«ПОКУШЕНИЯ» НА УПРАВЛЕНИЕ БЫЛИ И РАНЬШЕ

О ликвидации татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (МТУ) федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) газете «БИЗНЕС Online» сообщили в минувший понедельник несколько источников в авиатранспортной отрасли. По их данным, функции МТУ перейдут к Приволжскому управлению со штаб-квартирой в Самаре.

Исполняющий обязанности руководителя МТУ Сергей Саушкин (он возглавил управление после отставки Шавката Умарова) не стал комментировать сведения наших источников. Заместитель начальника Приволжского МТУ Александр Нетреба сообщил нашей газете, что документов о ликвидации татарского МТУ в Самаре пока не видели, но на неделе в Казань выедет начальник управления Валерий Шубин, а также представители московского офиса Росавиации. По итогам поездки решат, как технически будет реорганизовано татарское МТУ. Умаров рассказал «БИЗНЕС Online», что судьба управления, скорее всего, решена. Получить информацию у руководства Росавиации не удалось — телефоны пресс-службы агентства не отвечали.

Авиаторы РТ восприняли новость однозначно негативно. Например, председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким уверен, что с потерей МТУ республика теряет серьезное конкурентное преимущество в области воздушного транспорта. Здесь надо напомнить, что татарское МТУ было организовано 20 лет назад — выделилось из того же Приволжского управления. Цель? Как рассказал «БИЗНЕС Online» Умаров, все произошло на волне «ельцинской революции, когда суверенитет все брали». Была и объективная необходимость. В РТ авиационная жизнь буквально бурлила: раньше, чем в других регионах, начали делиться на аэропорты и авиакомпании, действовал с десяток авиафирм, летчики местного авиаотряда первыми в Приволжском управлении начали летать за границу. В конце концов, Татарстану едва ли не единственному из регионов Поволжья удалось сохранить гражданскую авиацию. Словом, нужен был местный орган, способный оперативно отслеживать, регулировать и направлять все виды деятельности в области гражданской авиации.

«Были попытки и раньше «покушаться» на МТУ — дескать, небольшое управление, да и рядом есть самарское, — напомнил «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Но в конце 1990-х-начале 2000-х авиация в Татарстане стала бурно развиваться и стала сильнейшей в Поволжье, и оснований для таких «покушений» становилось все меньше. Авиакомпания «Татарстан» поднялась до 11-го места в российском рейтинге, малая авиация стала лучшей в Поволжском регионе, хотя стартовые условия для ее развития у соседей были гораздо лучше. Напомню, что в то время в Самаре, Башкирии и так далее авиакомпании закрывались. Сама деятельность управления способствовала развитию авиации. И оно было одним из немногих бескорыстно работающих на авиационный бизнес».

«ЕСЛИ СВОЕЙ ПОЛИТИКИ НЕТ...»

Разговоры о том, что татарское МТУ могут закрыть, пошли почти сразу после катастрофы «Боинга» в Казани. Особенно активными они стали после отставки Умарова. Косвенным подтверждением считали и то, что Саушкин до сих пор — и.о.

Некоторые авиаторы полагают, что все дело в желании назначить виновных за гибель «Боинга». «Однозначно, это реакция на «Боинг», — уверен Хаким. — Я так и думал, что закончится тем, что закроют региональное управление. Для этого и авиакомпанию «Тулпар» закрыли. По большому счету это сделали по надуманной причине, что мы не проходили по финансовым показателям. А на самом деле закрыли именно для того, чтобы показать, что они владеют ситуацией, и чтобы показать плохую работу регионального управления».

Азат Хаким отмечает, что авиаотрасль РТ ждут тяжелые времена
Азат Хаким отмечает, что авиаотрасль РТ ждут тяжелые времена

Примерно такого же мнения придерживаются и фигуранты «дела дельталетчиков». В начале марта один из них — председатель федерации дельталетного спорта РТ Владимир Чупарковговорил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Мы наверняка волнуем прокуратуру в самую последнюю очередь. Ее главная цель — территориальное управление Росавиации... Сегодня принимаются усилия установить виновных именно в нашем региональном управлении». Впрочем, он полагает, что «Боинг» — это только повод, а судьба управления была предрешена намного раньше — некоторым давно не нравилось, что у РТ есть «собственное» управление, у которого есть свое мнение и финансирование.

Ряд экспертов полагает, что все проще — мы имеем дело с реформой структуры Росавиации. «Не исключено, что в данном случае агентство руководствуется, так скажем, принципом общего укрупнения», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров. Но, по его мнению, причина может быть, так скажем, идеологической: «Возможно, масштабы авиации в Татарстане сейчас таковы, что держать целое управление бессмысленно».

С ним солидарен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий: «Вижу здесь сплав вопросов политики, управления, экономики. Если республика проводит более-менее автономную политику в области гражданской авиации, то разумно иметь и собственное управление, которое бы ее и проводило, так гораздо проще работать. А если своей политики нет, то нет никакого смысла в этой структуре». Судя по тому, что на сохранении МТУ чиновники РТ, по всей видимости, особо не настаивали, можно предположить, что так оно и есть.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОТСТАИВАЛ ИНТРЕСЫ АВИАТОРОВ

Какими будут последствия ликвидации МТУ?

Во-первых, это сложности технического характера. «Крайне неудобно будет для решения вопросов мотаться в Самару», — говорит Хаким. На одной такой поездке для решения элементарного вопроса два дня потеряешь, согласен с ним Умаров. «Неудобно будет, — отмечает директор авиакомпании «Вектор» Марат Фазлеев. — Оформление сертификатов летной годности, пилотских свидетельств делали в Казани, да и то в аэропорт ездить неудобно было — все ждали, когда управление в город переедет. А если это будет в Самаре...» «Разрешения, согласования, учеба, совещания, квалификационная комиссия и так далее — все будет в Самаре, постоянно только и будем делать, что туда мотаться, — говорит Закаржаев. — Просто не представляю. В советское время это проходили и 100 раз порадовались, что свое управление появилось. И вот опять вернулись на круги своя».

Магомед Закаржаев (справа) напомнил, что покушения на Татарское МТУ бывали не раз (В центре - Шавкат Умаров)
Магомед Закаржаев (справа) напомнил, что «покушения» на татарское МТУ бывали не раз (Шавкат Умаров в центре)

Во-вторых, это вопрос в разнице взглядов татарского и Приволжского управлений на развитие авиации. «В Самаре безопасность полетов обеспечивается очень просто: чем самолеты меньше летают, тем лучше для безопасности, — отмечает Хаким. — Поэтому развития авиации там никакого и нет. Эта политика будет применена и к Татарстану, что создаст огромные трудности в первую очередь для развития малой авиации. В авиационной деятельности очень много нюансов типа «казнить нельзя помиловать». Где поставить запятую? Умаров занимал довольно жесткую позицию, когда прокуратура пыталась запретить то, не разрешить это, последовательно отстаивал интересы авиаторов. А они будут только запрещать! Вот в чем проблема. Приволжским МТУ в основном руководят бывшие военные, люди, далекие от производственно-коммерческих работ. Словом, мы лишаемся серьезного конкурентного преимущества... Наше управление работало, конечно, намного эффективнее, чем приволжское. Если бы его не было, мы бы не поднялись до такого уровня, а он есть, что бы ни говорили. Чтобы это понять, надо побывать в Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде. Там все видно — и по аэропортам, и по тому, что никакой авиации нет вообще».

В-третьих, есть вопрос, так скажем, имиджевого характера. Даже если в Казани останется что-то вроде филиала, самостоятельности у него не будет, уверен Умаров: «Все финансы будут в Самаре, решения принимать будут там же. То есть хозяин — там. Будут нам команду давать: проверьте в Перми, сделайте то-то в Кирове, на побегушках, в общем».

АВИАЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ РАЗМЕННОЙ МОНЕТОЙ

Но есть и соображения более глобального характера. Хаким уверен, что упразднение управления — еще один шаг в деградации авиатранспортной отрасли РТ: «По сути, это продолжение затяжного кризиса авиационной отрасли Татарстана, которая оказалась в крутом пике».

Эксперты полагают, что в некоторых вопросах руководству Татарского МТУ не хватило принципиальности - велико было давление
Эксперты полагают, что в некоторых вопросах руководству татарского МТУ не хватило принципиальности — велико было давление

Весьма эмоционально о том же высказался Закаржаев: «Закономерный итог процессов, которые происходили в гражданской авиации Татарстана в последние годы. Увы, при всех достоинствах управления не всегда у его руководства хватало характера до конца отстаивать свою линию в принципиальных вопросах — слишком велико было давление. Обидно и больно, что все наработанное бездарно растеряли, а авиация оказалась разменной монетой в руках дилетантов. И у меня стойкое ощущение, что никаких уроков из происшедшего не извлекли и сейчас... Особенно стыдно перед нашими ветеранами. Я даже не пошел на крайнее празднование Дня гражданской авиации — стыдно, и нечего было сказать уважаемым людям, столько сделавшим для развития авиации в Татарстане».

Как отметил один из источников газеты, с ликвидацией управления кончается целая эпоха: «Если в целом, то это конец авиационным амбициям Татарстана — дескать, все у нас есть и все мы умеем».