, учеба, совещания, квалификационная комиссия и так далее — все будет в Самаре, постоянно только и будем делать, что туда мотаться, — говорит Закаржаев. — Просто не представляю. В советское время это проходили и 100 раз порадовались, что свое управление появилось. И вот опять вернулись на круги своя».
Магомед Закаржаев (справа) напомнил, что «покушения» на татарское МТУ бывали не раз (Шавкат Умаров в центре) |
Во-вторых, это вопрос в разнице взглядов татарского и Приволжского управлений на развитие авиации. «В Самаре безопасность полетов обеспечивается очень просто: чем самолеты меньше летают, тем лучше для безопасности, — отмечает Хаким. — Поэтому развития авиации там никакого и нет. Эта политика будет применена и к Татарстану, что создаст огромные трудности в первую очередь для развития малой авиации. В авиационной деятельности очень много нюансов типа «казнить нельзя помиловать». Где поставить запятую? Умаров занимал довольно жесткую позицию, когда прокуратура пыталась запретить то, не разрешить это, последовательно отстаивал интересы авиаторов. А они будут только запрещать! Вот в чем проблема. Приволжским МТУ в основном руководят бывшие военные, люди, далекие от производственно-коммерческих работ. Словом, мы лишаемся серьезного конкурентного преимущества... Наше управление работало, конечно, намного эффективнее, чем приволжское. Если бы его не было, мы бы не поднялись до такого уровня, а он есть, что бы ни говорили. Чтобы это понять, надо побывать в Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде. Там все видно — и по аэропортам, и по тому, что никакой авиации нет вообще».
В-третьих, есть вопрос, так скажем, имиджевого характера. Даже если в Казани останется что-то вроде филиала, самостоятельности у него не будет, уверен Умаров: «Все финансы будут в Самаре, решения принимать будут там же. То есть хозяин — там. Будут нам команду давать: проверьте в Перми, сделайте то-то в Кирове, на побегушках, в общем».
АВИАЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ РАЗМЕННОЙ МОНЕТОЙ
Но есть и соображения более глобального характера. Хаким уверен, что упразднение управления — еще один шаг в деградации авиатранспортной отрасли РТ: «По сути, это продолжение затяжного кризиса авиационной отрасли Татарстана, которая оказалась в крутом пике».
Эксперты полагают, что в некоторых вопросах руководству татарского МТУ не хватило принципиальности — велико было давление |
Весьма эмоционально о том же высказался Закаржаев: «Закономерный итог процессов, которые происходили в гражданской авиации Татарстана в последние годы. Увы, при всех достоинствах управления не всегда у его руководства хватало характера до конца отстаивать свою линию в принципиальных вопросах — слишком велико было давление. Обидно и больно, что все наработанное бездарно растеряли, а авиация оказалась разменной монетой в руках дилетантов. И у меня стойкое ощущение, что никаких уроков из происшедшего не извлекли и сейчас... Особенно стыдно перед нашими ветеранами. Я даже не пошел на крайнее празднование Дня гражданской авиации — стыдно, и нечего было сказать уважаемым людям, столько сделавшим для развития авиации в Татарстане».
Как отметил один из источников газеты, с ликвидацией управления кончается целая эпоха: «Если в целом, то это конец авиационным амбициям Татарстана — дескать, все у нас есть и все мы умеем».
Справка
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.